Содержание
- 1 Велокросс (Циклокросс, СХ)
- 2 Циклокросс
- 3 Циклокросс (Велокросс)
- 4 Статья о шоссейных велосипедах
- 5 Велокросс
- 6 Разница между велокроссовым велосипедом и гравийным
- 7 velo-travel.com |
- 8 Грейвл, аэрошоссе, циклокросс — в чем же разница?
- 8.1 Картинки взяты с хороших статей про типы рулей на columbusridesbikes.com и cyclist.co.uk
- 8.2 Touring, туринг, туристический велосипед
- 8.3 Циклокросс, CX, Cyclocross
- 8.4 Gravel, грейвл, гравийник
- 8.5 Endurance Road, эндуранс, тренировочный шоссер, комфорт-шоссе
- 8.6 Lightweight, легкий шоссейник, классический шоссейник
- 8.7 Aeroad, аэродинамический шоссейник
- 8.8 Time Trial, TT, «рогатка», велосипед для раздельного старта
- 8.9 Track, трековые велосипеды
- 8.10 Specialized
- 8.11 GIANT
- 8.12 Cannondale
- 8.13 Felt
- 8.14 А теперь, когда вы уже все знаете, дайте ответ — в какому виду велосипедов относится наш мандариновый ROCX? Циклокросс. Об удивительных велосипедах, созданных для всего Дождливая погода? Непонятный климат? Грязь? Есть такие виды спорта, где все вышеуказанное может быть в кайф. И речь идет не о каких-то увлечениях для мазахистов, а о вещах, созданных для людей, которые знают толк в удовольствии, и понимают – как его можно выжать из совершенно невообразимых условий. Речь сейчас пойдет о циклокроссе и циклокроссовых велосипедах. Что такое дисциплина CX? Это спорт-ветеран, спорт-отец, из которого в свое время родился горный велосипед и все его многочисленные направления. Но похоже, что сын далеко не во всем превзошел своего прародителя, и циклоросс, некогда потеряв локально свои позиции, снова начинает обретать популярность и народную любовь. Грязные ванные, сырость, пешие залеты в горы, безумный кросс-фит и дикие скорости на прямых участках! За рубежом CX всегда жил своей активной жизнью, в которых находилось место многочисленным соревнованиям и хорошим информационным потоком от специализированных СМИ вроде CXMAGAZINE и им подобным. Сегодня нечто похожее мы начинаем наблюдать и в нашей стране. Серьезных гонок на циклокроссах немного, но они есть; а недостаток их прекрасно компенсируется тем, что все большее количество любительских кросс-кантри соревнований для владельцев горных велосипедов становятся открытыми и для «адептов» направления CX. Что такое циклокроссовый велосипед, и почему ему находится место в современном веломире
- 8.15 Циклокросс – это весело!
- 8.16 Бонусом – особый взгляд на CX от легенды велосипедного спорта Криса Акригга
Велокросс (Циклокросс, СХ)
Ну вот, на улице пасмурно, холодно и дождливо. Кататься на байке уже не хочется, наступила осень.
Но ведь именно это время года — самый разгар сезона для Велокросса, уникального вида спорта, где гонщики соревнуются на короткой дистанции со множеством препятствий.
И что же это такое? Вместо того, чтобы крутить педали, они постоянно бегают и прыгают через барьеры! И сегодня самое время узнать об одном из популярнейших направлений велоспорта — велокроссе (циклокроссе, CX).
Обратите внимание
Многие считают, что это просто бег с препятствиями с видоизмененным шоссейным велосипедом по короткой дистанции и с кругом не более 2-3км, а другие, что велокросс — это просто грязевой кошмар. На самом деле, у этого вида спорта очень давняя история.
Первый велокросс, а также первый Чемпионат Франции по велокроссу был организован Даниэлем Гуссео (Daniel Gousseau) еще в 1902 году. Тогда спортсмены соревновались в лесу с наездниками на лошадях. Однако, точно определить происхождение велокросса непросто.
Ведь помимо Даниэля, активисты часто устраивали гонки из одной деревни в другую, где правилами предусматривалось срезать путь по фермерским полям, перепрыгивать через заборы, ну и вообще, сокращать дистанцию любыми возможными способами.
Велокросс очень популярен в Европе, а в Бельгии — это вообще национальный вид спорта, собирающий невероятно много зрителей и болельщиков.
Самые успешные СХ-гонщики родом из Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии и Чехии. Также, этот вид спорта переживает настоящий бум в США и начинает набирать популярность в Великобритании.
Традиционно сезон велокросса длится с Сентября по Январь и заканчивается UCI Чемпионатом Мира.
ГОНКИ И ТРАССЫ ДЛЯ ВЕЛОКРОССА
Как и триатлон, велокросс — это смесь из нескольких спортивных дисциплин, а именно: езда на велосипеде с серьезным акцентом на техничное управление байком и бег.
Обилие препятствий в виде поваленных деревьев, барьеров, песчаных подъемов и спусков, грязевых и непроезжаемых участков делает велокросс по-настоящему зрелищным спортом.
Кстати, европейские болельщики часто приходят на гонки в оригинальных костюмах, касках с рогами и прочих атрибутах, создавая необычную атмосферу маскарада. В последнее время это очень популярно, ведь проехавшие трассу гонщики уже сами похожи на персонажей из фильмов ужасов.
Международные соревнования по велокроссу в Ковингтоне (США) 9 Октября 2009Важно
Большинство заездов проходят по трассам с длиной круга от 1 до 3х километров, на которых можно встретить и асфальт, и песок, и грязевые участки, а также крутые повороты, и непреодолимые на велосипеде препятствия.
Вся гонка, обычно, длится от 30 минут до одного часа, плюс последний финишный круг. Тем не менее, если гонщика округляет лидер, то ему нужно сойти в конце гонки, чтобы избежать путаницы на финишном круге.
Сумасшедший темп гонки, стремительные ускорения и жесточайшая борьба за позицию требуют интенсивных тренировок: как силовой выносливости, так и технических навыков.
Искусственные барьеры, как правило, имеют высоту не более полуметра, и, часто расположены таким образом, чтобы их было проблематично преодолеть верхом.
Гонщики спрыгивают с байков и переносят велосипеды на плече или за верхнюю трубу рамы.
Конечно, это не красочные «баннихопы», которые так любят зрители, но именно техничное преодоление препятствий в велокроссе экономит значительные секунды на финише.
Есть несколько способов преодоления препятствий на дистанции по велокроссу, но один из самых эффективных — это с «байком под мышкой».
Приближаясь к препятствию гонщик отстегивает правую ногу, притормаживая велосипедом, заводит ее за седло, чтобы слезть слева от байка.
Совет
В момент, когда правая нога практически коснулась грунта, отстегивается левая нога, гонщик берет байк за верхнюю трубу или кладет на правое плечо, и бегом преодолевает барьер или устремляется в песчаный подъем.
В случае, когда препятствие одно и его можно преодолеть верхом на велосипеде, гонщики используют «баннихоп»: подъезжая к препятствию, спортсмен выдергивает руль на достаточную для преодоления барьера высоту и сразу же подпрыгивает за счет контакта с педалями задней частью велосипеда. Но когда препятствий несколько, будет наиболее эффективно преодолеть их бегом. В этом случае гонщик переносит велосипед на себе, держа его за верхнюю трубу рамы или на плече. Надеемся, теперь вы понимаете, почему велосипедисты циклокроссеры так беспокоятся о весе своих железных коней. Если позволяет рост и достаточно сил, то гонщик переносит велосипед, держа его левой рукой за руль, а правой за верхнюю трубу рамы. Но все равно, наиболее эффективный способ — это переноска байка на плече, когда нагрузка распределяется по туловищу более равномерно.
Настоящий байк для велокросса — это гибрид шоссейного велосипеда и маунтинбайка: легкая алюминиевая, карбоновая, стальная (Cro-Mo) или титановая рама, карбоновая вилка, совмещенные манетки с тормозными ручками (обычно, используются шоссейные «автоматы»), покрышки 700С x 30-38С (1.2-1.5'') с агрессивным протектором, контактные педали и двойная или одинарная система с защитой. Звезды на системы меньше, чем на шоссейниках, а защита необходима для ошибок при преодолении барьеров. Кстати, геометрия рамы также слегка отличается от шоссейной. Кареточный узел расположен выше, клиренс также больше за счет грязевых зазоров, которые являются важным параметром байка для велокросса. Передняя и задняя вилки должны иметь достаточные зазоры между покрышкой и рамой (вилкой) для эффективного очищения от скопившейся грязи.
Велосипед для велокросса — это гибрид шоссейного велосипеда и маунтинбайка
Рамы и вилки более жесткие, чем на шоссейных велосипедах, верхняя труба обычно более короткая для лучшего контроля. По состоянию на сезон 2011-2012 дисковые тормоза были разрешены для использования на гонках по велокроссу.
Они дают гораздо более высокую мощность, а также лучшую управляемость при торможении, особенно во влажных условиях, но, тем не менее, многие производители все еще продолжают выпускать гоночные модели с традиционными ободными тормозами. Правильно настроенные тросиковые тормоза дают не меньший контроль и достаточную мощность для спортсменов.
Часто на велосипеды для велокросса добавляют дополнительные тормозные ручки на руль, для более эффективного использования на техничных участках трассы.
Многие кроссовые велосипеды используются не только для гонок и тренировок. Зачастую, любители шоссейного велоспорта комплектуют свои CX-байки крыльями и пользуются ими для поездок на работу и тренировок в лесопарках. Потенциал использования кроссовых велосипедов велик, как и байков, из которых он был создан.
В России велокросс недостаточно популярен из-за низкой популярности велоспорта в целом. В осенне-зимний период, спортсмены из детско-юношесских спортивных школ участвуют в соревнованиях по велокроссу, проходящих в Чебоксарах, Подмосковье и других регионах. На любительском уровне гонок практически нет, но направление все равно развивается, благодаря активистам.
Взято с www.bike4u.ru
Циклокросс
Поклонники велоспорта знают о широком разнообразии современных велодисциплин и стилей катания. Достаточно часто можно услышать о существовании шоссейных гонок, фрирайда, маунтинбайка и других. Однако многочисленные известные дисциплины велосипедного спорта не лишены такого недостатка, как сезонность.
Особенности отечественного климата приводят к тому, что продолжительность велосезона, как правило, составляет в среднем полгода. Для тех, кто не готов отказываться от поездок на велосипеде в зимнее время, оптимальным решением становится циклокросс.
В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию основные характеристики этой велодисциплины.
Преимущества и недостатки циклокросса
Представленная дисциплина велосипедного спорта была придумана достаточно давно. Главной ее целью было предоставление шоссейным велогонщикам возможности тренироваться в межсезонный период для сохранения формы.
В связи с тем, что традиционные велосипеды применять зимой было затруднительно, их конструкция изменялась в соответствии с новыми потребностями. Первые соревнования по данной велодисциплине были проведены в начале ХХ века во Франции.
Сегодня многие велосипедисты не представляют своей жизни без гонок по пересеченной местности.
Обратите внимание
Каковы основные правила циклокросса? Задача, которая ставится перед спортсменами, заключается в преодолении кругового маршрута протяженностью от 2 до 3,5 км за установленный временной промежуток. На первый взгляд может показаться, что это под силу каждому велосипедисту.
Такое впечатление обманчиво, ведь трасса для соревнований объединяет как ровное дорожное покрытие, так и участки пересеченной местности, нередко предварительно усложненные. Ямы, броды, крутые холмы, поваленные деревья, лужи грязи и небольшие реки – вот те препятствия, которые необходимо преодолеть велосипедистам.
Неудивительно, что в процессе соревнований на определенных участках спортсмены периодически вынуждены нести велосипед на себе.
Циклокросс обладает рядом бесспорных преимуществ. Среди них мы хотим выделить:
- повышение скоростно-силовых качеств спортсмена. В ходе тренировок и соревнований он совершенствует все группы мышц, крутя педали и передвигаясь с велосипедом на плече;
- улучшение навыков управления велосипедом. Тренировки в условиях бездорожья, езда на мокрых дорогах позволят обучиться правильному выбору передач и развить координацию движений.
Однако не стоит забывать о том, что несоблюдение правил безопасности и безответственное отношение к поездкам по пересеченной местности чревато травмами.
Выбор велосипеда для циклокросса
Для указанной дисциплины велосипедного спорта предназначены велосипеды, имеющие сходство с
шоссейными моделями. В отличие от последних, они имеют особую геометрию посадки и специальную «внедорожную» агрессивную резину, оснащенную шипами. Эти характеристики велосипеда для циклокросса позволяют обеспечить хорошую управляемость на небольшой скорости.
Следует обратить внимание на использование педалей из МТВ, которые меньше подвергаются загрязнению и отличаются большей степенью свободы для встегивания.
К тому же, тормоза велосипедов для циклокросса редко выходят из строя в результате попадания в них веток деревьев либо грязи.
Сегодня производители предлагают широкий выбор моделей для данной велодисциплины. Высокой популярностью пользуются из
делия таких брендов, как Trek, Scott, Giant и Author. Первые представляют собой изделия китайского производства, а потому отличаются доступной стоимостью. В зависимости от модели их стоимость может колебаться от 5 до 20 тысяч гривен. Что касается цены велосипедов остальных производителей, то бренды из Тайваня и Северной Америки предлагают более дорогостоящие варианты.
Помимо стоимости при выборе велосипеда для циклокросса необходимо руководствоваться такими характеристиками, как вес модели, ширина покрышек, размер зазоров между покрышками и перьями, значение угла наклона рулевой колонки, особенности трансмиссии. Ответственный подход к приобретению позволит вам получать истинное удовольствие от езды в межсезонье!
Циклокросс (Велокросс)
Циклокросс– велосипедная дисциплина, в которой спортсмены соревнуются на кольцевой трассе, протяженностью 2,5-3,5 км по пересеченной местности. Это одна из старейших дисциплин велоспорта. Первые соревнования были проведены во Франции ещё в 1902 году, а в 1924 году прошли первые международные соревнования в этой дисциплине.
Трасса для циклокросса может проходить как по лесу, так и по полям, что аналогично кросс-кантри. В качестве препятствий на трассе присутствуют корни деревьев, поваленные стволы, броды, грязь, рвы, холмы, резкие подъемы и спуски, камни, а также любые искусственные препятствия. Циклокросс также часто называют велокросс.
Циклокросс это одна из самых сложных дисциплин велоспорта. Гонщик вынужден часто спешиваться и преодолевать некоторые весьма участки трассы бегом, перенося велосипед на плече.
Однако, каждая такая пробежка отнимает большое количество времени, поэтому спортсмен старается преодолевать трассу преимущественно оставаясь в седле.
Важно
Отсюда следует, что спортсмен, занимающийся велокроссом, должен обладать великолепной техникой катания и феноменальными навыками контроля над велосипедом для того чтобы минимизировать такие пробежки и экономить время.
Изначально велокросс появился как способ тренировки шоссейных гонщиков в зимнее время года. Для таких тренировок использовались шоссейные велосипеды, переделанные под внедорожные. Однако, на данный момент в велокроссе используются специализированные велосипеды для циклокросса.
Внешне такой велосипед представляет собой гибрид шоссейного и горного велосипедов. С первого взгляда легко перепутать шоссейный велосипед и велосипед для велокросса. У велокроссового велосипеда сохраняется руль-баран и аналогичный диаметр колеса.
Главные различия между этими велосипедами заключается в наличие у циклокроссового велосипеда толстых покрышек с агрессивным протектором (не более 35 мм), зазорами в раме (для предотвращения залипания грязи), кантеливерными или дисковыми тормозами (вместо стандартных клещевых у класса шоссе), усиленной вилки, а также геометрии, специально адаптированной для быстрого спешивания и удобного управления на бездорожье. Втулки как правило имеют специальные дополнительные уплотнения, для исключения попадания грязи внутрь всех узлов. Фактически, велосипед для велокросса – это некоторый гибрид между шоссейным велосипедом и горным велосипедом для кросскантри.
Циклокросс впечатляет уровнем трасс. Трасса иногда близка по уровню трассам для мини даунхила, проводимого в Москве и МО, но при этом дополнительно снабжена резкими подъемами, участками с грязью и проведением заездов в осенне-зимнее время года под дождем или снегом.
Отсутствуют только пролетки и дропы. Сложно представить, какой уровень подготовки требуется от гонщика, когда он лихо преодолевает фактически на шоссейном велосипеде, все сложности рельефа.
Велосипед для циклокросса не будет компенсировать ошибки управления, поскольку не обладает ни амортизаторами, ни мягкой резиной.
Статья о шоссейных велосипедах
Шоссейные велосипеды Road bike, Road racing bicycle
Шоссейные велосипеды предназначены для скоростного передвижения по качественному асфальту. Такие велосипеды вы можете видеть во время трансляций Олимпийских игр или многодневных велогонок, например, Тур де Франс. При их разработке оптимизируются скоростные характеристики велосипеда.
Так, они имеют легкую с небольшой базой раму, плотно накачиваемые тонкие колеса с однотрубками, например, 700×22 мм или с тонкими клинчерами (клинчера — это специальная камера с покрышкой) (до 700×28 мм), руль с перепадом («руль-рога»). Колеса у шоссейных велосипедов большого диаметра 28 дюймов, с очень узкими шинами (18-28 мм).
Для изготовления рам, как правило, используется карбон, алюминий, титан и различные типы высоколегированных сталей (например хромомолибденовые или магниевые). Рама шоссейных велосипедов достаточно высокая и короткая. Дополняет раму жесткая вилка.
Совет
Конструкция велосипедов для шоссейных командных гонок зафиксирована регламентом УСИ (Union Cicliste Internationale) в 1938 году, который в дальнейшем лишь корректировался, оставаясь по сути тем же.
Используемые на них звезды позволяют иметь большие передаточные числа, обычно большая передняя звезда имеет 53 зуба, а меньшая задняя — 12. Весит такой велосипед 9 -10 кг и даже меньше.
Как правило, на таких велосипедах ездят подготовленные люди, у новичков могут возникать проблемы из-за его жесткости и маневренности (воспринимаемой неподготовленным человеком как неустойчивость). Посадка велосипедиста на шоссейном велосипеде низкая. Шоссейные велосипеды имеют тормоза клещевого типа, характерной особенностью современных шоссейных велосипедов являются манетки, которые интегрированы в тормозные ручки.
Хорошие шоссейные велосипеды и оборудование для них очень дороги. Велосипеды, используемые профессиональными велогонщиками, могут стоить от 10-20 тысяч $ США. Просто хорошие шоссейники, которые используют подготовленные спортсмены велосипедисты, обычно стоят 1500 — 4000 $ США. Велосипеды начального уровня стоят около 300 $ США.
Среди производителей качественных шоссейных велосипедов, например, фирмы — Bianchi, Colnago, Look, Cannondale.
Очень близко к шоссейным велосипедам примыкают два подтипа — они не попадают под регламенты УСИ — во-первых, это велосипеды для триатлона (обладают несколько измененной геометрией рамы, иногда разным диаметром колес), а, во-вторых, — велосипеды для CycloCross (позволяют установить более широкую кроссовую резину).
Новичкам ездить на шоссейном велосипеде сложно, так как шоссейные велосипеды очень жесткие и маневренные.
Шоссейный велосипед не сильно распространен в России. Для езды на шоссейном велосипеде необходимо ровное покрытие дороги. Это самый быстрый тип велосипеда, профессиональные велосипедисты развивают скорость до 70 километров в час. На гладком асфальте шоссейный велосипед развивает скорость на 7-10 километров больше чем горный при одинаковых затратах энергии.
Но если асфальт недостаточно гладкий велосипедисту необходимо существенно снизить скорость. Шоссейные велосипеды не подходят для езды с разбитым асфальтом, плохо подходит для туризма. Шоссейный велосипед предназначен только для быстрой езды, и обладает плохой маневренностью.
На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Обратите внимание
В сравнении с городским или горным велосипедом, цена на шоссейный велосипед высока. Шоссейный велосипед требует дорогого и квалифицированного обслуживания.
В нашем интернет-магазине шоссейные велосипеды представлены серией Road bikes фирмы Author. Это Author A 3307 (модель начального уровня), Author A 4407, Author A 5507, Author A 6607, Author CA 6607, Author CA 7707.
Это неплохие велосипеды, набирающие все большую популярность.
В планах на будущее недорогие шоссейные велосипеды фирмы Merida.
Успехов Вам и новых достижений в спорте!
Данная статья создана с использованием материалов сайта velokat.ru
Авторизация
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Назад в раздел
Велокросс
Предлагаемая методика начального обучения велокроссмена разработана на базе результатов исследований, проводимых на кафедре велосипедного спорта ГЦОЛИФКа. Прежде чем приступить к изложению материала, необходимо сделать следующие замечания и рекомендации.
Учиться технике следует последовательно, переходя от простых ее элементов к более сложным. В каждом занятии и упражнении необходимо добиваться решения поставленных перед собой задач.
Не следует переходить к освоению нового элемента, не освоив и не закрепив изучаемый. Бывает, что тот или иной технический элемент долго не получается. В таких случаях переключаются на повторение ранее изученных, в чем-то схожих с изучаемым.
Можно разучивать неполучающийся элемент по частям, отдельными связками.
Не следует сравнивать свои неудачи с успехами других. Не надо приходить в уныние, если, несмотря на многократные попытки, упражнение не получается. В таких случаях рекомендуется на некоторое время оставить это упражнение и заняться повышением уровня общей физической подготовки.
Иногда для выполнения сложного элемента требуется определенная смелость, которой не хватает занимающемуся. В таких случаях надо заняться психологической подготовкой. Не следует копировать чью-то технику, но иногда для более эффективного освоения элемента рекомендуется проанализировать и мысленно повторить наиболее важные его части.
Многократное повторение правильно выполненного упражнения способствует прочному усвоению двигательного навыка.
Посадка. Высота седла и руля на велосипеде велокроссмена несколько отлична от высоты седла и руля на шоссейном велосипеде. Это связано с тем, что при езде по кроссовой дистанции из-за различных препятствий (неровности и криволинейности дороги, разный характер ее покрытия, различные препятствия и др.
) велосипедисты не могут развивать скорость, какая бывает при езде на шоссе или треке. В то же время для преодоления многих элементов кросса нужно прикладывать к педалям значительную, а порой и максимальную силу мышц ног. Нередко велокроссмену приходится использовать левую или правую ногу как дополнительную точку опоры.
Это возможно сделать лишь в том случае, если седло будет несколько опущено по сравнению с шоссейным велосипедом. Средняя скорость езды в велокроссе на всей дистанции (даже на крупнейших состязаниях) не превышает 30 км/ч.
Важно
Для велокроссмена очень важно уметь в совершенстве управлять рулем, уметь поднимать руль и переднее колесо велосипеда.
Педалирование. Научно обосновано, что для создания крутящего момента на заднем колесе велосипеда необходимо прилагать усилия к педалям по всей окружности движения шатуна. Надо не давить на педаль или подтягивать ее, а стремиться к равномерному вращению шатунов.
Усилия велосипедиста в каждой точке окружности должны быть направлены по касательной, т. е. перпендикулярно к шатуну. Только такой способ педалирования будет наиболее эффективным. В практике используются три разновидности педалирования.
Когда велосипедист поддерживает определенную скорость, преодолевает подъемы, педалирует на крутых спусках, он может прилагать усилия к педалям только на определенных дугах окружности. Иногда велосипедисту приходится ехать за счет инерции и вращать шатуны, не прикладывая усилий к педалям.
Переключение от одного характера работы к другому способствует некоторому снятию нервного и мышечного напряжения. В этих случаях велосипедист применяет все разновидности способов педалирования.
Для фиксации стоп на дорожном велосипеде необходимо приладить к педалям туклипсы и ремешки.
В целях предупреждения травматизма следует перед каждой тренировкой проверять крепление колес, седла, руля, накачку велосипедных камер, а также надежность работы тормозов (на дорожном велосипеде тормоз устанавливают на переднем колесе).
Местность для проведения первых тренировок необходимо хорошо изучить. Там не должно быть различных опасных препятствий (острых, торчащих из грунта предметов, битого стекла, ветвей деревьев и кустов, преграждающих путь и др.).
Начинающий велосипедист обязан знать правила дорожного движения (ПУД, § 26).
Одежда и обувь велосипедиста должны соответствовать метеорологическим условиям и задачам занятий. Летом рекомендуется надевать хлопчатобумажную велосипедную рубашку с рукавами, трусы или легкие тренировочные брюки, велосипедную шапочку (берет), а на ноги — велосипедные туфли (можно кроссовые или полукеды) и хлопчатобумажные носки.
Для тренировок, где начинающий может упасть с велосипеда (езда на крутом подъеме, песчаном спуске, пашне и т. п.), надевают брюки, а под одежду — наколенники и налокотники. В сырую погоду используется непромокаемая одежда, а сверху обуви надеваются плотные носки или целлофановые мешочки.
Зимой рекомендуется утепленное белье и шерстяная спортивная форма, сверху которой надевают куртку из непромокаемой ткани, а на голову — плотную шерстяную шапку (можно меховую). Велосипедные туфли или кроссовки должны быть на номер больше, так как велосипедист надевает на ноги две пары носков — хлопчатобумажные и шерстяные.
Сверху туфель надевают грубые шерстяные носки или специально сшитые из шерстяной ткани короткие носки. На руках должны быть кожаные утепленные варежки.
Совет
Нельзя допускать переохлаждения, длительной езды в мокрой одежде и обуви, в разгоряченном состоянии пить холодную воду. Зимой при охлаждении во время езды необходимо сойти с велосипеда и выполнить комплекс гимнастических упражнений, побегать и попрыгать.
Весь методический материал излагается в той последовательности, которая обеспечивает наибольший эффект обучения.
- Занятия велокроссом летом
- Занятия велокроссом зимой
Разница между велокроссовым велосипедом и гравийным
Многочисленные лейблы велоиндустрии путают людей, т.к. они не конкретизируют категории, а лишь указывают на их спектр. В таком случае выходит, что велосипед с названием «гравийный» (gravel) очень похож на велокроссовый, особенно, если вы не слишком разбираетесь в их особенностях.
Для чего они?
Форма не отстает от содержания, поэтому давайте рассмотрим, для чего предназначены эти два типа велосипедов.
Велокросс — это такая дисциплина в велоспорте, которая включает езду на велосипеде с рулем эргономичной формы на короткие дистанции по бездорожью, обычно по паркам и т.п.
Бездорожье подразумевает собой грязь, песок, преграды и лестницы или спуски, которые должен преодолеть велосипедист, а также более простые участки. Трассы велокросса международного уровня должны быть от 2,5 до 3,5 км длиной.
Гонка велокросса высшего уровня длится час и проходит в один круг; остальные категории гонок – короче.
Велокроссовый велосипед создан именно для такой формы гонки, и, как мы увидим, его дизайн служит его целям – быстрая езда и возможность удерживаться в заданных условиях.
Поскольку гравийные гонки — новое явление, большинство гравийных велосипедов не имеют целевых характеристик. По большей части они предусмотрены для долгих поездок по разнообразным поверхностям дорог и бездорожья и для различного типа багажа при многодневных поездках.
Обратите внимание
Основное отличие гравийного велосипеда от старомодного туристического велика в его способности хорошо держаться на дорожках без покрытия, тропках и по грязи.
За всю велоисторию сначала шли туристические велосипеды, а затем их сменяли горные, т.к. более широкие шины дают преимущества.
Гравийный велосипед объединяет в себе возможность изменения положения рук с вездеходными возможностями горного велосипеда.
Рамы
Велокроссовая рама должна быть легкой, а значит, должны использоваться карбоновое волокно либо алюминий.
Рамы гравийных велосипедов чаще всего немного тяжелее, т.к. они, подразумевается, будут перевозить увесистый багаж.
В чистокровном велокроссовом велосипеде нет петель для крыльев или крепления багажника, т.к. во время гонки они вам не понадобятся. Но они являются характерной чертой гравийных великов, поскольку вы можете захотеть разместить экипировку на багажниках и оставаться максимально сухим при помощи крыльев.
Геометрия рамы – углы и длины разных трубок – определяют её управление, и здесь тоже видна разница.
Основная труба рамы велокроссового велосипеда обычно имеет угол 72-73 градусов, а гравийного – где-то на градус меньше, для большей устойчивости в управлении. Также есть разница в положении тела: более широкие основные углы и более короткие основные трубки на гравийном велосипеде позволят сидеть более вертикально.
Сзади у гравийного велосипеда более длинные перья, благодаря чему позволяет установить багажник или корзину. В велокроссовом байке обычно перья 425 мм, на гравийном – 465 мм.
Конечно, это не установленные велоиндустрией правила или исключения. Длина перьев гравийного велосипеда Diverge от Specialized – 415 мм, они закругляются над колесом для большей тяги при подъемах.
Specialized считают, что велосипедисты длительных многодневных заездов будут возить с собой много багажа — на раме и других возможных трубках, а не на багажнике, — либо же будут выбирать велосипед с более длинными перьями и креплениями для багажника и крыльев.
Важно
Существуют и велокроссовые велосипеды с такими креплениями, т к производители велосипедов поняли, что многие выбирают кроссовый за то, что они – быстрые, приспособленные к городским условиям, убиватели колдобин.
Многие из них синтезировались в гравийные байки за последние годы. Хороший пример – ряд Pinnacle Arkose от Evans Cycles.
Он изначально был представлен как велокроссовый, но теперь у него более широкие шины, и Evans называют его велосипедом «для приключений».
Покрышки
По Правилам, установленным UCI (Международный союз велосипедистов), шины должны быть не больше 33 мм шириной. В велокроссовой раме есть место для более широких шин, и также для крыльев, но гравийные велосипеды обычно идут с более широкими шинами.
В специальных велокроссовых велосипедах встречаются противогрязевой протектор. Однако, некоторые, как например, Search bike от Norco, выпускаются немного шире с шинами 35мм, а Cannondale’s Slate с 42 мм шинами и колёсами 650В, средний размер для горных велосипедов.
Бескамерные колеса обычное явление в обоих видах рассматриваемых велосипедов. Нет риска прокола камеры за отсутствием таковой. Однако, минус в том, что давление в колёсах ниже.
Трансмиссия
Классическая система звёзд велокроссовой гонки состоит из звезд 46/36 и среднего размера кассеты, например, 11-28. Вам не нужны высокие передачи шоссейного велосипеда, т.к. Вы не будете тормозить на спуске при скорости 40 км/ч, но вам понадобятся низкие передачи для подъема на склоны.
У гравийных велосипедов более широкий спектр передач, но возможно при этом пожертвовать какими-то другими лучшими характеристиками. Звезды 50/34 с кассетой 11-32 – общие характеристики, но некоторые применяют 48/32 или даже 42/28. Другие сводятся к простым системам типа 1 х 11. Однако, по мнению многих бывалых велотуристов — идеальным будет сочетание 42/28 с кассетой 11-36.
Тормоза
Совет
Если бы когда-то, в 2010-м, UCI не дали бы зелёный свет на использование в велокроссах дисковых тормозов, категория гравийных велосипедов могла никогда не появиться – или как минимум не так быстро.
Все гравийные велосипеды используют дисковые тормоза. Их тормозная сила и устойчивость при мокрой погоде очень подходят данному типу поездок.
Общая картина
При своей простой форме велокроссовый велосипед очень узконаправлен, из чего происходит очень специфический дизайн рамы и её характеристики.
Они хороши для велокросса, но слишком ограничивают возможности перевозки запасов, которые можно было бы взять с собой, из за отсутствия места для крыльев и багажника, относительно маленького спектра передач и невозможности поставить очень широкие колёса.
Для многих положение тела на велокроссовом байке может быть слишком агрессивным – нормально для поездки на часик-два, но не на целый день.
Гравийные велосипеды взяли идеи из велокроссовых и получили более широкие колёса, как в горных велосипедах, более широкий спектр передач из туристических, а также положение тела, удобное для поездки на целый день. Детали таких миксов варьируются в зависимости от производителей, но они очевидно становятся новой, отдельной породой велосипеда.
Если вы желаете разбавить ваши поездки грязными дорогами и трейлами, но при этом хотите с комфортом ехать и по дороге, у вас есть разнообразный выбор. Подумайте о том, какое положении тела вам было бы удобно, как вы будете везти багаж – если будете и необходимой вам системе передач, и лишь после этого делайте ваш выбор.
velo-travel.com |
Доброго времени суток!
Что такое циклокросс и с чем его едят? Никому ничего не известно, но уже модно. Это по-нашему! В данной статье мы развеем все мифы и непонятные ранее нам вещи.
Все видели шоссейный велосипед? Все видели велосипед для направления кросс-кантри? А это что-то среднее, но одновременно кардинально разное. Давайте по порядку.
Из этой статьи вы узнаете:
1. Что такое циклокросс?
2. Тормоза и навесное оборудование циклокросса.
3. Видео — циклокросс на практике.
Циклокросс – это универсальный велосипед! Он способен ездить по бездорожью и показывать прекрасные результаты на трассе. Благодаря чему он такой практичный?
Для этого создадим небольшой обзор, где будет рассмотрен каждый компонент данного велосипеда и его преимущества.
Главный компонент каждого велосипеда – конечно же, его рама! Рама этого чудо велосипеда имеет две особенности: несмотря на схожую геометрию с шоссейной, имеет большой запас прочности и потому его легко переносить на плече. Вот и все! Хороший цикло-кроссовый велосипед весит около 8-10 кг, что намного легче кросс-кантрийника и не плохой результат для шоссейного велосипеда.
Вилка. У данного велосипеда она жесткая. На первый взгляд – нонсенс, мол «Как так, велосипед для бездорожья, а вилка жесткая?». А Вы знаете, что первые горные и кантрийные велосипеды имели только жесткую вилку? Об истории развития велосипедной индустрии Вы сможете прочитать здесь.
Колеса. На цикло-кроссах ставят колеса диаметром 28 и 29 дюймов. Благодаря этому отличный накат и скорость обеспечена! А устойчивость на рыхлой поверхности дают относительно широкие покрышки, от 25 до 35 мм.
Обратите внимание
Руль. Руль имеет тип руль-баран. Данный тип руля позволяет управлять велосипедом на неровной поверхности и, одновременно, иметь низкую посадку на скоростных участках дороги.
Количество передач. Цикло-кросс по своим характеристикам, должен с легкостью разгонятся на шоссе и быстро выезжать на холмы, именно поэтому количество передач вирируется от 21 (на старых экземплярах) и вплоть до 27 и 30!
Тормоза. Конечно же, велосипед, который развивает большие скорости, должен быстро и четко тормозить. Достаточно долгий промежуток времени устанавливались кантилеверные тормоза. Их особенность – большой промежуток между колодкой и ободом, что не дает возможность скопления грязи на колодках.
Но, последних пару лет цикло-кроссовые байки оснащаются мощными гидравлическими дисковыми тормозами. Но, это не все особенности тормозной системы. Тормозное усилие распределяется не равномерно.
При торможении гонщик сначала притормаживает задним колесом, и, не отпуская задний тормоз, давит на передний с большим усилием. Почему так? Потому, что на цикло-кроссовых велосипедах больше веса передается переднему колесу, оно имеет больше сцепки, а заднее колесо просто идет юзом при сильном торможении.
Кстати, советую присмотреться к геометрии рамы своего велосипеда, может у Вас так же? О геометрии рамы поговорим в этой статье.
Все остальное навесное оборудование может быть очень и очень разным.Следует обратить внимание, что на цикло-кроссах все чаще и чаще производители устанавливают багажники, щитки, фляго-держатели и тому подобное. Зачем? Потому, что для велотуризма цикло-кросс – самое то. Получается велосипед, на котором можно участвовать в соревнованиях, а в отпуск махнуть в велопоход, протяжностью от 100 километров и дальше. Это хороший ответ тем, у кого стоит вопрос, какой велосипед универсальный? Ведь в квартире в многоэтажке не поместить пару велосипедов. Но, команда velo-travel знакома с людьми, в квартире которых стоит около 4-5 велосипедов. Вот это жизнь
Грейвл, аэрошоссе, циклокросс — в чем же разница?
Идея написания подобной статьи давно витала в воздухе. Согласно моим наблюдениям, большинство обычных людей (у продвинутых велолюбителей с неймингом все хорошо) называет «шоссейным» любой велосипед с рулем-бараном. Это в корне не верно.
Drop bar (он же «баран», он же шоссейный руль) имеет несколько модификаций и может использоваться на различных велосипедах — трековых, турингах, фолдингах. Но он не делает велосипед шоссером.
Картинки взяты с хороших статей про типы рулей на columbusridesbikes.com и cyclist.co.uk
Вот к примеру, найнер-туринг (туристический велосипед) Дмитрия Шкипера на базе рамы OnOne, который к шоссерам не имеет никакого отношения.
Давайте пройдемся по самым распространенным видам дорожных велосипедов (хотя часть из них превосходно себя чувствует и за пределами гладкого асфальта).
Touring, туринг, туристический велосипед
Все просто — это велосипед для туризма. Большие расстояния, длительные автономные поездки, много времени в седле. Туринг должен иметь два достоинства: надежность и комфорт. Неприхотливось достигается путем подбора недорогих, но крепких компонентов, ничего новомодного. Любую поломку вы должны иметь возможность починить или в пути, или в ближайшем населенном пункте.
Поэтому никаких ультрасовременных железок и стандартов. За комфорт отвечает более прямая посадка, брызговики, удобное седло (очень часто это Brooks), покрышки шириной 30-40 мм и защитой от проколов, а еще масса креплений, багажников и флягодержателей.
В общем, это прекрасный велосипед для путешествий, но вот ехать на нем быстро довольно утомительно, правда кому это нужно, когда у вас с собой 30 кг вещей?
Циклокросс, CX, Cyclocross
Касательно циклокросса, нужно помнить, что этот велосипед разработан для узкоспециализированного использования — гонок по грязи, песку, снегу, лужам с переодическими перебежками и ношением велосипеда на плече.
Эти цели диктуют специфическую геометрию и комплектацию: каретка выше, колесная база короче, грязевые зазоры максимальные, покрышки с цепким протектором и шириной от 30 мм, более острый угол рулевой, прямая верхняя труба. Очень хорошо про CX написал Дима Петров, рекомендую ознакомиться.
Важно
Циклокросс жесткий, очень верткий, до нервности и не расчитан на очень большие скорости, а учитывая, что для увеличения геометрической проходимости часто ставят 1 звезду спереди (обычно 40t), то гонятся с чистокровными шоссерами на ровном асфальте ему тяжковато. Хотя многие знакомые выбрали именно CX в качестве постоянного велосипеда.
Им не страшны грунты, плохие дороги и впечатления у ребят только хорошие. Но с точки зрения именно теории, циклокросс не оптимальный выбор для города. А если вы, все же, решили встать на эту скользкую и грязную дорожку, то немного советов начинающему приверженцу CX можете почитать у Антона Пустовита.
Gravel, грейвл, гравийник
В отличии от CX, который ни на что, кроме жести не рассчитан, стихией грейвела является уже асфальт, но с возможностью легко и незадумываясь съехать на грунтовку, не сильно объезжать мелкие колдобины и вообще получать максимум удовольствия от катания. Да, наверное так и есть — удовольствие, фан и комфорт ставятся во главу угла при проектировании грейвела.
Вы не лимитированны ни местом катания, ни дистанцией, ни рамками спорта. Да, он будет не таким проходимым, как СХ и не таким быстрым, как чистокровный шоссейник. Но расслабленая посадка, низкая каретка, широкие покрышки и чуть заваленая рулевая сделают поездку максимально комфортной, можно катать бреветы и быть свежим огурцом. Превосходно-универсальный велосипед.
Хочу!
Endurance Road, эндуранс, тренировочный шоссер, комфорт-шоссе
Главное, не путайте Endurance Road (шоссейные велосипеды) с Enduro — среднеходными подвесами предназначеными для эндуро-гонок (где валят вниз и крутят вверх одинаково яростно).
Как правило, эта категория велосипедов уже является откровенно шоссейной. Но с нюансами. Эндурансы чуть мягче, поддатливей. В них часто используются технологии поглощения вибраций и хитрые профили вилок и задних перьев. Цель — баланс между жесткостью и взрывным характером, но при этом гонщик не должен бороться с велосипедом и чувствовать позвоночником каждую неровность дороги.
Покрышки тоже шире стандартно шоссейных (как правило 28мм), для гашения ударов и лучшего контроля на сложных участках полотна. При этом геометрия таких велосипедов не так сильно отличается от откровенно гоночных, как в случае грейвелов. Именно ендуранс (а грейвел с некотороми оговорками) больше всего подходят для длительных веловыездов или гонок по брусчатке (например Париж-Рубэ).
Lightweight, легкий шоссейник, классический шоссейник
С названием этой категории возникают сложности. Зарубежные обозреватели называют их Lightweight (легковесный). Часто используют название all-rounder, шоссейник для всего. Но, по сути, это именно классический основной шоссейник — легкий, жесткий, максимально результативный и со знакомыми всем пропорциями.
Такую сумятицу в нейминг внесо создание категорий Endurance и Aeroad, так как они решают уже более узкие задачи. Но именно классический шоссер всегда был на вершине пьедестала, и да он легче за счет отсутствия аэродинамических профилей, виброгасителей и прочей ерунды (по мнению некоторых).
И именно на таких велосипедах удобнее всего карабкаться на вершину высшей категории на этапах Гранд-Туров, это оружие королей шоссейного мира.
Aeroad, аэродинамический шоссейник
Сопротивление воздуха — одна из основных проблем на больших скоростях для гонщиков. И инженеры все время пытаются ее решить. Так и появилась категория аэродинамических велосипедов. Все лучше от раздельных монстров, но при этом это все еще групповой шоссер с более комфортной посадкой и управляемостью, чем «рогатка».
Такие велосипеды очень дорогие, как правило, тяжелее своих классических коллег, но на прямой или при встречном ветре могут существенно помочь гонщику секономить драгоценную мощность и привезти его на финиш первым. Проблем у аэроуда две. Первая, вес, он нивелирует сохраненные на ровняке ватты при необходимости горовосхождения.
А вторая — как ни странно, его аэродинамика, точнее широкий профиль. При сильном боковом ветре такие велосипеды значительно сильнее сносит.
Так что, большинство спринтеров (и их спортивные директора) перед каждым этапом гонки тщательно анализируют профиль трассы, ветер и принимают решение, какой велосипед брать на гонку — классический или аэродинамический.
Time Trial, TT, «рогатка», велосипед для раздельного старта
В этом велосипеде все направлено на уменьшение фронтального сопротивления воздуха. Максимально узкий профиль, никаких выступающих деталей, наиболее низкая из возможных посадок гонщика. А то, что наезднику не очень удобно, по барабану — он должен выдавать максимальную мощность и крутить шатуны, как Сатана. Страдания превращаются в скорость, благо заезды недолгие.
Track, трековые велосипеды
Здесь все просто: два колеса, руль-баран, отсутствие тормозов и глухая передача. Все:)
Это продиктовано целью — гонки на треке. Но именно трековые велосипеды и их вариации (городские синглсипды) вы также можете встретить в городе, народ их любит за неприхотливость и отличный внешний вид.
Краткую информацию по типам велосипедов, надеюсь, вы усвоили. А теперь давайте рассмотрим конкретные линейки четырех популярных производителей и вы сами сможете наочно понять разницу между видами.
Specialized
Спеши имеют очень широкую линейку дорожных велосипедов. За дивизион разделок выступает Shiv Expert
Аеро шоссе представляет S-Works Venge ViAS, велосипед самого Петера Сагана
S-Works Tarmac Disc представляет собой классическую шоссейную групповую ракету, очень жесткий и легкий. Кстати, раньше грейвелы и СХ можно было определить по дисковым тормозам. Сейчас, как видим, эти тормоза можно найти даже на топовых истинно-шоссеных велосипедах.
Ендуранс от Спеша был назван на честь самой известной брусчаточной гонки — Roubaix, и в 2017 году он получил существенное изменение принципа амортизации, а именно пружинный механизм в руле. Надеемся, что выпадет возможность сделать на него большой обзор, очень интересный велосипед.
Совет
Спешовский грейвл называется Diverge и у нас на рынке он пользуется хорошим спросом, приятная цена способствует.
А вот прекрасная туринговая Sequoia, неизвестно, доберется ли до наших краев вообще. А жаль, чудная хромолевая рама, геометрия и куча креплений для внешней навески…
Один из циклокроссовых CruX уже даже на киевских гонках светится, яркий велосипед.
Ну и замыкает спешовское шествие простой и изящный трековый Langster
Все важные черты вышеобозначенных велосипедов мы внесли в отдельную таблицу, для удобства анализа отличий. Туда вошла информация о покрышках, трансмиссии и геометрии. Для корректности сравнения, мы брали все велосипеды в размере М (54), а если такого в природе не существовало, то максимально близкий по цифрам. Ах, да, для понимания, что такое рич, длинна перьев и прочего — держите картинку.
GIANT
Открывает парад Джаянтов ТТ-машина TRINITY ADVANCED PRO 0 с переменным углом подседела.
За ней идет, наверное самый эстетичный из аэродинамичных байков — PROPEL ADVANCED SL
Легкая ниша у Джаянта занята TCR ADVANCED SL 0 DISC, и опять классика, и опять на дисках. Тенденция очень мощная.
Эндуранс шоссе — DEFY ADVANCED SL 1
Обратите внимание
А вот грейвелов у Джаянта, фактически, два. Это REVOLT 1 и ANYROAD COMAX. Надо будет попробовать сделать сравнение вживую, пока разница не очевидна.
Циклокросы от Giant давно в Украине известны, так как они одни из немногих, которые официально к нам ввозились. TCX ADVANCED PRO 1
Сравнение геометрии:
Cannondale
Cannondale соединяют инновации с консерватизмом. Так, у них нет новомодного аэрошоссе, но есть много годного.
Крышесносный Slate — не то грейвл, не то инопланетянин. Lefty с 30мм хода, толстые покрышки и невероятные ездовые характеристики.
А про Synapse, эндуранс серию от американцев не слышал только ленивый. Флексирующие задние перья, приятный вес и гармоничный внешний вид. К тому же, Велопланета отдавала базовые модели по совсем смешным ценам, сложно было удержаться.
SuperSix Evo вообще считается одним из самых жестких и при этом легких шоссеров в мире. Чистая классика.
Еще остается хищный Slice и приятно-винтажный CAAD10 TRACK
Цифры для сравнения
Felt
Эти немецкие велосипеды давно мне приглянулись, есть в них что-то надежное и выверенное. Кстати, обратите внимание — только Felt официально публикует вес своих велосипедов, молодцы!
Истинно шоссейную серию (ТТ, аэро и шоссе) в линейке представляют Aero TTR, AR FRD и FR1.
А вот эндуранс серия сравнительно новая, и ее представитель VR2 выглядит очень многообещающе. Надеемся, что выпадет шанс испытать его в боевых условиях.
Важно
Одного из грейвл серии мне довелось попробовать в деле, потрясающий универсал! А к нам в таблицу попал V55.
Циклокроссы от Felt украинским любителям тоже хорошо знакомы, как и Giant, давно на рынке. F1x Di2
Ну а трекового красавца TK1 я просто не смог обойти стороной. Вы только посмотрите на этот профиль и изгибы. Поэзия…
Надеюсь, вы хорошо поняли разницу между типами road bikes и при первом взгляде на незнакомый велосипед точно поймете, что перед вами.
И напоследок, вот небольшая подборка видео, которая поможет окончательно расставить все точки в вопросах классификации дорожных велосипедов.
А теперь, когда вы уже все знаете, дайте ответ — в какому виду велосипедов относится наш мандариновый ROCX?
Циклокросс. Об удивительных велосипедах, созданных для всего

Дождливая погода? Непонятный климат? Грязь? Есть такие виды спорта, где все вышеуказанное может быть в кайф. И речь идет не о каких-то увлечениях для мазахистов, а о вещах, созданных для людей, которые знают толк в удовольствии, и понимают – как его можно выжать из совершенно невообразимых условий. Речь сейчас пойдет о циклокроссе и циклокроссовых велосипедах.
Что такое дисциплина CX? Это спорт-ветеран, спорт-отец, из которого в свое время родился горный велосипед и все его многочисленные направления. Но похоже, что сын далеко не во всем превзошел своего прародителя, и циклоросс, некогда потеряв локально свои позиции, снова начинает обретать популярность и народную любовь.
Грязные ванные, сырость, пешие залеты в горы, безумный кросс-фит и дикие скорости на прямых участках! За рубежом CX всегда жил своей активной жизнью, в которых находилось место многочисленным соревнованиям и хорошим информационным потоком от специализированных СМИ вроде CXMAGAZINE и им подобным.
Сегодня нечто похожее мы начинаем наблюдать и в нашей стране.
Серьезных гонок на циклокроссах немного, но они есть; а недостаток их прекрасно компенсируется тем, что все большее количество любительских кросс-кантри соревнований для владельцев горных велосипедов становятся открытыми и для «адептов» направления CX.
Что такое циклокроссовый велосипед, и почему ему находится место в современном веломире
Визуально циклокроссовый велосипед напоминает шоссейный байк. Но при детальном рассмотрении CX-байка различий найдется намного больше, чем явных сходств.
Размер колес циклокроссового велосипеда схож с шоссейным – 700C (28 дюймов), и в принципе, такой же, как на современных маунтинбайках со стандартом 27.
5 дюймов (с учетом большей толщины покрышек получается тот же размер, и по сути, признание инженеров и маркетологов в том, что лучший стандарт появился еще в 70е годы, и все 26-дюймовые и 29-дюймовые маунтинбайки скорее можно называть своеобразным экспериментом, нежели проверенной классикой).
Колеса CX отличаются от шоссейных хорошим запасом прочности и резиной с «грунтовым» протектором и более высоким кордом. Циклокроссовые колеса не боятся грунта, выбоин, грязи – они цепляются за любую поверхность и гребут там, где шоссейник давно бы уже переквалифицировался в ношу на плече.
Отличия касаются и рамы с вилкой. Если на шоссе посадка лежачая со смещением массы спортсмена ближе к передней оси, то на правильном циклокроссовом байке сильно загружена задняя ось.
Посадка на CX вертикальна и заточена под сохранение неплохой управляемости в условиях тяжелого грунта.
Также стоит отметить и более высокий кареточный узел на циклокроссовом байке, что сделано в пользу лучшей проходимости велосипеда.
Совет
База на циклокроссах чаще длиннее, чем на шоссе, но достигается это особенностями наклона рулевой колонки (на шоссе наклон рулевой меньший – вилка расположена более вертикально к земле), а не большим размером труб переднего треугольника.
Что дает такая геометрия – лучший контроль на спусках и устойчивость велосипеда при прохождении выбоин; велосипед с вертикальным наклоном рулевой имеет лучший накат, но он стремится к потере скорости и перевороту едва ли не на каждой кочке.
Рама у CX, хоть и смотрится довольно изящно, является на самом деле прочной деталью велосипеда, вес которой, хоть и невелик, но все-таки выше, чем у «бумажных» шоссейников.
Рулевое управление на циклокроссах часто представлено рулем-баранкой, но не всегда. Прямой руль горных велосипедов сегодня также котируется в CX, и на это есть ряд причин: с прямым рулем на техничных участках велосипед все-таки ощущается намного интереснее, чем с рулем-бараном, преимущество которого можно наблюдать только на скоростных элементах легкого грунта, или шоссе.
Еще одна особенность циклокроссовых велосипедов – их тормоза. Наиболее часто можно встретить на этих байках кантилеверы. Тормозное усилие у них невысокое, но есть у этих коней один большой плюс – кантилеверные тормоза устойчивы к грязевым ванным.
Часто сегодня можно встретить на передней оси и дисковый тормоз, причем как в формате любительского циклокросса, так и в формате профессионального.
Шатуны циклокроссовых велосипедов часто имеют закрытую полую ось, это делается с целью защиты элементов велосипеда от забивания грунтом.
Если подводить итог, то можно сказать следующее: CX не боится грязи и техничных спусков по камням, корням и тяжелому грунту; но несмотря на свою вертикальную посадку и геометрические особенности, он продолжает прекрасно катить по прямой – да, аэродинамика будет уже не та, но он едет, и едет неплохо!
Что же до маунтинбайка… то у него злее резина, а посадка позволяет сохранять безупречное чувство велосипеда на сложных техничных участках, на нем проще «вваливать» с горы, а зачастую, и на сложном подъеме, но как только горный велосипед доезжает до ровных участков, то все его преимущества начинают «дышать» вслед уезжающему в точку циклокроссу.
CX-велосипед – универсален, и в этом его конек.
Обратите внимание
Если отойти от спортивных соревнований и поговорить о пресловутой практичности циклокроссового велосипеда, то мы получаем идеальный аппарат.
Как правило, в туризме много шоссейных участков , но любое шоссе в настоящем походе сменится, сначала деревенским проселком, а потом старой, заросшей и едва проглядывающейся тропой.
Условия совершенно противоположны, требуют разную технику, и навязывают потребность в универсале.
Пожалуй, по этой причине CX и находит себе место, отбирая все больший кусок пирога, как у шоссейного мира, так и у мира MTB.
Циклокросс – это весело!
Покатушки на циклокроссовом велосипеде – это когда половину пути ты едешь на байке, а другую половину – он на тебе; это встегивание в контактные педали на ходу; это техничное прохождение трейлов на грани; падения, скорости, «кривые» банни-хопы через корни деревьев и «просачивание» в тропах их тесных курумников.
В CX есть место развитию, эволюции, фану. Это не просто удобнейший велосипед для туризма и соревновательная дисциплина… идея циклокросса кроется в залезании по самые уши в грязь и получении от этого настоящего удовольствия!
Бонусом – особый взгляд на CX от легенды велосипедного спорта Криса Акригга

Часто сегодня можно встретить на передней оси и дисковый тормоз, причем как в формате любительского циклокросса, так и в формате профессионального.