Российский авторынок в 2024 году после наметившегося роста ожидает падение, считают опрошенные «Газетой.Ru» дилеры и эксперты. По их словам, сейчас спрос сохраняется только за счет негативных ожиданий: люди покупают машины, поскольку опасаются их подорожания после увеличения утильсбора и вероятного повышения ставки ЦБ.
При оптимистичном сценарии, по прогнозу РОАД, дилеры закроют год с результатом 1,65 млн проданных новых машин. На случай, если сработают негативные факторы, ассоциация дает пессимистичный прогноз – 1,3 млн реализованных автомобилей в 2024 году.
В аналитическом агентстве «АВТОСТАТ» прогнорзируют, что рынок новых автомобилей к декабрю этого года зафиксируется на отметке 1,5 млн проданных легковых машин.
«Мы пока не снижали прогноз, базовый – 1,5 млн машин. Дальше все будет зависеть от утильсбора и повышения цен на автомобили, но решение о его повышении пока не принято окончательно, у бизнес-сообщества есть возможность по крайней мере попытаться повлиять и на сроки, и на суммы», – отмечает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
По итогам первого полугодия 2024 года в нашей стране было реализовано 719 311 новых легковых автомобилей, что на 79,1% больше по сравснекнию с аналогичным периодом прошлого года, сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»* и с учетом собственной сегментации рынка.
«На спросе очередное повышение цен скажется негативно. Но я рассчитываю, что марками будет учтен опыт августа 2023 года и повышение цен будет поэтапным. Постепенная индексация утильсбора, безусловно, лучше разовой. Но в любом случае это негативный фактор, который приведет к росту цен, что скажется на инфляции», – заявил агекентству «АВТОСТАТ» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Как считает директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванов, индексация утилизационного сбора никак не будет способствовать защите отечественного производителя, потому что модельные линейки и клиентские ожидания от автомобиля – абсолютно разные. Очередная индексация утильсбора не подтолкнет китайские марки к организации производства и углублению локализации в России. Для того, чтобы запустить производство автомобилей, завод должен понимать объемы. Точкой безубыточности в данном случае является производство от 100 тыс. машин и больше. Если утильсбор поднимут, рынок начнет откатываться назад, соответственно и гарантий по такому объему не будет. Это даже может стать стоп-фактором о принятии решения по локальной сборке.
Подробнее о том, как индексация утильсбора повлияет на динамику российского авторынка, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».
Фото: АВТОСТАТ