Финансовая емкость рынка впервые преодолела отметку в полтриллиона рублей
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам октября 2024 года. Согласно результатам исследования, в середине осени жители РФ потратили на покупку новых машин 542,4 млрд рублей, что на 59,5% выше уровня годичной давности (340 млрд рублей — в октябре 2023-го). Кроме этого, данный показатель оказывается на 14,3% больше, чем месяцем ранее (474,5 млрд рублей — в сентябре 2024-го). Таким образом, финансовая емкость рынка впервые преодолела отметку в полтриллиона рублей, установив новый рекорд. Напомним, прежний максимум по объему затрат был зафиксирован в марте нынешнего года (496,2 млрд рублей).
Почти четверть всех денег ушла на премиум-сегмент
Доля премиальных автомобилей в структуре финансовой емкости за месяц увеличилась. По итогам октября в нашей стране было реализовано 15,7 тыс. новых машин премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 11,4% больше по сравнению с продажами сентября), что вылилось в потраченные 130,1 млрд рублей (на 20,9% больше, чем месяцем ранее). Как следствие, доля премиальных автомобилей в структуре затрат выросла с 22,7% (в сентябре) до 24% (в октябре).
Соответственно, доля машин массового сегмента в затратах за месяц сократилась: с сентябрьских 77,3% до октябрьских 76%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте увеличились: было продано 155,5 тыс. машин (+13,7% по сравнению с сентябрем) на 412,2 млрд рублей (+12,4%).
Доля китайских марок — снизилась, российских — выросла
Больше всего денег по-прежнему уходит на покупку «китайцев», но их доля падает. В октябре россияне потратили на покупку китайских автомобилей 334,8 млрд рублей — на 7,7% больше, чем месяцем ранее. На машины корейских марок было потрачено 18,2 млрд рублей — на 1,7% больше, чем в сентябре. Затраты на покупку автомобилей других брендов выросли заметно сильнее: российских — на 24,3% (до 78,4 млрд рублей), японских — на 32% (до 34,2 млрд рублей), европейских — на 36,8% (до 59,1 млрд рублей), американских — на 44,1% (до 6,4 млрд рублей).
В связи с этим доля «китайцев» и «корейцев» в финансовой емкости за месяц сократилась. Так, у первых она уменьшилась с 65,5% (в сентябре) до 61,7% (в октябре), а у вторых — с 3,8% до 3,4%. У всех остальных этот показатель увеличился: у отечественных брендов — с 13,3% до 14,4%, у европейских — с 9,1% до 10,9%; у японских — с 5,5% до 6,3%, у американских — с 0,9% до 1,2%.
Что касается октябрьских объемов реализации, то здесь тоже лидируют китайские марки (98,7 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (52,8 тыс. шт.). Их общая доля составляет 88,4%, а у «европейцев», «японцев», «корейцев» и «американцев» по отдельности она не дотягивает и до 4%.
У SUV доля падает, а у В-класса — растет
Сегменты SUV и В остаются крупнейшими на российском авторынке. Их суммарная доля как в продажах, так и в затратах находится в интервале 85 — 90%. При этом в последний месяц у SUV доля снизилась, а у В-класса — выросла.
В октябре было реализовано 116,9 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на сумму 419,9 млрд рублей. Как следствие, за месяц их доля в штуках сократилась с 70,9% до 68,3%, а в деньгах — с 79,2% до 77,4%. Продажи автомобилей В-класса составили 35,5 тыс. единиц, а потрачено на них было 51,8 млрд рублей. Их доля в обоих случаях растет: в объеме реализации — с сентябрьских 19,4% до октябрьских 20,7%, в финансовой емкости — с 9,2% до 9,5%.
Если же рассматривать показатели остальных сегментов, то во второй месяц осени доля каждого из них составила менее 4% (как в продажах, так и в затратах).
«В октябре 2024 года было реализовано 171,2 тыс. новых легковых автомобилей. Данный результат не только на 13,5% превышает показатель сентября, но и является максимальным ежемесячным начиная с мая 2021 года. Иными словами, в октябре продажи машин оказались наибольшими за последние 3,5 года. Это связано со вступлением в силу с 1 октября новой шкалы утилизационного сбора, которая подстегнула рост цен на автомобили. Соответственно, покупатели стремились приобрести машины до того, как они станут еще дороже. При этом часть автомобилей, купленных в последнюю неделю сентября, ставились на учет уже в октябре. Также в первой половине октября еще продавались машины с оплатой «старого» утильсбора», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Да, довольно высокий объем реализации новых автомобилей в октябре повлек за собой и очень большие траты на их покупку, которые в итоге оказались рекордными. Напомним, что прежний максимум финансовой емкости был зафиксирован в марте нынешнего года (496,2 млрд рублей), но если тогда до «психологической» отметки в полтриллиона не хватило всего нескольких миллиардов, то сейчас этот рубеж преодолен с солидным запасом (542,4 млрд рублей). Наряду с рекордным объемом продаж этому также способствовал и нынешний высокий уровень цен на машины», — отмечает Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ