В России готовят новый эксперимент: с 1 марта 2025 года при помощи камер дорожного движения у автовладельцев начнут проверять наличие обязательной страховки. Такое решение принято на совещании у заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Уварова. Информацию подтвердил «Известиям» источник, знакомый с обсуждением. Известно, что вопрос прорабатывают Центробанк, Минцифры и МВД.
Тестовый период нового исследования продлится 12 месяцев. На первом этапе уведомления об отсутствии ОСАГО будут приходить через «Госуслуги» без взимания штрафов. По словам главы РСА Евгения Уфимцева тестовый период необходим для того, чтобы люди смогли подготовиться и проверить работу системы. Если количество жалоб на некорректные уведомления будет минимальным, а количество автомобилистов без ОСАГО начнет сокращаться, то эксперимент сократят и система заработает в новом формате – нарушителям начнут приходить штрафы.
Напомним, что на сегодняшний день штраф за отсутствие ОСАГО составляет 800 рублей и его может выписать сотрудник ГИБДД.
По словам Евгения Уфимцева в нашей стране около 36 млн водителей, без полиса ездит 7 – 10%. Но как они распределены по регионам – неизвестно. Новая система позволит выяснить, где больше всего автовладельцев ездит без обязательной страховки. Кроме того, эксперимент поможет подготовиться водителям приобрести полис ОСАГО, а также будет эффективен в борьбе с мошенниками, которые оформляют поддельные страховки.
О работе механизма поиска нарушителей рассказал генеральный директор «Национальной страховой информационной системы» (НСИС) Николай Галушин. Весь поток машин фотографируется дорожными камерами. После чего информационная система ГИБДД взаимодействует с системой страхования – сопоставляются номера машин на фотографиях с базой данных по ОСАГО. Если полис найден, то фотография удаляется. Если нет, то система отправляет повторный запрос на следующий день, чтобы исключить возможную ошибку из-за более поздней загрузки полиса в систему (например, если его заключили в бумажной форме). Если же ОСАГО по-прежнему нет, то владельцу автомобиля отправляется предупреждение. После окончания эксперимента начнут приходить штрафы.
По словам Николая Галушина, система готова к работе, однако необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы штраф за отсутствие полиса приходил не более одного раза в день (даже если нарушение зафиксировали несколько камер за сутки).
В Минцифры заявили, что пока нет нормативных документов, позволяющих провести эксперимент. Их планируют подготовить уже к 1 ноября.
По словам заместителя директора группы рейтингов финансовых институтов «АКРА» Аллы Борисовой, эта система обсуждается еще с 2018 года. Попытка ускорить новый механизм связана в том числе с тем, что с 1 марта 2025 года полис ОСАГО будет исключен из списка документов, необходимых для регистрации машины, добавила эксперт.
Фото: АВТОСТАТ