В 2022 году Россия стала прибыльным рынком для китайских автопроизводителей. Они стали заполнять нишу, которая образовалась после ухода многих зарубежных компаний из РФ. Но скоро, возможно, этот легкий путь для Китая закончится, сообщает издание Bloomberg.
Все дело в том, в России стали резко повышаться ставки по утильсбору. Кроме того, высокая стоимость кредитов также сказалась на покупательской способности. Как следствие – продажи новых легковых автомобилей упали почти на четверть, а импорт машин из Китая снизился на 62%.
Эти факторы усилили давление на китайских автопроизводителей, что заставляет их наращивать экспорт в другие страны. При этом часть из них уже ввела пошлины, чтобы замедлить ввоз автомобилей из Китая.
Так, Евросоюз ввел дополнительную импортную пошлину в размере до 35% на китайские электромобили. ЕС сослался на недобросовестную конкуренцию из-за того, что производители получают государственные субсидии. При этом в США и Канаде действует 100-процентная пошлина. Возможность повышения пошлины на китайскую продукцию (в том числе и автомобили) также рассматривает Мексика.
В 2023 году благодаря спросу со стороны России Китай стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей. А в 2024 году, согласно таможенным данным Китая, почти пятая часть всех экспортных поставок автомобилей из Китая пришлась на РФ. Сокращение российского рынка уже сказывается на трех самых популярных китайских автомобильных брендах.
За первые 8 месяцев 2025 года экспорт концерна Geely сократился на 8%. В планах холдинга — выйти на рынки Бразилии, Южной Африки, Италии. При этом экспорт Great Wall Motor практически остался неизменным. А вот группа компаний Chery, напротив, нарастила поставки на 11%. Однако в прошлом году рост составил 25%. Что касается конгломерата BYD, который официально не представлен на российском рынке, то он почти в два раза удвоил продажи на зарубежных рынках.
По словам руководителя отдела исследований китайского автопрома в UBS Group AG Пола Гонга, автопроизводителям следует активно искать альтернативы, если в определенных регионах их мало. Ближний Восток и Латинская Америка — это два региона, которые в настоящее время демонстрируют многообещающий рост для китайских экспортеров, считает Гонг.
Фото: АВТОСТАТ