Разворот на перекрёстке — один из базовых манёвров, которому учат ещё в автошколе. Однако, далеко не все водители хорошо помнят ПДД и порой допускают ошибки. Я решил освежить свои знания в этой теме и разобраться, как правильно выполнять разворот в зависимости от типа перекрёстка. Помог мне в этом знакомый автоинструктор, который обучает начинающих водителей уже более 15 лет.
Для начала давайте вспомним важное правило, касающееся нашей темы. Пункт 8.6 ПДД гласит:
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Жирный шрифтом я указал важный нюанс, о котором зачастую забывают многие водители. Для примера возьмём перекрёсток двухполосных дорог. Разворот формально считается поворотом налево, поэтому водитель имеет правило повернуть как по ближней траектории, так и по дальней. В соответствии с пунктом 8.6 ПДД такие действия не будут считаться нарушением. Однако, справедливо это только для тех случаев, когда разворот выполнен в пределах перекрёстка.
Аналогично разворачиваться можно на дорогах с большим количеством полос, если имеется всего одно пересечение проезжих частей. При этом, важно не заехать на сплошные линии разметки и пешеходные переходы, так как разворот на пешеходном переходе запрещён.
Ситуация меняется, когда проезжая часть имеет разделительную полосу. В таком случае перекрёсток будет состоять из двух пересечений. Разворот в такой ситуации следует выполнять по дальней траектории. В противном случае, при проезде участка, созданного разделительной полосой, автомобиль формально оказывается на полосе для встречного движения.
При наличии трамвайных путей разворот следует выполнять именно с них, заблаговременно перестроившись на попутные рельсы. Исключение составляют те случаи, когда имеются знаки, определяющие движение по полосам. При их наличии манёвр выполняется из крайней левой полосы, если разворот не запрещён