Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

    В России повысят госпошлины для автомобилистов

    В России может сократиться количество таксопарков

    Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

    Какие изменения ждут автовладельцев с 1 июля 2025 года?

    Итоги 26-й недели на авторынке России: все – «в плюсе»

    GAC GS8 Dragon появится на российском рынке в июле

    Стало известно о замедлении спроса на новые мотоциклы

    Кроссовер Exlantix ET представлен в новой версии — для путешествий

  • Авто

    Авто из Германии в Москву: правила и тонкости оформления

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Автомобиль TANK 300: описание

    Автомобиль TANK 300: описание

    Обзор автомобиля JETOUR T2

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

  • Ремонт
    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Ремонт телевизоров Sony: частые поломки и профессиональное восстановление

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    CDP: платформа для бизнеса

    CDP: платформа для бизнеса

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

  • Масла
    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масла Shell: разновидности и назначение

    Масла Shell: разновидности и назначение

  • Спецтехника
    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Какая спецтехника востребована больше всего

    Какая спецтехника востребована больше всего

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

02.06.2020
в Авто
0 0
Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Друзья, продолжаем наш краткий экскурс по автомобильным предприятиям республик СССР. Сегодня на очереди – последняя из кавказских республик, Грузинская ССР. И, надо сказать, что по автомобильной части она была более развитой, нежели соседние Армянская и Азербайджанская республики. Но, обо всем по порядку…

Если флагманом армянского автомобилестроения был ЕрАЗ, то в Грузии эту роль успешно исполнял КАЗ – Кутаисский автомобильный завод. Его основали в победном мае 1945-го на территории авиасборочного завода и оснастили производственным оборудованием, которое уцелело после бомбардировок на заводе Opel в Бранденбурге – его вывезли из Германии в счет репараций. Сначала, в 1948-м, в Кутаиси освоили изготовление бензиновых двигателей ЗИС-120, а с августа 1951 года здесь начали строить бортовые грузовики ЗИС-150 – практически точные копии машин, выпускавшихся на МосЗИСе в Москве.

Сборка грузовиков ЗИС-150 на конвейере КАЗа. От московского прототипа кутаисские грузовики отличались надписями на боковинках капота

Но уже в 1952-м завод переключился на выпуск самосвалов серии КАЗ-585, которые уже имели конструктивные отличия от московских прототипов: другой кузов, доработанное шасси. В 1956-1958 гг. в Кутаиси последовательно освоили изготовление самосвальных полуприцепов для перевозки хлопка и седельных тягачей для их буксировки, цементовозов, а также самосвалов собственной конструкции, у которых кузов выгружался уже не назад, как у московского прототипа, а на боковые стороны.

Cедельный тягач КАЗ-120Т3 и полуприцеп КАЗ-716 для перевозки хлопка
Cедельный тягач КАЗ-120Т3 и полуприцеп КАЗ-716 для перевозки хлопка
Самосвал КАЗ-600 с боковой разгрузкой

Но внешне для большинства обывателей все эти машины все равно оставались обычными зисами и зилами – кто там разбирался в таких тонкостях, как форма кузова и направление разгрузки… Совсем другое дело – совершенно новое семейство машин бескапотной компоновки, самостоятельно разработанное казовцами в 1958 году!

КАЗ-605 – первый прототип грузовика бескапотной компоновки, построенный в 1958 году
КАЗ-605 – первый прототип грузовика бескапотной компоновки, построенный в 1958 году

Опустив ненужные подробности, можно сказать, что в 1961 году Кутаисский автозавод развернул серийный выпуск седельных тягачей с бескапотными кабинами, и уже в 1965-м они вытеснили с конвейера прежние капотные грузовики.

КАЗ-606 «Колхида» – первая серийная модель бескапотного тягача из Кутаиси. Обратите внимание на кабину со спальным местом – роскошь по тем временам!
КАЗ-606 «Колхида» – первая серийная модель бескапотного тягача из Кутаиси. Обратите внимание на кабину со спальным местом – роскошь по тем временам!

За первые семь лет производства базовая модель тягача дважды подвергалась серьезной модернизации: в частности, уже в 1967-м на конвейер встала модель КАЗ-608, на которой применили современный мотор (V-8 от ЗИЛ-130 вместо прежней рядной «шестерки») и значительно обновленную кабину, которая теперь могла откидываться (прежде для ремонта к мотору можно было подлезть только через откидной капот внутри кабины – примерно так же, как у «уазиков»).

КАЗ-608 – модернизированная «Колхида» образца 1967 года
КАЗ-608 – модернизированная «Колхида» образца 1967 года

Наконец, в 1976-м на конвейер поставили последнюю генерацию седельных тягачей «Колхида» – модель КАЗ-608В. Она отличалась от предшественницы, главным образом, новой кубической кабиной и дистанционным приводом переключения передач. Эти новшества, в свою очередь, стали и главными проблемами машины: новые кабины не отличались долговечностью и имели свойство порой самопроизвольно откидываться прямо на ходу, а найти болтающимся рычагом нужную передачу с первого раза умели только настоящие сэнсэи! Да и в целом по качеству сборки «Колхиды» были ненамного лучше ЕрАЗов…

КАЗ-608В – наиболее известная, классическая модель «Колхиды». Ее полуприцеп, кстати, тоже продукция Кутаисского автозавода – модель КАЗ-717. Когда-то этих тягачей были тысячи по всему Союзу, а теперь можно и за целый год не встретить на улице ни одного…
КАЗ-608В – наиболее известная, классическая модель «Колхиды». Ее полуприцеп, кстати, тоже продукция Кутаисского автозавода – модель КАЗ-717. Когда-то этих тягачей были тысячи по всему Союзу, а теперь можно и за целый год не встретить на улице ни одного…

В 1989-м выпуск старых седельных тягачей серии КАЗ-608В остановили, чтобы высвободить мощности для развития производства совсем других «Колхид»: с 1984 года Кутаисский автозавод специализировался главным образом на выпуске сельскохозяйственных самосвалов КАЗ-4540 очень оригинальной конструкции и прицепов для них. Эту модель с безусловно стильным дизайном и приводом на все колеса разработал московский институт НАМИ. Без тени иронии – машина была передовой и инновационной для своего времени. Но ее сгубило все то же низкое качество сборки и большие проблемы с обеспеченностью запасными частями: если старую «Колхиду»-тягач можно было починить деталями от ЗИЛа, коих повсюду были сотни тысяч штук, то «Колхида»-самосвал оказалась «вещью в себе», с большим количеством оригинальных комплектующих. Поэтому колхозам частенько приходилось разбирать хотя бы один КАЗ-4540 на запчасти, чтобы иметь возможность починить другие экземпляры.

КАЗ-4540 – очень интересный полноприводный самосвал для села, который так и не успел реализовать в народном хозяйстве страны весь свой потенциал
КАЗ-4540 – очень интересный полноприводный самосвал для села, который так и не успел реализовать в народном хозяйстве страны весь свой потенциал

Пик производства самосвалов КАЗ-4540 пришелся на 1990 год, когда собрали 5,7 тысяч машин. Однако дальше Союз распался, и сбыт машин практически обвалился. В уже независимой Грузии пробовали освоить выпуск всевозможных модификаций этого семейства, однако потребности маленького государства не позволяли заводу выйти на рентабельный уровень производства, а за рубежом грузинские грузовики спроса не нашли. Возможно, отчасти и потому, что их просто не умели правильно продавать. В сложные девяностые годы завод жадно хватался за проекты по сборке самой разной техники – российских «ГАЗелей», индийских внедорожников Mahindra, украинских тракторов… Тщетно! Предприятие в конце концов обанкротилось, и его имущество и территория по частям стали уходить с молотка…

КАЗ-МТА-3301 – малотоннажный грузовичок на шасси «ГАЗели», но с кабиной собственной конструкции – хотели делать в Кутаиси в середине 1990-х. Проект не состоялся, дело ограничилось только постройкой опытного образца (рисунок Александра Димитрова)
КАЗ-МТА-3301 – малотоннажный грузовичок на шасси «ГАЗели», но с кабиной собственной конструкции – хотели делать в Кутаиси в середине 1990-х. Проект не состоялся, дело ограничилось только постройкой опытного образца (рисунок Александра Димитрова)

Но вернемся в более далекое прошлое. Одновременно с первыми «Колхидами» на Кутаисском автозаводе разработали садово-плантационный трактор «Риони», который по сегодняшней терминологии, наверное, правильнее было бы назвать мотоблоком. Его модернизированный вариант «Риони-2» выпускался с 1962 года в течение двух десятилетий.

Заметка о садовом мини-тракторе «Риони»
Заметка о садовом мини-тракторе «Риони»

В дальнейшем это мотоблочное производство получило собственное наименование Кутаисский завод малогабаритных тракторов. Вот заметка об одной из последних его машин, разработанных накануне исчезновения СССР:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

А теперь перенесемся в еще более стародавние времена. Помимо грузовиков, в Грузинской ССР на протяжении многих лет строили автобусы. На этой деятельности еще с двадцатых годов специализировались, например, мастерские общества «Закавтопромторг» в Тбилиси, изготавливавшие открытые пассажирские кузова для советских и зарубежных шасси. Вот один из таких примеров:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

А с 1950-х автобусы активно строил Тбилисский авторемонтный завод: он выпускал деревометаллические кузова, монтировавшиеся на шасси грузовиков ГАЗ-51 (как новые, так и прошедшие капитальный ремонт). Причем тбилисские автобусы централизованно поставлялись и в другие республики СССР. Вот, в частности, газетная заметочка об автобусах Тбилисского АРЗ для районов освоения целинных земель:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Выпуск открытых автобусных кузовов для обслуживания курортных районов республики также продолжался в 1950-е годы уже с использованием шасси ГАЗ-51:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Что касается производства спецтехники, то в этой сфере работал, например, Батумский механический завод: в 1950-х годах здесь освоили выпуск автоцистерн АЦВ на шасси ЗИС-150 для перевозки вина. Позднее прицепы-цистерны делало еще и тбилисское ПО «Грузсельхозремонт». А еще в Грузии с 1950-х годов работало Головное союзное конструкторское бюро по чаю, занимавшееся разработкой спецтехники и оборудования для чайной отрасли Советского Союза. В числе прочего, там были разработаны чаеуборочные машины – специальные трактора для работы на чайных плантациях. Их выпуском занимался тбилисский завод Грузсельмаш.

Чаеуборочная машина ЧУ-1,6С в работе
Чаеуборочная машина ЧУ-1,6С в работе

Но куда интереснее упомянуть даже не про завод, а про маленький кооператив «Вездеход» из города Болниси, организованный изобретателем и рационализатором Гурамом Варламовичем Квернадзе. Вот только ему я посвящу отдельный, следующий пост.

Предыдущая запись

«Не верьте тому, что пишут» — друг из Америки рассказал, сколько сейчас реально стоит бензин в США

Следующая запись

«Вы её ведёте и делаете в штаны» — Ричард Хаммонд о китайском гиперкаре Nio EP9

Новое на сайте

Новости

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025
Новости

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025
Новости

В России может сократиться количество таксопарков

30.06.2025
Новости

Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

30.06.2025

Топ недели

Дилер рассказал о перспективах обновленного внедорожника LADA Niva Travel

27.06.2025

Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

29.06.2025

Владельцы автомобилей Li Auto стали жаловаться на сбои в программном обеспечении

27.06.2025

Итоги 26-й недели на авторынке России: все – «в плюсе»

30.06.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Российский авторынок в мае выбыл из пятерки европейских лидеров

25.06.2025

Выкуп и продажа китайских автомобилей из такси: боль или выгода?

19.06.2025

ТОП месяца

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти