Необычные автомобили, которые делают на заводе «ПРОМТЕХ»

Друзья, мы планируем сделать серию публикаций об отечественных предприятиях, занимающихся изготовлением специальной и специализированной автомобильной техники. Для многих людей их работа незаметна. Однако большинство коммерческих автомобилей, окружающих нас на улице, — это не просто КАМАЗы, ГАЗы или «Форды», а как раз продукция тех компаний-доработчиков, кузовопроизводителей. Начнем с нижегородской компании «Промышленные технологии», в гостях у которой мы побывали только что. Запасайтесь попкорном, будет много текста и много фотографий!

Предприятие, известное сегодня как «Промышленные технологии» (или сокращенно «Промтех»), начинало работу в 1996 году под брендом «Самотлор-НН». Располагается оно совсем рядом с ГАЗом, а потому несложно догадаться, с доработки каких машин тут начинали: тюнинговали «Волги», строили маршрутные такси и всевозможные лаборатории на базе «ГАЗелей». Но самую широкую известность предприятию принесли кареты скорой помощи, которые тут выпускали на базе «Соболей» и «ГАЗелей» тысячами, в том числе в рамках федеральной программы «Здравоохранение». Но что примечательно, «самотлоровцы» уже тогда много экспериментировали с глубокими переделками кузовов базовых транспортных средств, смело удлиняя и наращивая их высоту. Вот блок фото, где представлены лишь несколько подобных опытов, проведенных с автомобилями ГАЗ в начале 2000-х годов:

Тогда же, в начале 2000-х, на «Самотлоре» занимались доработкой «чужих» автобусов. Например, делали новые салоны для «пазиков», впервые в стране монтировали подъемники для инвалидных колясок в городские ЛиАЗы. Потом даже организовали у себя досборку белорусских «низкопольников» МАЗ-103, которые выходили из ворот предприятия не только в обычном городском исполнении, но и в еще диковинной в то время школьной модификации. И, что характерно, ВСЕ эти перечисленные автобусы подвергались на «Самотлоре» рестайлингу! Зачем? Да потому что у руководителя компании, Николая Сандугея, «руки чесались» в самом хорошем смысле этого слова! Просто поставить внутрь новые сиденья было для него слишком банальной и скучной задачей.

А еще именно на «Самотлоре» развернули первое в стране массовое производство «маршруток» на базе иностранных цельнометаллических фургонов. Первой ласточкой была крупная партия автобусов на базе Ford Transit, построенных по заказу транспортной компании «Автолайн». Те машины даже сертифицированы были под маркой «Автолайн-3236» – соответствующая табличка размещалась на их задних дверях. И в том числе благодаря этим машинам слово «автолайн» превратилось во многих регионах в имя нарицательное, которым в обиходе стали называть любые маршрутные такси. Да и до сих пор кое-где называют! Следом большие партии «маршруток» были выпущены «Самотлором» на базе фургонов Mercedes-Benz, IVECO, Volkswagen, Peugeot… Нижегородцы переделывали в автобусы даже такие экзотические фургоны, как польский Lublin!

В конце концов, компания «Самотлор-НН» взялась за создание собственных, полностью оригинальных автобусных кузовов. В период с 2005 по 2008 год были представлены низкопольная трехосная «маршрутка» модели «Столица» на агрегатах Ford Transit, малые автобусы «Московия» и «Керженец» на индийском шасси Tata, среднеразмерная «Перспектива» на самом тяжелом шасси IVECO Daily, автобусы «Кама» на шасси КАМАЗ-4308.

Дела у «Самотлора» шли в гору, и компания активно наращивала производственные мощности: переделку импортных фургонов в «маршрутки» вывели на филиал в Балахне, а на филиале в Семёнове («СЕМАР») начали масштабную реконструкцию в рамках создания СП с итальянцами по сборке малотоннажников IVECO Daily. Но последний проект, реализация которого началась аккурат накануне кризиса 2008 года, в итоге утянул «самотлоровскую» империю на дно…

Автобусы серии "Перспектива" планировали выпускать на тяжелых шасси IVECO Daily, сборку которых из итальянских машинокомплектов должен был начать филиал в Семёнове (фото Н.Маркова, май 2008)
Автобусы серии «Перспектива» планировали выпускать на тяжелых шасси IVECO Daily, сборку которых из итальянских машинокомплектов должен был начать филиал в Семёнове (фото Н.Маркова, май 2008)

Потеряв большую часть активов, включая оба филиала, компания все же смогла снова встать на ноги под новым брендом «Промышленные технологии». Здесь продолжили делать своими силами значительную часть компонентов для постройки спецавтомобилей: пластиковые детали интерьера и экстерьера, сиденья, мебель для карет скорой помощи и т.д. Некоторое оборудование в распоряжении «Промтеха» не имеет аналогов в СНГ: это, например, вакуум-формовочный станок с почти 5-метровой длиной стола. Он позволяет всего за 8 минут отформовать из АБС-пластика цельную высокую крышу. При работе на полную мощность – например, при выполнении крупных тендеров – в цехах «Промтеха» могут одновременно находиться на сборке до 33 автомобилей. Но средняя загрузка меньше: в день нашего визита на разных технологических операциях мы заметили порядка дюжины новых машин; еще два десятка – уже готовых – ожидали отправки.

Что это за машины? Значительную часть из них по-прежнему составляет техника марки ГАЗ, в первую очередь – «неотложки», причем не только для внутреннего рынка. Мы застали, например, процесс сборки скорой помощи на базе «Соболя 4х4» для Казахстана. А по соседству с ним доделывали «скорую» на базе Ford Transit.

Частыми гостями в производственном цехе «Промтеха» стали цельнометаллические фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy, поступающие сюда с калужского завода «ПСМА Рус». Для них здесь наладили изготовление оригинальных крыш из АБС-пластика, задних дверей и внутренних панелей. В гамме освоенных модификаций «французов» уже есть различные варианты грузопассажирских комби, грузовые фургоны с высокой крышей, пассажирские версии с числом мест до девяти, мобильный офис. Для медицинских учреждений налажен выпуск «скорых» и социальных такси для перевозки инвалидов.

Ключевым же продуктом для компании сейчас стали конверсии универсалов и фургонов Lada Largus, растиражированные уже более чем в тысяче экземпляров. Все их можно условно разделить на три серии, которые различаются глубиной «хирургического вмешательства» в исходную конструкцию. Машины серии Largus Kub подвергаются наиболее серьезным переделкам. От серийного кузова позади центральных стоек у них отрезается вся верхняя часть до уровня окон. Взамен приваривается высокий каркас из стальных труб, попутно удлиняется задний свес. А затем получившаяся «клетка» обшивается пластиковыми панелями. Сегодня предлагается больше десятка исполнений Largus Kub: «скорая» и универсал повышенной вместимости, комби, автолавка, инкассаторский фургон, катафалк, социальное такси для инвалидов. Разумеется, в гамме появились и машины в чисто грузовом исполнении: простой фургон, почтовый фургон, рефрижератор.

Более простой вариант доработки тольяттинских универсалов и фургонов – это серия Lada Largus Roof: здесь на штатный кузов устанавливается только новая высокая пластиковая крыша и высокие распашные двери в задней стенке. В таком исполнении сейчас предлагаются грузовые и рефрижераторные фургоны, полицейские и медицинские автомобили и обычный пассажирский универсал. Внутренняя высота у них получается такой же, как у «Кубов», но длина кузова и ширина салона в верхней части меньше. А потому вместимость тут более скромная: например, если рефрижератор на базе Largus Kub может похвастать грузовым отсеком емкостью 3,5 кубометра, то у Largus Roof с аналогичной «морозилкой» и такой же термоизоляцией вместимость не превышает 3 кубометров.

Практикуется на «Промтехе» и изготовление спецтехники на основе «Ларгусов» без изменения размеров кузова. Например, нам довелось застать на площадке готовой продукции автомобиль медицинской службы для перевозки больного на носилках, полицейский кинологический автомобиль для перевозки двух розыскных собак и грузовой фургон с холодильной установкой. Для сравнения: величина его грузового отделения – всего 2 кубометра. Но зато при габаритной высоте на уровне 1650 мм такой рефрижератор помещается в стандартный «легковой» гараж и может спокойно съезжать в любые подземные паркинги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector