Это наименьший показатель за последний 21 месяц
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам февраля 2025 года. Согласно результатам исследования, в конце зимы жители РФ потратили на покупку новых машин 243,4 млрд рублей. Это на 12,1% меньше, чем месяцем ранее (в январе — 277 млрд рублей), и на 30,5% ниже уровня годичной давности (в феврале 2024-го — 350,1 млрд рублей). При этом сумма потраченных денег в феврале нынешнего года является наименьшей за последний 21 месяц, т.е. с июня 2023-го.
Около четверти денег ушло на премиальные автомобили
Доля премиум-сегмента в структуре финансовой емкости за месяц увеличилась. По итогам февраля в нашей стране было реализовано 6,9 тыс. новых машин премиум-класса, включая люксовые марки (на 12,8% меньше по сравнению с продажами января), что соответствует потраченным 58,7 млрд рублей (на 10% меньше, чем месяцем ранее). Таким образом, доля премиальных автомобилей в структуре затрат немного выросла — с 23,6% (в январе) до 24,1% (в феврале).
В то же время доля машин массового сегмента в затратах за месяц сократилась: с январских 76,4% до февральских 75,9%. Объем реализации и затраты в этом сегменте тоже уменьшились: было продано 71,2 тыс. машин (-12,3% по сравнению с январем) на 184,7 млрд рублей (-12,8%).
Лидерство по тратам сохраняют «китайцы»
В структуре финансовой емкости с долей 61% абсолютное лидерство сохранили «китайцы». Жители нашей страны потратили на них 148,6 млрд рублей. Далее в затратах февраля следуют: отечественные марки — 18,3% (44,7 млрд рублей); европейские — 11,4% (27,9 млрд рублей); японские — 4,4% (10,7 млрд рубле); корейские и американские — по 1,2% (или по 3 млрд рублей в каждом сегменте).
Если же рассматривать объемы реализации за прошлый месяц, то здесь тоже лидируют «китайцы» (42,6 тыс. шт.), за которыми располагаются российские бренды (28,4 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка оказались заметно ниже, не дотянув и до 3 тысяч экземпляров.
Автомобили В-класса преодолели отметку в 11%
Доля автомобилей В-класса в структуре финансовой емкости выросла до 11,6%. В феврале было продано 18,7 тыс. единиц на сумму 28,3 млрд рублей. По сравнению с январем затраты на них сократились на 5,4%, но доля таких машин в феврале смогла преодолеть порог в 11% (месяцем ранее она находилась на уровне 10,8%).
Впрочем, лидерство по затратам на нашем рынке с огромным преимуществом сохраняет сегмент SUV, на долю которого в феврале пришлось 76,3%. Так, за 51,4 тыс. новых кроссоверов и внедорожников россияне отдали 185,7 млрд рублей (-13,6% к январю). Напомним, что месяцем ранее их доля составляла 77,6%.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) суммарно пришлось 90% всех реализованных машин и 88% затраченных средств. Таким образом, суммарные показатели остальных сегментов рынка в последний зимний месяц составили 10% и 12% соответственно.
«В феврале 2025 года было реализовано 78 тысяч новых легковых автомобилей. Помимо того, что этот показатель на 25% меньше, чем год назад, он оказался на 12% хуже январского. Такая «аномалия», когда февраль по продажам уступил январю, случилась впервые за последние 10 лет. Во многом это объясняется тем, что часть покупателей перенесла покупку машин на более ранний срок — лето или осень прошлого года. В связи со вступлением в силу 1 октября новых ставок утилизационного сбора и последовавшего роста цен на автомобили они стремились приобрести их до удорожания. Таким образом, часть спроса была удовлетворена в 2024 году. Еще одной причиной служит высокая ключевая ставка ЦБ, которая с одной стороны бьет по автокредитованию, а с другой — способствует накоплению денежных средств на вкладах. Иными словами, некоторые потенциальные покупатели предпочитают держать свои финансы в банках под высокие проценты, получая тем самым прибыль, а не тратить их на машины», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Продажи новых автомобилей в феврале оказались наихудшими с июня 2023 года. Абсолютно то же самое произошло и с затратами на их покупку, которые стали минимальными за последний 21 месяц. И тут все логично: купили мало машин — потратили мало денег. При этом финансовая емкость рынка второй месяц подряд находится на уровне ниже 300 млрд рублей. А по итогам двух месяцев 2025 года суммарные затраты россиян на покупку автомобилей составили всего лишь 520 млрд рублей, что даже меньше результата октября прошлого года (542 млрд рублей), который является рекордным», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ