Это максимальный ежемесячный показатель в 2025 году
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам апреля 2025 года. Согласно результатам исследования, в середине весны жители РФ потратили на покупку новых машин 325,7 млрд рублей. Это на 31,3% больше, чем месяцем ранее (в марте — 248 млрд рублей), но на 24,4% меньше показателя годичной давности (в апреле 2024-го — 430,6 млрд рублей). Стоит отметить, что апрельский результат является максимальным в нынешнем году, а по итогам 4 месяцев финансовая емкость рынка преодолела отметку в 1 трлн рублей, что, впрочем, на 28,8% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Доля премиального сегмента превысила четверть
В апреле увеличилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. В середине весны в нашей стране было реализовано 10,3 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 52,3% больше по сравнению с продажами марта), что вылилось в потраченные 87,2 млрд рублей (на 43,9% больше, чем в марте). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц выросла с 24,4% до 26,8%.
На этом фоне доля автомобилей массового сегмента в структуре финансовой емкости снизилась — с 75,6% до 73,2%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте в апреле увеличились: было продано 91,8 тыс. автомобилей (+25,7% по сравнению с мартом) на 238,5 млрд рублей (+27,3%).
Лучше всех прибавили «корейцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей сильнее всего выросли у корейских брендов. В апреле жители нашей страны потратили на них 5,5 млрд рублей — на 79,6% больше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели тоже увеличились. Так, затраты на покупку европейских машин за месяц выросли на 46,5% до 46,8 млрд рублей, японских — на 39,2% до 17,6 млрд рублей, китайских — на 29,9% до 188,4 млрд рублей, американских — на 21,7% до 3,8 млрд рублей, российских — на 16,5% до 53 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 57,8%. Далее в затратах апреля следуют: отечественные бренды — 16,3%, европейские — 14,4%; японские — 5,4%; корейские — 1,7% и американские — 1,2%.
Если же рассматривать объемы реализации за прошлый месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (56 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (33,9 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 5 тыс. экземпляров.
Доля SUV выросла, а В-класса — снизилась
Сегменты SUV и В остаются крупнейшими на российском авторынке. Их суммарная доля как в продажах, так и в затратах находится на уровне 85 — 90%. При этом в апреле у SUV доля увеличилась, а у В-класса — уменьшилась.
В середине весны было реализовано 69,2 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на сумму 250,3 млрд рублей. Как следствие, за месяц их доля в штуках выросла с 65% до 67,8%, а в деньгах — с 75,2% до 76,8%. Продажи автомобилей В-класса составили 22 тыс. единиц, а потрачено на них было 32,7 млрд рублей. Их доля в обоих случаях сократилась: в объеме реализации — с мартовских 24,1% до апрельских 21,5%, в финансовой емкости — с 11,6% до 10,1%.
Что касается остальных сегментов, то в апреле доля каждого из них как в количественном, так и в денежном выражении составила менее 3%.
«Впервые в нынешнем году продажи новых легковых автомобилей за месяц превысили отметку в 100 тысяч единиц. Это напрямую сказалось на сумме денег, которую отдали россияне за их покупку. Так, в апреле этот показатель достиг почти 326 млрд рублей, став максимальным ежемесячным в 2025 году. Несмотря на низкие продажи в целом, россияне отдают наибольшие предпочтения не «бюджетным» автомобилям B-класса, а заметно более дорогим SUV, доля которых в апреле еще выросла — до 68% в количестве и до 77% в деньгах. Так покупатели реагируют на акции и субсидируемые дистрибьюторами кредиты», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Затраты на покупку новых машин в этом году впервые преодолели рубеж в 300 млрд рублей. По итогам четырех месяцев эта сумма составила около 1,1 трлн рублей, что примерно на 30% меньше, чем за тот же период прошлого года. И если в 2024-м финансовая емкость рынка установила рекорд, то в 2025 году на это рассчитывать не приходится, поскольку продажи автомобилей сократились на четверть», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ