Содержание
- 1 Тест на соответствие заявленной температуре кипения
- 2 Полная замена тормозной жидкости своими руками
- 2.1 Для чего менять ТЖ в системе
- 2.2 По каким причинам ТЖ приходит в негодность
- 2.3 Признаки необходимости замены ТЖ
- 2.4 Чем руководствоваться, выбирая ТЖ
- 2.5 Что предпочесть
- 2.6 Какую ТЖ выбрать
- 2.7 Подготовка и замена
- 2.8 Подготовка к замене ТЖ
- 2.9 Замена ТЖ
- 2.10 Удаляем воздух
- 2.11 Проблемы, которые могут возникнуть при замене
- 2.12 Правила безопасности при выполнении работ
- 3 Альтернативный метод замены тормозной жидкости: наш ответ «качай-держи»
- 4 Замена тормозной жидкости своими руками — DRIVE2
- 5 Замена тормозной жидкости
calendar_today 15 октября 2018
visibility 418 просмотров
Друзья, сегодня у нас эксперимент с тормозными жидкостями. Узнаем, что лучше и выгоднее заливать, а также я покажу, как правильно менять тормозуху на автомобиле.
Тест на соответствие заявленной температуре кипения
Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.
В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.
Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4
Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.
Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.
Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно.
Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.
Lux и SINTEC
Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.
Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.
Как после этого верить производителю?
Castrol и AWM
Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.
Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.
Castrol закипел на температуре 240 градусов.
Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1
И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.
Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.
В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.
Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.
Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.
Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.
В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.
Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.
Зачем менять тормозную жидкость?
Теперь перейдем к самой замене. Я уже говорил в прошлом выпуске, для чего это нужно, но многие, к сожалению, не поняли, поэтому еще раз повторю.
В тормозную жидкость со временем попадает влага, а точнее, конденсат из воздуха. Кто-то говорит, что система полностью герметична, туда никак не может попасть воздух, это не совсем так.
Система герметична, но там всё равно присутствует сапун, и воздух в любом случае попадает. Представьте, при нажатии тормоза жидкость из бачка опускается, ведь так или иначе она уходит в тормозные цилиндры.
Потом ее выгоняет обратно в бачок, из-за чего она частично перемешивается, а также смешивается с воздухом. При разнице температур происходит выпадение конденсата.
Его там немного, но со временем накапливается достаточно большое количество. От этого конденсата очень много негативных воздействий.
- Первое — тормозуха начинает раньше закипать, и возникают паровые пробки в системе.
- От этого тормоза становятся менее эффективны, особенно с первого качка.
Также от этой влаги происходит коррозия деталей, она не совсем видимая. Я показывал образец, вы, наверно, заметили, что ржавчина именно снаружи.
А когда ржавеет изнутри, там получаются небольшие раковинки, которые начинают работать по манжету и в итоге просто перетирают его. Это также причины течи.
Кроме того, из-за влаги тормозуха замерзает, то есть тормоза становятся более тугие. В отдельных случаях она вообще блокирует торможение какого-то колеса.
Что очень опасно, особенно в гололед, поэтому ответственно относитесь к замене такой жидкости.
Это будет гораздо дешевле, чем потом бороться с последствиями, да и вообще с тормозами не шутят.
А сейчас по просьбе подписчиков сделаем сравнение в тормозном бачке и в дальнем тормозном цилиндре, то есть жидкость, которая находится в цилиндре.
Вряд ли попадает в сам бачок, ведь там нет никакого круговорота. Частично она, конечно, перемешивается, но не настолько эффективно, как думают многие.
Давайте в процессе замены тормозной жидкости сделаем такое сравнение. Замену тормозной жидкости можно осуществить двумя способами. Расскажу подробно о двух из них.
Замена тормозной жидкости методом замещения
Данную работу лучше делать на смотровой яме или подъемнике. Если такой возможности нет, можно обойтись снятием колес.
Заодно сравним жидкости из бачка и жидкость заднего цилиндра. Загораются две лампочки. Это говорит о том, что воды в жидкости 2%.
Откачали старую жидкость, столько, сколько получилось взять шприцом. Наливаем новую — полный бачок.
- Кстати, покупайте тормозуху с запасом хотя бы на пол-литра, потому что потери неизбежны.
- Допустим, на колене объем тормозной жидкости где-то 450 мл, тормозухи нужно брать литр, чтобы запасом промыть и заменить ее.
В моем случае возьмём две разные жидкости, для того, чтобы сделать еще и практический тест смешивания. Замену начинаем с правого заднего колеса.
Забудьте о многогранниках и рожковых ключах, а то постоянно в сервис приезжают машины, у которых сорваны грани на прокачке. Это очень частая проблема.
- Только после того, как удачно сорвете болт, слегка закручиваете его обратно, затем уже надеваете прозрачный шланг — очень хорошо подходит от стеклоомывателя.
- Берем емкость, желательно небольшую, для того, чтобы точно видеть, какое количество тормозухи сливается.
- Теперь можно ослаблять клапан с помощью обычного рожкового ключика.
- Для ускорения этого процесса можно сделать специальную крышку на бачок с ниппелем, накачивать туда небольшое давление.
- Где-то 05 атмосфер — для того, чтобы не повредить этот бачок и в тот же момент создавать избыточное давление.
Я скинул уже немного жидкости заднего суппорта. Давайте проверим ее нашим прибором на наличие влаги. Наливаем ее так же в стаканчик и опускаем прибор.
Как видите, даже красная лампочка мигнула, но в бачке было только 2%. Каким-то образом в заднем суппорте влаги ещё больше, хотя вроде бы циркуляции нет?
Это связано, наверно, с тем, что вода тяжелее, чем тормозная жидкость. Она опускается вниз, поэтому в суппортах влаги будет ещё больше.
Об этом тоже стоит помнить. Старую жидкость можно вылить в отдельную емкость и повторить процедуру до полной очистки.
В моём случае она довольно светлая. Бывает всё гораздо хуже. Когда жидкость пойдёт чистая, ее можно залить обратно в бачок и продолжить уже на следующей стороне.
Далее всё то же самое делаем на переднем левом колесе, затем на заднем левом и на переднем правом. Не забывайте периодически добавлять жидкость в бачок.
Если уровень слишком сильно опустится, он может хапнуть воздух и потом придётся прокачивать систему либо очень долго пропускать.
Полная замена тормозной жидкости
Затем устанавливаем все в исходное положение, наливаем новую жидкость и открываем все клапаны.
По мере того, как жидкость начнет вытекать, нужно их закрывать.
Затем нажать несколько раз педаль тормоза и повторить процедуру, то есть выпустить оставшийся воздух, периодически доливая тормозную жидкость.
После такой процедуры, в принципе, даже прокачивать не нужно, как правило, тормоза уже становятся нормальными.
Но иногда приходится долго попотеть, чтобы выгнать весь воздух из системы, поэтому такую замену необходимо делать только в крайних случаях.
Ну что ж, друзья, надеюсь, я сегодня помог вам разобраться в выборе тормозной жидкости, в замене и в важности такой процедуры. Спасибо за внимание и пока.
Полная замена тормозной жидкости своими руками
Эффективная и качественная работа современного автомобиля невозможна без использования всевозможных жидкостей – начиная от заливаемого топлива, заканчивая жидкостью в омывателе лобового стекла.
Любая жидкость, как и все детали в авто, имеет свой рабочий ресурс, а если сказать точнее, ей необходима своевременная замена. Только в этом случае водителю, пассажирам и другим участникам движения гарантирована безопасность.
Сегодня мы поговорим о том, как выполняется замена тормозной жидкости своими руками, когда она требуется и что может потребоваться.
Для чего менять ТЖ в системе
Составы, применяемые для правильной работы машины, нужно полностью заменять раз в 24-36 месяцев. Подобная мера оправдана тем, что свойства жидкостей от времени утрачиваются.
Если говорить о ТЖ, то, «способность» впитывать влагу, допустим, при продолжительном пуске либо при напряженной работе гидравлической системы, способствует ее закипанию.
К тому же, излишки воды провоцируют коррозию всей системы.
Ассортимент тормозных жидкостей
Обновление (частичное/полное) ТЖ требуется:
- по рекомендации автопроизводителя;
- в экстренных ситуациях (обрыв шлангов и пр.);
- после замены системы тормозов либо ее комплектующих;
- в случае присутствия влаги внутри системы;
- в случае попадания в нее воздуха.
По каким причинам ТЖ приходит в негодность
Не имеет значения, ТЖ какой марки используется в тормозной системе транспортного средства, буквально сразу после заливки, она начинает активно впитывать «окружающую» влагу. К этому ведет ряд причин:
- износ сальников в тормозной системе;
- износ уплотняющих отворотов;
- автомобиль долго стоял без эксплуатации;
- неверное смешение залитых жидкостей (в том числе по необходимости);
- неудовлетворительное состояние, бочка, в который заливается ТЖ.
Важно сказать, что «впитывание» даже 3-4% влаги тормозной жидкостью может привести к серьезным последствиям – закипание самой ТЖ.
Что провоцирует полный отказ тормозов, блокировка цилиндров двигателя и др. Особенно в момент резких либо экстренных торможений.
И потому ТЖ необходимо полностью или частично заменят не реже 2-4 раз в 12 месяцев, а если речь идет о старом автомобиле, то периодичность замены может быть и чаще.
Помните, на безопасности экономить нельзя!
Как менять ТЖ
Зачастую необходимость в замене ТЖ возникает при использовании старой либо некорректно смешанных жидкостей. Например, некоторые производители предлагают жидкости с эксклюзивным составом, работа которых в «связке» с другими ТЖ категорически недопустима.
По большому счёту, процесс замены ТЖ не является сложным, но некоторые начинающие автомобилисты предпочитают обратиться в автосервис, поскольку не знают, как поменять тормозную жидкость. И хотя процедура замены тормозной жидкости мастерами сервиса вполне доступна по стоимости, надо научиться выполнять все необходимые действия самостоятельно. И сейчас мы попробуем вам помочь в этом.
Признаки необходимости замены ТЖ
Прежде чем рассказать, как заменить жидкость в автомобиле, посмотрим на симптомы, по которым можно понять неизбежность данной процедуры.
НО! Обычно автомобилисты прибегают к замене ТЖ при изношенности колодок.
Чем руководствоваться, выбирая ТЖ
Ключевое условие при неполной смене ТЖ – постоянство! Избрав один вид тормозной жидкости не нужно ее менять на другой.
Автопроизводитель чётко указывает свойства ТЖ, которая залита в систему определенного авто на заводе. Кроме того, предлагаются рекомендации по подбору жидкостей для полной/частичной. Это обеспечивает продуктивную, надежную и длительную эксплуатацию всей тормозной системы.
Правильный выбор ТЖ
Что предпочесть
Сегодня существует 3 вида ТЖ:
Каждая из перечисленных разновидностей имеет свои достоинства и недостатки. Минусы ТЖ, кстати, могут не проявиться при своевременной ее замене.
Нужно подчеркнуть, что срок работы жидкости в системе различен со сроками рекомендованных замен, прописанных производителем.
Какую ТЖ выбрать
Всякая марка и модель машины предполагает определенное обслуживание. Все системы ориентированы на конкретные характеристики расходников. ТЖ соответствуют некоторым требованиям:
- бережное отношение к деталям из металла/пластика/резины и пр.;
- рабочий температурный режим (от -30ºС до +150ºС);
- повышенные смазывающие характеристики;
- постоянство свойств.
При покупке ТЖ важно руководствоваться техническими указаниями автопроизводителя. На этикетках всех жидкостей прописываются ее ключевые свойства, поэтому проблем с выбором возникнуть не должно. К слову, для автомобилей российского производства максимально подходит ТЖ DOT-4. Далее перейдем к тому, как менять тормозную жидкость.
Замена ТЖ своими руками
Подготовка и замена
Прежде чем приступить непосредственно к замене ТЖ, надо не только разобраться, куда заливать и как заливать, но и провести правильную подготовку. Об этом следует рассказать подробнее.
Подготовка к замене ТЖ
В современных авто, которые оснащены всевозможными «навороченными» системами, замену тормозной жидкости легче и быстрее сделать в автоцентре. Обычно это занимает около получаса, при этом автовладелец защитит систему от завоздушивания и уплатит за это вполне приемлемые деньги.
Тому, кто привык обходиться своими силами, допустим, в целях экономии денег либо от недоверия к профессионализму мастеров в сервисах, следует подготовить некоторые материалы, инструменты и приспособления. Вам потребуется:
- прозрачная трубочка из мягкого материала — ее диаметр (внутренний) должен соответствовать диаметру (внешний) патрубка в цилиндре;
- специальный ключ для снятия спускного штуцера;
- ёмкость под отработанную тормозную жидкость;
- новая ТЖ;
- помощник, поскольку одному с процессом замены справиться затруднительно.
Работы удобнее проводить на эстакаде/смотровой яме поскольку возможность зайти снизу к «спускникам», имея ключ и трубочку, избавляет от снятия колес. А значит не потребуется домкрат и баллонник, кроме того, экономится время.
Итак, один из вас устраивается за рулем, другой спускается под машину, захватив ключ, шланг и ёмкость. Вы должны поддерживать непрерывную связь голосом.
Как заменить тормозную жидкость самостоятельно
Порядок работ будет зависеть от разновидности ТС вашего авто.
Замена ТЖ
Действия по смене ТЖ и прокачке системы довольно просты. Опишем основные принципы того, как производится полная замена.
Если при выполнении замены ТС завоздушилась, тормозная педаль западет или станет «включаться» со 2-ой стадии хода.
Удаляем воздух
Воздух удаляется с помощью напарника, который будет часто нажимать на «тормоз» для нагнетания давления. Надо надавить на педаль раз 6-7, затем удержать тормоз в выжитом положении.
По окончании всей действий хорошо зафиксируйте все штуцеры. Произведите монтаж колес (если они снимались) и провести тестовый заезд.
Меняем тормозную жидкость
Если торможение начинается от небольшого нажатия на тормозную педаль, то смена ТЖ была выполнена хорошо.
Проблемы, которые могут возникнуть при замене
Выполняя все действия аккуратно и не спеша, вы оградите себя от всевозможных негативных последствий. Но ситуации бывают разными, а самой распространенной «бедой» является поломка штуцеров. Как правило, он ломается, из-за чего потребуется замена тормозного цилиндра.
Для максимального упрощения процедуры выкручивания штуцеров попробуйте обработать их WD40, а затем осторожно отстучать их молоточком со всех сторон. Этого бывает достаточно для их быстрого неполного выкручивания. Для работы целесообразно взять удлиненную головку – так усилия будут распределяться равномерно.
Правила безопасности при выполнении работ
При выполнении работ следует соблюдать простые правила безопасности, что позволит защититься от всевозможных недоразумений.
Заливаем ТЖ
Исправно работающий мотор и надежная тормозная система – гарантия безопасности на дороге. Чтобы тормоза не дали сбой в экстренной ситуации, нужно регулярно производить частичную или полную замену ТЖ. Важнейшим условием этого является оптимальный интервал выполнения процедуры – его нужно строго придерживаться!
Помните – даже малейшее изменение цвета ТЖ свидетельствует об изменении ее характеристик.
Альтернативный метод замены тормозной жидкости: наш ответ «качай-держи»
На заводе вся тормозная система абсолютно пустая, но устройство ее таково, что бачок для жидкости расположен на главном тормозном цилиндре в моторном отсеке, в самом верху.
Чуть пониже обычно — блок ABS (у кого есть), а далее тормозные трубки уходят к передним и задним колесам. Там, в колесных тормозных механизмах, могут использоваться цилиндры разных вариантов исполнения.
Но одна черта объединяет все их: в самой верхней части цилиндра всегда расположен штуцер для прокачки. Его еще иногда называют клапаном выпуска воздуха.
Элементы рабочей тормозной системы автомобиля с ABS: 1 — тормозной механизм переднего колеса; 2 — трубка тормозного механизма переднего колеса; 3 — блок ABS; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — трубка тормозного механизма заднего колеса; 9 — тормозной цилиндр заднего колеса; 10 — шланг тормозного механизма заднего колеса; 11 — шланг тормозного механизма переднего колеса
На заводе на горловину бачка надевают специальный штуцер, через который тормозная жидкость под давлением наполняет систему. Рабочий, находящийся внизу, открывает по очереди штуцеры прокачки на колесных цилиндрах. Из них сначала вытесняется воздух, а затем идет тормозная жидкость.
Всё. Штуцер можно заворачивать. Повторив эту операцию со всеми колесами автомобиля, получаем полностью заправленную и работоспособную тормозную систему. Осталось отсоединить заправочный штуцер от горловины бачка, установленного на главном тормозном цилиндре, и завернуть пробку бачка.
Возникает вопрос, может ли обычный автовладелец использовать такой же метод? Если вы ремонтировали тормозную систему с заменой гидравлических элементов или прокачиваете систему из-за подозрения о наличии в ней воздуха, я обычно рекомендую провести прокачку классическим «качай-держи». Более интенсивное прохождение жидкости в трубках и полостях цилиндров гарантированно вытеснит пузырьки воздуха.
Не пытайтесь повторить это дома?
А что, если мы собрались в соответствии с регламентом технического обслуживания своего автомобиля просто заменить жидкость? У кого через каждые два года, у кого — через три.
И вот тут нам приходит на помощь метод проливки системы новой тормозной жидкостью. Используем то, что бачок с жидкостью расположен высоко, а жидкость просто сливается вниз, к рабочим цилиндрам под действием силы тяжести.
Главное преимущество предлагаемого способа в том, что он не требует помощника.
Тормозную жидкость следует приобрести с запасом (не менее 1 л). Интересно, кстати, что практически у всех легковых автомобилей, независимо от их размеров, повышенной проходимости, наличия систем ABS и прочих отличий, емкость тормозной системы около полулитра.
Учтите, что замена происходит методом перемешивания, поэтому пролить через систему нужно несколько большее количество жидкости. Запаситесь 1 л тормозной жидкости любого производителя (они все совместимы). DOT-4 — самая распространенная и применяемая в подавляющем большинстве автомобилей тормозная жидкость.
Заменять ее приходится вследствие высокой гигроскопичности — способности поглощать влагу из воздуха и терять из-за этого свои рабочие характеристики.
Итак, самостоятельная замена тормозной жидкости потребует установить автомобиль на смотровую канаву или эстакаду и обеспечить свободный проход между местом, откуда можно пополнить бачок с тормозной жидкостью в подкапотном пространстве, и тормозными цилиндрами всех четырех колес.
Работаем поэтапно
Откачиваем резиновой грушей или шприцем тормозную жидкость из бачка. Доливаем новую жидкость до верхней кромки. Для ускорения процесса (чтобы выпускать жидкость из всех цилиндров сразу) желательно подобрать четыре отрезка трубок, плотно надевающихся на штуцеры прокачки всех цилиндров. Свободные концы трубок опускаем в прозрачные бутылки небольшой емкости.
Отворачиваем штуцеры всех тормозных цилиндров. Убеждаемся, что жидкость потекла по всем четырем трубкам. Контролируем убывание жидкости из бачка, расположенного на тормозном цилиндре, и незамедлительно пополняем бачок. Наблюдаем нарастание уровня жидкости в бутылках, расположенных возле колесных тормозных цилиндров.
Необходимо несколько раз сменить роль наблюдателя за сливом жидкости из штуцеров тормозных цилиндров на роль контролера, пополняющего уровень жидкости в бачке на тормозном цилиндре, чтобы предотвратить его осушение.
Самое быстрое наполнение, как правило, происходит в случае с бутылкой, в которую опущен шланг, идущий от тормозного цилиндра переднего левого колеса.
Как только в бутылке переднего левого колеса окажется около 200 мл жидкости, заворачиваем и затягиваем штуцер здешнего цилиндра. Повторяем то же самое с передним правым колесом.
Завершаем процесс на задней оси — здесь через каждый штуцер должно пройти по 200–250 мл жидкости.
Вот и всё, замена тормозной жидкости завершена. Остается лишь убедиться в том, что все штуцеры затянуты герметично. Надеваем защитные колпачки, уточняем уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра — и в путь.
Альтернативный метод замены тормозной жидкости: наш ответ «качай-держи»
Замена тормозной жидкости своими руками — DRIVE2
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость В сервисной книжке есть такая запись: тормозную жидкость надо менять каждые два года. Между тем многие водители не придерживаются этого срока. Вместо полной замены тормозной жидкости многие водители ездят «на доливе», хотя все производители автомобилей четко регламентируют сроки ее полной замены.
Почему тормозная жидкость нуждается в замене?Как поменять тормозную жидкость?Нужно ли прокачивать тормоза?Почему тормозная жидкость нуждается в замене?
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Любая техническая жидкость в автомобиле требует замены. Разная периодичность замены обусловлена функциями технической жидкости. Периодичность замены тормозной жидкости каждый автопроизводитель указывает, как правило, в Руководстве по эксплуатации определенной марки и модели автомобиля.
Средняя периодичность замены тормозной жидкости определяется сроком эксплуатации – 1-3 года, либо пробегом – 30-40 тыс. км. Для классных машин значительно жестче: например, у Мазерати рекомендуют менять через 10 тыс. км пробега, а у Феррари — через 5 тыс. км. Почему? Следует учитывать и режим эксплуатации, т.е. активность использования вами тормозов в аварийном и скоростном режимах.
Тормозная жидкость работает в очень тяжелых условиях. Даже при «городском» вождении она нагревается до +150°С. Если же нагрузки особо высоки (езда с прицепом, горная дорога, агрессивный стиль вождения и т.п.), то температура тормозной жидкости может достигать +180°С, а при остановке машины кратковременно подскакивать до +200°С.
Конечно, тормозные жидкости рассчитаны на такие нагрузки: их заявленные температуры кипения составляют +205…+265°С в зависимости от конкретной марки.
Но в процессе работы тормозная жидкость неизбежно поглощает влагу, и температура кипения понижается.
Например, если в течение года тормозная жидкость «наберет» 2-3% воды, то температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть она может закипать при 145-160°С.
Это абсолютно недопустимо. Происходит так называемая паровая блокировка тормозов: из-за резкого расширения образовавшихся пузырьков часть жидкости выдавливается в резервный бачок, при нажатии педали оставшаяся жидкость не создает нужного давления (она насыщена пузырями), и педаль «проваливается».
Все это говорит о том, что тормозная жидкость — вещь весьма серьезная, требующая к себе особого внимания. В чем оно заключается? В контроле за состоянием тормозной жидкости.
Кроме этого, существует несколько заблуждений у начинающих автовладельцев о тормозной жидкости. Рассмотрим их.
Замкнутый режим эксплуатации ТЖ – условность
В тормозной системе есть компенсационные отверстия для определенного технологического движения воздуха. А ТЖ гигроскопична, т.е. постепенно впитывает в себя влагу. Именно это приводит в итоге к тому, что все вещества входящие в состав ТЖ теряют свои свойства.
Современные ТЖ можно смешивать
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Можно, но не все и не всегда. Разные производители выпуская ТЖ придерживаются общих требований к составу.
Но существует еще ряд стандартов, которые применяются производителем для конструктивных особенностей марки-модели автомобиля. Поэтому, на короткий срок доливка ТЖ позволительна.
Но эксперты настоятельно рекомендуют производить замену тормозной жидкостью полностью.
В современном авто можно использовать любые ТЖ стандарта DOT-4
Неправильно. Не распространяясь о типах и видах ТЖ, скажем лишь то, что если вы не профессионал, то просто выполняйте требования изготовителя авто, касаемо типа тормозной жидкости. Не экспериментируйте со своей безопасностью.
С учетом вышеизложенного, автолюбителю не нужно долго размышлять над тем, как часто менять тормозную жидкость – завод уже за нас подумал. Остается лишь выполнять рекомендации специалистов.
Проверка тормозной жидкости
Для проверки качества тормозной жидкости существует тестер тормозной жидкости. Сегодня на рынке представлено большое количество производителей и моделей оборудования для проверки и замены ТЖ. Естественно, перед выбором и приобретением нужно внимательно ознакомиться с параметрами и процедурами, которые выполняются на том или ином приборе.
Электронный тестер тормозной жидкости измеряет температуру кипения ТЖ, и выдаёт определенные температурные показатели: 175С и выше – ТЖ эффективна, между 165-175С – использовать можно, но если она используется более 2-х лет, то пришла пора менять, и ниже 165С – требуется замена.
Как поменять тормозную жидкость?Есть два варианта того, как заменить тормозную жидкость. Первый – это обращение в сервис. Здесь есть мастер, существует специальное оборудование для замены тормозной жидкости, и по времени замена ТЖ займет немного. Честно говоря, и стоимость замены не так уж и велика.
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкостьВторой вариант – это проведение процесса замены тормозной жидкости своими руками. Сложного в этом нет ничего, главное выполнять правильно все предписания технологической карты. Вначале производится проверка тормозной жидкости, а затем, в зависимости от результата, её замена или нет.
- Замена тормозной жидкости своими руками
- Замену тормозной жидкости лучше производить вдвоем. Из инструментов и материалов нам потребуется:
- Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость — ветошь, ключ на 8 или 10, желательно специальный зажимной;— резиновый шланг;
- — какая-либо емкость, лучше прозрачная;
- — сама тормозная жидкость, рекомендованная заводом-изготовителем вашего автомобиля.
Перед началом работы необходимо открыть регулятор давления задних тормозов, заткнув подходящую по размеру отвертку или штырь между платиной и шариком. Не забывайте по окончанию ремонта все это вытащить.
Теперь можно конкретно перейти к тому, как поменять тормозную жидкость. Последовательность замены следующая:
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Откручиваем крышку бачка и кладем ее на чистую ветошь. Будьте аккуратны, так как с поплавка возможно падение капель тормозной жидкости.Снимите защитный резиновый колпак с клапана стравливания воздуха на заднем правом колесе и наденьте на головку клапана подходящий по размеру резиновый шланг.
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Когда жидкость перестанет вытекать, закройте клапан, завернув его. Следите за уровнем жидкости в бачке, он должен стать минимальным и только после этого следует доливать новую.
- Теперь помощник должен отпустить педаль и затем нажать на нее несколько раз и зафиксировать в таком положении.
- Откройте клапан.
- Данные действия необходимо повторять до того момента, пока из шланга не начнет течь чистая новая тормозная жидкость.
- Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость После этого заверните клапан и наденьте на него защитный резиновый колпачок.
Далее повторяем данные действия с левым передним, левым задним и правым передним тормозными механизмами. Таким образом, получаем, что старая тормозная жидкость полностью поменяется на новую.
Как правило, после данных операций прокачка тормозов не требуется. В завершении работы нужно долить тормозную жидкость до отметки max и закрутить крышку бачка. Теперь Вы знаете как поменять тормозную жидкость самостоятельно.
Нужно ли прокачивать тормоза?Воздух попадает в тормозную систему автомобиля в процессе его обслуживания и эксплуатации, это значительно влияет на эффективность работы системы.
Тормозная педаль обязательно даст знать, когда это происходит, она будет мягко проваливаться в пол и делать захват только у самого пола, а автомобиль будет заносить в разные стороны при полном нажатии на педаль тормоза.
По тормозному следу колес, можно определить какой контур плохо работает. Для этого необходимо произвести затормаживание на ровной, чистой площадке, имеющей сухое однородное покрытие, со скоростью 40 — 60 км в час. Признаком наличия воздуха в тормозном механизме будет след от протектора блокируемого колеса.
Чтобы удалить воздух из тормозной системы необходимо ее прокачать. Этот процесс не понадобится, если замена тормозной жидкости будет производиться на оборудовании СТО под давлением.
Прежде чем провести работы необходимо убедиться, что все узлы и соединения привода тормозов герметичны, и только после этого бачок для тормозной жидкости заполнить до максимальной отметки.
Для прокачки понадобится помощник, он необходим, чтобы управлять педалью тормоза по отдаваемой команде.
Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Прозрачный шланг, так называемую «установку» для замены жидкости, необходимо надеть на штуцер тормозного механизма, а свободный конец шланга опустить в емкость с тормозной жидкостью. Это собственно и все оборудование для замены тормозной жидкости на данном этапе, которое может понадобиться.
Необходимо нажать на педаль тормоза 4-5 раз для создания в системе значительного давления, что позволит от стенок каналов «оторвать» пузырьки воздуха.
Необходимо отвернуть штуцер на половину или три четверти оборота в тот момент, когда педаль удерживается помощником нажатой.
Когда педаль достигла своего положения «в пол» штуцер необходимо завернуть. Эти операции придется повторить несколько раз, пока в жидкости, которая вытекает по шлангу, не исчезнут пузырьки.
Никогда нельзя повторно применять использованную уже тормозную жидкость или ту, которая длительное время хранилась в открытом состоянии, так как вполне вероятно ее насыщение воздухом или водой.
Необходимо учитывать при замене некоторые сложные моменты
— В автомобилях, оснащенных задними дисковыми тормозами, имеется регулятор давления тормозов задних колес. В положении, когда автомобиль находится на подъемнике, а регулятор неисправен, осуществление прокачки может быть не возможным.
— Такие автомобили как Toyota Land Cruiser имеют прокачной штуцер в регуляторе давления, который тоже необходимо прокачивать.[/i
— Значение имеет схема прокачивания, которой нужно строго придерживаться и не идти на поводу у бытующего мнения, что прокачку нужно начинать от дальнего колеса. Если прокачать неправильно, то тормоза будут мягкими, а педаль — жесткой. И от количества прокачек ничего не изменится. Тогда вообще не понятно: зачем менять тормозную жидкость – ведь тормоза стали только хуже.
Замена тормозной жидкости
Тормозная жидкость, как и прочие технические жидкости, функционирующие в автомобиле, имеет негативную тенденцию по истечении какого-то времени терять свои изначально заложенные в неё разработчиками свойства.
По этой причине заводом-изготовителем транспортного средства предусматривается периодическая и 100%-я замена тормозной жидкости, уже отработавшей положенное ей время на благо вашей безопасности в тормозной системе автомобиля. Центральным источником причин этого ухудшения является гигроскопичность самой тормозной смеси.
Иначе говоря, она обладает предрасположенностью поглощать небольшое количество влаги, которая, так или иначе, проникает в тормозные магистрали транспортного средства. После такого «увлажнения» и происходит заметное снижение температуры закипания тормозной жидкости.
А так как тормозная смесь испытывает постоянные высокотемпературные нагрузки, что усугубляется при быстрой езде с частыми и глубокими торможениями, то закипание этой жидкости может стать причиной отказа тормозов, что недопустимо.
Поэтому любой автовладелец, особенно новички, недавно севшие в автомашину, должен строго выдерживать сроки периодичности замены отработавшей тормозной жидкости. Своевременная замена тормозной смеси не только повысит общую безопасность езды за рулём автомашины, но и отсрочит по времени замену уплотнительных прокладок и сальников в цилиндрах тормозной системы.
Периодическая замена тормозной жидкости — обязательна для каждого авто
Как часто менять
Определившись с вопросом «зачем менять», надо определиться и с понятием «когда и как часто менять». Заводские инструкции автомобилей разных марок содержат в себе достаточно подробные и однозначные советы по срокам замены тормозной жидкости. Вот этих правил автовладельцам и надо строго придерживаться.
Конструкторы и производители автомашин указывают оптимальный срок замены тормозной жидкости в среднем один раз в два-три года, что по километражу соответствует пробегу примерно в 30–50 тысяч километров. Это указание относится к тормозным смесям на гликолевой основе, наиболее широко используемой автолюбителями сейчас.
Также советуют менять эту жидкость, если она загрязнилась и заметно изменила свою цветовую гамму.
Хотя, учитывая важность тормозной смеси в общей безопасности вождения автомобиля, некоторые опытные автолюбители подсказывают, что нелишней будет и ежегодная замена этого компонента, чтобы исключить разные технические неопределённости.
Способы замены тормозной жидкости
Итак, пришло время замены тормозной жидкости в автомобиле. Эту процедуру можно провести на станции технического обслуживания или попытаться проделать это собственными силами. Технологии по замене жидкого наполнителя тормозной системы автомобилей давно отработаны и не считаются достаточно сложными техническими операциями.
Тем более к каждой марке транспортного средства автозаводом разработаны свои инструкции по правильному выполнению этих действий. Тем не менее для грамотного подхода к выполнению операции по замене такого важного компонента безопасного функционирования автомобиля, как тормозная жидкость, необходимо обладать достаточным опытом и знать многие нюансы этой технологической операции.
Поэтому, если вы ещё только осваиваете тонкости авторемонта своими руками и ещё не твёрдо знаете «куда заливать, где сливать и что прокачивать» или если у вас нет времени на самостоятельное проведение этих работ, или просто вам неохота возиться с собственной машиной, то правильнее будет обратиться в один из многочисленных автосервисов.
Там прекрасные специалисты, умудрённые многолетним опытом и оснащённые необходимым профессиональным оборудованием, соблюдая все регламентные процедуры, проведут работы по замене тормозной жидкости в течение 30–40 минут. Да и стоимость этого вида услуг не такая уж и высокая.
Конечно, не на всех станциях технического обслуживания трудятся первоклассные специалисты и, возможно, у вас нет доверия к техникам ближайшего к вашему дому СТО.
Тогда лучше найти в своём плотном рабочем графике пару свободных часов, основательно подготовиться по теоретической части, запастись необходимым объёмом правильно подобранной тормозной жидкости и самостоятельно провести эту, в принципе, не такую уж и сложную процедуру. Не боги горшки обжигают! Заодно сэкономите часть денег из семейного бюджета, а также прощупаете собственный автомобиль своими руками и попутно проведёте визуальный осмотр состояния тормозной системы. А это весьма немаловажно.
Но прежде чем браться за самостоятельную замену тормозной жидкости в легковом автомобиле, важно знать, что не на всех автомашинах этот вариант возможен. Каждое правило имеет исключения и в этом случае самостоятельно поменять тормозной наполнитель не получится в автомобилях, оборудованных интегральной антиблокировочной системой тормозов (ABS).
Эту операцию можно выполнить только с использованием специализированного фирменного оборудования, поскольку при проведении этой операции важно соблюдать правильный порядок открытия гидравлических клапанов.
Также не стоит пытаться проводить замену жидкости своими силами на автомашинах, в бортовом оборудовании которых присутствуют системы курсовой устойчивости (ESP).
Последовательность операций при замене тормозной жидкости
Подготовительный этап
Заранее необходимо включить в свой ремонтный комплект:
- правильно подобранную тормозную жидкость;
- набор торцевых ключей;
- тормозные шланги для откачки старой жидкости (можно использовать подходящие резиновые трубки диаметром 4 или 6 мм);
- пустую прозрачно-пластмассовую тару объёмом около 2,0 литров;
- ветошь и шприц.
Позаботьтесь, чтобы всё необходимое было под рукой
Работы необходимо проводить при снятых колёсах, поэтому замену тормозной смеси в автомашине крайне желательно проводить в гараже, оборудованным автоподъёмником или смотровой ямой — это значительно облегчит и ускорит выполнение требуемых работ.
Если подобного технического помещения нет, то сгодится и подъёмная эстакада, обеспечивающая лёгкий доступ к днищу машины.
Иначе все процедуры придётся проводить с помощью домкрата, снимая, чтобы облегчить доступ к тормозам, все четыре колеса по очереди.
Колёса должны быть сняты
Не будет лишним заблаговременно подготовиться теоретически, изучив мануал по обслуживанию своего автомобиля — потребуется уточнить, какая схема гидравлического контура применена в вашей «ласточке», диагональная или параллельная. От этого будет выстраиваться последовательность замены тормозной жидкости.
Также будет неплохо подыскать помощника из своего окружения, так как одному будет затруднительно проводить весь объём намеченных работ и при этом поддерживать минимально приемлемый уровень тормозной жидкости в бачке.
Основной этап замены тормозной жидкости
Выполняя дальнейшие работы с тормозной жидкостью, постоянно помните о том, что этот расходный материал весьма токсичен и попадание его на лакокрасочное покрытие автомобиля или на кожу рук нежелательно. Подняв капот, найдите, где расположен бачок тормозной жидкости и открутите крышку на этой ёмкости.
Здесь следует проявить внимание и постараться не накапать со встроенного в крышку датчика тормозной жидкости (поплавка). Крышку с датчиком заверните в тряпку и отложите в сторону до окончания работ.
Шприцем с тонким шлангом вместо иглы удаляем из бачка старую тормозную жидкость, чтобы не гонять её зря по тормозным магистралям, и, долив в бачок свежей тормозной жидкости, начинаем рабочий процесс.
Начинается он с тормозов колеса, которое расположено на наибольшем удалении от тормозного цилиндра. Если ваш автомобиль имеет диагональную схему контуров (для праворульных авто), то последовательность работы с колёсами будет выглядеть следующим образом:
- правое заднее;
- левое переднее;
- левое заднее;
- правое переднее.
Если в автомашине используется параллельная схема контуров (для леворульных машин), то последовательность такая:
- правое заднее;
- левое заднее;
- правое переднее;
- левое переднее.
Сажаете помощника за руль, поближе к педали тормоза, а сами лезете под днище. Находите там, предварительно очистив от пыли и грязи, тормозной механизм нужного колеса, а, сняв защитный резиновый колпачок, обнаружите штуцер, на который необходимо надеть силиконовый шланг, через который будет сливаться в прозрачную ёмкость отработанный продукт.
После этого надо дать команду своему помощнику, чтобы он начал интенсивно нажимать на педаль тормоза, три-четыре раза, после чего упереть её в «пол» до следующей команды. Эти действия производятся для того, чтобы создать в тормозном контуре избыточное давление.
После этого необходимо на пол-оборота открутить гаечным ключом клапан на штуцере — в заготовленную ёмкость начнёт выдавливаться старая жидкость. Должно набраться около 200–250 грамм отработанного продукта. Как только напор ослабнет, закрутите клапан обратно и дайте команду помощнику отпустить педаль тормоза.
После этого бегом к капоту и долейте в бачок ещё тормозной жидкости, так как её уровень к этому моменту уже уменьшится. Все эти действия надо циклически повторять до тех пор, пока по шлангу в банку не потечёт новая, более светлая по цвету, тормозная жидкость.
Все эти процедуры необходимо повторить на всех четырёх колёсах.
Окончательный этап — проверка
После окончания «отработки» всех четырёх колёс необходимо провести проверку их эффективности — машина при торможении на скорости около 40 километров в час должна сохранять курсовую устойчивость и плавно замедлять ход.
Если же это происходит неравномерно и рывками, то, значит, во время замены жидкости в тормозную систему попал воздух. Следовательно, для устранения этого необходима прокачка тормозов. Осуществить это можно аналогично операциям основного этапа, но клапан надо отпускать уже на три четверти оборота.
Ваш партнёр по этому делу, после пяти нажатий на педаль тормоза, должен удерживать её до тех пор, пока вновь выпускаемая часть жидкости не позволит педали коснуться пола. Остаётся только закрутить клапан до упора и дать команду товарищу отпустить тормоз.
Проверить уровень тормозной жидкости в бачке — возможно, придётся опять немного добавить новую порцию. После прокачки тормоза должны стать чуть «прозрачнее» и более информативными.
Заключение
Тормозные жидкости требуется подбирать в строгом соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей. Обязательно выдерживать периодичность сроков замены жидкостей.
Если вы приобрели уже подержанный автомобиль, то тормозную жидкость требуется сразу заменить, так как неизвестно, когда её в последний раз менял, и менял ли в принципе, старый хозяин.
Настойчиво рекомендуется использование прокачки тормозной системы при очередной замене жидкости.
Бывшую в употреблении тормозную жидкость или ту, которая длительное время пребывала в открытом состоянии, уже нельзя использовать ещё раз, скорее всего, она уже насытилась влагой.
Не забывайте периодически проверять в бачке тормозной жидкости уровень и цветовую гамму тормозной смеси.