Содержание
- 1 Датчик температуры охлаждающей жидкости: 7 признаков неисправности
- 2 Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
- 3 Датчик температуры охлаждающей жидкости — назначение, расположение, неисправности, проверка и замена
- 3.1 Конструкция и принцип работы сенсора
- 3.2 Размещение прибора
- 3.3 Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости и диагностика
- 3.4 Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?
- 3.5 Проверка без демонтажа ДТОЖ
- 3.6 Диагностика демонтированного датчика
- 3.7 Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- 3.8 Несколько простых советов от опытных автомобилистов
- 4 Как определить и устранить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости?
- 5 Работа датчика температуры ОЖ на автомобиле. Признаки неисправности, самостоятельная проверка
- 6 Система охлаждения двигателя и её неисправности
Датчик температуры охлаждающей жидкости: 7 признаков неисправности
Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.
ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Это — два совершенно разных прибора.
ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.
Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя.
Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач. Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.
Работа столь важной системы автомобиля напрямую зависит от такой маленькой детали, как ДТОЖ. Поэтому не стоит недооценивать датчик и пренебрегать его диагностикой.
ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.
Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры).
В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля. При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.
Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается.
Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси.
Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.
Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры.
Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться.
Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается.
В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.
Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.
Место установки датчика
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается.
Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём.
Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.
Виды датчиков
ДТОЖ классифицируются по принципу зависимости от изменения сопротивления:
В настоящее время наиболее популярен первый тип датчиков. Иногда в автомобиле встречаются сразу два датчика: основной и дополнительный.
Основной датчик выполняет функцию передачи значения температуры на ЭБУ, а дополнительный — включение вентилятора.
Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.
Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.
Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:
- падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
- более длительное время прогрева автомобиля;
- учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
- увеличенный расход топлива;
- снижение контроля над автомобилем у водителя;
- дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
- нарушение стабильности работы двигателя.
Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить.
В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика.
Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.
Причины возникновения неисправностей
Поломка ДТОЖ достаточно редко беспокоит автолюбителей вследствие своей простой конструкции. Но причин выхода из строя всё же достаточно. Использование некачественного антифриза и моторного масла приводит к разрушению поверхности ДТОЖ. Чувствительный элемент датчика может покрываться осадком в виде кристаллов. Причина может крыться и в производственном браке.
Не стоит покупать ДТОЖ на барахолках и различных дешёвых рынках автозапчастей. ДТОЖ, купленный на таком рынке, зачастую не будет отвечать заявленным параметрам и малейшие повреждения приведут к выходу датчика из строя. Утечка антифриза может привести к износу прокладки.
Скачок напряжения в бортэлектросети и коррозия контактов также могут быть причиной выхода из строя датчика.
Проверка работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости
Необходимые инструменты и оборудование
Для процедуры проверки, снятия и замены датчика вам понадобятся следующие инструменты:
- ключ на 19;
- мультиметр;
- ёмкость, в которую вы будете сливать охлаждающую жидкость (подойдёт обычное ведро);
- электрический чайник для нагрева воды;
- термометр;
- ёмкость для горячей жидкости (подойдёт стакан или маленькое ведро).
Порядок проверки
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Этот процесс недолгий и не требует какой-то специальной диагностики в автосалоне.
Не забывайте — для того, чтобы датчик корректно указывал температуру охлаждающей жидкости, необходимо, чтобы ДТОЖ был погружён в эту жидкость. Для этого необходимо регулярно проверять наличие в системе хладагента. Эта проверка — первый этап, который стоит предпринять при возникновении подозрения о неисправности ДТОЖ.
Следующим этапом будет проверка контактов на окисление и коррозию. Также необходимо выявить нарушения подключения ДТОЖ к системе.
Изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля, уточните количество и расположение датчиков. После этого найдите ДТОЖ и установите, что с его подключением всё в порядке.
Для этого ДТОЖ придётся демонтировать, так как проверка связана с его погружением в ёмкость для горячей жидкости.
Возьмите датчик и опустите его в ёмкость с кипятком. Далее необходимо замерить сопротивление на выходе. При этом датчики на разных моделях автомобиля будут показывать разные значения. В интернете доступны таблицы с оптимальным сопротивлением для каждой модели.
Если показатели эталонной и измеренной величин различны, то ДТОЖ подлежит замене. Конструкция датчика настолько проста, что не предусматривает ремонт.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Необходимо опустить его в нагретую воду (как было сказано выше). Затем возьмите термометр и опустите его в ёмкость с холодной водой. Рекомендуется использовать электронный термометр.
Подключите к датчику мультиметр, который настроен на измерение сопротивления. Затем опустите ДТОЖ в воду и проведите измерения. Затем ёмкость с холодной водой нагревается до 15, 20, 25 градусов, а полученные результаты измерений фиксируются.
Если результаты не совпали с эталонными — потребуется замена.
Существует способ проверить ДТОЖ и без термометра. Температура воды при кипении достигает 100 градусов. Эта температура берётся за основу и измеряется сопротивление. При кипении воды сопротивление должно равняться примерно 176,7 ом. С погрешностями оно может достигать около 190 ом. В случае несовпадения показателей также потребуется замена датчика.
В качестве примера ниже приведена таблица зависимости температуры от сопротивления.
Температура в градусах Цельсия
Сопротивление (Ом)
5 000 — 6 500
10
3 350 — 4 400
20
2 250 — 3 000
30
1 500 — 2 100
40
950 — 1400
50
700 — 950
60
540 — 675
70
400 — 500
80
275 — 375
90
200 — 290
100
150 — 225
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости легко проводится самостоятельно. Перед заменой необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость в подготовленную ёмкость. Далее выполняется демонтаж старого датчика.
ДТОЖ вкручен в специальное отверстие с резьбой. Выкрутите и извлеките его, а затем в обратном порядке установите новый датчик.
Перед монтажными работами уточните в инструкции по эксплуатации автомобиля точное расположение датчика.
После приобретения нового датчика рекомендуется проверить его на предмет брака методами, описанными выше. Перед вкручиванием нового датчика в посадочное место резьбу рекомендуется обработать герметиком.
После установки нового датчика к нему подсоединяется проводка. Затем охлаждающая жидкость в системе должна быть доведена до нормы. То есть недопустимы протекания жидкости.
Убедившись в их отсутствии, можно запускать двигатель.
Заключение
Мы выяснили, что ДТОЖ представляет собой необходимый компонент силового агрегата. Его отказ может привести к серьёзным нарушениям в работоспособности автомобиля. Признаки поломки ДТОЖ очень разнообразны и их легко спутать с причинами поломки других агрегатов автомобиля.
Поскольку ДТОЖ представляет собой терморезистор, то сведения об изменении температуры окружающей среды он передаёт путём изменения электрического сопротивления.
Приборы, изготовленные разными производителями, выдают различные перепады сопротивления при одних и тех же температурных показателях. Поэтому, приобретая новый датчик, следует удостовериться в том, что он подходит для модели вашего автомобиля.
Своевременная диагностика датчика температуры охлаждающей жидкости поможет избежать весьма неприятных проблем, связанных с использованием автомобиля. Удачи и лёгких дорог!
Пожалуйста, оцените этот материал!
(4
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Главная » Ремонт и сервис » Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора.
Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости.
Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.
Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.
Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.
Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным.
Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть.
При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:
- Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
- Заметное повышение расхода бензина;
- Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
- Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).
Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.
Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.
Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт.
Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра).
Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.
Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.
Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.
Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике
Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:
Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.
Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра
Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.
Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — назначение, расположение, неисправности, проверка и замена
В современном автомобиле система охлаждения не только обеспечивает оптимальный температурный режим силового агрегата, позволяя отдавать максимальную мощность. В ее функции входят также:
- быстрый прогрев двигателя (термостат осуществляет перекрытие трубопровода радиатора, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать только по малому кругу – внутри охлаждающей рубашки мотора);
- управление работой вентилятора, обдувающего радиатор;
- контроль температуры и выдача сигналов на приборы индикации и электронный блок управления (ЭБУ), который по измеренной величине корректирует процентное содержание компонентов топливно-воздушной смеси и управляет углом опережения зажигания.
Последние задачи возлагаются на датчик(и) температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ может быть несколько).
Конструкция и принцип работы сенсора
Основой конструкции является термистор – полупроводниковый или выполненный из окисей металлов (кобальта, никеля и др.) терморезистор, с явно выраженной нелинейной температурной зависимостью сопротивления.
Измерительный элемент включается в резистивный делитель – напряжение подается на последовательно соединённые постоянный резистор и термистор, с которого снимается полезный сигнал. Изменение сопротивления вызывает отклонения в падении напряжения на термисторе.
Это напряжение обрабатывается прибором индикации или аналогово-цифровым преобразователем ЭБУ.
Термистор заключен в металлический корпус, обеспечивающий надежный контакт с охлаждающей жидкостью, и оснащен контактной колодкой для подключения сигнальных электрических проводников.
Конструкторские решения гарантируют получение значительного ресурса работы ДТОЖ и надежности сенсора, однако обеспечить его вечное безотказное функционирование производитель не в силах.
Вместе с тем, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, недорогой детали (ДТОЖ стоит в пределах от 150-200 до 1000-1500 рублей в зависимости для автомобилей различных марок и моделей, года выпуска, производителя устройства), может повлечь серьезные последствия, вплоть до капитального ремонта или замены силового агрегата, цена которого исчисляется тысячами рублей. Соответственно, автовладельцу следует регулярно контролировать его состояние и работоспособность.
Размещение прибора
Основной задачей измерительного устройства является контроль нагрева жидкости в системе охлаждения с высокой точностью.
Зависит ее выполнение от конструкции и того, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости.
Для различных автомобилей и двигателей место установки может варьироваться, но всегда выбирается таким образом, чтобы контролировать именно температуру непосредственно в каналах охлаждения силового агрегата.
К примеру, ДТОЖ устанавливаются:
- Лада Калина – 2 устройства, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – на боковой части ГБЦ, а подающий сигнал в блок управления – непосредственно на термостате. Аналогичное расположение применяется на многих ВАЗовских агрегатах, в то числе, на ВАЗ 2110-2112 (инжектор).
- Volkswagen Passat B5 – четырехконтактный (пара контактов используется для сигнала ЭБУ, пара – для прибора на панели) установлен в задней части ГБЦ под патрубком системы отвода картерных газов.
- Chevrolet Lacetti – в ГБЦ между 2 и 3 цилиндрами, под впускным патрубком.
- «Народный автомобиль» Lanos – в ГБЦ (с торца, со стороны 4 цилиндра), под катушкой зажигания.
Следует отметить, что расположение не всегда выбрано удобно для проведения работ по диагностике и замене.
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости и диагностика
Нарушения в работе ДТОЖ приводят к неверной информации о нагреве двигателя у водителя и в электронном блоке управления. Соответственно, об отказе измерительного устройства можно судить по следующим признакам:
- Хаос в показаниях термометра на панели приборов (недостоверный признак при разделенных сенсорах для ЭБУ и указателя температуры);
- Появление соответствующих сообщений об ошибке на информационном дисплее электронного блока;
- Проблемы в работе системы охлаждения (в зависимости от реализации возможны такие варианты, как отсутствие запуска вентилятора радиатора, сбои при переходе от малого контура циркуляции к большому и др.);
- Затрудненный запуск холодного или, наоборот, прогретого двигателя;
- Перегрев мотора;
- Увеличенное потребление топлива;
- Потеря мощности силового агрегата;
- Высокое содержание примесей в выхлопных газах.
Последние из перечисленных проблем связаны с неверной регулировкой подачи компонентов топливо-воздушной смеси или «ушло зажигание» на основании некорректных сигналов.
Следует помнить, что появление признаков неисправности не говорит однозначно о выходе прибора из строя. Проблемы могут быть обусловлены потерей качества контактов (например, вследствие окисления), нарушением целостности жил или изоляции сигнальных проводников и пр.
Только после того, как другие возможные причины сбоев отвергнуты (после осмотра, чистки контактов и т.д.), проводится проверка непосредственно измерительного прибора.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?
Чтобы убедиться в состоянии ДТОЖ, согласно документации автопроизводителей и материалам сервисных компаний, допускается проводить диагностику несколькими способами:
- На основании сообщений системы самодиагностики электронного блока (если такой режим предусмотрен). Коды ошибок и диагностических сообщений приводятся в технической документации.
- С использованием диагностических приборов и адаптеров для различных марок и моделей автомобилей. Порядок проведения работ, содержание информационных блоков раскрыты в руководствах по эксплуатации оборудования.
- Прямым измерением параметров.
Последний вариант является простейшим с технической точки зрения. Для такого тестирования необходим минимум оборудования – мультиметр (омметр), нагревательный прибор и термометр (обязательны не всегда).
Проверку проводят либо без демонтажа устройства, либо для снятого с автомобиля датчика. Суть диагностики заключается в измерении сопротивления термистора в различных режимах.
Проверка без демонтажа ДТОЖ
Проверка производится в следующем порядке:
- С контактной колодки устройства снимают ответную часть с сигнальными проводниками (потребуется разомкнуть фиксатор);
- Измеряют сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости на холодном двигателе;
- Заводят автомобиль и прогревают мотор в течение 10 минут на холостых оборотах;
- Повторяют замер сопротивления;
- По разнице величин до и после прогрева агрегата делают вывод о работоспособности устройства.
Измерения проводят мультиметром, включенным в режим омметра. Метод подходит для быстрой диагностики, поскольку особой точностью не отличается.
Видео на примере Daewoo Matiz.
Его главными недостатками являются:
- Затрудненный доступ к контактам датчика, установленного в системе;
- Отсутствие сведений о нормальных значениях сопротивления термистора при таком способе измерений.
Несмотря на это, некоторые производители автомобилей рекмендуют пользоваться таким способом проверки. К примеру, в документации Фольксваген описан именно такой вариант диагностики и приводятся сопротивления: при 20 градусах — 2-3 кОм и при прогреве двигателя до нормальной рабочей температуры (82 градуса) 200-400 Ом.
С трудностями доступа можно справиться, если проводить измерение не сопротивления термистора, а напряжения на выходе устройства. В этом случае не потребуется отключение контактной колодки.
Однако пользоваться таким методом рекомендуется только людям с достаточным опытом, чтобы не создать критический сбой в работе ЭБУ. Кроме того, необходимо знать величины сопротивления постоянного резистора в делителе и напряжения питания (как правило, используется 5В) для пересчета.
Некоторые ресурсы приводят и значения напряжения на выходе. Так для ВАЗ 2110 на холодном двигателе показания вольтметра составят 2 В, а на прогретом – 0.5В.
Диагностика демонтированного датчика
Если снять датчик с автомобиля (делается это в соответствии с инструкцией по замене), провести измерения будет намного проще, а точность проверки значительно вырастет.
При этом выполняются следующие операции:
- Наполняется водой емкость небольшого объема;
- В нее погружается рабочий наконечник прибора, который в нормальном состоянии находится в контакте с охлаждающей жидкостью. Необходимо следить, чтобы вода не залила контакты.
- В ту же емкость погружается термометр с пределом измерения не менее 100 градусов.
- Воду нагревают, снимая одновременно показания термометра (в нескольких точках) и измеряя сопротивление термистора.
- Сравнивают результаты с поверочными таблицами, приводимыми автопроизводителями или компаниями, выпускающими ДТОЖ в технической документации.
На основании сравнения делают вывод о работоспособности прибора иди необходимости его замены.
Видео с инструкциями.
Для измерений берут характерные значения температур. К примеру, для ДТОЖ ВАЗ 2110-2112 проводят измерения для 20, 40, 80 и 100 градусов, где сопротивления терморезистора должны составлять (с погрешностью не более 5%) 3.5, 1.5, 0.332 и 0.177 кОм соответственно.
Подробная градуировочная таблица приводится в документации на Лачетти и Ланос:
Температура, град. Цельсия
Сопротивление, кОм
20
3.51
40
1.46
60
0.67
80
0.33
100
0.18
Не на всех автомобилях применяются термисторы, сопротивление которых уменьшается с ростом температуры. Так, терморезистор ДТОЖ на двигателях Renault имеет положительный ТКС (температурный коэффициент сопротивления).
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Если проблему с ДТОЖ удалось диагностировать однозначно, устройство меняют. На любом автомобиле для этого необходимо выполнить схожий набор операций. Иллюстрирует этот факт порядок действий при замене датчика на разных автомобилях.
- Отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи. Это гарантирует безопасность электрооборудования, прежде всего электронного блока, во время выполнения работ.
- Слить жидкость из системы охлаждения. Действие поможет избежать потерь антифриза, попадания охлаждающей жидкости на детали двигателя, образования в системе воздушной пробки.
- Обеспечить доступ к датчику. На Ланосе прибор расположен достаточно удобно, дальнейшим работам практически ничего не мешает. На Ладе Калина для свободы действий следует отсоединить и отвести в сторону воздушный патрубок. На ВАЗ 2110-2112 специалисты советуют снимать воздушный фильтр. На Пассате доступу мешает патрубок ВКГ, который лучше снять. На Лачетти свободный доступ для операций можно получить со стороны днища, для чего вести их лучше на эстакаде или яме.
- Отомкнуть фиксатор и снять контактную колодку.
- Ослабить затяжку корпуса ДТОЖ на резьбе. Для этой цели удобно использовать глубокую накидную головку соответствующего размера (в большинстве случаев – на 19). На Volkswagen Passat снять металлическую стопорную скобу.
- Вывернуть и вынуть датчик.
Установку нового измерительного элемента производят в обратном порядке. При необходимости меняют герметизирующую прокладку.
Видео на примере «десятки».
Несколько простых советов от опытных автомобилистов
- В автомобилях с вертикальным расположением устройства жидкость системы охлаждения сливать не обязательно. Достаточно поле поездки уравнять давление в системе с атмосферным (просто открыть и закрыть крышку расширительного бачка), а работы проводить на холодном двигателе – антифриз не потечет.
- При горизонтальном расположении датчика сливать жидкость также не понадобиться, если при демонтаже быстро закрыть отверстие пробкой (или новым прибором).
- На резьбу при установке наносится специальный герметик, стойкий к воздействию содержащихся в антифризе веществ. При его отсутствии для замены вполне подойдет герметизирующая фторопластовая лента.
Как определить и устранить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости?
Каждый автомобиль, если он не сделан в районе последних лет девятнадцатого века и не работает на древесном или каменном угле, снабжается радиатором, термостатом и внимательно контролируется бортовыми системами машины.
В конце концов, перегрев двигателя в жаркий летний день в центре городских заторов совершенно никому не нужен, а для слежения за этим существует датчик температуры охлаждающей жидкости, оповещающий бортовой компьютер и водителя о приближающемся избыточном нагревании.
Место расположения и принцип работы
ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) располагается в непосредственной близости от термостата, а то и соприкасается с ним, чтобы точность показаний была максимальной.
Если его поместить в каком-либо другом подкапотном пространстве, то о точности и надёжности можно попросту забыть.
При повышении температуры нагрева автомобильного двигателя растёт электрическое сопротивление датчика и, соответственно, наоборот.
Разумеется, все составляющие системы охлаждения должны находиться в норме.
Иными словами, радиатор не должен носить признаков повреждений, уровень охлаждающей жидкости обязан находиться выше минимальной отметки расширительного бачка, все патрубки, естественно, не быть изломанными и/или критически изношенными, а вентилятор нормально вращаться.
Если всё перечисленное находится в адекватном и рабочем состоянии, но бортовой и/или диагностирующий компьютер выдаёт ошибку, то следует проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, сообщающий об этом.
Основные приметы неисправности
На самом деле, ДТОЖ далеко не последний и не бесполезный датчик, который в режиме реального времени оповещает “мозги” автомобиля и владельца машины, если появляется какая-либо неисправность. От этого датчика, вы не поверите, зависит немало. Если он не в порядке, повреждён или начинает по какой-то причине нагло “врать”, то вы можете ощутить целый ряд проблем:
- при запуске двигателя и начале движения возможна недостаточно хорошая управляемость автомобилем;
- вполне вероятно повышение расхода топлива;
- возможная остановка работы двигателя;
- может испортиться и качество выхлопных газов, усиливая выброс СО2.
Определение неисправности
Большинство рядовых проблем этих маленьких приборов связано с некачественным изготовлением разных составляющих. Это может быть плохая проводка, ржавые и/или неплотные соединители, а не сам датчик, и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=Ghzz6V5Ht3k
В принципе, первый же визуальный осмотр покажет косяки, которые заметны невооружённым глазом, но если внешних повреждений нет, то придётся проверять всё тщательно и детально, применив давно испытанный метод.
Для проверки в “домашних” условиях вам потребует мультиметр в режиме омметра, поллитровый стакан с водой, градусник, измеряющий высокие температуры, и нагрев воды до 100 градусов по Цельсию, которого легко добиться на любой горелке.
Возьмите датчик температуры охлаждающей жидкости, опустите его в наполненный водой или охлаждающей жидкостью стакан, нагрейте до 100 градусов, а по мере остывания делайте замеры сопротивления каждые 20 градусов. Затем сравните полученные результаты с таблицей замеров работы ДТОЖ.
Если датчик окажется неисправным, то вам предстоит решить, какая замена вам ближе по душе – с покупкой и поездкой в сервис или самостоятельная, что тоже возможно.
Замена ДТОЖ
Никаких трудностей здесь ни у кого не возникнет. С подобной задачей справится даже блондинка, совершенно далёкая от техники. Убедившись, что старый датчик неисправен, купите новый, а дальше следуйте пошаговой инструкции:
- часть охлаждающей жидкости надо слить (хотя бы до уровня самого датчика);
- запомните, в каком положении находилась маркировка устройства и снимите с него резиновый чехол;
- скручивайте негодный датчик;
- устанавливаете на место новый;
- проверяете систему охлаждения (в неё не должен попадать воздух);
- снова заполняете систему жидкостью.
Вот и все трудности. Кстати, вместе с датчиком рекомендуется менять и термостат для пущей уверенности, хотя это и не обязательно.
Работа датчика температуры ОЖ на автомобиле. Признаки неисправности, самостоятельная проверка
Любой современный автомобиль имеет систему охлаждения двигателя, рабочей средой в которой является охлаждающая жидкость типа антифриза.
Циркулируя по системе охлаждения, жидкость постепенно нагревается. Степень ее нагрева отображается на приборной доске.
А отвечает за определение температуры жидкости именно датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Данные об этих измерениях передаются в ЭБУ.
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?
В зависимости от того, как изменяется температура жидкости, ЭБУ регулирует работу системы топливопитания, а также некоторых других элементов, в частности, охлаждающих вентиляторов.
Тем самым подготавливается наиболее оптимальное соотношение топливной смеси. При отказе датчика ЭБУ неверно воспринимает исходимые от него показания, поэтому могут возникнуть проблемы с нормальной работой двигателя.
Эксплуатировать машину с неисправным ДТОЖ не рекомендуется.
Вот так выглядит датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ)
Какие признаки могут указать на неисправность ДТОЖ?
Если отказ произошел, охлаждающий вентилятор при повышении температуры ОЖ не включается, что приведет к перегреву двигателя.
Важно! Если температура ОЖ перешла за допустимую черту, следует прекратить движение, и проверить, как функционирует датчик.
Случается и наоборот, когда автомобильный вентилятор работает без выключения, независимо от температуры жидкости. Это также может быть связано с отказом данного датчика. Если на автомобиле установлен бортовой компьютер, то он обычно выдает сообщение об отказе температурного датчика.
Следует понимать конструктивные особенности ДТОЖ. Этот маленький датчик выполнен вполне надежно, поэтому, в большинстве случаев, его отказы сопряжены с плохим контактом подходящих к нему проводов или с их повреждением. Также причиной отказа могут оказаться окислившиеся клеммы датчика.
Как самостоятельно проверить датчик?
Для проверки датчика ОЖ нужно выполнить такие операции:
- отключите питание автомобиля. Для этого просто снимите разъемы с аккумулятора;
- охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из системы;
- от датчика отсоединяются все подходящие к нему провода. Обычно достаточно просто снять одну колодку;
- открутите крепления датчика и выкрутите сам датчик;
- на выводы ДТОЖ, расположенные сверху корпуса, подсоедините выводы омметра;
- в емкость с горячей водой погрузите снятый датчик, но выводы с подключенными к ним проводами оставьте сверху, непогруженными;
- проследите, как меняются значения сопротивления на омметре. По мере того, как вода будет остывать, сопротивление будет постепенно уменьшаться, так как ДТОЖ является обычным термистором. В случае, если показания омметра не изменяются, датчик считается неисправным;
- для принятия верного решения вам нужно сравнить показания сопротивления датчика с теми параметрами, которые указаны применительно к вашей модели автомобиля. При значительных расхождениях в показаниях датчик лучше заменить.
Новый датчик устанавливается на место старого, после чего в бачок заливается ОЖ.
Видео как проверить ДТОЖ в обычном чайнике
Проверка не является сложной, поэтому устранить неисправность, либо убедиться в ее отсутствии можно максимум в течение одного часа. Причем, своими силами.
Система охлаждения двигателя и её неисправности
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов, давящих на поршень, может достигать 2500°С, но в среднем, при работе мотора, составляет 800 — 900°С.
Естественно, это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к серъёзным неисправностям, например: выгоранию смазки и заклиниванию (прихвату) поршней в цилиндрах, обгоранию сёдел и тарелок клапанов, выплавлению и провороту вкладышей подшипников коленвала и многое другое.
Чтобы не допустить многих неисправностей от перегрева двигателя, для него нужно поддерживать необходимый оптимальный тепловой режим. Это обеспечивается исправной системой охлаждения, основная функция которой — это отвод тепла от нагретых деталей.
В исправной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы должна поддерживаться в пределах от 87 до 98°С. В воздушной системе охлаждения (например, мотоциклы и автомобили с воздушно -масляным охлаждением), нормальный тепловой режим определяется температурой масла в системе смазки и масляном радиаторе, она должна быть от 70 до 110°С.
система охлаждения.
Основными деталями системы охлаждения являются: водяная рубашка в блоке мотора, центробежный насос (помпа), трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик включения вентилятора (если вентилятор электрический), датчик температуры с указателем охлаждающей жидкости.
Принцип работы исправной системы охлаждения заключается в следующем. При запуске холодного двигателя термоклапан (термосиловой элемент) находится в крайнем левом положении, когда его перепускной клапан 5 открыт, а основной клапан 7 закрыт (см. рисунок).
При работе мотора, крыльчатка помпы 3, которая приводится во вращение ремнём от шкива коленвала, засасывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает её в рубашку 2 блока мотора 1.
При этом, охлаждающая жидкость забирает излишнее тепло от нагретых деталей и нагревается сама, а далее, через открытый перепускной клапан 5 термостата 8, снова поступает к насосу (помпе) и в общем циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Циркуляция без радиатора ускоряет прогрев двигателя, особенно зимой.
Постепенно, по мере прогрева двигателя, термосиловой элемент 6 термостата нагревается, расширяясь перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны. Теперь, циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить как и раньше — по малому кругу, но и одновременно начинать частично проходить и по большому кругу уже и через радиатор 10, по патрубкам 13 и 9.
Когда мотор полностью прогреется и температура охлаждающей жидкости достигнет 85 — 95°С, то перепускной клапан 5 термостата полностью закроется, а основной клапан 7 полностью откроется, и теперь циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить только по большому кругу в последовательности, описанной далее. От насоса (помпы)3 поступит в рубашку 2 блока и головки цилиндров, далее, по патрубку 13 в верхний бачок радиатора 10, затем через сердцевину радиатора в нижний бачок 16, и уже далее, частично охлаждённая жидкость с помощью вентилятора 14 поступит по патрубку 4 снова к помпе, на новый круг, для поддержания необходимой оптимальной температуры двигателя. Расширительный бачок 12 служит для компенсации объёма жидкости при нагреве, ведь, как известно, при нагревании или увеличении давления жидкость расширяется.
Поняв основной принцип работы системы охлаждения двигателя намного легче и быстрее определить её неисправность.
Неисправности системы охлаждения.
Основными признаками неисправности системы охлаждения являются : подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.
Подтекание охлаждающей жидкости может происходить через неплотное соединение шлангов с патрубками или флянцами, а так же, трещины в шлангах, трещины в расширительном бачке или сердцевине радиатора, через неисправные или негерметичные спускные, заливные пробки, а так же, течь может быть через износившийся сальник водяной помпы (насоса). При этих неисправностях на месте стоянки образуются мокрые пятна и возникает необходимость частой доливки охлаждающей жидкости.
Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов нужно подтянуть или заменить стяжные хомутики, а если не помогает, то снять шланг, обезжирить патрубок и шланг в месте сопряжения, обмазать их герметиком, собрать и затянуть новые хомутики.
Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтяжкой гаек крепления, а если не помогает, то заменяем уплотнительную прокладку новой, собираем и затягиваем гайки на фланце.
В случае подтекания жидкости через сальник водяной помпы, необходимо снять насос и заменить изношенный сальник на новый, затем монтировать помпу на место. Подтекание жидкости через трещины расширительного бачка или серцевину радиатора устраняется зачисткой и пропайкой трещин.
Подробно об устранении невидимых глазом утечках охлаждающей жидкости и приспособлении для этого, можно прочитать в этой статье.
Перегрев двигателя. Перегрев двигателя определяется по повышению температуры охлаждающей жидкости или её закипанием.
Это происходит из — за недостаточного уровня жидкости, пробуксовки ремня вентилятора или невключением электровентилятора, из — за засорения проходов (трубок) в сердцевине радиатора, поломки крыльчатки водяной помпы или пробуксовки ремня её привода, неисправности термостата, так как у него не открывается основной клапан и из — за этого циркуляции жидкости через радиатор не происходит.
Так же, перегрев мотора может быть из — за большого отложения накипи в рубашке охлаждения двигателя или радиаторе. К тому же, перегрев мотора может происходить из — за неисправности в системе питания (карбюратор беднит смесь) или зажигания ( неправильное опережение).
Допускать перегрев мотора нельзя ни в коем случае, необходимо сразу заглушить двигатель и искать неисправность. При перегреве происходит потеря мощности, так как резко ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, так же происходит выгорание масла и из — за этого усиленный износ цилиндро-поршневой группы.
Возможно заклинивание поршней в цилиндрах, а может от перегрева повести головку цилиндра и от этого нарушится плоскость прилегания её к плоскости блока мотора. Естественно, от этого нарушится герметичность и уже никакая новая прокладка не поможет.
Придётся менять головку или потребуется её серьёзный ремонт, подробно описанный вот в этой статье.
Устранение неисправностей системы охлаждения.
Термостат. Для проверки его состояния непосредственно на автомобиле, необходимо запустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок радиатора. Пока температура двигателя не достигла 80 — 90 ° (наблюдаем на панели приборов), то нижний бачок должен быть холодный.
При достижении температуры 80 — 90 ° (у разных моделей по — разному, потому, точно смотрим в мануале своего двигателя), нижний бачок радиатора должен начать прогреваться, что указывает на нормальную работу термостата. Если этого не происходит, термостат необходимо заменить (он неразборный).
Перепроверку термостата можно осуществить, сняв его с двигателя и опустив в кастрюлю с водой. Нагреваем всё это дело на газовой плите, опустив в кастрюлю с термостатом градусник ( шкала до 100°С). Наблюдаем за градусником и за основным клапаном термостата.
При достижении температуры, описаной выше, основной клапан должен начать открываться.
Пробуксовка ремня. Пробуксовка ремня привода центробежного насоса (помпы), а так же, вентилятора и генератора может происходить из — за его замасливания или из — за ослабления натяжки.
Масло, попавшее на ремень, удаляем протиранием ветошью, смоченной бензином, а лучше антисиликоном. Ослабление натяжения ремня бывает из — за его постепенного вытягивания, от этого частота вращения помпы отстаёт от частоты вращения (оборотов) коленвала.
Из — за этого, двигатель начинает перегреваться, а аккумулятор не получает нормального заряда. Прогиб ремня проверяется с помощью простейшего пружинного безмена( весов), при натяжении, примерно 5 кг, прогиб должен составлять 15 — 20 мм.
Подтягивается ремень ослаблением гайки натяжной планки (обычно генератора), затем, с помощью рычага (монтировка, трубка и т.п.) даётся натяжка и затягивается гайка натяжной планки.
Засорение сердцевины радиатора. Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и наличие трещин, тоже. Устраняется прочисткой щёткой с жёстким ворсом, промывкой струёй воды со стороны двигателя и продувкой сот с помощью сжатого воздуха.
Электровентилятор. На многих современных машинах и, особенно, на мотоциклах, установлен вентилятор охлаждения радиатора на валу электродвигателя. Основная, часто встречающаяся неисправность, это невключение мотора вентилятора из — за неисправности датчика вентилятора. Он находится в блоке мотора и проверить его можно почти так же, как и термостат.
Для этого, нужно найти в мануале по вашему двигателю цифру температуры, при которой вентилятор должен начать вращаться. Затем, выкрутив из блока датчик, удлиняем его провод, где — то ,на метр и добавляем к его корпусу провод массы, соединяем провод массы с блоком двигателя.
Остаётся нагреть в отдельной ёмкости воду до температуры, указаной в мануале (температура включения вентилятора) и аккуратно опустить туда датчик вентилятора, не намочив провода. Если датчик вентилятора исправен, то вентилятор непременно заработает, а если нет, то меняем его. Может не работать сам моторчик вентилятора.
Для определения неисправности нужно проверить его щётки и, при необходимости, заменить, если не поможет, то необходимо прозвонить обмотку (на наличие обрыва или межвиткового замыкания).
Вентилятор с вязкомуфтой. На некоторых машинах устанавливается такой вентилятор и когда он исправен, то он очень эффективен.
Проверить его работу можно зная температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен начать работать в полную силу (узнаём температуру в мануале вашего мотора). Запускаем двигатель и свернув бумагу в плотный рулон, пытаемся им остановить лопасти вентилятора (берегите руки).
Пока двигатель не достиг температуры включения (наблюдаем на панели приборов), лопасти вентилятора должны легко остановиться бумажным рулоном.
При достижении температуры включения на исправном вентиляторе лопасти остановить уже не удастся.
Это происходит из — за того, что на крыльчатке спереди установлена термопластина (биметалическая пластина), которая от нагрева теплом от радиатора начинает выгибаться и давить на тонкий штифт, а он, в свою очередь, открывает клапан, через который начинает поступать специальная жидкость с большой вязкостью, находящаяся в вискозной муфте вентилятора.
При поступлении эта жидкость попадает между дисками (на подобии дисков мокрого сцепления) и от этого диск, связанный с коленвалом, склеивается с диском, связанным с крыльчаткой вентилятора, и вентилятор начинает вращаться в полную силу, эффективно охлаждая радиатор.
Когда температура мотора понижается, то биметалическая пластина выпрямляется, закрывая клапан и жидкость уже не поступает, а остатки её удаляются центробежной силой по специальным каналам. В этот момент диски начинают опять пробуксовывать и вентилятор работает не в полную силу.
При прогреве мотора до необходимой температуры процесс повторяется. Основная неисправность таких вентиляторов заключается в постепенном вытекании специальной жидкости, через неплотности штифта клапана.
Если вам удастся найти в продаже эту жидкость (бывает в крупных автомагазинах), то вскрыв муфту, необходимо заменить сальничек штифта, а затем, собрать и наполнить шприцем через отверстие штифта этой жидкостью.
Затем, аккуратно вставляем штифт в новое уплотнение, накрываем термопластиной и устанавливаем на двигатель (намного подробнее о вязкомуфте и её ремонте читаем вот в этой статье). Бывает, что нужно ещё заменить подшипник, который изношен и находится внутри муфты.
Наличие накипи. Накипь, находящаяся в рубашке охлаждения мотора и в радиаторе сильно ухудшает теплоотдачу. От этого вызывает постоянный перегрев мотора и выкипание охлаждающей жидкости.
Для удаления накипи нужно слить охлаждающую жидкость и залить в систему охлаждения раствор, состоящий из 4 — 8 грамм хромпика на 1 литр воды. Нужно поездить с этим раствором примерно 1 месяц.
После этого, сливаем раствор, хорошенько промываем систему охлаждения водой и заливаем качественную охлаждающую жидкость.
Переохлаждение двигателя. Переохлаждение может быть из — за неисправности термостата, а именно, из — за незакрывания основного клапана. Для устранения неисправности нужно проверить термостат ( описано выше) и при неисправности заменить его.
Работа двигателя на низкой температуре приводит к потере мощности и вызывает быстрый износ деталей кривошипно-шатунного механизма, из — за ухудшения условий смазки от конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
В заключении, несколько советов. Через 50 тысяч километров или через два года эксплуатации, охлаждающую жидкость нужно менять. Пользуйтесь только проверенной фирменной жидкостью, так как сейчас много подделок и «левая» жидкость прикончит помпу или отложит накипь везде.
При смене жидкости хорошенько промывайте систему охлаждения. При утечке жидкости, устранив неисправность, доливайте в систему только охлаждающую жидкость, а не воду, иначе испортите ту, что осталась в системе. При поездках, особенно после ремонта, чаще поглядывайте на указатель температуры.