В ходе форума автобизнеса «CarXL – 2025» Вадим Зейферт (руководитель Института Развития Транспорта, исполнительный директор компании «Шакман Мотор Рус») и Юрий Сугак (редактор телеграм-канала «Институт Развития Транспорта») изложили свое видение современного кризиса на рынке коммерческой техники и обнародовали несколько своих идей по выводу отрасли из этого кризиса.
Основной проблемой сегодняшнего дня Вадим Зейферт считает то, что незаметно на рынке была заменена хозяйствующая модель. Раньше производство шло от заказа (pull), сейчас продажи идут от производства (push). Как раз такая «транзакционная» модель, основанная на производственных мощностях, приводит к затовариванию рынка и слому механизма определения остаточной стоимости на грузовик. Это не позволяет транспортным компаниям взять остаточную стоимость, передать ее в тариф и сформировать свой собственный – как затратную часть. Отсюда – рекордный в истории возврат техники лизинговым компаниям; банкротства крупнейших дистрибьюторов и дилеров; рекордный в истории рост вторичных стоков изъятой техники. Внутри всего этого – конкуренция импортеров со своими собственными дилерами; уход в мультибренды; ситуация, когда доходы с запчастей не покрывают расходы; отсутствие моделей определения остаточной стоимости и многое другое.
Государство пытается реагировать на очередной виток кризиса в отрасли. В основе его решений – мобилизационный характер управления экономикой и продвижение локализации. Отсюда – принятые меры: удорожание импортируемой техники через повышение утильсбора, аннулирование ЭПТС на 16 тысяч ввезенных китайских грузовых автомобилей (тактика ограничения конкуренции), субсидии на российскую технику и появление новых российских брендов – клонов «китайцев» («Валдай», «Компас», «Соллерс»).
В продолжение темы Юрий Сугак напомнил, что только от ограничений китайского импорта в стране не начнется главный процесс – инвестиции в российскую промышленность. А если нет инвестиций, то нет и внутреннего производства. При стимулировании локализации необходимо учитывать проблему избыточных производственных мощностей на внутреннем рынке грузовых автомобилей в Китае. Для возвращения «европейцев» не сложились политические и юридические условия. Текущих компетенций и мощностей внутреннего производства недостаточно для полноценного функционирования отрасли, а направляемые на поддержку ресурсы неэффективны: они просто поднимут цену на локальную продукцию.
Что нужно для выхода из кризиса? Воссоздание сервисной модели на базе отечественных и локализованных производств. Необходимы инвестиции в освоение производства ключевых агрегатов (КП, мосты, ДВС), вход на рынок техники иностранных производств (на основе квот!). «Простых путей нет, мы слишком далеко зашли…», — резюмируют эксперты.
Фото: АВТОСТАТ



















































