Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Впервые за 39 недель российский авторынок вышел «в плюс»

    В России упростили получение выплат по ОСАГО

    Названы причины успешных продаж электроседана АМБЕРАВТО А5

    Ввоз автомобилей физлицами через таможню Уссурийска в октябре вырос на 20%

    «CarXL – 2025»: смазочные материалы – рынок, тренды, перспективы

    «Москвич» до конца 2025 года поставит на конвейер новую модель

    Toyota представила новый бренд Century

    Кроссовер Haval H3 обзавелся новыми опциями

    Кроссоверы TENET попали в программы господдержки

  • Авто
    Описание модельного ряда авто Changan

    Описание модельного ряда авто Changan

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

    Коммерческие автомобили: виды и особенности

    Коммерческие автомобили: виды и особенности

    Выбор автосалона: советы экспертов

    Выбор автосалона: советы экспертов

    Haval M6: Обзор и описание автомобиля

    Haval M6: Обзор и описание автомобиля

    Описание модельного ряда EXEED

    Описание модельного ряда EXEED

    Чери Аризо 8: описание авто

    Чери Аризо 8: описание авто

    Получение прав категории А в автошколе: ваши права и возможности

    Получение прав категории А в автошколе: ваши права и возможности

  • Ремонт
    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Слесарный ремонт автомобиля: полезная информация

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Подшипники: типы, выбор и применение

    Подшипники: типы, выбор и применение

    Эффективность свечей зажигания DENSO GI3-3 в условиях российских дорог

    Эффективность свечей зажигания DENSO GI3-3 в условиях российских дорог

    Металлопрокат оптом: кому и когда может быть интересен

    Металлопрокат оптом: кому и когда может быть интересен

    Выбор ASIC майнера для криптомайнинга в 2025 году: как не прогадать с инвестициями

    Выбор ASIC майнера для криптомайнинга в 2025 году: как не прогадать с инвестициями

  • Масла
    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

  • Спецтехника
    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Варианты аренды ричтраков для краткосрочных и долгосрочных проектов

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

02.06.2020
в Авто
0 0
Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Друзья, продолжаем наш краткий экскурс по автомобильным предприятиям республик СССР. Сегодня на очереди – последняя из кавказских республик, Грузинская ССР. И, надо сказать, что по автомобильной части она была более развитой, нежели соседние Армянская и Азербайджанская республики. Но, обо всем по порядку…

Если флагманом армянского автомобилестроения был ЕрАЗ, то в Грузии эту роль успешно исполнял КАЗ – Кутаисский автомобильный завод. Его основали в победном мае 1945-го на территории авиасборочного завода и оснастили производственным оборудованием, которое уцелело после бомбардировок на заводе Opel в Бранденбурге – его вывезли из Германии в счет репараций. Сначала, в 1948-м, в Кутаиси освоили изготовление бензиновых двигателей ЗИС-120, а с августа 1951 года здесь начали строить бортовые грузовики ЗИС-150 – практически точные копии машин, выпускавшихся на МосЗИСе в Москве.

Сборка грузовиков ЗИС-150 на конвейере КАЗа. От московского прототипа кутаисские грузовики отличались надписями на боковинках капота

Но уже в 1952-м завод переключился на выпуск самосвалов серии КАЗ-585, которые уже имели конструктивные отличия от московских прототипов: другой кузов, доработанное шасси. В 1956-1958 гг. в Кутаиси последовательно освоили изготовление самосвальных полуприцепов для перевозки хлопка и седельных тягачей для их буксировки, цементовозов, а также самосвалов собственной конструкции, у которых кузов выгружался уже не назад, как у московского прототипа, а на боковые стороны.

Cедельный тягач КАЗ-120Т3 и полуприцеп КАЗ-716 для перевозки хлопка
Cедельный тягач КАЗ-120Т3 и полуприцеп КАЗ-716 для перевозки хлопка
Самосвал КАЗ-600 с боковой разгрузкой

Но внешне для большинства обывателей все эти машины все равно оставались обычными зисами и зилами – кто там разбирался в таких тонкостях, как форма кузова и направление разгрузки… Совсем другое дело – совершенно новое семейство машин бескапотной компоновки, самостоятельно разработанное казовцами в 1958 году!

КАЗ-605 – первый прототип грузовика бескапотной компоновки, построенный в 1958 году
КАЗ-605 – первый прототип грузовика бескапотной компоновки, построенный в 1958 году

Опустив ненужные подробности, можно сказать, что в 1961 году Кутаисский автозавод развернул серийный выпуск седельных тягачей с бескапотными кабинами, и уже в 1965-м они вытеснили с конвейера прежние капотные грузовики.

КАЗ-606 «Колхида» – первая серийная модель бескапотного тягача из Кутаиси. Обратите внимание на кабину со спальным местом – роскошь по тем временам!
КАЗ-606 «Колхида» – первая серийная модель бескапотного тягача из Кутаиси. Обратите внимание на кабину со спальным местом – роскошь по тем временам!

За первые семь лет производства базовая модель тягача дважды подвергалась серьезной модернизации: в частности, уже в 1967-м на конвейер встала модель КАЗ-608, на которой применили современный мотор (V-8 от ЗИЛ-130 вместо прежней рядной «шестерки») и значительно обновленную кабину, которая теперь могла откидываться (прежде для ремонта к мотору можно было подлезть только через откидной капот внутри кабины – примерно так же, как у «уазиков»).

КАЗ-608 – модернизированная «Колхида» образца 1967 года
КАЗ-608 – модернизированная «Колхида» образца 1967 года

Наконец, в 1976-м на конвейер поставили последнюю генерацию седельных тягачей «Колхида» – модель КАЗ-608В. Она отличалась от предшественницы, главным образом, новой кубической кабиной и дистанционным приводом переключения передач. Эти новшества, в свою очередь, стали и главными проблемами машины: новые кабины не отличались долговечностью и имели свойство порой самопроизвольно откидываться прямо на ходу, а найти болтающимся рычагом нужную передачу с первого раза умели только настоящие сэнсэи! Да и в целом по качеству сборки «Колхиды» были ненамного лучше ЕрАЗов…

КАЗ-608В – наиболее известная, классическая модель «Колхиды». Ее полуприцеп, кстати, тоже продукция Кутаисского автозавода – модель КАЗ-717. Когда-то этих тягачей были тысячи по всему Союзу, а теперь можно и за целый год не встретить на улице ни одного…
КАЗ-608В – наиболее известная, классическая модель «Колхиды». Ее полуприцеп, кстати, тоже продукция Кутаисского автозавода – модель КАЗ-717. Когда-то этих тягачей были тысячи по всему Союзу, а теперь можно и за целый год не встретить на улице ни одного…

В 1989-м выпуск старых седельных тягачей серии КАЗ-608В остановили, чтобы высвободить мощности для развития производства совсем других «Колхид»: с 1984 года Кутаисский автозавод специализировался главным образом на выпуске сельскохозяйственных самосвалов КАЗ-4540 очень оригинальной конструкции и прицепов для них. Эту модель с безусловно стильным дизайном и приводом на все колеса разработал московский институт НАМИ. Без тени иронии – машина была передовой и инновационной для своего времени. Но ее сгубило все то же низкое качество сборки и большие проблемы с обеспеченностью запасными частями: если старую «Колхиду»-тягач можно было починить деталями от ЗИЛа, коих повсюду были сотни тысяч штук, то «Колхида»-самосвал оказалась «вещью в себе», с большим количеством оригинальных комплектующих. Поэтому колхозам частенько приходилось разбирать хотя бы один КАЗ-4540 на запчасти, чтобы иметь возможность починить другие экземпляры.

КАЗ-4540 – очень интересный полноприводный самосвал для села, который так и не успел реализовать в народном хозяйстве страны весь свой потенциал
КАЗ-4540 – очень интересный полноприводный самосвал для села, который так и не успел реализовать в народном хозяйстве страны весь свой потенциал

Пик производства самосвалов КАЗ-4540 пришелся на 1990 год, когда собрали 5,7 тысяч машин. Однако дальше Союз распался, и сбыт машин практически обвалился. В уже независимой Грузии пробовали освоить выпуск всевозможных модификаций этого семейства, однако потребности маленького государства не позволяли заводу выйти на рентабельный уровень производства, а за рубежом грузинские грузовики спроса не нашли. Возможно, отчасти и потому, что их просто не умели правильно продавать. В сложные девяностые годы завод жадно хватался за проекты по сборке самой разной техники – российских «ГАЗелей», индийских внедорожников Mahindra, украинских тракторов… Тщетно! Предприятие в конце концов обанкротилось, и его имущество и территория по частям стали уходить с молотка…

КАЗ-МТА-3301 – малотоннажный грузовичок на шасси «ГАЗели», но с кабиной собственной конструкции – хотели делать в Кутаиси в середине 1990-х. Проект не состоялся, дело ограничилось только постройкой опытного образца (рисунок Александра Димитрова)
КАЗ-МТА-3301 – малотоннажный грузовичок на шасси «ГАЗели», но с кабиной собственной конструкции – хотели делать в Кутаиси в середине 1990-х. Проект не состоялся, дело ограничилось только постройкой опытного образца (рисунок Александра Димитрова)

Но вернемся в более далекое прошлое. Одновременно с первыми «Колхидами» на Кутаисском автозаводе разработали садово-плантационный трактор «Риони», который по сегодняшней терминологии, наверное, правильнее было бы назвать мотоблоком. Его модернизированный вариант «Риони-2» выпускался с 1962 года в течение двух десятилетий.

Заметка о садовом мини-тракторе «Риони»
Заметка о садовом мини-тракторе «Риони»

В дальнейшем это мотоблочное производство получило собственное наименование Кутаисский завод малогабаритных тракторов. Вот заметка об одной из последних его машин, разработанных накануне исчезновения СССР:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

А теперь перенесемся в еще более стародавние времена. Помимо грузовиков, в Грузинской ССР на протяжении многих лет строили автобусы. На этой деятельности еще с двадцатых годов специализировались, например, мастерские общества «Закавтопромторг» в Тбилиси, изготавливавшие открытые пассажирские кузова для советских и зарубежных шасси. Вот один из таких примеров:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

А с 1950-х автобусы активно строил Тбилисский авторемонтный завод: он выпускал деревометаллические кузова, монтировавшиеся на шасси грузовиков ГАЗ-51 (как новые, так и прошедшие капитальный ремонт). Причем тбилисские автобусы централизованно поставлялись и в другие республики СССР. Вот, в частности, газетная заметочка об автобусах Тбилисского АРЗ для районов освоения целинных земель:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Выпуск открытых автобусных кузовов для обслуживания курортных районов республики также продолжался в 1950-е годы уже с использованием шасси ГАЗ-51:

Какие автомобили делали в советских республиках? Грузинская ССР

Что касается производства спецтехники, то в этой сфере работал, например, Батумский механический завод: в 1950-х годах здесь освоили выпуск автоцистерн АЦВ на шасси ЗИС-150 для перевозки вина. Позднее прицепы-цистерны делало еще и тбилисское ПО «Грузсельхозремонт». А еще в Грузии с 1950-х годов работало Головное союзное конструкторское бюро по чаю, занимавшееся разработкой спецтехники и оборудования для чайной отрасли Советского Союза. В числе прочего, там были разработаны чаеуборочные машины – специальные трактора для работы на чайных плантациях. Их выпуском занимался тбилисский завод Грузсельмаш.

Чаеуборочная машина ЧУ-1,6С в работе
Чаеуборочная машина ЧУ-1,6С в работе

Но куда интереснее упомянуть даже не про завод, а про маленький кооператив «Вездеход» из города Болниси, организованный изобретателем и рационализатором Гурамом Варламовичем Квернадзе. Вот только ему я посвящу отдельный, следующий пост.

Предыдущая запись

«Не верьте тому, что пишут» — друг из Америки рассказал, сколько сейчас реально стоит бензин в США

Следующая запись

«Вы её ведёте и делаете в штаны» — Ричард Хаммонд о китайском гиперкаре Nio EP9

Новое на сайте

Новости

Впервые за 39 недель российский авторынок вышел «в плюс»

20.10.2025
Новости

В России упростили получение выплат по ОСАГО

20.10.2025
Новости

Названы причины успешных продаж электроседана АМБЕРАВТО А5

20.10.2025
Новости

Ввоз автомобилей физлицами через таможню Уссурийска в октябре вырос на 20%

18.10.2025

Топ недели

Дилеры объяснили рекордные продажи автомобилей Solaris

16.10.2025

«CarXL – 2025»: смазочные материалы – рынок, тренды, перспективы

18.10.2025

12 марок поменяли цены на автомобили в первой половине октября

16.10.2025

Импорт автомобилей физлицами через таможню Владивостока вырос на 24%

15.10.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Гибридный внедорожник TANK 500 Hi-Charge нашел первых покупателей в России

25.09.2025

Производство внедорожника TANK 300 может быть налажено в России

14.10.2025

ТОП месяца

Впервые за 39 недель российский авторынок вышел «в плюс»

20.10.2025

В России упростили получение выплат по ОСАГО

20.10.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти