В уходящем году будет удовлетворен не только отложенный, но в определенной степени и опережающий спрос. И, как следствие, в 2025 году стоит ожидать заметного спада рынка новых легковых автомобилей. Такое мнение высказал заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев.
«По базовому сценарию это может составить до 10%, то есть примерно 1,42 – 1,43 млн автомобилей, а по пессимистичному спад может достичь 20%, то есть уровня около 1,25 – 1,26 млн машин. По оптимистичному сценарию вероятно сохранение уровня, близкого к результату 2024 года», — комментирует Виктор Пушкарев.
В свою очередь, коммерческий директор сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский отмечает, что в первом полугодии 2025-го высокая ставка ЦБ и индексация утильсбора будут сдерживать спрос. Но также не стоит исключать возможное изменение событий и последующую оттепель на рынке автомобилей ко второму кварталу 2025 года, связанную с ослаблением сдерживающих факторов. Прогнозируемый сценарий на следующий год: в лучшем случае сохранение показателей на уровне 2024 года (около 1,6 млн проданных автомобилей), в худшем – 1,5 млн. Продажи ноября стали своеобразным маркером развития рынка на ближайшие 3 месяца.
Директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ» Николай Иванов также считает, что первая половина 2025 года будет точно плохая, вторая – динамичнее. Но в целом по году рынок закроется с показателем минус 10% от фактического значения 2024 года. Согласно его оценкам, по следующему году будет примерно такой результат: 1,45 – 1,5 млн машин. «Конечно, на состояние российского авторынка в 2025 году будет влиять геополитика. Курсы валют, ключевая ставка – это влияние мы видим и сейчас. Плюс, то, как агрессивно дистрибьюторы будут реагировать на изменение утильсбора. Станут ли они сдерживать цены за счет своей маржинальности или переложат финальную цены, – пока сказать трудно. Но эти факторы будут определять ключевые векторы развития рынка в следующем году», — рассуждает Николай Иванов.
А вот генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич полагает, что ситуация на рынке настолько быстро меняется, что делать прогноз на 2025 год сейчас нет никакого смысла. Единственное, что можно с уверенностью констатировать, – авторынок сейчас, по мнению эксперта, впервые попал в зону «идеального шторма»: запредельная ставка финансирования, резкое падение спроса, повлекшее за собой затоваривание складов, и все это – на фоне обвала рубля.
Насколько могут подорожать новые автомобили 2025 года выпуска – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ