В 2024 году путем разрешенного параллельного импорта физлица ввезли в Россию 150 тысяч новых автомобилей и около 400 тысяч – подержанных. Судя по цифрам последних трех месяцев 2025 года, импорт автомобилей с пробегом демонстрирует рост – несмотря на пошлины и возросшие платежи по утильсбору. Он продолжает вызывать к себе интерес и потенциальных клиентов, и представителей дилерского сообщества. Своими кейсами по работе с «привозными»» автомобилями в ходе форума автобизнеса «Used Cars Forum – 2025» поделились Константин Валиховский (ТКБ-Банк), Ирина Франк и Георгий Премильский (Франк Авто).
Валиховский напомнил, что параллельный импорт, который получил развитие в 2022 году, сейчас эволюционирует и переформатируется. Здесь появляются новые инструменты и игроки, которые делают процессы оформления и поставок более цивилизованными, а в них более активное участие принимают банки. Пример – ТКБ-Банк, которому в этой работе пригодился внедренный еще 8 лет назад формат безопасной сделки – открытие номинального счета клиенту в соответствии с целевым назначением. Банк, финансируя покупку такого автомобиля, используя бесшовные процессы онлайн-оплаты, берет на себя проведение расчетов (принимает платеж за автомобиль от физлица, проводит платеж поставщику за рубеж и оплату таможенных платежей в ФТС).
Из наблюдений эксперта: клиенты, готовые потратить на машину более 10 млн рублей, больше склонны покупать автомобили, которые есть в наличии в дилерских центрах. А вот клиенты с меньшими суммами (от 2 – 3 млн рублей) видят в импорте машины заметную финансовую выгоду. Разница в цене даже от 600 тысяч до 1,5 млн между «привозным» автомобилем и предложенным на рынке позволяет полагать, что этот бизнес будет жить и дальше. Валиховский прогнозирует, что в 2025 году объем импорта автомобилей с пробегом может даже немного превысить показатель 2024 года.
Ирина Франк и Георгий Премильский (Франк Авто) считают, что на данный момент есть смысл возить в страну не самые старые и не самые дешевые автомобили, иначе логистика съест все выгоды от сделки. Машину за 1,5 – 2 млн рублей будет выгоднее найти в России. Георгий порекомендовал физлицам, обращать внимание на импорт автомобилей стоимостью от 2,5 млн рублей, в возрасте от 3 до 5 лет (с даты производства до даты таможенной очистки), с двигателем до 3 литров. Если свыше 3 литров, то будет автоматическое удорожание сделки на 3 296 800 рублей. Хорошо продаются и покупаются сейчас в нижней границе цен такие автомобили, как Toyota Corolla, Кia К3, Kia К5, в верхней границе – BMW X5, Audi A6, Porsche Cayenne и др.
Ирина Франк в текущей ситуации на рынке считают этот бизнес (импорт автомобилей под заказ конкретного клиента) менее рискованным для автодилеров, чем торговля новыми автомобилями или поиски относительно «свежих» машин на российском рынке: импортируемые автомобили не стоят на складе и автосалон не рискует тем, что их никто не купит. Здесь важно грамотно составлять договор с клиентом и четко выстраивать с ним дальнейшие взаимоотношения, после ввоза автомобиля ненавязчиво предложив гарантийное и постгарантийное обслуживание, установку дополнительного оборудования и пр. В сделке главное – взять на себя роль агента (который отвечает за подбор, диагностику машины, организацию оплаты, заключение договора, организацию доставки и таможенного оформления) и предусмотреть возможные риски (когда автомобиль не соответствует описанию, поврежден в процессе перевозки и пр.). Интересы всех сторон должны быть соблюдены. За товар отвечает продавец, а за сохранность автомобиля при доставке – перевозчики.
Фото: АВТОСТАТ