В Китае нельзя ездить с международными правами или тем более с просто российскими. Надо получать китайские. Но формально, если вы сядете за руль вообще без прав или с российскими правами, вероятность, что вас остановят просто так для проверки документов стремиться к нулю.
За порядком на дорогах следят камеры, а инспекторы дорожной полиции выезжают только на ДТП. Тем не менее, я расскажу об особенностях получения прав.
Как и везде надо сдавать теорию, площадку и город. Но в Китае есть ещё отдельный теоретический экзамен с картинками дорожных ситуаций. Это так называемая расширенная теория. Все этапы экзамена оценивает компьютер, человеку сдаешь только город. На каждом этапе нужно набрать минимум 90 баллов из 100. Обучение в автошколе займет примерно 3 месяца и обойдется в сумму от 600 до 1200 долларов.
При сдаче теории, например, камеры следят за твоими глазами и руками, а запись сохраняется. То есть списать с помощью телефона или микронаушника не получится.
На площадке везде стоят камеры и датчики, которые контролируют допустимые отклонения.
Теоретический экзамен — это по сути примерно тот же набор вопросов, что и у нас, только у них вообще нет трамваев и вопросов по оказанию первой помощи. А ещё очень много бесполезных вопросов, которые надо тупо зубрить. Или, например, есть вопросы, которые требуют тупого ответа «да» или «нет». Вот пример, надо ответить да или нет:
«Если водитель автомототранспортного средства совершил крупное дорожно-транспортное происшествие с нарушением правил дорожного движения, повлекшее гибель человека в результате его побега, то ему грозит тюремное заключение сроком от 3 до 7 лет».
Правильный ответ «Нет», но никого не интересует, какое реальное наказание грозит водителю. И вы уже заметили не совсем нормальный перевод? Об этом ниже.
В принципе к теоретическому экзамену типичный китаец может подготовиться самостоятельно дома за 3-4 дня, но иностранцам будет сложнее.
Чтобы россиянину получить китайские права, надо прийти в местное МРЭО, сказать, что ты из России, что у тебя есть национальные права и подать ещё несколько документов с нотариальным переводом на китайский (типа визы или вида на жительство, паспорт и так далее).
Так как национальные права уже есть, площадка и вождение зачитываются автоматически, для получения китайского водительского удостоверения остается сдать только теорию.
Казалось бы, нет проблем. Вот только сдавать придется либо на китайском или английском (если ты в небольшом городке), либо на русском или каком-то другом языке из списка (если в крупном городе). При этом с переводом китайцы вообще не заморачиваются. Просто загоняют всё в Гугл Переводчик и всё. От этого некоторые вопросы даже понять невозможно. Вот несколько примеров.
И не надо думать, что на английский переведено менее коряво. В общем, единственный способ сдать тест — тупо вызубрить, не вдаваясь в подробности.
По поводу покупки прав… кто-то говорит, что в южных регионах Китая иностранец может купить китайские права за 1500 долларов, но зная суровость китайских законов о коррупции, я бы не стал пробовать.
Что касается подарков инспектору перед сдачей — это бывает, но от того, подарил ты подарок или нет, результат сдачи не зависит — это раз. Подарки обычно недорогие (блок сигарет или небольшая сумма денег) — это два. Сейчас так уже почти не делают — это три.