В условиях продолжительного роста цен на авторынке подержанную машину зачастую можно продать сегодня существенно дороже, чем она была куплена несколько лет назад. В преддверии оглашения итогов премии «Сохранность остаточной стоимости (Residual value – 2024)» эксперты, опрошенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, как меняется остаточная стоимость автомобиля в текущих рыночных и экономических условиях.
«Действительно, несколько последних лет мы наблюдаем рост остаточной стоимости автомобилей, у большинства из них ее индекс превысил 100%. Столь нетипичная ситуация связана с событиями последних лет, из-за которых произошел существенный рост цен на первичном рынке. Он, в свою очередь, значительно повлиял на ценообразование вторичного рынка, как следствие – стоимость автомобилей с пробегом стала выше изначальной стоимости их покупки в автосалоне 3 – 5 лет назад. Отметим, что большая часть брендов ушли с авторынка России, что привело к дефициту машин из Японии, Южной Кореи и Европы», – комментирует заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Дмитрий Ярыгин.
По его мнению, наиболее интересными марками для потребителей, среди официально представленных сегодня в России, являются Chery, Geely, Haval и некоторые их суббренды. Они уже достаточно давно присутствуют на рынке, завоевали определенную известность и доверие потребителей, имеют развитую дилерскую сеть и сервис. К особенностям всех китайских брендов следует отнести динамично меняющийся модельный ряд, а это негативно сказывается на остаточной стоимости автомобилей, поскольку их владельцы опасаются проблем с наличием запчастей.
В свою очередь, заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ «АВИЛОН» Роман Титов считает, что среди автомобилей, которые в будущем могут стать привлекательными для покупателей с точки зрения сохранности остаточной стоимости, можно, в частности, назвать электрокары (за счет постоянного развития специальной инфраструктуры для них, а также появления на рынке РФ все большего количества брендов и новинок). Во-вторых, высоким потенциалом в плане сохранности остаточной стоимости обладают и гибриды (за счет привлекательности для покупателей в плане выбора источника энергии, мощности, оснащения, технических характеристик, комфорта и пр.). Среди автомобилей, которые быстрее теряют в цене, стоит в первую очередь назвать модели с большим пробегом и историей ДТП: очевидно, что в будущем возможны многочисленные проблемы с обслуживанием и эксплуатацией данных автомобилей.
«Стоит ли сегодня продавать свой автомобиль, например, в возрасте 3 – 5 лет? Стоимость новых и подержанных автомобилей с каждым годом возрастает. Исходя из этого есть два варианта. Первый – оставить текущий автомобиль и подождать, чтобы его цена выросла, но новый стал еще дороже. Второй вариант – поменять сейчас, что сделает и продажу текущего, и покупку нового дешевле, чем в будущем. Важно взвесить все факторы, чтобы принять решение, соответствующее ситуации и потребностям», – рассуждает руководитель отдела маркетинга и PR ГК «БорисХоф» Аркадий Григорьев.
Подробнее о том, стоит ли в текущих рыночных и экономических условиях рассматривать автомобиль как инвестицию, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ