Содержание
Схема включения генератора Г 273 на КАМАЗ ранних выпусков
Масса отключается на стоянке, когда нет необходимости в освещении в другом использовании электрооборудования. Все гарантировано выключено и исключается случайная разрядка аккумуляторов
Масса включается и отключается дистанционно из кабины. Реле (2) отключения массы стоит возле аккумуляторов.
При нажатии на кнопку в кабине, ток идет от аккумуляторов, к силовой клемма стартера. От этой точки, на реле стартера (С этой точки реле стартера происходит раздача плюса на все цепи электрооборудования). попадаем на амперметр, далее на Выключатель приборов и стартера (Замок) 1.
Точки 1Б и 80 соединены, далее плюс идет на контакты реле включения электродвигателя отопителя (3), далее на кнопку Включения массы и на реле Отключения Массы (2).
Минус катушки реле подсоединен к минусу аккумуляторов, поэтому цепь замыкается, реле Выключения массы срабатывает и аккумуляторы подсоединяются минусом к массе.
Кнопка не фиксируется. Реле устроено так, что при следующем нажатии на кнопку реле сработает на отключение массы.
В другом варианте схемы кнопка включения массы подключена через Реле блокировки кнопки включения массы, для того, чтобы нельзя было выключить массу при работающем двигателе.
Включаем Электрофакельный подогрев перед запуском двигателя (Схема 2)
Электрофакельный подогрев нагревает факелом горящего топлива воздух во впускном коллекторе. До запуска двигателя свечи подогревателя нужно разогреть 1 минуту. Топливо в ЭФУ подается с задержкой, чтобы свечи ЭФУ успели разогреться.
Нажимаем кнопку (5) ток от аккумуляторов через предохранитель идет на нагреватель 7 термореле 6. Через нагреватель подключены факельные свечи 8, начинается их разогрев. Одновременно греется и нагреватель термореле 7.
Через минуту, его нагрев приводит к замыканию контактов 9 на биметаллической пластине. Появляется ток через эти контакты на электромагнитный клапан 10 подачи топлива к в ЭФУ.
На панели приборов загорается лампочка о готовности ЭФУ к запуску двигателя.
Заводим двигатель КАМАЗ (Схема 3)
Переводим ключ замка во второе нефиксируемое положение, замыкаются контакты СТ в выключателе приборов и стартера (1)
Ток от аккумуляторов идет на силовую клемму стартера, с нее на реле стартера 4, далее через амперметр на точку 1Б выключателя приборов и стартера. Внутри выключателя замкнуты контакты АМ и СТ.
Далее с точки 11, клеммника выключателя, ток идет в реле блокировки стартера и сразу идет на реле включения стартера(4) Ток проходит через катушку этого реле и возвращается в реле блокировки стартера (11). Реле блокировки стартера запитано от точки 30Ц. Транзистор Т1 закрыт, транзистор Т2 открыт, и ток реле стартера (4) проходит через диод D1, транзистор Т2, на массу.
Реле стартера срабатывает, его контакты замыкаются и, с силового плюса стартера, ток идет на управляющую клемму втягивающего реле. Втягивающее реле срабатывает и включает стартер.
В этот момент кнопка ЭФУ удерживается нажатой. С точки 11Б, выключателя (1) приходит плюс на катушку реле (12) максимального нагрева свечей ЭФУ. Контакты этого реле замыкаются и ток от кнопки ЭФУ проходит через контакты этого реле на свечи ЭФУ, минуя термореле.
Свечи продолжают нормально греться. Это сделано для того, чтобы не уменьшать накал свечей при работе стартера. Стартер потребляет очень большой ток и происходит просадка напряжения, которая может привести к охлаждению свечей.
Электромагнитный клапан (10 ) и лампочка остаются в работе через контакты термореле.
Блокировка генератора и продолжение прогрева (Схема 4)
После запуска двигателя ключ замка переводится в положение 1, точка СТ замка отключается, реле (4) отключается, и стартер останавливается.
Реле (12) отключается и Эфу продолжает работать через нажатую кнопку и термореле. Если двигатель устойчиво заработал, и перестал дымить, кнопку следует отпустить и ЭФУ отключится.
Двигатель завелся, но пока работает ЭФУ, генератор не должен работать, Дело в том, что генератор должен поддерживать в цепи напряжение 28 Вольт, а свечи рассчитаны на напряжение 19 Вольт.
При работе от аккумуляторов, с учетом падения напряжения так и получается, но 28 Вольт от генератора могут привести к перегоранию свечей ЭФУ.
Таким образом, пока свечи ЭФУ работают, генератор не должен работать.
Для этого цепь управления генератора подключена через реле блокировки включения генератора (13). Это реле с нормально замкнутыми контактами. Через эти контакты к генератору на управляющий провод подается напряжение от аккумулятора с точки ВК замка.
При нажатой кнопке управления ЭФУ, от термореле на катушку реле 13 приходит плюс, реле 13 срабатывает, и его контакты размыкаются. Регулятор напряжения Я120, который стоит в генераторе, остается закрытым, если на точке Д регулятора нет плюса.
Закрытый регулятор напряжения генератора не пропускает ток в ротор и генератор не возбуждается.
Возбуждение генератора (Схема 5)
Пи отпускании кнопки включения ЭФУ, реле 13 отключается и его контакты замыкаются, генератор получает плюс на Д регулятора, с точки ВК (т. 2) выключателя приборов и стартера (1), он возбуждается и начинает работать.
Блокировка стартера КАМАЗ (Схема 6)
Если двигатель работает, то случайное включение стартера очень болезненно. Шестерня привода (бендикса) при включении пытается войти в зацепление с вращающимся маховиком двигателя. Удары по зубьям, обламывают их, кроме того, может сломаться вал и корпус стартера.
Чтобы исключить случайное включение стартера, предусмотрено реле блокировки стартера 11. Это электронная схема, состоящая из управляющей части и выходного триггера. До запуска двигателя, реле блокировки стартера получает питание от точки 11Ц. Транзистор Т1 закрыт, Т2 открыт. Через него включается реле стартера, и он работает.
После запуска двигателя, когда генератор заработал, на вход реле блокировки стартера приходит переменное напряжение с фазы генератора. Этот переменное напряжение дает сигнал для реле блокировки, что двигатель работает. Триггер оказывается опрокинутым, транзистор Т1 открывается и закрывает транзистор Т2.
Цепь реле стартера (4) обрывается, и при случайном включении стартера ключом, он не сработает. Стартер снова может сработать только после остановки двигателя. В этом случае от генератора пропадает переменное напряжение, и схема реле блокировки стартера снова опрокидывается.
Транзистор Т1 закрывается и открывает транзистор Т2, цепь реле стартера 4 замкнется, и двигатель можно заводить.
Работа генератора Г 273
Теперь посмотрим полную схему, когда двигатель заработал и Эфу отключено.
Генератор Г 273 (28 Вольт 28 Ампер), и его более современный аналог Г 273 В1 (28 Вольт, 45 Ампер)
Генератор состоит из обмотки статора, соединенной звездой, ротора с обмоткой возбуждения и выпрямительного блока (диодного моста). Для подержания заданного напряжения генератора, ток возбуждения регулируется встроенным регулятором напряжения. Применяется регулятор Я 120 или Я 120 М1 с напряжением регулирования 28 Вольт.
После запуска двигателя, генератор не возбуждается, пока работает Электрофакельный подогрев воздуха для двигателя. Такая задержка возбуждения необходима потому, что свечи Эфу рассчитаны на напряжение 19 Вольт, а генератор выдает 28 Вольт.
Специальное реле блокировки генератора, разрывает цепь управления регулятора напряжения, он остается закрытым и не пропускает ток возбуждения.
После отключения ЭФУ, на вход Д регулятора приходит плюс (через реле блокировки генератора) от аккумулятора и регулятор напряжения открывается, появляется ток возбуждения, и генератор начинает работать. Регулятор Я 120, регулируя ток возбуждения, поддерживает рабочее напряжение 28 Вольт.
Переменное напряжение, которое генерирует трехфазная обмотка генератора, выпрямляется диодным мостом и на выходе генератор действует выпрямленное напряжение, которое питает все электрооборудование и заряжает аккумуляторы.
Особенность схемы генераторов Г 273 в том, что обмотка статора соединена звездой, от средней точки звезды сделан вывод. Этот вывод позволяет снимать фазное напряжения, которое меньше выходного линейного напряжения. Пониженное фазное напряжение используется для питания обмотки возбуждения. Это позволяет применять для 28 Вольтового генератора ротор от 14 Вольтового генератора.
Фазный ток, который используется как ток возбуждения, от средней точки проходит через регулирующий транзистор регулятора на массу и замыкается через нижние минусовые диоды диодного моста, таким образом, он выпрямляется.
Первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Аккумулятор всегда связан с плюсовым выводом генератора, а от него подключается входная точка регулятора В, и далее обмотка возбуждения. После возбуждения генератора обмотка возбуждения питается уже от обмотки самого генератора, от ее средней точки.
В цепь первоначального возбуждения генератора от аккумулятора, включен дополнительный резистор (14) (75 Ом 10 Вт.) Этот резистор уменьшает первоначальный ток возбуждения от аккумулятора.
Небольшого тока через этот резистор, вполне достаточно для первоначального возбуждения генератора.
Если этот резистор закоротить, то при первоначальном возбуждении от аккумулятора, через обмотку ротора пойдет очень большой ток, потому что эта обмотка рассчитана на 12 Вольт, и она может сгореть. Этот резистор дает следующие преимущества.
Если зажигание включено, а генератор не работает, то ток в обмотку возбуждения идет через резистор и остается очень небольшим, что защищает аккумуляторы от разрядки.
Этот ток протекает через транзистор регулятора Я120, остается небольшим, защищая регулятор от перегрева.
В регуляторе имеется переключатель «Зима – лето». Винтом закорачивают вывод Р регулятора, что переводит регулятор на повышенный уровень напряжения для надежной зарядки аккумуляторов зимой.
https://www.youtube.com/watch?v=cToje59bBzk
Регулятор напряжения генератора Г 273 с добавочным сопротивлением
Генератор Г 288 / Генератор КАМАЗ / Генератор КРАЗ / Генератор ГАЗ
Предлагаем к реализации генераторы типа Г 288. В нашем ассортименте есть как новые так и восстановленные генераторы. Спрашивайте у нас о возможности проведения ремонта вашего генератора Г 288. На генератор Г-288 цена зависит от состояния и водной цены для предприятия.
Генератор работает в одно проводной электросхеме грузовых автомобилей КАМАЗ, ГАЗ, КРАЗ. На грузовом автомобиле КамАЗ-4310 установлен генератор Г 288 (устанавливается с июля 1985г, с присвоенным каталожным номером Г288-3701100), задействован в работе с регулятором напряжения 11.3702.
На генераторе Г 288 имеются следующие выводы:
- «+ » – для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
- «-» – для подключения к «массе» автомобиля;
- «Ш» – для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Ш» регулятора напряжения.
Ниже в таблице 1 приведены сравнительные характеристики моделей генераторов Г 288.
Таблица 1. Сравнительные характеристики генератора Г 288
Наименование
Генератор Г 288(Г288-3701100)КАМАЗ
Генератор Г 288АГАЗ
Генератор Г 288ЕКРАЗ
Номинальноенапряжение, (В)
28
28
28
Максимальныйвыпрямленный ток, (A)
47
47
47
Мощность, (Вт)
1316
1316
1316
Частота вращениявала без нагрузки, (об/мин)
1200
1200
1200
Частота вращениявала, (об/мин / при токе, А)
2100/30
2100/30
2100/30
Длина, (мм)
230
230
230
Диаметр, (мм)
174
174
174
Масса, (кг)
10
10
10
Применяемость генератор Г 288
АвтомобильКАМАЗ-4310С двигателем740.10и их модификацииАвтомобильКрАЗС двигателемЯМЗ 238и их модификации
АвтомобильГАЗ 7101С двигателемЯМЗ 841, 842;С двигателемЗМЗ 73
АвтомобильКрАЗС двигателемЯМЗ 236,238
Особенности генератора Г 288
Трехфазный, синхронный генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком.
Рекомендации по выполнению ТО генераторов
- Запрещается запуск двигателя при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
- Запрещается отсоединение и присоединение штепсельных разъемов, и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе, и включенных аккумуляторных батареях.
- Запрещается проверка исправности генератора путем замыкания выводов «+», «Ш» и «-» (для генераторов Г-288) и «+», «В» и «О» (для генераторов Г-273А) перемычками на «массу» и между собой.
- Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36В, при не отключенном генераторе.
- Запрещается соединять вывод «Ш» щеткодержателя с выводом «+» генератора Г-288 и «Ш», «+» и «В» генератора Г-273А. В противном случае регулятор выйдет из строя.
- Запрещается проверять выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24В, от источника переменного тока, а также без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком;
- Запрещается при подзарядке аккумулятора от внешнего источника подключения аккумулятора к сети автомобиля. В противном случае выйдет из строя регулятора напряжения.
- При мойке двигателя автомобиля примите меры предусматривающие защиту генератора от попадания воды.
В таблице 2 указанны возможные неисправности генератора Г 288 и методы их устранения.
Таблица 2. Возможные неисправности генератора Г 288, причины и способы их устранения
№
Причина неисправности
Способ устранения
Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частотевращения коленчатого вала двигателя
1
Ослабло натяжение приводных ремней
Отрегулируйте натяжение ремней
2
Загрязнены контактные кольца
Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой
3
Износ или зависание щеток в щеткодержателях
Проверьте высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; при необходимости замените щеткодержатель или щетки
4
Пробой выпрямительного блока
Замените выпрямительный блок
5
Короткое замыкание обмотки
Замените статор в сборе статора
6
Нарушение в цепи возбуждения
Проверьте исправность цепи возбуждения
7
Износ деталей подшипников или их разрушение
Замените генератор
8
Погнут вентилятор генератора
Выправьте погнутые места
Перегрев подшипников
9
Слишком велико натяжение ремней
Отрегулируйте натяжение ремней
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
10
Загрязнение контактных колец
Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой
11
Радиальное биение контактных колец
Проверьте радиальное биение колец. При необходимости проточитеконтактные кольца
Чрезмерно большой зарядный ток
12
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором
Устраните замыкание
13
Неисправен регулятор напряжения
Замените регулятор напряжения
14
Неисправно реле отключения обмотки возбуждения генератора
Замените реле
Колебание тока нагрузки
15
Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводных ремней
Отрегулируйте натяжение ремней
16
Плохой контакт в цепи возбуждения
Проверьте цепь возбуждения и надежность контактных соединений
Повышенный шум при работе генератора
17
Ослабло крепление шкива
Затяните гайку
18
Отсутствие контакта между щетками и коллектором
Протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной бензином, или зачистите его. Очистите щетки или замените их новыми. Проверьте состояние щеточных пружин и в случае их неисправности замените. Проверьте, нет ли заедания щеток в щеткодержателях
19
Не срабатывает реле РС530
Замените реле
20
Обрыв в цепи стартера
Проверьте и устраните дефекты стартера или замените стартер
Копирование с сайта возможно при указании обратной ссылки на сайт zapchastu.com.ua
Генератор автомобиля Камаз
Генератор служит источником электроэнергии на автомобиле при работающем двигателе. Основными частями генератора являются статор и ротор.
На зубцах статора с внутренней стороны его установлено 18 катушек, изготовленных из медного изолированного провода и соединенных последовательно по шесть штук в три группы. Группы соединены по схеме «звезда», три вывода от которой идут к выпрямительному блоку.
Ротор представляет собой стальной вал, на рифленую поверхность которого напрессованы два шестиконечных стальных магнитопровода.
Между ними на стальной втулке установлена обмотка возбуждения из медного изолированного провода. На валу ротора имеются два медных контактных кольца, изолированных от вала и между собой.
К ним припаяны концы обмотки возбуждения. К контактным кольцам прижимаются пружинами медно-графитовые щетки.
При включении массы аккумуляторных батарей и выключателя приборов и стартера в положение «1» или «2» ток от аккумуляторной батареи проходит через щетки и контактные кольца в обмотку возбуждения.
Вокруг винтов обмотки возбуждения образуется магнитный поток, направляемый магнитопроводами ротора. При вращении ротора вместе с ним вращается и магнитный поток, который пересекает обмотки катушек статора.
В них образуется переменный ток (если цепь замкнута), идущий в выпрямительный блок. В этом блоке он преобразуется в постоянный ток, который идет ко всем потребителям.
Щеткодержатель генераторной установки Г 273В имеет встроенный малогабаритный регулятор напряжения Я120М, представляющий собой схему в интегральном исполнении. Она служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором.
На регуляторе имеется четыре вывода. Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами Ш, Д, В и Р, легли на токопроводящие шины. Токопроводящая клемма «В» регулятора напряжения выведена наружу и к ней присоединяется провод, питающий цепь регулирования напряжения генератора.
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление, служащее для обеспечения надежного возбуждения генератора на частоте вращения холостого хода двигателя.
На корпусе щеткодержателя помещен винт 10 регулятора посезонного регулирования напряжения. Винт имеет два положения: «Л» — лето, «3» — зима.
При установке винта в положение «3» напряжение, поддерживаемое регулятором, на 1,5…
3,0 В выше, чем при летнем регулировании, что необходимо для улучшения зарядки аккумуляторных батарей при увеличении их внутреннего сопротивления в зимних условиях.
Генератор переменного тока Г 288 с электромагнитным возбуждением тоже представляет собой трехфазную двадцатиполюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем.
На генераторе имеются следующие выводы: «+» —для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «—» — для подключения к массе автомобиля, «Ш» — для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Ш» регулятора напряжения.
Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
На регуляторе напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 2). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27… 28 V, в положении 3 (зима) — 28,8… 30,2 V.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.
На генераторе имеются следующие выводы:
“+” — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
“-” — для подключения к массе автомобиля;
В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
— штекер на корпусе для вывода фазы.
Аккумуляторы
Аккумуляторные батареи свинцово-кислотные напряжением 12 В и емкостью по 190 А- ч. Две батареи соединены между собой последовательно и обеспечивают напряжение 24 В. Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой межэлементными соединениями с медными вставками для уменьшения внутреннего сопротивления.
Марка аккумуляторных батарей дд* автомобилей КамАЗ — 6СТ-190Т (6СТ-190А). Такие батареи изготовляют несколько заводов. Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении между третьим и четвертых аккумуляторами.
Генераторная установка
Генераторная установка предназначена для питания потребителей автомобиля электрической энергией и заряда аккумуляторных батарей при работающем двигателе. В состав генераторных установок переменного тока современных автомобилей входит, как правило, генератор, реле-регулятор (регулятор напряжения) и коммутационная аппаратура.
На автомобилях семейства КамАЗ устанавливается генераторная установка 3122.3771 с встроенным интегральным регулятором напряжения (типу Я 120М) или генератор 6562.3701 с регулятором напряжения 2712.3702.
Генераторная установка 3122.3771 представляет собой трехфазный двенадцатиполюсной синхронный генератор переменного тока со встроенными выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения.
Генератор 3122.3771 расположен в верхней передней части двигателя и приводится во вращение двумя клиновыми ремнями.
Технические характеристики генератора 3122.3771
Номинальное напряжение, В 28
Максимальный ток отдачи, А 80
Номинальная мощность, Вт 2100
Регулируемое напряжение: max, В 27-28
min, В 28,8-30,2
На генераторной установке имеются следующие выводы:
«+» – для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;
«Ш» или «В» – для соединения с выключателем стартера и приборов;
«W» или «~» – вывод фазы для соединения с тахометром и реле блокировки стартера;
«+D» или «Д» – вывод от дополнительных диодов для соединения с контрольной лампой.
Генераторная установка (рисунок 14.8) состоит из статора 2, ротора 5, крышки со стороны контактных колец 8 с выпрямительным блоком и щеткодержателем с регулятором напряжения 1, крышки со стороны привода 7, шкива 4, вентилятора 6.
1– щеткодержатель с регулятором напряжения; 2– статор; 3– подшипник со стороны привода; 4– шкив; 5– ротор; 6– вентилятор; 7– крышка со стороны привода; 8– крышка со стороны контактных колец; 9– стяжные винты
Рисунок 14.8 – Генераторная установка:
Статор состоит из сердечника и обмотки. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком и соединенных сваркой по наружной поверхности пакета. Внутри сердечника равномерно расположены по окружности 36 пазов, предназначенных для размещения обмоток.
Обмотка статора трехфазная, соединенная «звездой». Выводы фазных обмоток крепятся к зажимам выпрямительного устройства. Вывод одной из фаз «W» служит для подключения реле блокировки стартера и тахометра.
Ротор является индуктором и состоит из вала, обмотки возбуждения, полюсных наконечников, контактных колец. Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца. Полюсные наконечники выполнены из мягкой стали, имеют по шесть заостренных клювов, которые образуют шесть пар полюсов.
Обмотка возбуждения намотана на стальную втулку. От втулки и полюсных наконечников обмотка изолирована полиэтиленовым каркасом и картонными шайбами. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам, расположенным на изоляционной втулке.
В крышке со стороны контактных колец установлены:
– выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами, предназначенными для питания цепи возбуждения, служит для двухполупериодного выпрямления трехфазного тока;
– пластмассовый щеткодержатель с регулятором напряжения, закрепленный на крышке двумя винтами, переключатель посезонной регулировки. Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя “Л” (лето) должен находиться в пределах 27- 28 В, в положении “З” (зима) – 28,8- 30,2 В;
– помехоподавляющий конденсатор, установленный сверху на крышке;
– соединительная колодка с выводом от дополнительных диодов;
– вывод фазы.
В крышках генератора установлены закрытые шариковые подшипники вала ротора. Вентилятор и шкив устанавливаются на вал генератора и закрепляются гайкой с пружинной шайбой.
Генератор водостойкий, поэтому автомобиль может преодолевать брод без повреждений генератора. После выхода из воды работоспособность генератора должна сохраняться.
Принцип действия генератора
При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку возбуждения (через щетки и контактные кольца), размещенную на вращающейся части генератора – роторе.
Вокруг обмотки возбуждения создается магнитное поле, которое, проходя через полюсные наконечники, пересекает фазную обмотку статора. При вращении ротора будет вращаться и магнитное поле.
Так как под каждой обмоткой статора поочередно проходят полюсы различной полярности, то ЭДС, индуцированная в обмотках статора, будет переменной, одинаковой частоты, но сдвинутой по фазе на 120°.
Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и, когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею. Обмотка возбуждения при этом будет питаться от генератора через дополнительные диоды.
С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах.
Принцип действия регулятора напряжения
Напряжение генератора определяется тремя факторами – величиной магнитного потока, создаваемой током обмотки возбуждения, частотой вращения ротора и силой тока, отдаваемой генератором в нагрузку.
Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора.
Увеличение силы тока в обмотке возбуждения увеличивает магнитный поток и с ним напряжение генератора; снижение тока возбуждения уменьшает напряжение.
Регулятор напряжения стабилизирует величину вырабатываемого генератором напряжения изменением тока возбуждения. Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы.
Регулятор содержит измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент.
Измерительным элементом электронного регулятора напряжения является стабилитрон. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т. е. начинает пропускать ток, если напряжение на нем превысит напряжение стабилизации.
Ток через стабилитрон включает электронное реле, которое коммутирует цепь возбуждения таким образом, что ток в обмотке возбуждения изменяется в нужную сторону. Для согласования напряжения стабилизации существующих стабилитронов с напряжением вырабатываемым генератором применяется входной делитель напряжения.
С входного делителя напряжение кратного уровня напряжению бортовой сети поступает на стабилитрон.
Работа генераторной установки автомобиля КамАЗ
На рисунке 14.9 изображена электрическая схема подключения генераторной установки в систему электрооборудования.
Рисунок 14.9 – Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования
После включения выключателя приборов и стартера (ВПС) в первое положение замыкаются между собой клеммы «АМ» и «КЗ».
Электрический ток от аккумуляторной батареи через предохранитель на силу тока 60 А, через нормально замкнутые контакты реле отключения обмотки возбуждения (РООВ) поступает на вывод «Ш» генератора, который связан с выводом «В» регулятора напряжения, что приводит к открытию силового транзистора VT2 (рисунок 14.10).
Одновременно электрический ток поступает через предохранитель 8 А в обмотку реле выключателя аккумуляторных батарей («массы») (РВМ).
Его контакты замыкаются, и электрический ток поступает по цепи первоначального возбуждения генератора: от аккумуляторной батареи через предохранитель на 60 А, через контрольную лампу разряда аккумуляторной батареи (КЛ), которая загорается, на вывод «+D» генератора и далее на обмотку возбуждения генератора, на клемму «Ш» регулятора напряжения и через открытый силовой транзистор VT2 (рисунок 14.10) на «массу». Таким образом, обмотка возбуждения генератора подключается к бортовой сети, и далее генератор работает, как описано выше (принцип действия генератора). После того как генератор начал вырабатывать электрическую энергию, напряжение на выводе «+D» генератора становится равно напряжению на выводе «+» генератора, следовательно, ток в цепи первоначального возбуждения генератора исчезает, и контрольная лампа гаснет, а обмотка возбуждения запитывается от блока дополнительных диодов. С увеличением частоты вращения ротора генератора в работу вступает регулятор напряжения.
Рисунок 14.10 – Электрическая схема интегрального регулятора по типу Я120М12И
РООВ (реле отключения обмотки возбуждения) предназначено для отключения обмотки возбуждения генератора при использовании электрофакельного устройства (ЭФУ). Причина здесь в том, что свечи ЭФУ рассчитаны на напряжение 19 В, поэтому после пуска двигателя и его работы с использованием ЭФУ, если генератор начнет вырабатывать электрическую энергию, свечи выйдут из строя.
Реле выключателя «массы» (РВМ) выполняет две функции. Первая – это после включения ВПС разорвать цепь кнопки выключателя аккумуляторных батарей, чтобы исключить возможность отключения батарей от бортовой сети при работающем двигателе (на рисунке 14.9 не показано).
Вторая – включить цепь первоначального возбуждения генератора. Это сделано для того, чтобы разгрузить контакты ВПС, так как ток при первоначальном возбуждении генератора может достигать 5 А.
На автомобиле КамАЗ выключатель приборов и стартера коммутирует только цепь обмотки РВМ и цепь управления регулятора напряжения, где ток составляет доли ампера.
Контрольная лампа выполняет диагностическую функцию. После включения ВПС она горит и сигнализирует об исправности цепи первоначального возбуждения генератора. После пуска двигателя она должна погаснуть, если этого не произошло, или лампа загорелась во время движения, – генератор по какой-либо причине не вырабатывает электрическую энергию.
Работа регулятора напряжения.
Как отмечалось выше, при включении ВПС в первое положение напряжение подаётся на вывод «В» регулятора напряжения (рисунок 14.10), и через резистор R4 ток поступает в базовую цепь транзистора VT2, что приводит к его открытию. При этом обмотка возбуждения генератора оказывается подключена к цепи питания через переход эмиттер-коллектор транзистора VT2.
Напряжение к составному стабилитрону VD1 подводится от блока дополнительных диодов генератора через клемму «Д» регулятора напряжения и делитель напряжения, выполненный на резисторах R1, R2.
Пока напряжение генератора невелико и на стабилитроне оно ниже напряжения стабилизации, стабилитрон закрыт, ток через него, а следовательно, и в базовой цепи транзистора VT1 не протекает, транзистор VT1 закрыт.
При возрастании напряжения на выводе «+» генератора оно возрастает на выходе с блока дополнительных диодов, а значит, и на делителе напряжения и стабилитроне VD1.
При достижении этим напряжением величины напряжения стабилизации стабилитрон VD1 пробивается, ток через него начинает протекать в базовую цепь транзистора VT1, который открывается, и своим переходом эмиттер-коллектор закорачивает вывод базы транзистора VT2 на «массу». Транзистор VT2 закрывается, разрывая цепь питания обмотки возбуждения.
Ток возбуждения спадает, уменьшается напряжение генератора, закрывается стабилитрон VD1 и транзистор VT1, открывается транзистор VT2, обмотка возбуждения вновь включается в цепь питания, напряжение генератора возрастает и т. д., процесс повторяется.
Таким образом, регулировка напряжения генератора регулятором осуществляется дискретно – путем изменения относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания. Если частота вращения ротора генератора возросла или нагрузка его уменьшилась, то время включения обмотки возбуждения уменьшается, если частота вращения уменьшилась или нагрузка возросла – увеличивается.
Диод VD2 при закрытии транзистора VT2 предотвращает опасные всплески напряжения, возникающие из-за отключения цепи обмотки возбуждения, которая обладает значительной индуктивностью. В этом случае ток обмотки возбуждения может замыкаться через этот диод, и опасных всплесков напряжения не происходит. Поэтому диод VD2 называется гасящим.
Сопротивление R3 является сопротивлением обратной связи. При открытии транзистора VT2 оно оказывается подключенным параллельно сопротивлению R2 делителя напряжения. При этом напряжение на стабилитроне VD2 уменьшается, что ускоряет переключение схемы регулятора и повышает частоту этого переключения.
Конденсатор С1 является фильтром, защищающим регулятор от влияния импульсов напряжения на его входе.
На автомобиле Урал устанавливаются генераторы Г-288Е или 1702.3771 совместно с регулятором напряжения 2712.3702.
Состав генераторной установки автомобиля Урал аналогичен КамАЗ, отличается тем, что регулятор напряжения размещен отдельно от генератора, и в зарядную цепь установлен амперметр.
Техническая характеристика генератора Г 288Е:
Номинальное напряжение, В – 28
Ток нагрузки максимальный/номинальный, А – 40/36
Максимальная мощность, Вт – 1100
Генератор имеет аналогичную конструкцию, за исключением того, что регулятор напряжения выполнен отдельно, для уменьшения пульсации выпрямленного напряжения между шинами выпрямительного блока встроен конденсатор и к выводу «~» подключаются тахометр и реле блокировки стартера.
Бесконтактный регулятор напряжения с тремя уровнями настройки представляет собой электронный прибор на полупроводниковых элементах. Напряжение настраивается переключателем 14 (рисунок 14.
11), расположенным на передней крышке регулятора. Положение рычажка переключателя соответствует напряжениям: максимальное, среднее и минимальное.
Маркировка уровней напряжения расположена на передней крышке регулятора.
Напряжение, поддерживаемое регулятором соответсвует 26,5 – 27,9 В – на минимальном уровне, 28,1 – 28,7 В на среднем уровне, 28,7 – 30,1 В – на максимальном уровне настройки.
Регулирование уровней напряжения вырабатываемого генератором осуществляется для предотвращения недозаряда и перезаряда аккумуляторных батарей вне зависимости от климатических условий.
Если температура окружающей среды установилась 0°С и ниже, необходимо перевести рычажок переключателя в положение «МАКС». При температуре 0°С и выше – в положение «МИН» для предотвращения выкипания электролита.
При недозаряде батарей или при выкипании электролита рычажок установить в положение «СР».
1 – вентилятор; 2 – шкив; 3, 7 – шарикоподшипники; 4 – ротор; 5 – щетки; 6 – крышка щеткодержателя; 8 –- кольца контактные; 9 – блок выпрямительный; 10 – крышка со стороны контактных колец; 11 – статор; 12 – крышка со стороны привода; 13 – корпус; 14 – переключатель; 15, 16, 17 – клеммы
Рисунок 14.11 – Генератор Г 288Е и регулятор напряжения 2712.3702
Реле-регулятор (рисунок 14.12) выполнен на кремниевых транзисторах и работает с генератором Г 288Е. Регулятор имеет клеммы «+» и «Ш», которыми подключается к бортовой сети. Роль минусовой клеммы выполняет винт, к которому крепится минусовой провод.
Рисунок 14.12 – Электрическая принципиальная схема генераторной установки автомобиля Урал 4320-31
По схемному решению регулятор напряжения аналогичен рассмотренному ранее. Элемент сравнения – стабилитроны VD2, VD5, которые управляют усилительным транзистором VT2, силовой транзистор- VT1, делитель напряжения включает в себя R3, R6 –R8, резистор обратной связи R2, гасящий диод- VD1.
При напряжении генератора меньше регулируемого стабилитроны VD2, VD5 закрыты, закрыт и транзистор VT2, так как его база через резистор R5 соединена с минусом. На базу транзистора VT1 через резистор R1, диоды VD3 и VD4 подается положительный потенциал, вследствие чего транзистор VT1, открываясь, пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора увеличивается.
При напряжении генератора выше регулируемого, стабилитрон VD2, VD5 и транзистор VT2 открываются. При этом напряжение на базе транзистора VT1 резко уменьшается, вследствие чего транзистор закрывается, выключая ток обмотки возбуждения генератора.
Напряжение генератора понижается до тех пор, пока не закроется стабилитрон и не появится ток возбуждения через транзистор VT1.
Рассмотренный процесс повторяется, поддерживая величину напряжения генератора постоянной независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Генератор 6562.3701 автомобиля КамАЗ совместно с регулятором напряжения 2712.3702 работает как и генераторная установка на автомобиле Урал.
На автомобиле УАЗ-3151 устанавливается генератор Г 250П2. Работает совместно с регулятором напряжения 2702.3702 (рисунок 14.13).
Рисунок 14.13 – Электрическая принципиальная схема генераторной установки автомобиля УАЗ-3151
Генераторная установка автомобиля УАЗ работает аналогично генераторной установке Урал 4320-31. Отличается тем, что обмотка статора генератора выполнена по схеме «звезда», в выпрямительном блоке отсутствует конденсатор и в регуляторе напряжения установлен один стабилитрон
Правила эксплуатации системы электроснабжения
– При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования.
– Запрещается отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
– Запрещается нажимать кнопку включения электрофакельного устройства при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.
– При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены и сняты провода с выводов «+» и «Ш» («В») генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 6904;
Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Лебедев Т.Н. Особенности устройства генератора 1702.3771
Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2012/05/926 (дата обращения: 23.09.2018).
канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,
канд. техн. наук Картуков А.Г.,
доцент Лебедев Т.Н.
На автомобиле Урал-4320-31 устанавливается генератор Г 288Е или 1702.3771. Основные характеристики данных генераторов представлены в таблице 1 и 2.
Т а б л и ц а 1 – Основные характеристики генератора Г288Е
Номинальное напряжение
В
28
Ток нагрузки номинальный
А
47
Номинальная мощность
Вт
1000
Частота вращения ротора при напряжении 28 В:
– без нагрузки;
– при токе нагрузки не более 30 Амин -1
1180
1900Максимальная частота вращениямин -18000Ток возбужденияАот 1,5 до 1,7Масса генератора без шкивакг10Длинамм230Диаметрмм174Применяемостьавтомобили с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238; автомобили КамАЗ-4310 с двигателем 740.10 .
Т а б л и ц а 2 – Основные характеристики генератора 1702.3771
Номинальное напряжение
В
28
Максимальный выпрямленный ток
А
50
Ресурс генератора в пробеге транспортного средства
тыс. км
450
Удельная мощность
Вт/кг
259
Масса генератора (без шкива)
кг
5,4
Длина
мм
192
Диаметр
мм
140
Применяемость
автомобили УРАЛ, КрАЗ с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Кроме этих генераторов могут быть установлены их аналоги, основные характеристики которых представлены в таблице 3.
Генератор 1702.3771 трехфазный, синхронный генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком, водостойкого исполнения предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторными батареями в системе электрооборудования автомобиля. Генератор 1702.3771 и его устройство представлены на рисунке 1.
Т а б л и ц а 3 – Основные технические характеристики генераторов, взаимозаменяемых с генераторами 1702.3771 и Г 288Е
Модель
Номинальное
напряжение,
В
Номинальный
ток, А
Модель
Номинальное
напряжение,
В
Номинальный
ток, А
3232.3771
28
60
Г 273В1
28
45
1312.3771
28
50
1322.3771
28
50
Г 1000Б.21
28
36
959.3701
28
50
а б
а – внешний вид генератора; б – устройство генератора
1 – шкив; 2 – вентилятор; 3 – крышка передняя; 4 – статор; 5 – щеткодержатель;
6 – крышка задняя
Рисунок 1 – Генератор 1702.3771
Электрическая схема генератора 1702.3771 представлена на рисунке 2. Фазы обмотки статора (якоря) генератора 1702.3771 соединены в «звезду».
Конденсатор С служит для уменьшения пульсаций выпрямленного напряжения.
Вывод «+D» от дополнительных диодов предназначен для соединения со счетчиком моточасов (при его установке) или контрольной лампой, сигнализирующей о неисправности генератора (также при ее установке).
Рисунок 2 – Схема электрическая генератора 1702.3771
Устройство генератора 1702.3771 во многом аналогично устройству генератора Г 288Е, но имеет ряд конструкционных отличий, которые позволили снизить его массу почти в два раза по сравнению с генератором Г 288Е. Обмотка статора у генератора 1702.3771 – трехфазная, соединенная звездой.
Каждая фаза состоит из двенадцати последовательно соединенных катушек, расположенных на отдельных полюсах (всего 36 полюсов). Статор генератора 1702.3771 представлен в соответствии на рисунке 3. Выходные зажимы фаз соединены с выпрямительным блоком, отрицательный полюс которого соединен с корпусом.
Выпрямительный блок типа БПВ-17 устанавливается в задней крышке генератора.
а б
а – статор генератора; б – ротор генератора
Рисунок 3 – Статор и ротор генератора 1702.3771
Ротор генератора1702.3771, представленный на рисунке 3б, имеет одинаковое устройство с ротором генератора Г 288Е.
Увеличенное в два раза количество полюсов статора позволяет при меньшем числе витков в катушках обмотки статора получить требуемое напряжение.
Это даёт возможность при том же размере паза сердечника применять более толстый провод обмотки и, соответственно, увеличивается ток генератора. Крышки генератора 1702.
3771, представленные на рисунке 4 также отлиты из алюминиевого сплава и по своей конструкции аналогичны крышкам генератора Г 288Е.
а б
а – передняя крышка генератора (со стороны привода);
б – задняя крышка генератора (со стороны щеточного узла)
Рисунок 4 – Передняя и задняя крышки генератора 1702.3771
В задней крышке генератора устанавливается выпрямительный блок типа БПВ-17, который имеет три дополнительных диода 5 (рисунок 5), которые исключают зависимость напряжения генератора от состояния контактов выключателя стартера и приборов, так как с них в процессе работы напряжение генератора сразу поступает на регулятор напряжения, минуя выключатель.
1 – диод отрицательной шины; 2 – фазный вывод; 3 – диод положительной шины; 4, 6 – отрицательная и положительная шины; 5 – дополнительные диоды
Рисунок 5 – Выпрямительный блок генератора 1702.3771 с тремя дополнительными диодами
Шкив двух ручьевой и щеткодержатель со щетками взаимозаменяемы со шкивом и щетками генератора Г 288Е. Шкив и крыльчатка вентилятора, представленные на рисунке 6, фиксируются на валу ротора при помощи гайки и шпонки.
а б
а – шкив; б – крыльчатка вентилятора
Рисунок 6 – Шкив и щеткодержатель генератора 1702.3771
Подключение генератора 1702.3771 к бортовой сети автомобиля представлено на рисунке 7.
1 – конденсатор; 2 – клемма «–» для подсоединения к клемме «-» регулятора напряжения ; 3 – вывод «+D»; 4 – вывод «W» – вывод фазы для соединения с реле блокировки стартера и тахометром; 5 – штекерный разъем «Ш» для соединения с выключателем стартера и приборов и клеммой «Ш» регулятора напряжения; 6 – вывод «+» для соединения с приемниками электроэнергии
Рисунок 7 – Подключение генератора 1702.3771 к бортовой сети автомобиля
Схема системы электроснабжения автомобиля УРАЛ-4320-31 и ее состав представлены на рисунке 8 [1]. Рассмотрим работу генератора на примере генератора 1702.3771. При включении выключателя стартера и приборов 5 (рисунок 8) на обмотку возбуждения ротора (индуктора) подается напряжение от аккумуляторных батарей. Возбуждение генератора независимое – от аккумуляторных батарей.
1 – генератор 1702.3771; 2 – регулятор напряжения 2712.3702 (Р2712.3702); 3 – реле отключения регулятора напряжения 901.3747; 4 – указатель тока АП171А; 5 – выключатель стартера и приборов ВК353; 6 — стартер 25.3708-01; 7 – выключатель аккумуляторных батарей 1402.3737; 8 – аккумуляторные батареи 6СТ-190А; 9 – реле стартера 738.3747-20; 10 – предохранитель биметаллический 291.3722
Рисунок 1.14 – Система электроснабжения автомобиля УРАЛ-4320-31
Путь тока в обмотку возбуждения генератора следующий: вывод
«+» аккумуляторных батарей – вывод стартера – реле стартера – «-» указателя тока – «+» указателя тока – вывод АМ выключателя стартера и приборов – клемма ВК выключателя стартера и приборов – реле отключения обмотки возбуждения 3 – клемма «+» регулятора напряжения – клемма Ш2 щёток генератора 1 – обмотка возбуждения генератора 1 – клемма Ш1 щёток генератора 1 – клемма Ш регулятора напряжения – корпус («масса» автомобиля) – выключатель аккумуляторных батарей 7 – вывод «-» аккумуляторных батарей 8 – вывод «+» аккумуляторных батарей 8.
При электростартерном пуске и после пуска двигателя коленчатый вал начинает вращать ротор генератора. Происходит возбуждение генератора от тока независимого источника – аккумуляторных батарей. Выпрямительным блоком напряжение преобразуется в постоянное. Когда оно станет больше напряжения аккумуляторных батарей, то генератор начнет питать приёмники и заряжать батареи.
Путь тока для заряда аккумуляторных батарей следующий: вывод
«+» генератора – вывод АМ выключателя стартера и приборов – «+» указателя тока – «-» указателя тока – реле стартера – вывод стартера – вывод
«+» аккумуляторных батарей – вывод
«-» аккумуляторных батарей – выключатель аккумуляторных батарей – корпус («масса» автомобиля) – «-» генератора.
Одновременно к потреблению электроэнергии от генератора подключаются приемники электрической энергии (выключатель приборов и стартера включен в 1-ое фиксированное положение и к выводу «АМ» выключателя подсоединены его выводы «ВК» и «КЗ», к которым в свою очередь параллельно генератору подключены приемники). Некоторые приемники подключаются под напряжение генератора без выключателя стартера и приборов, но посредством других выключателей на участке зарядной цепи между его выводом «АМ» и клеммой «+» указателя тока (например, головные фары и габаритные фонари).
Обмотка возбуждения также начнёт питаться от генератора и произойдет его самовозбуждение.
В этом случае путь тока в обмотку возбуждения генератора следующий: вывод
«+» генератора – вывод АМ выключателя стартера и приборов – вывод ВК выключателя стартера и приборов – реле отключения обмотки возбуждения – клемма «+» регулятора напряжения – клемма Ш2 щёток генератора – обмотка возбуждения генератора – клемма Ш1 щёток генератора – клемма Ш регулятора напряжения – корпус генератора («-» генератора) – вывод «+» генератора.
С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приёмников значения. Поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, ограничивающим предельное значение напряжения генератора путем изменения величины тока обмотки возбуждения (обмотки ротора).
ЛИТЕРАТУРА
1 Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006. – 284 с.