Правительство РФ готово будет оперативно рассмотреть предложения комитета Госдумы по промышленности и торговли о повышении утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику, заявил кандидат на пост первого вице-премьера РФ Денис Мантуров.
О том, что такие предложения направлены в правительство сообщил глава думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев во время рассмотрения комитетом кандидатуры Д, Мантурова, пишет агентство «Финмаркет».
«Нами были направлены предложения по защите отечественных автопроизводителей в условиях демпинга зарубежных компаний в части повышения размера утилизационного сбора на автомобили, сельскохозяйственную и дорожную технику», – сказал В. Гутенев, отметив, что предложения были сделаны сразу после утверждения Михаила Мишустина главой кабинета министров.
Напомним, АВТОВАЗ ранее выступил с инициативой по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств. «С целью защиты российской автомобильной и компонентной отраслей предлагаем установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей. Для легковых автомобилей с двигателем от 1 до 2 литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить утилизационный сбор уже в этом году с 300 тыс. рублей до 550 тыс. рублей и далее показать перспективу его увеличения до 660 тыс. рублей в 2025 году, доведя практически до 1 млн рублей в 2029 году. Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России – станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок», – заявил президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов.
В свою очередь, директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванов полагает, что данная мера никак не будет способствовать защите отечественного производителя, потому что модельные линейки и клиентские ожидания от автомобиля – абсолютно разные. Очередная индексация утильсбора не подтолкнет китайские марки к организации производства и углублению локализации в России. Для того, чтобы запустить производство автомобилей, завод должен понимать объемы. Точкой безубыточности в данном случае является производство от 100 тыс. машин и больше. Если утильсбор поднимут, рынок начнет откатываться назад, соответственно и гарантий по такому объему не будет. Это даже может стать стоп-фактором о принятии решения по локальной сборке.
По словам же руководителя пресс-службы ГК «Expocar» Александра Ковалева, что сейчас большая часть китайских компаний понимает, что из-за высоких пошлин стоимость автомобилей становится нерыночной. Поэтому многие производители активно развивают проекты по локализации производства на территории России. Очередная индексация утилизационного сбора станет еще одним импульсом для планирования и развития локализации. От повышения сборов пострадают прежде всего автомобили доступного сегмента. Среди них можно назвать Livan X3 Pro, JAC JS3 и Changan Alsvin. Прибавка в их цене будет наиболее ощутимой, что может негативно отразиться на продажах. Тем не менее, говорить об уходе китайских марок с рынка России из-за повышения заградительных пошлин пока не приходится. Конечно, с повышением утилизационного сбора больше автолюбителей начнет делать выбор в пользу отечественного автопрома. Также повысится доля китайских брендов, собираемых на территории России. Но полного переворота рынка можно не ждать.
«Действительно, 2023 год был пилотным годом, когда китайские заводы присматривались к производственным мощностям в России и, скорее всего, в текущем году можно будет увидеть ряд совместных проектов. В течение 2024 – 2025 годов все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей. Государство должно собирать налоги, чтобы формировать свой бюджет. Это является одним из инструментов. По моим данным, было определено достаточно условно, какие автомобили должны попасть в перечень, на который распространяется повышение утилизационного сбора, а какие нет. Но я за то, чтобы порядок попадания в такой перечень был определен системно, а не просто каким-то решением», – резюмирует генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.
О том, насколько из-за индексации утильсбора могут подорожать китайские автомобили в России, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ