Шумоизоляция – трудоемкий и небыстрый процесс, требующий к тому же немалых вложений. Но игра стоит свеч: намного приятнее ездить в акустическом комфорте и наслаждаться ощущением тишины в салоне. Источников шума в любом автомобиле хватает. Они делятся на две группы, о которых мы подробно и расскажем.
Первичные источники шума в машине
Самый главный из первичных источников – это шум и вибрация от работающего мотора. Все его скрипы, шорохи, дребезжания и вибронагрузка передаются на раму и кузов по креплениям двигателя. Шумят при работе трансмиссия, система выпуска выхлопных газов, а также шины и воздушные потоки, которые обтекают машину при её движении (это ближе к аэродинамике).
Шум и вибрация от двигателя, трансмиссии и системы выпуска газов передаются, прежде всего, на днище машины, а также на все без исключения панели кузова, заставляя их резонировать и издавать структурный шум. Причем записи с микрофонов, установленных в багажнике и в задних арках, показывают, что двигатель там слышно еще отчетливее, чем на передних сиденьях – из-за многократного отражения звука под машиной.
Звуки от элементов выхлопной системы приводят к постоянному дополнительному раздражению пола автомобиля, что вносит ощутимый вклад в совокупный уровень шума в салоне.
На следующем месте по интенсивности – шум авторезины. Главным образом, от передних колесных арок. Он находится в прямой зависимости от скорости движения автомобиля. На едущей быстро машине колеса шумят сильнее. К гулу шин присоединяются посторонние звуки от подвески автомобиля.
Шум воздушных потоков проникает в салон машины через проемы ее дверей, специальные технологические отверстия и остекление.
Вторичные причины шума в автомобиле
К ним относятся:
- металлопанели кузова автомобиля: его пол, крыша, крылья, двери, колесные арки;
- пластиковые детали в салоне: приборная панель, накладки дверей, накладки стоек, кожух под рукоятку коробки передач;
- мелкие металлические детали: замки, стеклоподъемники и т.п.
Вторичные источники шума проявляют себя, как правило, на уже не новом автомобиле. Это актуально, когда элементы пластиковой обшивки салона расшатались в процессе эксплуатации от вибронагрузки, стали плохо скрепленными и начали резонировать.
Чтобы ликвидировать лишние звуки и улучшить акустический комфорт салона, применяются специальные материалы, подавляющие шумы и вибрацию.
Для монтажа данных материалов требуется произвести полную или частичную разборку салона машины, демонтировать всю электрику в тех местах, где будет размещаться шумоизоляция.
Вывод
Самые проблемные с точки зрения возникновения шумов места, которые требуют усиленной шумоизоляции, это пол, колесные арки, двери, перегородки моторного и багажного отсеков автомобиля.
Особое внимание нужно уделить приборной панели и пластиковым деталям отделки салона. Для ликвидации посторонних звуков и «сверчков» эти детали требуется дополнительно подтянуть и проклеить. Зафиксированные в четком положении, как в новом автомобиле, они перестают резонировать и издавать при движении машины раздражающие звуки.