Маркировка автомобильных товаров как инструмент прозрачности рынка может быть полезной при наличии отлаженных механизмов контроля и разумных затрат на ее внедрение. Однако в текущем виде система создает значительные сложности для производителей и импортеров, повышает административную и финансовую нагрузку, а также ведет к удорожанию товаров для конечных потребителей. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал руководитель отдела аналитики ROSSKO Тимур Турсунов.
По его словам, с точки зрения контроля оригинальности продукции, система не исключает возможности регистрации в ней любых участников – производителей, официальных импортеров, представителей брендов, а также поставщиков параллельного импорта. Таким образом, заявленные цели защиты потребителей на практике реализуются не в полной мере.
Как отмечает член правления Союза Автосервисов, заместитель генерального директора «ЕвроАвто» Илья Плисов, ключевой критикуемый недостаток для потребителя заключается в том, что контрафактный товар может быть промаркирован «ЧЗ», например, при движении такого товара через таможню РФ. Дело в том, что сам по себе процесс заказа кодов и маркирования не добавляет никаких процедур определения качества или чистоты происхождения.
«Лучшее, чего может ожидать клиент, – это справедливого рассмотрения жалобы, поданной через приложение. Если таких клиентов и жалоб будет много, ожидаем, что меры, принятые Роспотребом, приведут к остановке деятельности недобросовестного предпринимателя», – рассуждает Илья Плисов.
В свою очередь, руководитель проекта «Честный знак» в международной сети автосервисов FIT SERVICE Александр Козлов считает, что маркировка – это движение в сторону прозрачности, защиты от подделок, контроля. Но ее внедрение ведет к дополнительным затратам для всех участников рынка и повышает цены для конечных потребителей. Насколько эти издержки оправданы – покажет только практика и стабильность самой системы в будущем.
А вот в пресс-службе Центра развития перспективных технологий заявляют, что маркировка автомобильных товаров никак не влияет на их цену – об этом свидетельствует опыт маркировки в 33 товарных группах.
«Стоимость кода маркировки фиксированная и составляет 50 копеек, а, согласно расчетам НИФИ Минфина, вклад маркировки в стоимость продукции не превышает 1%, что соответственно ниже инфляции. При этом за счет ухода недобросовестных игроков с рынка, легальные компании увеличивают свою долю и, как результат, зарабатывают больше. Так, согласно данным НИУ ВШЭ, дополнительные доходы бизнеса за все время действия системы составили 687 млрд рублей», – рассказали в пресс-службе Центра развития перспективных технологий.
О том, какие категории автомобильных товаров подлежат обязательной маркировке на сегодняшний день, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ





















































