Центробанк с июля прошлого года последовательно, 5 раз подряд, повышал ключевую ставку с 7,5% до 16% на сегодняшний день. Это естественным образом привело к удорожанию автокредитов, обеспечивавших в минувшем году порядка 40% всех продаж новых машин. Эксперты, опрошенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, когда и при каких условиях ставки по автокредитам начнут снижаться.
По прогнозу начальника управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслава Якубчика, рынок автокредитования вышел на плато по ставкам и текущий уровень ставок будет стабилен в случае сохранения ключевой ставки. Снижаться ставки начнут в случае пересмотра ключевой ставки ЦБ в сторону снижения.
«Представители ЦБ прямо сообщали, что для достижения цели по инфляции жесткую денежно-кредитную политику придется сохранять в течение года, если потребуется. В течение первых двух кварталов 2024 года я бы не ждал снижения ключевой ставки – проинфляционные факторы остаются существенными: значительное влияние оказывает и будет продолжать оказывать рост расходов государственного бюджета. В базовом сценарии, который не предполагает усиления санкций и ухудшения международной торговли, ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку по году в 12,5 – 14,5%. То есть при благоприятном развитии событий мы можем ориентироваться на снижение ставки до 9 – 10% к концу года», – комментирует старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Как ожидает директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка» Виталий Костюкевич, регулятор перейдет к смягчению денежно-кредитной политики во втором полугодии 2024 года. Скорее всего, это будет плавное снижение, и вряд ли ключевая ставка к концу года достигнет однозначных значений, поэтому и ставки в сегменте автокредитования также не преодолеют этой отметки. Снижение ставок будет происходить на сопоставимую величину со снижением ключевой и может составить, по нашим ожиданиям, 3 – 5 п.п.
В свою очередь, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая отмечает, что в целом сегодня ставки отнюдь не заградительные – в 2022 году бывало и хуже, при этом кредитование не было остановлено. Текущая ключевая ставка приведет, скорее, к ограничению риска (и одобрения), но не к остановке выдач. Несмотря на рост ставок, спрос на автокредиты остается еще достаточно высоким на фоне ожиданий населения в направлении еще большего роста цен на автомобили и ключевой ставки.
«В 2024 году, по нашим прогнозам, объемы продаж в сегменте продолжат расти. Несмотря на прогнозируемый высокий уровень ключевой ставки большую часть года, будут поддерживать дальнейшее расширение ассортимента китайских машин и увеличение числа субсидированных кредитных программ», – резюмирует вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.
О том, как ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка сказалось на требованиях банков к заемщикам, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ