Содержание
Велосипеды для фрирайда
В кругу велосипедистов вы можете услышать такое иностранное слово, как фрирайд. Человеку, незнакомому с английским, оно покажется непонятным, но знатоки знают, что переводится оно, как свободная езда.
Велосипедисты подразумевают под ним особый стиль катания по специальным трассам или же по сложным природным дорогам и препятствиям. Просто так сесть на велосипед и проехать без травм по подобной трассе практически невозможно.
Каждый спортсмен должен пройти определенное обучение, во время которого получит необходимые для фрирайда навыки. Кроме того, простой велосипед вам станет врагом, а не помощником.
Обратите внимание
Что собой представляют трассы для такого направления, как фрирайд? В первую очередь, на них присутствует немало различных склонов. Высота их может достигать нескольких десятков метров. Кроме того, будьте готовы к узким тропинкам с резкими поворотами.
Причем, они могут появляться, как на склонах, так и на различного рода мостках. Очень часто, таким образом, предпочитают развлекаться не только спортсмены, но и велолюбители.
Существует немало состязаний, которые организовывают компании, занимающиеся производством изделий для фрирайда.
Велосипеды для фрирайда – это одна из разновидностей горного велосипеда. Правда, некоторые различия в техническом оснащении все-таки присутствуют. Обязательным условием для фрирайд-велосипеда являются прочная рама, внушительные дисковые тормоза, а также наличие подвесок большого хода, как сзади, так и спереди.
Конечно, на современном спортивном рынке количество велосипедов уже давно зашкаливает за пределы разумного, поэтому подобрать такой вид транспорта под определенный вид состязания вроде бы просто, но следует знать множество тонкостей. Так каким должен быть идеальный велосипед для такой дисциплины, как фрирайд?
Специалисты представляют себе такое транспортное средство, как что-то промежуточное между горным и велосипедом для даунхилла. Но в нашем случае особую роль играет его вес, потому что подняться в гору на тяжелом велосипеде будет несколько сложно. В связи с этим отнести его к какой-то определенной категории практически невозможно.
Итак, мы уже сказали, что велосипед для фрирайда должен обладать большим ходом амортизаторов, а также обязательно системой задней подвески. Но некоторые люди, далекие от велосипедного устройства, упускают данную деталь.
К сожалению, прокатиться с ветерком и наслаждением по ровной местности на подобном велосипеде у вас вряд ли получится. Придется серьезно поднапрячься, чтобы набрать ту скорость, на которую способен кросс-кантри велосипед. Это из-за подвески, поглощающей огромное количество энергии. Но есть и плюсы.
Важно
Подвеска, стоящая на велосипеде для фрирайда, на самом обычном спуске или во время скоростного движения позволяет достичь максимальную скорость. К сожалению, стоимость велосипеда для такой дисциплины стоят немалых денег. По некоторым подсчетам качественная модель обойдется своему владельцу в 1 500 долларов.
Такая цена обуславливается техническими характеристиками велосипеда.
Велосипеды для фрирайда обычно бывают пятнадцатикилограммовыми, но есть и более тяжелые варианты. Кроме того, они обязательно должны быть двухподвесным. Кстати говоря, некоторые профессиональные спортсмены выбирают велосипеды для фрирайда из категории даунхилл. Для легкой езды прекрасно подойдет ход вилки от 140 до 250 мм.
При этом, профи в этом деле утверждают, что лучше подбирать двухкоронные вилки. Существуют особые правила и для хождения задней подвески. Так, по мнению многих уже состоявшихся фрирайдеров, следует брать только тот велосипед, у которого этот ход составляет 160 – 230 мм. Очень важным этапом считается выбор тормозов.
Если они будут неудачно подобраны, то смогут подвести вас в самый неподходящий для этого момент. Поэтому тормоза должны быть дисковыми и обязательно гидравлическими. У велосипедов для фрирайда количество скоростей обычно равняется 10, но в некоторых модификациях это число может достигать и 20. Не забудем и о шинах. Они должны быть большими.
Многие компании, занимающиеся производством данного товара, создают специальные шины для экстремального катания – именно такие вам и нужны.
В теории все выглядит понятным и простым, но на практике очень часто все бывает наоборот. Чтобы вам было на что ориентироваться, предлагаем познакомиться с двумя идеальными моделями велосипеда для фрирайда.
Компания Kona занимается созданием велосипедов для фрирайда уже не первый год. Базируется она на территории Канады. Купить велосипед в интернет-магазине данного производителя можно будет без особых усилий.
Мы покажем вам характеристики двух ее представителей: Kona Entourage и Kona Entourage Deluxe.
Совет
На самом деле это одна и та же модель, но с некоторыми улучшениями, которые будут играть немаловажную роль на трассах фрирайда.
Kona Entourage Deluxe выпуска 2012 года обладает алюминиевой рамой, дисковыми тормозами и 9 скоростями. Кроме того, на нем установлены колеса 26″. Вилка в устройстве велосипеда использовалась воздушно-масляная, а вот ход вилки равен 170. Как видите, она находится в допустимом диапазоне. Вес такой модели велосипеда – 17 килограмм. На нем могут кататься как женщины, так и мужчины.
отличается от предыдущей модификации лишь ходом вилки. В этом варианте она равняется 160, но также подходит под возможное значение. Подобный велосипед можно приобретать как женщинам, так и мужчинам. Его вес составляет 18 килограмм.
Фрирайд – для любителей свободы
Материал подготовили: Шербул Ирина Липовская Юлия
Фрирайд (дословный перевод – свободная езда) зародился в США в восьмидесятых годах и был назван по аналогии с одним из видов горнолыжного катания. Он подразумевает езду по пересеченной местности с преодолением препятствий различной сложности в виде трамплинов, камней, бревен и холмов.
Главными особенностями данного вида спорта, которые так сильно привлекают велолюбителей, являются возможность побыть наедине с природой, свобода выбора маршрута и незабываемые экстремальные ощущения.
Однако перед тем как Вы решитесь попробовать себя в этой дисциплине, советуем подробнее узнать о данном направлении велоспорта и разобраться во всех тонкостях выбора велосипеда и экипировки, так как в данном случае велосипедист должен быть готов к отвесным спускам, резким поворотам прыжкам через обрыв и другым опасным маневрам.
Классическая и лайт-версия дисциплины
В целом дисциплину freeride можно разделить на два основных вида –классический и облегчённый.
Классический стиль, как правило, выбирают опытные спортсмены. Он заключается в прохождении сложных природных трасс вдали от мегаполисов, с минимальным присутствием искусственных преград. При этом прохождение трассы осуществляется даже во время самых неблагоприятных погодных условий.
Иногда заядлые любители экстрима даже специально выбирают дни с осадками для усложнения трассы. Помимо ветра и дождя появляются такие факторы, как грязь и слякоть, которые затрудняют передвижение и делают прохождение еще интереснее.
В трассе классической версии дисциплины обычно используются такие элементы:
- резкие спуски;
- узкие тропинки;
- обрывы;
- трамплины, камни, бревна.
Однако для тех, кто только начинает заниматься данным видом велоспорта, преодоление подобных препятствий может оказаться не только сложным, но и травмоопасным.
Именно для таких случаев и была придумана облегченная версия (лайт-freeride). Она популярна среди туристов и обычных велолюбителей, желающих испытать острые ощущения.
Облегченные трассы отличаются минимальным количеством холмов и склонов, а также часто оборудованы специальными дорожками, так как для начинающего велосипедиста даже небольшого количества прыжков и препятствий будет достаточно, чтобы получить удовольствие.
К облегченной версии в свою очередь можно отнести:
- Норт-шор – катание по специальным деревянным дорожкам.
- Эндуро – езда на большие расстояния по относительно простым трассам без вылетов и сложных преград.
Важно помнить, что для безопасного прохождения трассы необходимо правильно подобрать байк и экипировку.
Велосипеды для свободной езды
Выбор велосипеда – ключевой момент в каждом виде велоспорта, так как каждый стиль катания имеет свои особенности и, соответственно, разные требования к байку.
Для безопасного катания по пересечённой местности используется двухподвесный велосипед с:
- большим ходом передней и задней подвески (примерно 150-200мм).
- дисковыми гидравлическими тормозами.
- крепкой рамой.
- широкопрофильными шинами с глубоким рисунком протектора.
Не менее важную роль играет вес велосипеда, так как значительно влияет на управляемость и скорость. Поэтому зачастую профессиональные райдеры подбирают комплектующие для своего байка самостоятельно, основываясь на опыте и личных предпочтениях.
Экипировка
Ни в коем случае не стоит пренебрегать экипировкой, ведь она помогает защитить райдера от переломов, растяжений, ушибов.
Основой защиты является шлем типа Full-face, который полностью защищает голову сверху и снизу. Затем надевается шейная защита, после – нательная, которая плотно крепится к телу и в случае падения берет нагрузку от удара на себя, и сверху нее уже надевается велокуртка.
Помимо основных защитных приспособлений, надеваются наколенники, налокотники и специальные перчатки. Данные аксессуары помогают избежать ушибов и растяжений связок во время длительных заездов.
Некоторые велосипедисты используют специальные сетчатые маски для предотвращения попадания пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути, а также велоочки для защиты глаз.
Подводя итоги, хотим напомнить, что свободная езда – дисциплина, которая требует тщательной подготовки, как физической, так и моральной. Однако, освоив данный стиль, Вы сможете почувствовать свободу в полной степени и получить максимум экстремальных ощущений. Главное – не забывать про защиту и подходить ко всему с умом.
Каким должен быть универсальный велосипед
Одна из самых привлекательных идей, которые время от времени приходят в голову велосипедистам — это покупка универсального байка «для всего». Меня не раз просили написать заметку на эту тему, и я постараюсь изложить свою точку зрения, так как сам ищу свой «идеальный байк» уже много лет.
Как выбрать велосипед
Судя по тому, что вы решили прочесть эту статью, или хотя бы начать ее читать – вы планируете покупку велосипеда и затрудняетесь с выбором. Многие заблуждаются, думая, что это легкая задача – я тоже таким был и набил на этом пару шишек. Собственно, этот материал призван избавить вас от неприятных сюрпризов. Во всяком случае, теоретически вы будете подкованы.
Для начала Важно понимать, что вы сможете одинаково хорошо и с комфортом ездить абсолютно на любом велосипеде, при условии правильного подбора размера. Вопрос в том, чтоб определить, как и где вы планируете кататься – это один из главных шагов, предшествующий покупке.
Во-первых, это может сильно сузить круг «подозреваемых» и избавить от ненужных неудобств при езде (например, на шоссейном велосипеде по пересеченной местности, для которой он просто не предназначен). А во-вторых, избавит вас от переплат за «фичи», которые вам могут и не пригодиться, такие как амортизированная задняя подвеска при преимущественно спокойной езде по городу.
Велосипед Scott SUB 50 M 11 для езды по городу
Если вы еще неопытный велосипедист либо же вообще никогда в жизни не катались, то, вероятнее всего, вам лучше будет начать с простого велосипеда с одной передачей.
Так вы сможете исключить сложности при переключении передач и сосредоточить внимание непосредственно на езде, сохранении равновесия и так далее. К тому же такие велосипеды практически не требуют настройки и обслуживания.
Часть 1: Виды велосипедов
Итак, вы определили для себя, где и как вы собираетесь ездить. Давайте теперь разберем, на каком велосипеде вам будет удобней это делать.
Горный велосипед (MTB)
Одно из самых распространенных и универсальных семейств велосипедов – на таком велосипеде можно с одинаковой легкостью перемещаться как по городским дорогам, так и вне их. Однако из самого названия ясно, что основным их назначением является езда по сильно пересеченной местности, горным тропам и так далее.
Обратите внимание
Они обладают усиленной конструкцией, амортизаторами (передним и задним) и широкими покрышками с ярко выраженным протектором. Такой велосипед не сможет развить большую скорость по шоссе. По назначению горные велосипеды делятся на несколько подвидов:
Даунхилл (англ. downhill, DH – скоростной спуск).
Велосипеды для скоростного спуска с гор представляют собой двухподвесочные модели с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательным является наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам.
Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Передвигаться на таком велосипеде по ровному месту или подниматься в гору крайне неудобно. Вес велосипеда достигает двадцати и более килограмм. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают их значительную стоимость.
Кросс-кантри (англ. cross-country) — гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия.
Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и легкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу велосипедиста, с дисковыми или ободными тормозами.
Фрирайд (англ.
free ride — свободная езда) — стиль катания, подразумевающий под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооруженным трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Тут используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода и мощными дисковыми тормозами.
Трассы фрирайда включают преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропинкам, проложенным по крутым склонам или по мостикам.
Горный велосипед начального уровня Marin Sky Trail 19.0
И наконец, велосипеды «общего назначения» (англ. all-round MTB).
Средние по цене и самые распространенные горные велосипеды. Эти модели предназначены для умеренно агрессивной езды по дорогам и бездорожью и подойдут большинству велолюбителей, катающихся в свое удовольствие или использующие его в качестве транспортного средства. В основном, это хардтейлы, которые обеспечивают относительно высокую посадку, не нагружающую сильно руки. Есть модели как с мужскими закрытыми, так и женскими открытыми рамами. Обычно тут предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования – крылья, багажник, подножка и т.д.
Шоссейный велосипед
Профессиональный шоссейный велосипед Colnago CLX 2.0 Red
Такой велосипед сконструирован для скоростной езды по хорошим асфальтированным дорогам. От других видов велосипедов его отличает особая конструкция руля (так называемые «бараньи рога») позволяющей менять хват; низкая, растянутая посадка для улучшения аэродинамики; передачи с низкими передаточными отношениями; легкая, но жесткая рама и узкие покрышки высокого давления. Амортизационные подвески тут не используются ввиду их большого веса и поглощения энергии при активном педалировании.
Городской велосипед
Предназначен для комфортного и неспешного катания по асфальтированным улицам. Он обладает высокой посадкой, что разгружает руки и позволяет сидеть прямо, при этом не чувствуя напряжения. Широкое седло также способствует расслаблению.
Такой велосипед отличают большие колеса (28'', 622 мм), шины средней толщины и обычно ножные тормоза. В комплект часто входят крылья, багажник, различные полезные атрибуты и даже электрооборудование.
За ним не придется особо ухаживать, поскольку все наиболее изнашиваемые механизмы спрятаны внутрь. Более того, производители часто устанавливают защиту цепи и защиту от попадания ног в колесные спицы.
Важно
Разновидностей городского велосипеда много, встречаются диковинные конструкции с колясками для детей, приспособлениями для езды по лестницам – кому как удобно. Расслабленный, немного вальяжный чоппер и гламурный круизер – из того же порядка.
BMX
Велосипед BMX Specialized P20 AM INT Black
Велосипедный мотокросс или BMX (англ. Bicycle Motocross или Bicycle Moto eXtreme) — одна из дисциплин велосипедного спорта, для которой используется тип велосипеда под одноименным названием. Это велосипеды очень компактных, «детских» размеров, предназначенные не для езды, а для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для этого он снабжен 20-дюймовыми колесами с 48 спицами, пегами (специальные упоры по торцам осей колес), а особый механизм позволяет вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков.
Часть 2: Конструктивные особенности
Тип и размер рамы
Различают несколько типов велосипедов, отличающихся между собой по конструкции:
Велосипед с жесткой рамой (ригид) NS Bikes Holy 1 24″
Ригид (англ. rigid – «жесткий») – конструкция такого велосипеда не предусматривает амортизации. Применяется в шоссейных, городских и велосипедах BMX.
Горный велосипед среднего классаStevens 6 S, 18″ с рамой типа хардтейл
Хардтейл (англ. hardtail – «жесткий хвост») – особенностью конструкции является амортизационная передняя вилка и жесткий «хвост». Применяется в горных велосипедах.
Профессиональный двухподвесочный велосипед для фрирайда Marin Quake 7.9
Двухподвесочный велосипед (full-suspension) – такой велосипед оснащен задней подвеской и амортизационной передней вилкой. Также применяется в горных велосипедах для экстремальных дисциплин с повышенной нагрузкой на раму. Вероятно, неправильный выбор рамы (точнее, ее размера) является самой грубой ошибкой при покупке велосипеда.
Размером рамы принято считать расстояние от оси каретки (оси системы) до конца подседельной трубы и оно измеряется в дюймах ( или в сантиметрах — как у большинства немецких производителей велосипедов ).
Оптимальный размер рамы в зависимости от роста:Стоит отметить, что такое разделение весьма условно, ведь геометрия рам у разных производителей может отличаться – одни выше, другие длиннее и т. д.
Тормоза – ободные (V-brake) или дисковые?
Забегая вперед, хочу сказать, что при выборе велосипеда нужно понимать, что дисковый тормоз дороже, чем V-brake – это означает, что он «съедает» от цены велосипеда определенную сумму за счет каких-то других компонентов.
Иными словами, при одинаковой цене велосипед с ободными тормозами имеет лучшее оборудование, чем велосипед с дисковыми. Так что же выбрать? Давайте рассмотрим все их плюсы и минусы.
Ободные тормоза сжимают с двух сторон обод велосипедного колеса тормозными колодками, замедляя его вращение.
Сжимающее усилие передается с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле.
Ободные тормоза типа V-brake (векторные) являются на сегодняшний день самым распространенным типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней, благодаря невысокой цене, простоте в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокой эффективности.
Преимущества ободных тормозов:
- В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку;
- Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза, так как площадь обода больше, чем диска, и большее расстояние от тормоза до оси позволяет прикладывать меньшее усилие для торможения;
- Настройка очень простая, доступная, ее можно производить в полевых условиях;
- Масса ободного тормоза меньше массы дискового, это важно в некоторых дисциплинах;
- Цена ободных тормозов существенно ниже цены дисковых.
Недостатки ободных тормозов:
- Вода, грязь, снег, лед, случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод;
- Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию;
- Колодки требуют относительно частой замены;
- Невозможность установки на многие рамы и вилки;
- Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащенной замене. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно;
- V-brake могут отрицательно влиять на раму, раздвигая перья при торможении. Специально для таких случаев продаются специальные дуги-«усилители» рамы. Гидравлические же могут просто оторвать крепление при торможении (в случае установки ротора большего размера чем рекомендовано производителем рамы/вилки).
Дисковые тормоза представляют собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса (как правило, с левой стороны) и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — калипера. Тормозное усилие передается с тормозной ручки тросиком (механические дисковые тормоза) или по гидролинии (гидравлические дисковые тормоза).
Преимущества дисковых тормозов:
- Мощные. Колесо затормаживается быстрее и сильнее, чем с ободными;
- Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, им не особо мешают грязь и снег;
- Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией;
- Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов;
- Дисковые тормоза редко требуют обслуживания;
- Не изнашивают обод.
Недостатки дисковых тормозов:
- В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, увеличивается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо;
- Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам;
- Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Это важно в некоторых дисциплинах.
- Цена выше, чем у ободных тормозов;
- Далеко не все модели лучше хороших V-brake при большей цене;
- Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существуют методика удаления масла прокалкой длительным торможением);
- Калипер заднего дискового тормоза может мешать установке багажника (зависит от геометрии рамы, калипера и багажника).
Исходя из этого, можно сказать следующее – если вы выбираете недорогой велосипед, то берите модель с V-brake, но если бюджет позволяет – дисковые тормоза предпочтительнее.
Заключение
Итак, кратко пройдемся по списку, который стоит держать в уме при выборе велосипеда. Для начала вам нужно определиться, где и как вы будете кататься, и понять, сколько денег вы можете выделить на велосипед. Отмечу, что рамы в велосипедах бюджетного и среднего ценового диапазона обычно не отличаются по качеству.
Дороговизна велосипеда, зачастую обуславливается деталями, такими как манетки (механизм переключения передач), перекидки, тормоза и прочее. Следовательно, чем дешевле велосипед, тем эти детали хуже. Чем они отличаются и какие вообще бывают, мы расскажем в другой статье.
Следующим пунктом идет подбор правильного размера рамы, ведь если велосипед будет слишком мал или слишком велик, езда на нем не будет для вас радостным процессом, а вызовет лишь дискомфорт, вследствие чего вы его просто забросите. К этому пункту стоит отнестись очень серьезно.И наконец, велосипед должен нравиться.
Совет
Потому перед покупкой, посмотрите не одну модель, а несколько и выберите ту, которая нравится больше, при прочих равных. Это как футболка. Если она вам не нравится, то ей суждено состариться, лежа в шкафу, ведь одевать вы ее не будете. Уверен, у всех такие есть. В заключении хочется сказать одно – катайтесь в удовольствие и не забывайте о безопасности.
Помните, что велосипедист на дороге очень уязвим, будь то просто попавшая в глаз мушка или наглый водитель автомобиля, потому всегда одевайте шлем и защитные очки – это необходимый минимум, который может уберечь вас от серьезных травм. Удачи на дорогах!
Источник: Rozetka.ua
Фрирайд
Фрирайд (от англ. free ride — свободная езда) — стиль катания на велосипеде (а также дисциплина велоспорта), подразумевающая под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия.
Успешное передвижение по таким трассам требует специальной технической подготовки и особым образом приспособленных велосипедов (как правило, используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода и мощными дисковыми тормозами).
Трассы фрирайда включают преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропинкам, проложенным по крутым склонам или по мосткам (для этих трасс есть специальное название — норд-шор).
Соревнования по фрирайду финансируются компаниями, производящими велосипедное и иное спортивное снаряжение. Гонки в стиле фрирайд, с подробным показом всех рискованных трюков, являются основным сюжетом многочисленных фильмов, предназначенных для любителей горного велосипеда.
Велосипеды для фрирайда схожи по характеристикам с даунхильными велосипедами, но более лёгкие для того, чтобы велосипедисты могли самостоятельно подниматься наверх без помощи подъёмников.
Велосипеды и оборудование
Велосипед для даунхилла — настоящее произведение искусства. Можно представить себе мотоцикл класса эндуро без двигателя и спойлеров, весом 15−25 кг.
Велосипед оборудован передней и задней подвеской с увеличенным ходом (200−300 мм), гидравлическими дисковыми тормозами, рулём с подъёмом и рамой из мощных алюминиевых труб повышенной прочности.
Стоимость этих велосипедов весьма высокая, но цель оправдывает средства — очень часто качественное надёжное оборудование позволяет улучшить результат гонки и, что немаловажно, сохранить гонщику здоровье.
Обратите внимание
Даунхильные велосипеды предназначены только для того, чтобы ехать вниз — они слишком тяжелые, подвеска затрудняет кручение педалей, а геометрия рамы не рассчитана на подъемы. Даунхилл является практически единственным велосипедным спортом, где требуется подъёмник.
Велосипеды для даунхилла и фрирайда в целом похожи, но тем не менее, у них есть некоторые различия. Гоночные даунхильные велосипеды сильно ниже и с меньшим углом наклона рулевого стакана, таким образом являются более устойчивыми на скорости и в поворотах.
Велосипеды для фрирайда более вертикально ориентированы и с высокой кареткой, то есть более маневренные и позволяют выполнять различные прыжковые трюки. В том числе, фрирайдные велосипеды зачастую оснащаются однокоронными вилками, что делает их более лёгкими в сранении с велосипедами для даунхилла, на которые обычно устанавливаются двухкоронные передние амортизаторы.
Ход двухкоронных вилок, как правило, варьируется в диапазоне 200−300 мм, ход однокоронных обычно не превышает 180 мм.
Стоимость даунхильных велосипедов начального уровня примерно равна 2000 $, верхнего уровня — доходит до 9000 $.
Итоговая цена зависит от качества установленных компонентов, от материалов, которые используются в их производстве и от качества настройки всего оборудования.
В даунхильных велосипедах, как, впрочем, и в других высококачественных велосипедах, всегда стоит выбор между прочностью и весом.
Начиная с 2007 года многие профессиональные даунхильные велосипеды стали постепенно снижать вес и, в частности, оснащаться воздушными амортизаторами. По той же причине была замечена тенденция к уменьшению хода подвески — вместо привычных 200 мм сейчас всё чаще можно встретить ход 150−180 мм.
Это привело к тому, что существующие границы между фрирайдом и даунхиллом размылись. И произошло это по нескольким основным причинам:
- Многие трассы мировых чемпионатов по даунхиллу стали более технически подготовленными и выверенными, чем раньше, и поэтому стали требовать более маневренные велосипеды с большими углами для резких поворотов и перестроений.
- Новые фрирайдные велосипеды разделились на две условные группы — лёгкие и более прочные, по весу приближающиеся к даунхильным.
Легкие велосипеды для фрирайда сконструированы таким образом, чтобы давать возможность велосипедисту как спускаться вниз, так и самостоятельно подниматься наверх без помощи подъёмников. Такие велосипеды лишь немного тяжелее и прочнее обычных горных.
Для прохождения трасс даунхилла и фрирайда обязательно использование защиты и шлема типа фулфейс (англ. full-face) — с полной защитой лица.
Каким должен быть ваш велосипед? | Каталог цен e-Katalog
Прежде чем заказывать велосипед, необходимо решить, для каких целей он покупается. Для сына-подростка, которого уже никак не удержать дома? Чтобы с удобством добираться на работу сразу же в пиджаке и при галстуке? Или чтобы гонять по бездорожью гор, лесов и постсоветских дорог? В этом материале мы разберемся, как выбрать свой первый велосипед и не прогадать.
Андрей Янович, журналист, путешественникжурналист E-Katalog
Велосипед должен хорошо выглядеть, его стоимость должна соответствовать бюджету и крайне желательно, чтобы название бренда «было на слуху» — чтобы похвастаться перед друзьями и соседями.
Исходя из этих трёх критериев большинство покупателей со всего мира выбирают свой первый велосипед. Я не берусь утверждать, что вышеперечисленные факторы не важны.
Но мы сейчас постараемся сделать выбор более осмысленно, чем «на вкус, цвет и чтобы подешевле».
Важно
Прежде всего этот материал предназначен для тех, кому велосипед ещё в новинку и кто не готов разбираться в сложных технических характеристиках, вроде «длинны шатуна» или «количества зубцов на каждой из задних звёздочек». Чтобы максимально упростить выбор и сразу же сократить невероятное количество предложений на современном рынке, первым делом нужно ответить: «Для чего я покупаю велосипед?» В дальнейшем все зависит именно от этого.
«Двухподвесы» популярны среди подростков, но обладаютмаленьким КПД и не очень удобны для езды по ровных дорогах
Велосипед для сына-подростка
В подростковом возрасте я катался на велосипеде типа советского «Салюта», как, впрочем, и большая часть моего поколения.
До сих пор считаю, что для подростка ничего лучшего и не надо, хотя современные дети со мной не совсем согласны.
У них сейчас в моде
Багажник, корзина на руле или крылья повысятудобство использования городского велосипеда
Городской или офисный велосипед
Подобный транспорт — идеальный вариант для передвижения на короткие расстояния в городской черте.
В Германии, к примеру, их массово используют офисные работники: в пиджачках, белых рубашках и выглаженных брюках они весело крутят педали по пути из дому на работу, положив свои кейсы на багажник или в корзину.
Низкая рама позволяет чувствовать себя безопасно в условиях насыщенного трафика и многочисленных поворотов со светофорами, когда часто приходится останавливаться и ставить ногу на землю.
Дополнительное оснащение, вроде брызговиков, фар, багажника, корзины и прочего значительно повышают комфорт во время поездки. Большая часть рабочих механизмов спрятана, благодаря чему выпачкаться в мазуте практически нереально.
Совет
К тому же, подобные велосипеды в основном очень легкие — поднять руками на бордюр или вынести на лестничную площадку не составит особого труда.
Но в то же время их характеристики не позволят владельцу комфортно кататься по бездорожью или преодолевать длинные дистанции на трассе.
Погонять на выходных в лесопосадке
Если ваши интересы не ограничиваются городом и вы хотите чувствовать себя комфортно на бездорожье, то классический горный велосипед — то что нужно. Основные его характеристики — мощная вилка и уменьшенные 26-дюймовые колёса.
На них преимущественно ставят грубую, «зубастую» резину.
Подобные модели весьма популярны среди покупателей, что вполне понятно, учитывая состояние дорог в городах постсоветского пространства — горный велосипед будто бы для них и создан.
https://www.youtube.com/watch?v=GtoyZmoFe18
Этот транспорт мягкий и маневренный, выдерживает жёсткие условия езды — не зря же и называется «горным».
Но именно из-за своих преимущества он не станет хорошим слугой для преодоления длинных дистанций на асфальте — небольшие колеса и грубая резина заставляют изрядно напрягать ноги для поддержки скорости.
Среди прочего, на горные велосипеды редко ставят брызговики — они быстро забиваются и создают дополнительный шум при езде по грязи. Поэтому для “официальной” езды по городу это тоже не лучшее решение.
Шоссейный велосипед может развить скорость в 60 км/час,но в качестве решения для города он весьма сомнителен
Рассекать горячий воздух трасс
Вы любите смотреть «Тур де Франс»? Вам интересно ставить свои собственные рекорды скорости и выносливости на трассе, а недалеко от вашего дома на самом деле можно найти трассу хотя бы условно без ям? Если на все эти вопросы ответ утвердительный — смело смотрите раздел «шоссейные велосипеды». Это которые с тоненькими колесами и вывернутым как бараньи рога рулем. На подобном транспорте можно развить скорость в 60 километров в час, не спускаясь при этом с огромной горки. Легкий как пух и стройный как лань — звучит хорошо, правда?
Но выбирая этот тип не стоит забывать, что поездка по раздолбанным боковым переулкам или выложенной мостовой превратится в настоящее испытание. Да и на подобном велосипеде не очень удобно ездить там, где много поворотов и светофоров. Не для этого он создан.
Вездеход для города, леса и шоссе
Ещё один из популярных запросов. Далеко не каждый может позволить себе сразу три велосипеда: горный, городской и шоссейный. Велопром это понял давно и принялся за решение проблемы.
Практически в каждом магазине сегодня можно найти велосипед-гибрид.
Большие 28-дюймовые колеса обеспечивают скорость, а амортизированная вилка и шина средней толщины — относительную мягкость при езде по бездорожью.
Как правило, подобные решения уступают в проходимости горному велосипеду, в скорости — шоссейному, да и не могут обеспечить 100% удобности в городских условиях. Но они универсальны, за это их и ценят.
Велосипеды такого типа часто называют словосочетанием «кросс-кантри». Порой их оборудуют жёсткой, а не амортизированной вилкой — это позволяет снизить общий вес, но при этом нагрузка на кисти рук возрастает.
Кроме описанных выше, существуют также и горные двухподвесы, усиленные модели для даунхилла, специальные разработки для триала и BMX, а также великое множество винтажных экземпляров, тандемов и те же «велосипеды-лежаки». Но на роль первого самостоятельно выбранного велосипеда они подходят слабо.
В заключение отметим, что главное в велосипеде не цена и даже не категория или модель. Самое главное — настрой и желание владельца. В свое время на горном велосипеде я умудрялся проезжать по трассе более 100 километров в день.
Обратите внимание
Видел, как ребята на шоссейниках преодолевали карпатское бездорожье и как на городских велосипедах путешествовали побережьем Испании.
Читал, как советские путешественники на «Туристах» отправились в зимнюю тайгу — подобное даже сложно себе представить.
Учитывая все это, вместо традиционного “Удачной покупки!”, наверное, лучше написать: “Хорошего вдохновения для езды!” Ведь какой бы вид велосипеда вы не выбрали — вы сделаете удачную покупку.
Популярные модели
Отзывы о брендах из раздела велосипеды
Рейтинг брендов из раздела велосипедов составленный по отзывам и оценкам посетителей сайта
Рейтинг велосипедов (март)
Рейтинг популярности велосипедов основан на комплексной статистике по проявленному интересу интернет-аудитории
По холмам и горам: ТОП-5 велосипедов кросс-кантри
Велобайки-универсалы, всеядные к асфальтированным трассам и тропам, проложенным по пересеченной местности
Персональный электротранспорт: ТОП-5 велогибридов
Велосипеды будущего позволяют колесить по дорогам, затрачивая минимум усилий на вращение педалей
Поездки в ритме большого города: ТОП-5 сити-байков для мужчин
Велосипед в городе — не бесполезная игрушка, а шустрое и маневренное средство передвижения
С ветерком по городу: ТОП-5 женских ситибайков
Велосипеды, сочетающие в себе элегантность и практичность, для повседневных поездок по городу
Без границ и компромиссов: Фрирайдеры: гордые горцы
Велосипеды для Freeride — безусловные лидеры по проходимости… и по цене.
Счастливому обладателю Lamborghini достаточно просто не спеша проехать по центральной улице города — и всеобщее уважение ему обеспечено, даже если он только вчера сел за руль.
А вот высококлассные велосипеды для фрирайда, своего рода суперкары в велосипедном мире, обязывают своего владельца быть спортсменом. Завидев фрирайдера, случайные зрители не только восхищенно рассматривают массивный байк, но и провожают скептическим взглядом его владельца.
Перепрыгнет ли он двухметровый лестничный пролет? Проедет ли 50 метров на заднем колесе? Докажет ли еще как-нибудь, что он достоин своей машины?
Откуда колеса растут
Определение фрирайда (Freeride) как стиля катания и его история — предмет многочисленных споров. Согласно наиболее строгой версии, фрирайд зародился как продолжение даунхила (Downhill). Соревнования по даунхилу представляют собой скоростные внедорожные гонки по размеченной горной трассе. Это очень опасный вид спорта.
При проезде неровностей трассы (корней, ям и т. п.) колеса велосипеда могут полностью отрываться от земли, лишая гонщика возможности управления, в крутых поворотах очень легко вылететь с трассы.
Задача райдера — ограничивать скорость движения велосипеда ровно настолько, чтобы избежать падения или вылета с трассы, но при этом двигаться максимально быстро, чтобы прийти к финишу первым.
Классические соревнования по фрирайду также проходят на местности с большим перепадом высот. Главное отличие фрирайда, оправдывающее его название, заключается в том, что трассы как таковой не существует, есть только старт (к примеру, на вершине горы) и финиш (у подножия). Каждый райдер волен сам выбирать маршрут движения.
Ему решать, отправиться ли по сравнительно безопасному, но очень длинному пологому спуску, или рискнуть спуститься по кратчайшему пути, разгоняясь по почти отвесным скалам, преодолевая двухметровые обрывы, забираясь на высокие камни. Фрирайдеры способны на многое.
Езда на предельных скоростях — это наследие даунхила, высокие прыжки на трамплинах — элементы дисциплины дерт (dirt). Наконец, иногда фрирайдеру приходится разместиться на крохотном пятачке 50х50 см или меньше и готовиться к дропу, или преодолеть завал из крупных камней, двигаясь на заднем колесе.
Поэтому настоящий фрирайдер владеет навыками триала. Гонщику приходится быть универсальным велосипедистом, а фрирайдный байк — это универсальный внедорожник.
Гонки — это слишком скучно
Особая геометрия рамы сделала фрирайдный велосипед удивительно хорошо управляемым как на больших, так и на малых скоростях. Благодаря этому свойству байка, а также постоянному желанию райдеров найти для себя новые развлечения, испытать мастерство и просто повеселиться, фрирайд оброс многочисленными родственными дисциплинами, соревнованиями и спортивными шоу.
Название дисциплины North-Shore (англ. «северный берег»), по‑видимому, связано с тем, что изобрели этот зрелищный вид спорта в Канаде. North-Shore — это езда на велосипеде по узким (иногда уже самого велосипеда) деревянным трассам, расположенным на высоте нескольких метров над землей.
Трассы изобилуют сложными поворотами, подъемами и спусками, а также забавными инженерными сооружениями вроде качелей или огромных колес, в которых, как белка, крутится райдер. Сложность North-Shore заключается в преодолении боязни высоты и постоянном удержании равновесия, иногда на предельно малых скоростях.
Каждая ошибка грозит крайне неприятным падением.
Важно
Компания Red Bull проводит соревнования фрирайдеров по старым улочкам европейских городов. Организаторы умудряются проложить такую трассу, что опытные велогонщики, оттачивавшие свое мастерство на узких тропинках высочайших гор планеты, падают, как осенние листья.
Длинные узкие мостовые, на которых плотно зажатые между стенами соседних домов велосипедисты успевают разогнаться до даунхильных скоростей, сменяются поворотами на острый угол в ограниченном пространстве, высокими лестницами, разбитыми мостовыми.
Видеозапись этих гонок напоминает комедийное шоу падений.
Именитый канадский производитель внедорожных велосипедов Norco проводит состязания Norco Ride. Трасса «Соревнований в стиле Norco» включает отрезки для даунхила, фрирайда, кросс-кантри и North-Shore. Каждый участник должен преодолеть их все.
Людей на фрирайдных велосипедах все чаще можно встретить в крупных городах — им не обязательно снижать скорость перед препятствиями.
Многие опытные фрирайдеры предпочитают не сражаться друг с другом на спортивных трассах, а просто кататься в свое удовольствие, смешивая все доступные стили.
В захватывающих экстремальных видео можно увидеть, как полем для их спортивного творчества становятся крыши домов, скейт-парки, детские площадки, сложные архитектурные сооружения и даже промышленные стройки.
Мы воздержимся от попытки дать фрирайду точное определение. Фрирайд — это стиль жизни и стиль катания без границ и компромиссов.
Рама с секретом
От велосипеда фрирайдеру нужно все, на что он способен. Байк должен быть прочным, чтобы выдержать многочисленные приземления и падения.
Все компоненты должны быть максимально облегчены, иначе вес большой машины с толстыми трубами рамы, длинноходной вилкой и почти мотоциклетными шинами превысит разумные пределы.
Наконец, от всех устройств требуется максимальная надежность, в том числе при сильном загрязнении.
Совет
Главный секрет фрирайдного байка заключается в геометрии. Благодаря короткой раме и минимальному выносу руля (руль практически расположен на оси рулевой колонки) седло и рукоятки руля оказываются достаточно близко друг другу, чем достигаются две цели.
С одной стороны, райдер может сидеть на седле достаточно высоко, чтобы комфортно педалировать, практически как на обычном кросс-кантрийном велосипеде.
С другой стороны, при столь близком расположении руля длины рук райдера хватает для того, чтобы он мог свободно перемещать вес тела далеко назад и даже опускаться ниже седла над задним колесом.
Такой геометрией фрирайдный байк обязан даунхильным предкам. Смещение центра тяжести назад позволяет лучше контролировать велосипед на крутом спуске, избежать «кувырка» через руль, разгрузить переднее колесо, позволив ему более свободно преодолевать сложный рельеф трассы. Если же, съезжая с горы, остаться в седле — переворот обеспечен.
В то же время свобода передвижений райдера на велосипеде — залог успешного контроля положения в воздухе, при прыжках с трамплинов или на дропах.
Возможность легко перенести вес тела за заднюю ось помогает «входить в серф» (на ходу встать на заднее колесо для прыжка в высоту), а низкий центр тяжести способствует контролю при езде на заднем колесе.
В общем, практически любой экстрим такому байку по плечу.
Маятник не для часов
Велосипед для фрирайда может быть как двухподвесом, так и хардтейлом. Двухподвес необходим райдерам, катающимся по горным трассам, где подвеска должна точно отрабатывать сложный рельеф на высочайшей скорости.
Также велосипеды с полной подвеской хороши для высоких трамплинов и дропов — задняя подвеска дополнительно гасит удар, снимая нагрузку с рамы велосипеда и, главное, конечностей райдера. Хардтейлы хороши на равнинной местности, где для поддержания скорости необходимо педалировать.
Велосипеды без задней подвески легче двухподвесов, позволяют лучше прыгать в высоту с места, набирать и поддерживать скорость. Кроме того, рычажный механизм подвески на велосипеде для фрирайда должен быть абсолютно надежен. Поэтому рамы для двухподвесов гораздо дороже хардтейловых.
Инженеры разных компаний соревнуются в конструировании наиболее эффективной задней подвески велосипеда.
Ее врожденный недостаток состоит в том, что при проезде неровностей изменяется расстояние между седлом и педалями, мешая райдеру педалировать, «проглатывая» драгоценные толчки.
Если расположить каретку на самой раме, а не на маятнике (задней «вилке»), то при срабатывании подвески будет провисать цепь. С этой проблемой отчасти справляются цепегасители — специальные устройства, подтягивающие цепь.
Наиболее смелыми конструкциями задней подвески славится фирма GT. Ее визитная карточка, система I-Drive, полностью устраняет указанные негативные эффекты задней подвески. Каретка I-Drive располагается не в раме и не в маятнике, а в эксцентрике.
Обратите внимание
При срабатывании подвески эксцентрик поворачивается в маятнике, поднимая или опуская каретку, поддерживая одинаковое расстояние до педалей. На смену системе I-Drive GT готовит новую схему, согласно которой внутри корпуса каретки будет располагаться коробка передач.
Таким образом фирма собирается повысить надежность узла, защитив сложный механизм переключения скоростей от грязи.
Рама для фрирайда должна быть прочной. Отчасти благодаря усиленным рамам из толстых труб переменного сечения, дополнительным вставкам («косынкам»), повышающим прочность и жесткость, мощным сварным швам фрирайдные машины смотрятся так внушительно. Конечно, фрирайдерам тоже хочется снизить вес своих снарядов, однако их прочность всегда стоит на первом месте.
За ценой не постоим
На одной раме далеко не уедешь. Яркий признак фрирайдного байка — длинная и массивная передняя вилка. Подвеска такого велосипеда должна по‑настоящему работать, не просто амортизируя удары и защищая райдера, но и точно отрабатывая каждую неровность дороги.
Подпрыгивание велосипеда на большой скорости при спуске с горы, вызванное недостаточной энергоемкостью или скоростью работы подвески, может лишить райдера возможности повернуть или даже просто снизить скорость — торможение в полете приведет к приземлению на заблокированное колесо и перевороту.
Вилки для фрирайда и даунхила имеют чудовищный ход — до 200 мм. Зачастую у них есть несколько регулировок хода, сжатия и отбоя при различных скоростях штока. Лучшие вилки имеют усиленные проушины под более толстую ось колеса — для нее нужна специальная втулка.
Такую ось практически невозможно сломать. Наконец, некоторые фрирайдеры используют двухкоронные вилки — как на мотоциклах. Вилка — это второй по стоимости компонент фрирайдного велосипеда после рамы.
Все, сказанное о вилках, в полной мере относится и к задним амортизаторам при наличии таковых.
Очередное наследие даунхильных аппаратов — мощные тормоза. Крайне желательны гидравлические дисковые механизмы на обоих колесах.
Ценность гидравлики заключается не только в силе, но и в точности управления тормозным усилием: в отличие от растягивающихся металлических тросиков жидкость, заполняющая гидрошланги, позволяет райдеру буквально кончиками пальцев ощущать, как колодки сжимают диск. Это чрезвычайно важно на больших скоростях на бездорожье, когда перетормозить не менее страшно, чем недотормозить.
Важно
На велосипеды для фрирайда устанавливается одна или две передних звездочки: одна (средних размеров) для езды с гор и две (средняя и маленькая) — для трасс с более разнообразным рельефом.
Большая звездочка такому байку не нужна: передача 2−9 (вторая звезда спереди и самая маленькая сзади) позволяет ехать достаточно быстро, а до шоссейных скоростей тяжелый байк разогнать одним педалированием все равно не удастся.
На фрирайдных системах всегда ставится рокринг — прочный диск, защищающий звездочки и цепь. Сзади комплект звезд такой же, как на обычных велосипедах для кросс-кантри.
Все остальное — как у любого байка для экстрима: как можно более прочные обода и втулки колес, усиленные шатуны, любимые всеми экстремалами педали от BMX, широченные зубастые шины, цепляющиеся за любой рельеф. При этом, скорее всего, вес получившегося чуда окажется в районе 15 кг, а стоимость в долларах будет обозначаться четырьмя цифрами.
Путь совершенства
Если вы стали счастливым обладателем велосипеда для фрирайда — считайте, что вы бросили вызов обществу и ступили на путь постоянного самосовершенствования.
Вы научитесь не обращать внимания на скептические взгляды прохожих, ожидающих от вас экстремального поведения, и великодушным кивком отвечать на восторги публики, если сумасшедший трюк вам удался. Вы разовьете мышцы ног, рук, плеч, спины, живота (и другие).
Вы сможете с легкостью переносить боль от синяков и ссадин, философски относиться к вывихам и переломам.
Вам станут доступны чудеса концентрации — мысль об очередном безумном трюке не будет покидать вас ни днем, ни ночью, ни даже на работе, если вы не уйдете с нее, чтобы посвятить все свое время катанию. Внезапно развившиеся математические способности помогут вам мгновенно рассчитывать сложнейшие траектории движения велосипеда в скоростном повороте.
И конечно, нужно помнить, что фрирайдный байк — это не транспорт для поездок до ближайшего фаст-фуда, а серьезный спортивный снаряд. Проехать на нем можно везде! Даже там, где нельзя пройти пешком.