После резонансного ДТП запретили выпуск вахтовых автобусов завода «Крона-НН». Рассказываю, почему

Но сначала – небольшая предыстория. Вахтовые автобусы – вид транспорта в России весьма популярный. По сути, это отдельный пассажирский кузов, поставленный на шасси грузовика. Причем грузовика, чаше всего, повышенной проходимости, ведь «вахтовки» изначально предназначены для эксплуатации в тех местах, куда не могут забраться обычные автобусы. Комфорт в них вторичен: главное – именно способность доставить бригаду туда, где даже волки боятся нужду справлять. Транспортные средства, подходящие под описание «вахтовок», существовали в СССР всегда. Однако действительно массовым явлением стали с 1980-х годов, когда за выпуск таких машин взялись сразу более десятка заводов. В их числе было и то самое предприятие из поселка Вахтан Горьковской области, которое сегодня мы знаем как ООО «Крона-НН». Правда, тогда оно еще называлось Вахтанским леспромхозом.

Основной автомобильной продукцией Вахтанского леспромхоза были деревянные кузова-фургоны КУНГ-1М армейского образца, которые в 1980-х уже вовсю отгружали в народное хозяйство (фото Олега Чалкова)
Основной автомобильной продукцией Вахтанского леспромхоза были деревянные кузова-фургоны КУНГ-1М армейского образца, которые в 1980-х уже вовсю отгружали в народное хозяйство (фото Олега Чалкова)

Основной автомобильной продукцией Вахтанского леспромхоза были старые деревянные кузова-фургоны серии КУНГ: разработанные изначально для армии, но в 1980-е и 1990-е востребованные уже в основном только на «гражданке». И вот на основе этих фургонов в Вахтане разработали целую серию пассажирских кузовов, которые предлагали для шасси ГАЗ, ЗИЛ и даже КамАЗ.

Вы скажете, что строить автобусы с деревянным кузовом нельзя, поскольку он непрочный, и случись что – разлетится в щепки? И будете неправы. Грамотно спроектированный деревянный кузов в первые годы эксплуатации, пока деревянные конструкции не разболтались и не сгнили, как раз очень прочный. Я даже могу показать вам сейчас кадры краш-теста такой «вахтовки» ВМ-4310 во время сертификационных испытаний – опрокидывания через крышу:

Как видите, тяжеленное камазовское шасси во время переворота не причинило деревянному кузову НИКАКОГО вреда! Только лишь от контакта с неровностями грунта разбились несколько боковых окон. Немного удивительная картина, не правда ли? )) Но, как бы то ни было, деревянные кузова – это все-таки был вчерашний день и с точки зрения долговечности в эксплуатации, и с точки зрения технологичности производства. Поэтому в 1990-е АО «Крона», образовавшееся на месте леспромхозовских цехов по производству «вахтовок», приступило к выпуску кузовов нового поколения – с металлическим каркасом.

ГАЗ-66 с «кроновским» кузовом нового образца, 1990-е годы (фото Олега Чалкова)
ГАЗ-66 с «кроновским» кузовом нового образца, 1990-е годы (фото Олега Чалкова)

Название фирмы-производителя с тех пор поменялось, сейчас вместо АО «Крона» на месте бывшего леспромхоза работает ООО «Крона-НН», но вот выпускают там прямых потомков того самого кузова образца 1990-х годов, причем в двух вариантах исполнения по высоте крыши. Вот так выглядит низкий вариант:

ВМ-3284 2004 года выпуска с низкой крышей (фото Олега Чалкова)
ВМ-3284 2004 года выпуска с низкой крышей (фото Олега Чалкова)

А вот так – вариант с высокой крышей:

Довольно ладные, аккуратные и теплые кузова, со стальным каркасом, наружной обшивкой из оцинковки и внутренней из ДВП, с пенопластовым утеплением стен и деревянными полами. Вполне годное на вид изделие. Да и такой богатый опыт производства «вахтовок» не дает оснований думать, что с конструкцией машины этой фирмы могут быть какие-то косяки. Однако, далее только факты. В половину третьего ночи 4 июня на 237-м километре автодороги Сургут–Карымкары вахтовый автобус ВМ-32841-0000010-06 производства ООО «Крона-НН» попал в аварию. Машина совершенно новая, 2020 года выпуска, практически без пробега. В момент аварии в ней находились 14 человек – сотрудники ООО «АТУ-Север», которые ехали на Рогожниковское месторождение в Октябрьском районе ХМАО. У «вахтовки» лопнуло колесо, в результате чего автобус сделал полный оборот на асфальте и встал обратно на колеса в кювете. Обошлось без жертв: с места ДТП в больницы отправили всего 6 человек. Однако, иначе как чудом это не назвать, поскольку… Да просто посмотрите на кадры с места происшествия:

При перевороте произошло полное разрушение кузова-фургона вследствие отрыва вертикальных стоек каркаса от основания. А далее от крыши отделилась еще и панель левой боковины кузова. Если бы автобус продолжил кувыркаться и сделал еще хотя бы пол-оборота, без жертв уже не обошлось бы. Слава богу, крепления сидений были сделаны в полном соответствии с сертификационными требованиями, и ни одно из них не сорвало со своего места. И, судя по всему, большинство пассажиров все-таки были пристегнуты ремнями безопасности. Но налицо полное несоответствие машины Правилу № 66 ЕЭК ООН, регламентирующему прочность верхней части конструкции кузова. Иными словами, разрушиться по такому сценарию автобус «не имел никакого права». Да и не должен был, ведь сварной трубчатый каркас, будучи правильно рассчитанным и качественно сваренным, является чрезвычайно прочной конструкцией! Неудивительно, что обстоятельствами аварии заинтересовались Ханты-Мансийский межрайонный прокурор и Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. По их обращению Росстандарт провел внеочередную проверку фирмы-производителя и обнаружил кучу нарушений. В частности, машины не дооснащались ограничителем скорости и полным комплектом необходимых зеркал, имели фактические отклонения от заявленных в ОТТС весовых параметров и не соответствовали протоколам испытаний по эффективности тормозных систем. К тому же предприятие не проводило периодические контрольные испытания продукции (их, на самом деле, мало кто проводит, но по закону – надо!). Ну, а картина разрушений кузова косвенно говорила о грубых нарушениях качества проведения сварочных работ или несоответствии применяемых при изготовлении кузова материалов. Всё это в совокупности привело к ожидаемому результату: 5 октября замруководителя Росстандарта подписал приказ об ограничении выпуска в обращение вахтовых автобусов производства ООО «Крона-НН».

Приказ Росстандарта
Приказ Росстандарта

Иными словами, действие Одобрения типа транспортного средства на «кроновские» автобусы с этой даты было приостановлено. Эта процедура не влечет каких-то ограничений в отношении машин, уже приобретенных покупателями и поставленных на учет, однако получать новые ПТС и проходить первичную постановку на учет в ГИБДД автобусы серии ВМ-3284 более не смогут. В электронную базу данных действующих ОТТС соответствующие поправки уже внесены:

Отметка о приостановке действия ОТТС на «кроновские» машины в электронной базе
Отметка о приостановке действия ОТТС на «кроновские» машины в электронной базе

Что далее? Производитель должен исправить выявленные нарушения и предоставить в орган по сертификации соответствующие подтверждения. То есть фактически – пересертифицировать исправленную машину. Но «потянет» ли предприятие такую дорогостоящую задачу, да еще в период пандемии – вопрос открытый. Так что возможно, что «вахтовки» производства ООО «Крона-НН» теперь станут достоянием истории.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector