В том числе 126,8 млрд составили затраты на приобретение грузовой техники
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых коммерческих автомобилей (LCV и грузовых) в России и определили его финансовую емкость* по итогам 3 квартала 2025 года. Согласно результатам исследования, с июля по сентябрь на покупку новых коммерческих машин в нашей стране было потрачено 203,9 млрд рублей. Это на 12,8% больше, чем во 2 квартале (180,8 млрд рублей), но в 2 раза хуже (- 49,7%) результата годичной давности (405,2 млрд рублей — в 3 квартале 2024-го). 38% потраченных денег принадлежит легкой коммерческой технике (77,1 млрд рублей), которая была реализована в количестве 22,4 тыс. единиц. Остальные 62% — это затраты на покупку 13,6 тыс. грузовых автомобилей (сумма, равная 126,8 млрд рублей).
Доля китайских марок в грузовом сегменте (HCV, MCV) упала, а российских — выросла
Более 90% всех денег по-прежнему тратится на китайские и российские грузовики. Однако доля «китайцев» в финансовой емкости заметно уменьшилась, а отечественных брендов — увеличилась.
Так, по итогам 3 квартала нынешнего года больше всего денег ушло на покупку грузовых автомобилей из КНР — 62 млрд рублей. Это соответствует 49% всей суммы. Между тем год назад доля «китайцев» была заметно выше — 70%. А вот доля отечественных брендов в финансовой емкости за год удвоилась — с 21% до 42%. За последние три месяца на них было потрачено 53,2 млрд рублей. Оставшиеся 9% всех денег в 3 квартале суммарно ушло на остальные марки (11,5 млрд рублей).
Подобная картина наблюдается и в структуре реализации грузовиков, когда китайским и российским брендам в общей сложности принадлежит 91% рынка. И если в 3 квартале прошлого года доминировали «китайцы» с долей 68%, то в 3 квартале 2025-го им принадлежит лишь 46%. Отечественные марки чуть уступили конкурентам из Китая — их доля составила 45%. В количественном выражении это выглядит так: китайские бренды — 6,3 тыс. проданных грузовиков, российские — 6,1 тыс. штук.
Половина затрат приходится на три марки
Первенствует среди брендов отечественный КАМАЗ с результатом 38,9 млрд рублей. При этом его доля в финансовой емкости рынка новых грузовиков (MCV и HCV) увеличилась с 15% (в 3 квартале 2024-го) до 31% (в 3 квартале 2025-го).
Второе место в этом рейтинге занимает китайский Shacman (14,4 млрд рублей) с долей 11%, причем год назад она составляла 15%. Снизилась она и у китайского бренда SITRAK (9,9 млрд рублей): если в 3 квартале 2025 года ему принадлежит 8% от общей суммы, то в 3 квартале 2024-го на него приходилось 17%.
Кроме них, в ТОП-10 по затратам вошли FAW, ГАЗ, Howo, Sany, МАЗ, Урал и Dongfeng. На покупку грузовых автомобилей каждой из этих марок ушло от 3,6 млрд до 8,1 млрд рублей.
Что касается продаж в 3 квартале, то лидирует тоже КАМАЗ (4,2 тыс. шт.), за которым располагается Shacman (1,5 тыс. шт.). Отметку в 1 тысячу единиц также преодолели отечественный ГАЗ и китайский SITRAK.
Больше всего денег собрала модель КАМАЗа
В пятерке моделей-лидеров — три отечественные. Так, в 3 квартале покупка новых грузовых автомобилей КАМАЗ-43118 обошлась в 10,1 млрд рублей, что составляет 8% всей финансовой емкости рынка. Второе место занимает китайский грузовик SITRAK C7H (9,9 млрд рублей). Но в рейтинге продаж наблюдается обратная картина: показатель SITRAK C7H составляет 1 тыс. штук, а КАМАЗ-43118 — 0,9 тыс. единиц.
Далее в пятерке лидеров по затратам располагаются КАМАЗ-65115 (7,2 млрд рублей), Shacman SX4188 (5,3 млрд рублей) и ГАЗ «Газон NEXT» (4,8 млрд рублей).
Тягачи провалились сильнее других
Седельные тягачи лидируют, но их доля упала в 1,5 раза. Больше всего денег в 3 квартале было потрачено на покупку седельных тягачей — 32,7 млрд рублей. Это составляет 26% от общей суммы. При этом год назад доля тягачей в финансовой емкости была равна 39%.
В 21 млрд рублей обошлись самосвалы, а в 13,2 млрд рублей — автокраны/подъемники. Таким образом, машинам этих трех типов кузова суммарно принадлежит свыше половины (53%) всех потраченных денег. Также стоит отметить, что доля самосвалов за год снизилась с 18% до 17%, а автокранов/подъемников — выросла с 7% до 10%.
Седельные тягачи с самосвалами лидируют и по объемам реализации грузовой техники. Если первые в июле — сентябре разошлись тиражом в 3,7 тыс. штук (доля — 27%), то вторые — в 2,5 тыс. единиц (19%). На долю автомобилей, имеющих другой тип кузова, в 3 квартале пришлось менее 10% от общих продаж.
«Если рассматривать продажи коммерческого транспорта в нашей стране, то хуже всего ситуация обстоит в сегменте крупнотоннажных грузовиков (полной массой более 16 тонн). Этот рынок стабильно пошел вниз еще с ноября прошлого года, а к маю достиг минимального значения (2,7 тыс. шт.). Впоследствии он чуть отыграл падение, но на уровне 3,5 — 3,6 тыс. единиц продолжает балансировать третий месяц подряд, т.е. как раз в течение 3-го квартала. Одна из причин этого связана со структурой продаж по годам выпуска. Так, свыше половины в объеме реализации приходится на технику 2023 — 2024 годов выпуска. Это результат огромных стоков, с которыми рынок вошел в нынешний год. При этом импорт тяжелых грузовиков сейчас минимальный за всю последнюю историю», — отмечает Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ».
«В настоящее время самая печальная картина наблюдается в сегментах седельных тягачей и самосвалов, которые «просели» на 60 — 70%. Практически то же самое наблюдается и в марочном разрезе, особенно у таких марок, как Dongfeng, FAW, Shacman, SITRAK. Напомним, что в 2025 году у некоторых моделей перечисленных брендов были выявлены нарушения и несоответствия, что повлекло приостановку действия Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а также Одобрения типа шасси. Это заметно повлияло на их продажи и привело к перераспределению доли рынка и его финансовой емкости», — объясняет Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которая в общей сложности была потрачена на покупку новых коммерческих автомобилей за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых машин и их продаж за отчетный квартал.
Фото: АВТОСТАТ


















































