Президент Владимир Путин заявил, что приветствует активное расширение присутствия китайских автоконцернов на рынке России. КНР добивается очевидных успехов в производстве автомобилей, Москва будет развивать сотрудничество с Пекином в этой сфере, отметил он по итогам российско-китайских переговоров, пишет агентство «ТАСС».
Между тем, председатель российской части Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития Борис Титов сообщил, что правительство РФ выступило с предложением переключаться с поставок готовых автомобилей из КНР на их производство в России. Обсуждение этого вопроса с китайскими автопроизводителями планируется уже в июне, во встрече примут участие представители более 40 компаний.
В свою очередь, глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» заявил о необходимости со стороны правительства РФ ограничить количество китайских автомобилей на российском рынке. «Здесь все равно ограничения какие-то нужно делать со стороны правительства. Без этого никак», – сказал он, отвечая на вопрос, как профицит автомобилей из КНР на рынке нашей страны сказывается на продажах российских производителей.
Напомним, ранее президент АВТОВАЗа Максим Соколов говорил, что производитель наблюдает «крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов». Он также отметил, что производители из КНР не заинтересованы в локализации своего производства в РФ, что в свою очередь позволило бы загрузить дополнительными заказами и российскую компонентную отрасль.
Как рассказал агентству «АВТОСТАТ» руководитель пресс-службы ГК «Expocar» Александр Ковалев, сейчас большая часть китайских компаний понимает, что из-за высоких пошлин стоимость автомобилей становится нерыночной. Поэтому многие производители активно развивают проекты по локализации производства на территории России. Очередная индексация утилизационного сбора станет еще одним импульсом для планирования и развития локализации. От повышения сборов пострадают прежде всего автомобили доступного сегмента. Среди них можно назвать Livan X3 Pro, JAC JS3 и Changan Alsvin. Прибавка в их цене будет наиболее ощутимой, что может негативно отразиться на продажах. Тем не менее, говорить об уходе китайских марок с рынка России из-за повышения заградительных пошлин пока не приходится. Конечно, с повышением утилизационного сбора больше автолюбителей начнет делать выбор в пользу отечественного автопрома. Также повысится доля китайских брендов, собираемых на территории России. Но полного переворота рынка можно не ждать.
«Действительно, 2023 год был пилотным годом, когда китайские заводы присматривались к производственным мощностям в России и, скорее всего, в текущем году можно будет увидеть ряд совместных проектов. В течение 2024 – 2025 годов все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей. Государство должно собирать налоги, чтобы формировать свой бюджет. Это является одним из инструментов. По моим данным, было определено достаточно условно, какие автомобили должны попасть в перечень, на который распространяется повышение утилизационного сбора, а какие нет. Но я за то, чтобы порядок попадания в такой перечень был определен системно, а не просто каким-то решением», – резюмирует генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.
О том, насколько из-за индексации утильсбора могут подорожать китайские автомобили в России, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ