Число рекламаций (претензий) к продавцам автомобилей в последнее время растет. Об этом в ходе форума автобизнеса «CarX – 2024» рассказал Антон Киселев («К.Л. Лигал Солюшнз»). Компания специализируется на защите автобизнеса в спорах с потребителями и сегодня констатирует о повышении активности покупателей и появлении в ряде регионов потребительского экстремизма.
В Самарской и Саратовской областях, в Краснодаре компания даже открыла свои представительства, поскольку потребительская активность там зашкаливает, а покупатели – особо коварные. Есть категория лиц, которые специально приобретают автомобили с недостатками – с тем, чтобы потом через суд вытребовать себе компенсацию. Специалист призвал автодилеров и других представителей автобизнеса помнить о Законе о защите прав потребителей, поскольку при высокой цене товара наказание получается особенно жестким и ощутимым.
Так, он напомнил о статье 18 Закона, которая защищает права, когда потребитель обнаруживает недостатки у товара. Здесь потребитель вправе потребовать замены товара (автомобиля) со снижением покупной цены, срочного исправления недостатков или возмещения расходов по их устранению, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной суммы.
Автомобили считаются технически сложным товаром. При обнаружении любого недостатка (который подпадает под гарантию изготовителя) в течение 15 дней после приобретения покупатель уже может потребовать расторжения договора купли-продажи или замены на другой автомобиль. Основаниями для расторжения договора купли-продажи могут быть: наличие существенного недостатка в автомобиле; нахождение его в ремонте более 45 дней при устранении недостатков по гарантии; невозможность использования машины более 30 дней в течение каждого гарантийного года в связи с устранениями различных недостатков.
Здесь важно помнить: в соответствии со статьей 23 Закона, если суд признает, что основания для расторжения договора были, но продавец не признал их обоснованность, то истец вправе потребовать 1% от стоимости товара за каждый день с того дня, как его требования были неудовлетворены. 1 год – это 365 дней. Соответственно речь начинает идти о выплатах, исходя из 365% годовых. Например, при стоимости автомобиля в 5 – 7 млн это 50 – 70 тысяч в день. Более того, при вынесении решения суд, как правило, также взыскивает штраф в пользу потребителя, а это 50% от стоимости товара (статья 13 Закона).
Потребительский экстремизм проявляется в том, что потребитель, согласно действующему Закону, при возврате автомобиля вправе потребовать возврат суммы большей – в соответствии с ценой соответствующего товара на момент расторжения договора.
Фото: АВТОСТАТ