Это почти на треть меньше, чем месяцем ранее
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам ноября 2024 года. Согласно результатам исследования, в конце осени россияне потратили на покупку новых машин 371,8 млрд рублей, что на 12,8% выше уровня годичной давности (329,7 млрд рублей — в ноябре 2023-го). Но при этом данный показатель оказывается на 31,5% меньше, чем месяцем ранее (542,4 млрд рублей — в октябре 2024-го). Таким образом, после октябрьского рекорда финансовая емкость рынка в ноябре опустилась до минимума за последние пять месяцев.
3:1 в пользу массового сегмента
В ноябре на массовые автомобили ушло денег втрое больше, чем на премиальные. Так, в последний осенний месяц на покупку машин массового сегмента было потрачено 282,1 млрд рублей, что составляет 75,9% от общей суммы. В свою очередь автомобили премиум-сегмента обошлись в 89,7 млрд рублей (доля — 24,1%).
Если же рассматривать соотношение продаж, то тут разрыв намного существеннее (10:1). В ноябре было реализовано 111,1 тыс. автомобилей массового сегмента, что соответствует 91,1% всего рынка. Продажи премиальных машин (включая люксовые бренды) составили 10,8 тыс. единиц, что эквивалентно доле в 8,9%.
Только российские марки нарастили долю
Менее других затраты на покупку автомобилей снизились у отечественных брендов. В ноябре жители нашей страны потратили на покупку машин российских марок 66,3 млрд рублей — на 15,4% меньше, чем месяцем ранее. Затраты на покупку автомобилей других брендов сократились заметно сильнее: «китайцев» — на 31,9% (до 227,8 млрд рублей); «японцев» — на 38,4% (до 21,1 млрд рублей); «европейцев» — на 38,8% (до 36,1 млрд рублей); «американцев» — на 40% (до 3,8 млрд рублей); «корейцев» — на 56,2% (до 8 млрд рублей).
В связи с этим отечественные марки за месяц нарастили свою долю в финансовой емкости — с 14,4% (в октябре) до 17,8% (в ноябре). У всех остальных брендов она сократилась: у китайских — с 61,7% до 61,3%; у европейских — с 10,9% до 9,7%; у японских — с 6,3% до 5,7%; у корейских — с 3,4% до 2,1%; у американских — с 1,2% до 1%.
Что касается ноябрьских объемов реализации, то здесь наблюдается аналогичная картина: только у российских марок доля рынка за месяц увеличилась (с 30,8% до 36,3%), а у других — она уменьшилась. При этом лидируют по продажам все те же «китайцы» (66 тыс. шт.), за которыми располагаются отечественные бренды (44,2 тыс. шт.). Показатели остальных автопроизводителей не дотягивают и до 4 тыс. экземпляров.
Автомобили В-класса преодолели отметку в 10%
В ноябре доля автомобилей В-класса в структуре финансовой емкости выросла до 10,3%. За месяц их было продано в количестве 26,4 тыс. единиц на сумму 38,1 млрд рублей. По сравнению с октябрем затраты на них сократились на 26,4%, но доля таких машин в ноябре все же преодолела порог в 10% (месяцем ранее она находилась на уровне 9,5%).
Впрочем, лидерство по затратам на нашем рынке с огромным преимуществом сохраняет сегмент SUV, на долю которого в ноябре пришлось 75,8%. Так, за 79,6 тыс. новых кроссоверов и внедорожников россияне отдали 281,6 млрд рублей (-32,9% к октябрю). Напомним, что месяцем ранее их доля составляла 77,4%.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) суммарно пришлось 87% всех реализованных машин и 86,1% затраченных средств. Таким образом, суммарные показатели остальных сегментов рынка по итогам ноября составили 13% и 13,9% соответственно.
«В ноябре 2024 года было реализовано около 122 тыс. новых легковых автомобилей. Данный результат на 29% или почти 50 тысяч штук меньше, чем в октябре, являясь при этом наихудшим за последние девять месяцев, т.е. с марта. На волне ажиотажа, связанного со вступлением в силу нового утильсбора, высокий спрос на машины наблюдался в сентябре и октябре, поэтому уже в ноябре объемы реализации автомобилей вполне ожидаемо упали. Соответственно, и денег на них было потрачено заметно меньше», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Действительно, существенно меньшие продажи новых машин в ноябре по сравнению с октябрем обернулись и резким снижением суммы затрат на их покупку. При этом стоит напомнить, что в октябре финансовая емкость авторынка установила рекорд, впервые превысив «психологическую» отметку в полтриллиона рублей. Но уже в ноябре этот показатель упал почти на треть, опустившись даже ниже порога в 400 миллиардов. Причем столь минимальный результат зафиксирован впервые за последние пять месяцев, т.е. с июля», — отмечает Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ