Энциклопедия УАЗоидов, ч.6

Продолжение цикла статей о необычных микроавтобусах и фургонах на шасси ульяновских “головастиков”, выпускавшихся в нашей стране в 1980…1990-е годы.

Частыми гостями на селе были «технички» МПР-4844 – передвижные диагностические лаборатории для определения технического состояния машин и оборудования животноводческих ферм, а также для проведения техобслуживания сельхозтехники прямо на местах эксплуатации. На выпуске таких машин с 1973 года специализировался Бийский машиностроительный завод. Внутреннее оборудование мастерской было разработано институтом ГОСНИТИ, а монтировать их сперва предполагалось в кузова стандартных цельнометаллических фургонов УАЗ-452. Однако в связи с дефицитом оригинальных ульяновских фургонов закрытые кузова Бийскому машзаводу тоже пришлось осваивать самостоятельно, взяв за основу документацию на алма-атинские фургоны бытового обслуживания населения.

Передвижная диагностическая лаборатория МПР-4844 (фото Константина Лосевского)
Передвижная диагностическая лаборатория МПР-4844 (фото Константина Лосевского)

В начале 1990-х годов, после развала всей системы «Сельхозтехники», спрос на диагностические лаборатории исчез, поэтому в Бийске на базе МПР-4844 создали специальный грузопассажирский автомобиль АС-Б1, представлявший собой аналогичный, только застекленный кузов на шасси УАЗ-3303. Причем конструкция кузова постоянно менялась, и год от года АС-Б1 всё более напоминал обычный УАЗ-2206, пока в 1995 году не стал… его точной копией. Поздние выпуски АС-Б1 оказались так похожи на ульяновские микроавтобусы, что различить их можно было разве что по заднему бамперу и крыше, которая у бийских машин была гладкая и не имела характерных «буханочных» полосок. Но вот принцип изготовления этих машин разительно отличался от уазовского, ведь эти микроавтобусы создавались на основе шасси УАЗ-3303 и имели трубчатый каркас кузова.

АС-Б1 ранних выпусков по кузову имели много общего с МПР-4844 (фото Павла Мельникова)
АС-Б1 ранних выпусков по кузову имели много общего с МПР-4844 (фото Павла Мельникова)
Более поздние АС-Б1 получили кузов с характерными квадратными подштамповками (фото Дениса Дементьева)
Более поздние АС-Б1 получили кузов с характерными квадратными подштамповками (фото Дениса Дементьева)
АС-Б1 последних выпусков – практически копия ульяновской «буханки». Однако конструкция кузова здесь принципиально иная, с трубчатым каркасом (заводское фото)
АС-Б1 последних выпусков – практически копия ульяновской «буханки». Однако конструкция кузова здесь принципиально иная, с трубчатым каркасом (заводское фото)

На базе грузопассажирского фургона АС-Б1 в 1994 году был разработан и комбинированный спецавтомобиль АС-Б2, представлявший собой бортовой УАЗ с двойной кабиной. Обе модификации расходились в те годы даже лучше, чем свежие горячие пирожки с капустой на рынке )) Имея налаженные связи в Ульяновске, Бийский машзавод покупал шасси вне общей очереди и выпускал на их базе по 120-150 грузопассажирских машин в месяц! В связи с таким размахом предприятие открыло 3 торговых филиала в других регионах: в Улан-Удэ, Владивостоке и Хабаровске. Некоторые из выпущенных на БМЗ автомобилей ездят там и сегодня, но мало кто догадывается, что это именно бийские УАЗоиды. В 1996 году на АС-Б1 и АС-Б2 были получены одобрения типа транспортного средства: согласно отраслевой нормали, этим машинам присвоили индексы «2937» и «2937-01». Тем не менее, в 1998 году ТОО ПКФ «Бийский машиностроительный завод», не справившись с экономическими неурядицами, было признано несостоятельным.

Благодаря применению задней двери кабины от ульяновской «буханки» внешне бийский АС-Б2 оказался практически не отличимым от аналогичного грузовичка УАЗ-39091 самого Ульяновского автозавода! (заводское фото)
Благодаря применению задней двери кабины от ульяновской «буханки» внешне бийский АС-Б2 оказался практически не отличимым от аналогичного грузовичка УАЗ-39091 самого Ульяновского автозавода! (заводское фото)

Позже документация на МПР-4844 была передана Махачкалинскому ремонтному заводу, также развернувшему их выпуск для объединения «Россельхозтехника». В аналогичных кузовах в Махачкале освоили еще и изготовление пусконаладочных лабораторий ЛПН-1Д для проверки электрооборудования, средств автоматизации и приборов на сельхозобъектах. К концу 1980-х ЦПКТБ «Росагропромремтехпроект» при Госагропроме РСФСР разработал для Махачкалинского ремзавода документацию на микроавтобус ТС-17117 «Каспиец» для перевозки сельских рабочих бригад.

Опытный образец ТС-17117 «Каспиец»
Опытный образец ТС-17117 «Каспиец»

Первый опытный образец ТС-17117 в Дагестане собрали в 1989 году, а первую установочную партию собрали в 1991-м. В отличие от МПР-4844 и ЛПН-1Д, у «Каспийца» кузов был полностью остекленным, а конструктивно он был однотипен кузову еще одного УАЗоида сельхозназначения, который массово выпускали в Эстонии для нужд сельских механизированных бригад и колхозных машинотракторных станций по всему СССР. Назывались те машины КИ-13905М-ГОСНИТИ.

«Техничке» КИ-13905М полагался глухой (неостекленный) кузов-фургон, а передвижной лаборатории ПЛ с системой СМЭ-102 – частично остекленный
«Техничке» КИ-13905М полагался глухой (неостекленный) кузов-фургон, а передвижной лаборатории ПЛ с системой СМЭ-102 – частично остекленный

Фургон КИ-13905М представлял собой передвижную установку для проведения диагностики и устранения неисправностей тракторов и комбайнов. Если быть совсем точным, то индекс КИ-13905М изначально относился к самому комплекту диагностического оборудования, которым оснащалась машина. А в качестве базового автомобиля по проекту – как и в случае с МПР-4844 – должен был использоваться стандартный фургон УАЗ-452: именно в таком виде машина КИ-13905М демонстрировалась на специализированных выставках. Что интересно, у КИ-13905М сугубо эстонские корни: разработчиком диагностического оборудования выступал Тартуский филиал ЦОКТБ ГОСНИТИ, изготовителем оборудования и его монтажом в кузова-фургоны занимался Тартуский опытный ремонтный завод. Ну а сами кузова-фургоны под эти «технички» освоило Нуйаское межрайонное производственное объединение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (МПО ПТОСХ) Госкомсельхозтехники ЭССР. В различное время (с конца 1960-х) на базе этих автофургонов в Нуйе выпускались и пассажирские модификации. Фактически они представляли собой обычные микроавтобусы с местами для пассажиров в количестве до 10 человек.

Пассажирский микроавтобус с оригинальным нуйаским кузовом на шасси УАЗ-452Д
Пассажирский микроавтобус с оригинальным нуйаским кузовом на шасси УАЗ-452Д

В отличие от фургонов, они комплектовались полностью остекленным кузовом и обычно не имели задней двухстворчатой двери. Производство микроавтобусов на шасси УАЗ-452Д не носило массового характера: такие машины чаще изготавливали по заказам сельхозорганизаций. На основе частично остекленных кузовов-фургонов из Нуйи еще выпускалась и передвижная лаборатория с комплектом оборудования информационно-измерительной системы энергооценки сельхозмашин СМЭ-102. А к началу 1990-х в Нуйе освоили принципиально новый тип фургона для перевозки ремонтного и диагностического оборудования с отдельными частично остекленными кузовами на шасси УАЗ-3303. Правда, растиражировать их в сколько-нибудь заметном количестве до развала СССР не успели.

Фургон-«техничка» эстонского производства с отдельным грузовым модулем (единственное окно – в передней части левой боковины кузова) на шасси УАЗ-3303-01. Фото из архива Александра Говорухи
Фургон-«техничка» эстонского производства с отдельным грузовым модулем (единственное окно – в передней части левой боковины кузова) на шасси УАЗ-3303-01. Фото из архива Александра Говорухи

А еще в мастерских МПО ПТОСХ в Нуйе с 1970-х годов строили оригинальные грузопассажирские кузова для шасси ГАЗ-69 и УАЗ-469!

Цельнометаллический грузопассажирский кузов, выпускавшийся в Нуйе с использованием деталей кабины ГАЗ-53 для шасси ГАЗ-69… (фото Л.Зиновьева)
Цельнометаллический грузопассажирский кузов, выпускавшийся в Нуйе с использованием деталей кабины ГАЗ-53 для шасси ГАЗ-69… (фото Л.Зиновьева)
… и УАЗ-469Б (фото М. Леесмента)
… и УАЗ-469Б (фото М. Леесмента)

В первой половине 1990-х в качестве производителя уазоидов решил себя попробовать Комбинат автомобильных фургонов из Шумерли. Здесь освоили изготовление остекленных кузовов панельной бескаркасной конструкции для шасси УАЗ-3303. Эти кузова, имеющие 5 посадочных мест, систему автономного отопления, тумбочку под аппаратуру и стол, могли использоваться как база при создании лабораторий и ремонтных мастерских. Шумерлинская вахтовка такого типа получила название ФП3.3303У, а модификация для ГАИ (передвижной пост) – ФП3.3303ГУ.

ФП3.3303У (заводское фото)
ФП3.3303У (заводское фото)

Автофургоны с высокими частично стекленными кузовами, похожими по пропорциям на шумерлинские, выпускал Павловский авторемонтный завод. Они назывались У-9110 и представляли собой передвижную ремонтно-диагностическую мастерскую с салоном на 4 человека и грузовым отсеком под размещение инструмента. Кстати, разработкой У-9110 занимался Минский филиал ЦОКТБ ГОСНИТИ.

У-9110 (фото Дениса Дементьева)
У-9110 (фото Дениса Дементьева)
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector