Согласно независимым опросам в таксопарках, только за 2025 год в каждом третьем ДТП, совершенном с участием такси, фигурировали виновники-физлица, которые ездили без полиса ОСАГО. Такую статистику привела Елена Стеценко, член Комитета по вопросам страхования Общественного Совета по развитию такси, выступив на конференции «Автострахование – 2025» в Сочи.
Она пояснила, что в регионах РФ тысячи таксопарков сталкиваются с проблемой отсутствия полисов ОСАГО у виновников ДТП. Налицо – очевидная несправедливость. С одной стороны, большой список требований предъявляется к тем, кто работает в такси (в том числе и повышающий коэффициент по ОСАГО), и для нарушителей этих требований предусмотрены гигантские штрафы. С другой стороны, физлиц обязывают просто иметь полис ОСАГО, а при его отсутствии – только 800 рублей штрафа. Все это позволяет виновным избегать ответственности.
Иметь полис ОСАГО при постановке машины на учет – уже исключено из обязанностей автовладельца. А избегать ответственности в случае ДТП виновникам помогает и законодательство: защищая свои интересы, физлицо может спрятаться за институтом банкротства. Поэтому в региональных судах накапливаются дела, когда таксопарк, даже выиграв дело по ДТП, остается в убытках, которые некому предъявить. Сложившаяся ситуация поощряет недобросовестных автовладельцев к безответственному поведению: человек не оформляет страховку, становится виновником ДТП, но по факту ничего не выплачивает… Таксопарк же обязан оплатить и юриста, и экспертизу, и многое другое. Но даже при выигранном деле никто не считает упущенную выгоду компании. В каждом таксопарке подобные ситуации возникали и продолжают возникать.
Приведя конкретные примеры из реальной практики, Стеценко пояснила, что в Общественном Совете по развитию такси выработали несколько предложений, чтобы уравнять положение сторон, потенциальных участников ДТП. Первое – ужесточить ответственность за отсутствие полисов ОСАГО для водителей, которые ездят на личных автомобилях. Второе – усилить контроль за отсутствием полисов ОСАГО. Третье – исключить возможность списания долгов при банкротствах. Четвертое – ввести в качестве меры наказания для нарушителей принудительные общественные работы. Таким образом, считают в Совете, пострадавшие в ДТП точно смогут получить возмещение материального ущерба – из фонда оплаты такого труда. Такие работы – это мощная воспитательная мера. Еще одна выгода: к подобной мере наказания можно будет привлекать и владельцев электросамокатов (в последнее время участились случаи ДТП с участием самокатов). Дополнительное предложение в эту общую копилку – пересмотреть методику оценки ущерба от ДТП.
Фото: Общественный Совет по развитию такси




















































