Финансовая емкость рынка в 2025 году ставит рекорды второй месяц подряд
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам августа 2025 года. Согласно результатам исследования, в конце лета жители РФ потратили на покупку новых машин 393 млрд рублей. Это на 0,8% больше, чем месяцем ранее (в июле — 389,7 млрд рублей), но на 12,6% ниже показателя годичной давности (в августе 2024-го — 449,6 млрд рублей). Также стоит отметить, что августовский результат является максимальным в нынешнем году. Таким образом, финансовая емкость рынка в 2025-м ставит рекорды второй месяц подряд.
Премиальный — «в минус», массовый — «в плюс»
Оба сегмента российского авторынка показали разнонаправленную динамику. Так, в августе в нашей стране было реализовано 10,4 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 2,8% больше по сравнению с продажами июля), что вылилось в потраченные 86,3 млрд рублей (на 1,9% меньше, чем месяцем ранее). На фоне общего роста потраченных россиянами в конце лета на покупку новых легковых автомобилей денег доля премиальных машин в структуре затрат снизилась с 22,6% (в июле) до 22% (в августе).
Доля автомобилей массового сегмента в финансовой емкости, напротив, продолжает расти. Так, за месяц она увеличилась с 77,4% до 78%. При этом объемы реализации, как и затраты в этом сегменте, тоже выросли: было продано 111,8 тыс. машин (+1,2% по сравнению с июлем) на 306,7 млрд рублей (+1,6%).
Лучше всех прибавили «корейцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей сильнее всего выросли у корейских брендов. В августе россияне потратили на них 10 млрд рублей — на 10,9% больше, чем месяцем ранее. Затраты на покупку японских машин за месяц выросли на 8,4% до 30,6 млрд рублей, а американских — на 7% до 4,5 млрд рублей. У остальных марок эти показатели снизились: у российских — на 0,7% до 60,2 млрд рублей, у китайских — на 1,1% до 217,1 млрд рублей, у европейских — на 2,3% до 49 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 55,2%. Далее в затратах августа следуют: отечественные бренды — 15,3%, европейские — 12,5%; японские — 7,8%; корейские — 2,5% и американские — 1,1%.
Что касается объемов реализации за прошлый месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (66,4 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (36 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 5 тыс. экземпляров.
Сегмент SUV преодолел отметку в 80%
Кроссоверы и внедорожники упрочили свое положение на авторынке РФ. Так, в прошлом месяце было продано 88,9 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, а потрачено на них — 316,1 млрд рублей. Таким образом, на их долю пришлось 72,7% в штуках и 80,4% в деньгах. По сравнению с июлем оба показателя увеличились (тогда они составляли 71,8% и 79,7% соответственно), причем в структуре затрат кроссоверы и внедорожники впервые преодолели рубеж в 80%.
Вторыми по популярности у россиян остаются автомобили В-класса. По итогам последнего месяца лета было реализовано 21,8 тыс. новых таких машин на сумму 33,6 млрд рублей. Их доля составила 17,8% в объеме продаж и 8,6% в финансовой емкости.
Если же рассматривать остальные сегменты российского авторынка, то доля каждого из них по итогам августа как в количественном, так и в денежном выражении не дотянула даже до 3%.
«Продажи новых легковых машин второй месяц подряд ставят рекорды в 2025 году. Это напрямую отражается на финансовой емкости рынка, которая в августе обновила прежний максимум, достигнутый в июле. Одной из причин этого является увеличение доли реализации кроссоверов и внедорожников, т.е. автомобилей, имеющих более высокую среднюю цену. Так, в августе около 73% реализованных машин пришлось на сегмент SUV, что является рекордным показателем. Вследствие этого, доля кроссоверов и внедорожников в структуре затрат впервые преодолела отметку в 80%», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
«Сегмент SUV остается крупнейшим на российском рынке, а в последние два месяца он только укрепил свои позиции. И здесь особую роль сыграли кроссоверы и внедорожники белорусских, корейских и японских марок, доля реализации которых летом заметно выросла. В этом плане стоит упомянуть марку Belgee, которой в августе удалось впервые войти в ТОП-5 российского рынка. Также особого внимания заслуживает возвращение Toyota в десятку лидеров спустя 10 месяцев. Нельзя не отметить и стремительный рост продаж автомобилей KGM, которые вышли на рынок только в начале года», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ