Грузовик ЗИЛ-131 – один из самых «долгоиграющих» автомобилей в истории отечественного автопрома. Его первый прототип появился еще в 1956-м, серийное производство на конвейере Московского автозавода имени Лихачева стартовало в 1967 году, а последние экземпляры были собраны в 2012-м, уже совсем в другом месте (в Новоуральске, за тысячи километров от Москвы) и совсем под другой маркой (АМУР). Почти за полвека производства «сто тридцать первый» почти не изменился внешне. Тем не менее, на его основе различными специализированными предприятиями было создано несколько спецмашин, признать в которых исходный ЗИЛ-131 было непросто. Этим необычным автомобилям и будет посвящен этот пост.
МосавтоЗИЛ долго не мог поставить ЗИЛ-131 на конвейер из-за отсутствия свободных мощностей. Дело дошло до того, что осваивать эту модель поручили Брянскому автозаводу, где в 1964 году даже успели построить установочную партию из 5 таких автомобилей. Уже на следующий год, правда, все переиграли: на откуп БАЗу отдали лишь производство оригинальных комплектующих для ЗИЛ-131 (мостов, «раздаток», лебедок и т.д.), а конечную сборку грузовиков решили оставить в Москве. Но в этот самый период неопределенности в Брянске успели построить на базе ЗИЛ-131 бескапотный грузовик «Десна» собственной конструкции с кабиной от «Колхиды», упрощенным деревянным кузовом и приводом только на колеса задней тележки. Никакого дальнейшего развития этот проект не получил.
Другой бескапотный грузовик – только на сей раз на стандартном полноприводном шасси ЗИЛ-131 – построили в Чернигове на предприятии «Кинотехпром», находившемся в ведении Госкино УССР. Эта машина входила в состав так называемого «водолазного комплекса», состоящего из тягача с бортовой платформой и специального прицепа-фургона для спецоборудования. Комплекс был построен для одной из советских киностудий и служил для обеспечения подводных киносъемок. По техническому заданию заказчика в кабине тягача нужно было разместить сразу всю бригаду водолазов, то есть она должна была быть двухрядной. Но при этом требовалось сохранить и длинную бортовую платформу, что было бы невозможным при пристройке второго ряда сидений к стандартной капотной кабине ЗИЛ-131 (как это делалось у пожарных автоцистерн). По этой причине для тягача и пришлось сооружать оригинальную бескапотную кабину. А платформу с тремя откидными бортами для него позаимствовали у грузовика ЗИЛ-133Г1, укоротив ее на 20% в задней части.
Еще одной оригинальной разработкой, созданной в 1977 году на шасси ЗИЛ-131 по заказу «киношников», стал передвижной аппаратно-технологический комплекс 1КНК «Изофон-2», предназначенный для натурных киносъемок игровых фильмов (на выезде, вне территории киностудий). Разработку проекта вели Львовское ПКБ совместно с Львовским и Черниговским предприятиями «Кинотехпром» (два последних предприятия и осуществляли постройку автомобиля). Специальное внутреннее оборудование машины разработали в Москве, во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте. Всего известно о двух построенных комплексах «Изофон-2», получивших оригинальные цельнометаллические кузова автобусного типа, немного отличающиеся друг от друга остеклением боковин.
В первой половине 1970-х годов в Советском Союзе спроектировали несколько оригинальных пожарных автомобилей вагонной компоновки на шасси грузовиков ЗИЛ. Постройку двух опытных образцов двухосной версии на шасси ЗИЛ-130 осуществило ОКБ пожарных машин в городе Прилуки Украинской ССР. А вот контракт на строительство трехосной версии на шасси ЗИЛ-131 заключили с французской фирмой Sides. Два опытных образца таких «пожарок», названных VMA-30, французы построили по советскому проекту в 1977 году. Одну машину отправили в СССР, вторая осталась работать во Франции. В сравнении с серийными автоцистернами на шасси ЗИЛ-131 франко-советский прототип имел много преимуществ: пониженный центр тяжести, более удобную посадку боевого расчета и более удобный доступ к технологическим отсекам, уменьшенное время развертывания. Обратная сторона медали – машина получилась очень тяжелой и очень дорогой даже по западным меркам, а потому ее производство так и не было налажено. Оба образца VMA-30 сохранились до наших дней: один из них стоит в музее во Франции, второй хранится Питере, где и стоял на боевом дежурстве до момента списания в начале девяностых годов.