Это вдвое меньше, чем за тот же период прошлого года
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых коммерческих автомобилей (LCV и грузовых) в России и определили его финансовую емкость* по итогам 2 квартала 2025 года. Согласно результатам исследования, с апреля по июнь на покупку новых коммерческих машин в нашей стране было потрачено 180,8 млрд рублей. Это на 17% меньше, чем в 1 квартале (218,8 млрд рублей), и на 53% хуже результата годичной давности (385,3 млрд рублей — во 2 квартале 2024-го). Свыше трети (36%) потраченных денег принадлежит легкой коммерческой технике (65,9 млрд рублей), которая была реализована в количестве 20,3 тыс. единиц. Остальные 64% — это затраты на покупку 12 тысяч грузовых автомобилей (сумма в 114,9 млрд рублей).
Рынок грузовиков поделен между китайскими и отечественными марками
90% всех денег тратится на китайские и российские грузовики. Однако доля «китайцев» в финансовой емкости уменьшилась. По итогам 2 квартала нынешнего года больше всего денег ушло на покупку грузовых автомобилей из КНР — 54,9 млрд рублей. Это соответствует 48% от общей суммы. Между тем год назад доля «китайцев» была заметно больше — 63%.
А вот доля отечественных брендов в финансовой емкости за год выросла с 25% до 42%. За последние три месяца на них было потрачено 48,2 млрд рублей. Оставшиеся 10% всех денег во 2 квартале суммарно ушло на прочие марки (11,8 млрд рублей).
Аналогичная картина наблюдается и в структуре реализации грузовиков, когда китайским и российским брендам в общей сложности принадлежит около 90% рынка. И если во 2 квартале прошлого года доминировали «китайцы» с долей 62%, то во 2 квартале 2025-го первенствуют отечественные марки (45%). Сейчас им удалось опередить конкурентов из Китая, на долю которых пришлось 44%. В количественном выражении это выглядит так: российские бренды — 5 444 проданных грузовика, китайские — 5 258 штук.
Более половины (55%) затрат пришлось на четыре бренда
Первенствует здесь отечественный КАМАЗ с результатом 35,1 млрд рублей. При этом его доля в финансовой емкости рынка новых грузовиков (MCV и HCV) увеличилась с 18% (во 2 квартале 2024-го) до 31% (во 2 квартале 2025-го).
Второе место в этом рейтинге занимает китайский SITRAK (12,6 млрд рублей) с долей 11%, причем год назад она составляла 14%. Снизилась она и у китайских марок FAW (7,8 млрд рублей) и Shacman (7,7 млрд рублей): если во 2 квартале 2025 года им принадлежит по 7% от общей суммы, то во 2 квартале 2024-го на них приходилось 11% и 13% соответственно.
Кроме них, в ТОП-10 по затратам вошли МАЗ, ГАЗ, Урал, HOWO, Dongfeng и Sany. На покупку грузовых автомобилей каждой из этих марок ушло от 4,5 млрд до 7 млрд рублей.
Что касается продаж во 2 квартале, то лидирует также КАМАЗ (3 799 шт.), за которым располагается SITRAK (1 266 шт.). Третье место занимает отечественный ГАЗ (1 029 шт.), а показатели каждой из оставшихся марок не дотянули даже до 900 единиц.
Больше всего денег собирает «китаец»
В пятерке моделей-лидеров — только одна из КНР. Так, во 2 квартале покупка новых грузовиков SITRAK C7H обошлась в 12,6 млрд рублей, что составляет 11% от всей финансовой емкости рынка. Эта же китайская модель возглавляет рейтинг продаж с показателем 1 262 единицы. Отметку в 1 тысячу реализованных автомобилей преодолел и КАМАЗ-43118 (1 043 шт.).
Далее в пятерке лидеров по затратам располагаются четыре отечественные модели, а именно: КАМАЗ-43118 (11,4 млрд рублей), КАМАЗ-65115 (5,6 млрд рублей), Урал-4320 (4 млрд рублей) и ГАЗ «Газон NEXT» (3,9 млрд рублей).
Сильнее других потеряли седельные тягачи
Тягачи сохранили лидерство на рынке грузовиков, но их доля резко упала. Больше всего денег во 2 квартале было потрачено на покупку седельных тягачей — 26,6 млрд рублей. Это составляет 23% от общей суммы. При этом год назад доля тягачей в финансовой емкости была равна 41%.
В 17,9 млрд рублей обошлись самосвалы, а в 14,3 млрд рублей — автокраны/подъемники. Таким образом, машинам этих трех типов кузова суммарно принадлежит более половины (51%) всех потраченных денег. Также стоит отметить, что доля самосвалов за год уменьшилась с 18% до 16%, а автокранов/подъемников — увеличилась с 6% до 12%.
Седельные тягачи с самосвалами лидируют и по объемам реализации грузовой техники. Если первые в апреле — июне разошлись тиражом в 2 897 штук (доля — 24%), то вторые — в 2 096 единиц (18%). Результаты продаж автомобилей, имеющих другой тип кузова, во 2 квартале составили менее 1 тысячи экземпляров.
«Рассматривая статистику реализации грузовых автомобилей, стоит напомнить, что после официального ухода с рынка «большой семерки» и изменений в логистике в России ощущалась острая нехватка магистральных тягачей, за которой последовал их массовый ввоз. Этот ввоз тягачей, а также самосвалов привел в 2023 году к историческому рекорду продаж грузовиков. Вполне логично, что после пика начинается падение, которое продолжалось весь 2024 год и перешло в 2025-й. Эти факторы напрямую влияют на финансовую емкость рынка, которая тоже падает», — отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«В отличие от рынка легковых автомобилей на реализацию грузовиков оказывает влияние гораздо больше разноплановых факторов. В частности, здесь в падении продаж сыграли роль не только рост цен на автомобили и запчасти и насыщение отложенного спроса, но и более высокая стоимость лизинга, стагнация и спад отраслей экономики, нуждающихся в грузовиках, ограниченность предложений российских производителей (в отдельных подсегментах), ужесточение требований технического регламента к импортной технике», — объясняет Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которая в общей сложности была потрачена на покупку новых коммерческих автомобилей за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых машин и их продаж за отчетный квартал.
Фото: АВТОСТАТ