Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов считает, что повышение утилизационного сбора и его привязка к мощности транспортного средства необходима из-за «серых» схем импорта автомобилей. Такое заявление глава ведомства сделал на заседании фракции КПРФ в Госдуме, сообщает «РБК».
Глава Минпромторга отметил, что с помощью таких схем под видом ввоза на физическое лицо импортируют иномарки для перепродажи в коммерческих целях. А физлица, как известно, платят на данный момент льготный утильсбор.
Алиханов подчеркнул, что диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами становится существенным. Также он привел данные, что по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% импортируемых автомобилей было ввезено именно физическими лицами. Кроме того, на физлица привозят машины и дилерские центры, что приводит к существенному искажению рынка. Если ситуация не будет урегулирована, то компании, в том числе и китайские, которые запустили производство в России, прекратят свои инвестиции.
Глава ведомства отметил, что тенденция насыщения авторынка за счет импорта дестимулирует инвестиции со стороны китайских партнеров, которые вкладывают в производство, расположенное на территории РФ. А с их уходом локальная сборка, а также смежные отрасли промышленности попадают в зону риска. В частности, заводы могут закрыться, а работающие на них люди потерять работу.
Алиханов сделал акцент на том, что утильсбор в этом году как доходный источник существенно сократился. По линии Минпромторга было сокращено расходов на сумму более 110 млрд рублей. Сейчас в ведомстве вышли с предложением сократить расходы еще на 124 млрд рублей. Это именно та сумма, которую недособрали по утильсбору – две трети бюджета министерства. Средства, которые формируются за счет утильсбора направляются на поддержку автостроения, самолетостроения, промышленной робототехники и других отраслей промышленности, отметил глава Министерства.
Также Алиханов подчеркнул, что власти не намерены взимать увеличенный утильсбор с автомобилей мощностью менее 160 л.с. По словам министра, на долю таких автомобилей приходится свыше 80% автомобилей в стране. Алиханов подытожил, что данное решение назрело, но он понимает, что оно навряд ли вызовет радость.
О том, как новый утильсбор повлияет на авторынок, рассказали представители отрасли агентству «АВТОСТАТ». Все подробности – в рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ