Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

    В России повысят госпошлины для автомобилистов

    В России может сократиться количество таксопарков

    Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

    Какие изменения ждут автовладельцев с 1 июля 2025 года?

    Итоги 26-й недели на авторынке России: все – «в плюсе»

    GAC GS8 Dragon появится на российском рынке в июле

    Стало известно о замедлении спроса на новые мотоциклы

    Кроссовер Exlantix ET представлен в новой версии — для путешествий

  • Авто

    Авто из Германии в Москву: правила и тонкости оформления

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Автомобиль TANK 300: описание

    Автомобиль TANK 300: описание

    Обзор автомобиля JETOUR T2

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

  • Ремонт
    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Ремонт телевизоров Sony: частые поломки и профессиональное восстановление

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    CDP: платформа для бизнеса

    CDP: платформа для бизнеса

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

  • Масла
    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масла Shell: разновидности и назначение

    Масла Shell: разновидности и назначение

  • Спецтехника
    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Какая спецтехника востребована больше всего

    Какая спецтехника востребована больше всего

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

01.06.2020
в Авто
0 0
«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

Осень 1971 года, Крым, солепромысел на озере Сасык-Сиваш возле города Саки. По розоватой глади высохшего солеосадочного бассейна с жутким грохотом ползет ржавый чумазый монстр – на огромных гусеницах, с вознесенной на 3-метровую высоту кабиной от трактора ДТ-54. Это солеуборочный комбайн СЛ-4, начавший свой трудовой путь на здешнем промысле еще в 1960 году. Метр за метром он сгрызает соляную корку, которая измельчается и ссыпается по ленточному транспортеру в вагонетки – их прямо тут же, по кривой «узкоколейке», проложенной параллельно комбайну, рывками тянет старенький мотовоз. Откуда на дне озера железная дорога? Ее вручную проводят сюда каждую осень, да так же вручную передвигают по нескольку раз в день с места на место – вслед за комбайном. Муторная, очень тяжелая работа… Но вот из-за дамбы прямо на солончак выскочил белоснежный автопоезд с кабиной от Урала и непривычно большими колесами. Непринужденно обогнав мотовоз с вагонетками прямо по непросохшему илу, он подъехал к комбайну и встал под загрузку. Что это? А это в действии новые технологии страны победившего социализма! Тогда казалось, что еще чуть-чуть – и эти перспективные автомобили смогут вытеснить с солевого промысла всё это устаревшее железнодорожное хозяйство…

«Узкоколейка» появилась на Сасык-Сиваше в середине 1940-х годов, в процессе восстановления промысла после немецкой оккупации, и с тех пор являла собой одно из тех «узких» мест, которое ограничивало эффективность соледобычи. Но альтернативы ей тогда попросту не было. Работа по добыче соли носит сезонный характер и ведется всего пару-тройку месяцев в конце года. Подготовка же к этому процессу начинается намного раньше. По весне нужно разровнять дно и заполнить морской водой специальные подготовительные бассейны. Когда концентрация рассола (так называемой рапы) в бассейнах приближается к порогу выпадения соли, его перекачивают в соседние солеосадочные бассейны. Соль дозревает в них в течение летних месяцев, пока солнце и ветер выпаривают влагу. К осени на поверхности образуется соляная корка толщиной до 10 см – тогда-то и можно начинать уборку, предварительно сбросив через шлюзы остатки рапы. Но вот дно бассейнов никогда не просыхает до конца и имеет слой вязкого ила глубиной до 2 метров, двигаться по которому обычные автомобили не в состоянии! «Узкоколейка» же благодаря большой опорной поверхности шпал не только не проваливается в ил, но и не повреждает слой соли, будучи настеленной прямо поверх нее.

Существующий на солепромысле Сакского химзавода способ вывоза соли при помощи мотовоза с вагонетками. На фото видно, как бригада сезонных рабочих вручную передвигает железнодорожное полотно по пласту соли на новое место
Существующий на солепромысле Сакского химзавода способ вывоза соли при помощи мотовоза с вагонетками. На фото видно, как бригада сезонных рабочих вручную передвигает железнодорожное полотно по пласту соли на новое место

Для того чтобы вывести процесс уборки соли на качественно новый уровень, «химики» (а сасык-сивашский солепромысел входил в состав Сакского химического завода им. 50-летия Советской Украины и находился в ведении Минхимпрома УССР) обратились за помощью к Минавтопрому СССР. А тут надо сказать, что еще с конца 1950-х годов автомобильное министерство как раз активно финансировало научно-исследовательские работы в области создания шин низкого давления. Шины одного из таких экспериментальных типов – так называемые пневмокатки – как раз и выбрали для создания перспективного солепромыслового вездехода. На первых порах, в 1966-м, из Москвы в Саки переправили уже построенный ранее вездеход на пневмокатках – 4-осный грузовик НАМИ-094. Его пробные поездки по солеосадочным бассейнам полностью подтвердили техническую возможность движения транспорта на пневмокатках в данных условиях.

НАМИ-094 едет по илистому дну бассейна на солепромысле
НАМИ-094 едет по илистому дну бассейна на солепромысле

С учетом результатов испытаний НАМИ-094, к 1968 году были сформированы требования к самосвальному автопоезду для Сакского химзавода (СХЗ), и на их основании в отделе автомобилей высокой проходимости института НАМИ началась разработка технического проекта. За основу перспективного вездехода, получившего марку НАМИ-0143-СХЗ, были взяты серийный грузовик Урал-375Д, переоборудованный в седельный тягач, и тракторный самосвальный прицеп 1ПТС-9. Опытный тягач получил два ключевых отличия от серийных Уралов. Первое заключалось в применении тех самых пневмокатков. Второе же отличие стало следствием первого: поскольку эффективно поворачивать колеса столь большого размера не представлялось возможным, для обеспечения удовлетворительной маневренности тягач пришлось сделать сочлененным.

Тягач НАМИ-0143-СХЗ
Тягач НАМИ-0143-СХЗ

Шарнирно-сочлененная конструкция рамы позволила максимально использовать серийные агрегаты автомобилей Урал-375: кабину, силовой агрегат, карданные валы, подвеску, тормоза, агрегаты системы централизованной подкачки шин. Половинки рамы, в свою очередь, также изготавливались из целой «ураловской» рамы. Серийная раздаточная коробка сразу устанавливалась со включенной низшей передачей и заблокированным межосевым дифференциалом без возможности управления. А на полуприцепе, учитывая невысокие скорости передвижения и большой объем пневмокатков, сочли возможным не устанавливать тормоза и обойтись обычной балансирной подвеской без упругих элементов.

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

Все работы по изготовлению оригинальных стальных отливок для автопоезда в течение 1969-1970 годов произвел Завод опытных конструкций НАМИ. Там же были изготовлены и экспериментальные колеса. О последних стоит сказать особо. Дело в том, что в распоряжении института имелись только бескамерные пневмокатки Я-194А размерности 1200х1200-500, изготовленные в опытном порядке на Ярославском шинном заводе в 1966 году. Они изначально предназначались для вездеходов НАМИ-094 и НАМИ-0127, а для автопоезда НАМИ-0143-СХЗ были переразмеренными. По этой причине их попробовали смонтировать на зауженный обод, сократив габаритную ширину колеса в сборе до 1040 мм. Весило, к слову, каждое такое колесико аж по 283 кг! Испытания зауженных пневмокатков на стандартном грузовике Урал-375Д показали жизнеспособность колес подобной конструкции. На слабонесущих грунтах рабочим внутренним давлением для них являлся диапазон 0,4-0,5 атм., а для продолжительных поездок по асфальтовым дорогам колеса нужно было подкачать до 0,8 атм.

Пневмокатки Я-194А, смонтированные на зауженные ободья, испытали сперва на стандартном шасси Урал-375Д
Пневмокатки Я-194А, смонтированные на зауженные ободья, испытали сперва на стандартном шасси Урал-375Д

Окончательная сборка автопоезда проводилась в октябре 1971 года на территории солепромыслового хозяйства Сакского химзавода, прямо под открытым небом. Монтаж тяжелых узлов, таких как кабина, осуществлялся при помощи обычного автокрана.

Сборка НАМИ-0143-СХЗ на территории солепромысла Сакского химзавода. На фото – процесс установки кабины
Сборка НАМИ-0143-СХЗ на территории солепромысла Сакского химзавода. На фото – процесс установки кабины

Заводские испытания в объеме 3000 км пробега прошли с 15 октября по 30 ноября того же года в солевых бассейнах Сасык-Сивашского озера и на отдельных участках шоссе Симферополь–Евпатория. За это время автопоезд без каких-либо поломок и неисправностей вывез около 250 тонн соли. На первых порах обе платформы полуприцепа нагружали равномерно – по 4 т соли, однако при проведении контрольного взвешивания выявился недогруз задних колес тягача. После этого в переднюю платформу стали загружать в среднем на 1,2 т соли больше, чем в заднюю. Проверялась и возможная величина перегруза: при максимально достижимой шапке в оба кузова удалось «впихнуть» 9,25 т соли.

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

Проходимость груженого автопоезда оказалась достаточной даже для неоднократных проездов в бассейнах по одной и той же колее в местах с наиболее влажным, зыбким грунтом, причем с высокой средней скоростью. При этом не производилось никакого предварительного улучшения дна бассейнов и подъездных путей.

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

За весь период эксплуатационных испытаний лишь однажды автопоезд застрял в иле после дождя, но был быстро вытянут солеуборочным комбайном. Когда же ради эксперимента автопоезд решили «засадить» намеренно, это удалось лишь на 18-м проходе по одной и той же колее. А первый проезд автопоезда даже не повреждал пласт соли, делая возможным дальнейший его подбор комбайном.

Единственный случай непреднамеренного застревания автопоезда при вывозе соли
Единственный случай непреднамеренного застревания автопоезда при вывозе соли

Несмотря на отсутствие тормозов у полуприцепа, тормозной путь груженого автопоезда НАМИ-0143-СХЗ со скорости 40 км/ч оказался меньше, чем у серийного тягача Урал-375С с 5-тонным полуприцепом – сказалась огромная ширина пневмокатков. Радиус поворота тоже оказался меньшим, почти на метр, благодаря чему автопоезд уверенно маневрировал на узкой дамбе меж солевых бассейнов. А вот расход бензина АИ-93 был внушительным: 132 л/100 км при движении по грунтовкам и до 267 л/100 км по илу. Впрочем, никакие другие серийные грузовики не могли работать на Сасык-Сиваше вовсе.

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

По завершении заводских испытаний автопоезд был введен в промышленную эксплуатацию и, продолжив работу на одном из самых отдаленных бассейнов со слабым грунтом, до конца уборочного сезона успел вывезти еще 450 тонн соли.

Одновременная погрузка соли комбайном в вагонетки и полуприцеп
Одновременная погрузка соли комбайном в вагонетки и полуприцеп
Загрузка автопоезда солью при помощи экскаватора
Загрузка автопоезда солью при помощи экскаватора

Таким образом, перед запуском в производство автопоезду требовалась лишь минимальная конструктивная доработка: необходимо было скорректировать размер колесной базы для выравнивания осевых нагрузок, установить более широкие передние крылья да поработать над герметичностью колес (внутрь них иногда попадала влага).

Разгрузка на дамбе у места хранения соли на территории солепромысла
Разгрузка на дамбе у места хранения соли на территории солепромысла

По предварительным расчетам, изготовление и внедрение 15 аналогичных автопоездов принесло бы народному хозяйству годовой эффект в размере 344,6 тысяч рублей. Однако для благоприятного исхода дела этого было недостаточно. Выпуск автопоездов столь скромными тиражами для предприятий Минавтопрома СССР интереса не представлял. В системе же Минхимпрома УССР возможный завод-производитель подобной техники так и не был найден. Кроме того, Ярославский шинный завод не наладил производство пневмокатков. А потому единственный опытный экземпляр автопоезда продолжал активно эксплуатироваться на сасык-сивашском солепромысле на протяжении трех лет – до тех пор, пока вконец не износились родные пневмокатки и не сделала свое ржавое дело коррозия…

Движение через бассейн по остаткам рапы
Движение через бассейн по остаткам рапы

Перенесемся в наши дни. Опытный НАМИ-0143-СХЗ сгинул в печах вторчермета. От рабочего поселка на солепромысле остались только пустые коробки зданий: людей отсюда давно переселили. Сакский химзавод тоже лежит в руинах: не пережил лихих девяностых. Но соль на Сасык-Сивашском озере еще добывают. Причем делают это… той же самой техникой, что и тогда, в 1971-м: гусеничным комбайном СЛ-4, у которого от года к году меняется только цвет ржавеющей кабины, да вконец одряхлевшими мотовозами, бороздящими розовые просторы по гнутым рельсам «узкоколейки»…

«СОЛЕНЫЙ» ГРУЗОВИК

Спасибо за внимание!

Предыдущая запись

Сложности жизни водителей в СССР и как с ними справлялись

Следующая запись

Друг из США протестировал Весту и рассказал о впечатлениях

Новое на сайте

Новости

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025
Новости

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025
Новости

В России может сократиться количество таксопарков

30.06.2025
Новости

Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

30.06.2025

Топ недели

Рынок люксовых автомобилей с пробегом в мае вырос на 29%

24.06.2025

Японские мотоциклы заняли в мае 54% российского рынка мотоциклов с пробегом

27.06.2025

Тягачи: История и Разновидности

Тягачи: История и Разновидности

26.06.2025

КАМАЗ вложил более 32 млн рублей в модернизацию производства в 2024 году

27.06.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Дилеры против прямых онлайн-продаж автопроизводителей и дистрибьюторов?

02.06.2025

Эксперт рассказал о ситуации на рынке автокредитования в мае

05.06.2025

ТОП месяца

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти