Друзья, как мы и обещали, сегодня – экскурс в историю автобусов исчезнувшей марки МАРЗ. Делали их в городе Мичуринске Тамбовской области, на предприятии, которое сперва именовалось Мичуринским авторемзаводом (МАРЗ), потом Мичуринским заводом по производству автобусов (МЗПА), а в последние годы работы было известно как ЗАО «Мичуринский автобус». Запасайтесь попкорном – история длинная, в один пост даже и не влезет. Начну издалека, а заодно покажу старые архивные фото, часть из которых еще вообще никогда не публиковались. Итак, основан завод был еще в 1946 году как предприятие по капитальному ремонту «трехтонок» ЗИС-5. В свое время считался долгостроем: заработал он только в 1951-м. Спустя три года на заводе появился участок по изготовлению прицепов-роспусков, выпуск которых продолжался потом до 1975 года (их общий тираж составил 31411 штук).
На автобусную же стезю МАРЗ встал в 1956-м, получив распоряжение треста ГАРО об организации капитального ремонта автобусов ЗИС-155. А в 1966-м перепрофилировался на ремонт автобусов ЛАЗ, чем и занимался в основном следующие три десятилетия. В общей сложности с 1966-го по начало 1993 года завод вернул в строй 26129 автобусов марки ЛАЗ.Вот такие «дрова» приходили в капитальный ремонт на МАРЗ.
Именно на основе львовских капитально отремонтированных машин МАРЗ построил и первые свои оригинальные автобусы, причем было это еще в 1971-1972 годах: тогда по проекту Центрального конструкторского бюро Минавтотранса РСФСР он выпустил 6 единиц специальных школьных автобусов ЦКБ-А807. Их особенности – приподнятый пол в салоне, 74 детских сиденья, дополнительное радиооборудование, поручни возле передней двери и специальная выдвижная подножка с пневмоприводом. Опытную эксплуатацию эти машины проходили в Калининграде и Ставрополе, а один из образцов был представлен на ВДНХ СССР в Москве в 1974 году. Тогда же завод построил еще одну партию таких «школьников» в количестве 26 единиц. Обалденно красивая машина, кстати, была. Вот, можете полюбоваться на нее во всей красе:
А вот фото из более позднего периода: на нем запечатлена поточная линия по ремонту автобусов ЛАЗ-695Н. Тут уже не красота – простые суровые советские будни:
После развала СССР поступление автобусов в капитальный ремонт резко снизилось. И чтобы свести концы с концами, на заводе приняли решение автобусы теперь не ремонтировать, а выпускать самостоятельно. Какие? Да те же самые ЛАЗы! Тем более, что их кузова к этому моменту мичуринцы уже умели полностью изготавливать самостоятельно, соответствующая оснастка на заводе имелась. Так в феврале 1993 года МАРЗ и превратился в автобусный завод, построив с нуля первый образец ЛАЗ-695Н с дизелем ЯМЗ-236М2. Что интересно, в течение 1993 года МАРЗ приобрел во Львове, в институте «Укравтобуспром», всю необходимую техническую документацию и получил в НИЦ ГАИ МВД России разрешение на выпуск четырех моделей автобусов: городского ЛАЗ-695Н, пригородного ЛАЗ-697Н, туристического ЛАЗ-699Р и… Вот ни за что не догадаетесь! РАФ-2203!!! Не очень понятно, на какой оснастке мичуринцы хотели варить кузова «рафиков», но факт есть факт: 25 марта 1993-го соответствующее разрешение на выпуск такой продукции завод получил. Из всего этого перечня МАРЗ фактически выпускал только автобусы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н в дизельной и бензиновой версиях, причем в большом количестве: за 1993 год – 368 шт., за 1994-й – 577 шт.
Как отличить ЛАЗ мичуринской сборки от родных львовских? Очень просто: у «неоригинала» передний бампер другой формы, иной раскрой листов обшивки кузова и широко расставленные фары. В целом они выгляди менее аккуратно, чем «настоящие» ЛАЗы, отличались плохим качеством окраски, а потому в эксплуатации быстро приобретали довольно непотребный вид… Но их низкая цена перекрывала недостатки, и эти машины неплохо продавались. Отдельные экземпляры мичуринских ЛАЗов попали даже на Дальний Восток! Тем не менее, руководство МАРЗа отдавало себе отчет, что долго на такой продукции не протянуть, поэтому уже в конце 1994-го на заводе начали осваивать совсем другие автобусы. Но этом – уже в следующей серии. Не переключайтесь!