Минпромторг России продолжает анализировать текущую динамику рынка автотранспортных средств и специализированной техники в части необходимости индексации утилизационного сбора. С учетом предложений, ранее представленных отраслевым сообществом, комитетом Госдумы по промышленности и торговле и комитетом Совета Федерации по экономической политике, был сформирован проект постановления правительства РФ предполагающий возможность введения долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении колесных транспортных средств, а также некоторых видов специализированной техники. Документ направлен на процедуру общественного обсуждения для дальнейшего рассмотрения его параметров, сообщает пресс-служба Минпрмторга РФ. Предполагаемая дата вступления в силу – 1 октября 2024 года.
Предполагается, что поэтапная индексация утилизационного сбора может коснуться легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники. Как отмечается, в части импорта автомобильной техники изменения не затронут физических лиц, которые желают самостоятельно привезти в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования и соблюдают установленные правила оплаты таможенных пошлин и налогов.
На данный момент подготовленным на основе поступивших предложений проектом постановления предусмотрено введение долгосрочной шкалы индексации утильсбора на период до 2030 года. Такой подход может способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений как отечественными, так и готовыми к локализации зарубежными производителями. Это важное условие для реализации совместных промышленных проектов. Кроме того, такая шкала позволит повысить прозрачность условий рынка и для представителей бизнес-сообщества, и для потребителей.
Индексация утилизационного сбора рассматривается только в отношении тех видов техники, серийное производство которых освоено на территории России и Беларуси и способно в достаточной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка. На сегодняшний день это автомобили и электромобили всех сегментов, прицепы и полуприцепы, грейдеры, бульдозеры, гусеничные промышленные тракторы, погрузчики, катки, самосвалы.
С учетом положительной динамики отечественного производства, 2024 год может стать первым этапом реализации долгосрочной шкалы в части автомобильной техники и прицепов, ставка может быть планово проиндексирована в среднем на 70 – 85% в первый год, и на 10 – 20% каждый последующий год. В части строительно-дорожной техники рассматривается возможность индексации с 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно. В долгосрочной перспективе предложенные коэффициенты необходимо рассматривать с учетом перспективного уровня инфляции и последствий влияния других макроэкономических факторов.
Кроме того, предлагается рассмотреть принятие решения об отложенной индексации, вступающей в силу не ранее 2026 года и 2028 года в отношении экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, производство которых в России пока что находится на начальном этапе освоения, новые коэффициенты могут быть введены также с дальнейшей ежегодной пошаговой индексацией.*
Как считает директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванов, индексация утилизационного сбора никак не будет способствовать защите отечественного производителя, потому что модельные линейки и клиентские ожидания от автомобиля – абсолютно разные. Очередная индексация утильсбора не подтолкнет китайские марки к организации производства и углублению локализации в России. Для того, чтобы запустить производство автомобилей, завод должен понимать объемы. Точкой безубыточности в данном случае является производство от 100 тыс. машин и больше. Если утильсбор поднимут, рынок начнет откатываться назад, соответственно и гарантий по такому объему не будет. Это даже может стать стоп-фактором о принятии решения по локальной сборке.
По словам же руководителя пресс-службы ГК «Expocar» Александра Ковалева, что сейчас большая часть китайских компаний понимает, что из-за высоких пошлин стоимость автомобилей становится нерыночной. Поэтому многие производители активно развивают проекты по локализации производства на территории России. Очередная индексация утилизационного сбора станет еще одним импульсом для планирования и развития локализации. От повышения сборов пострадают прежде всего автомобили доступного сегмента. Среди них можно назвать Livan X3 Pro, JAC JS3 и Changan Alsvin. Прибавка в их цене будет наиболее ощутимой, что может негативно отразиться на продажах. Тем не менее, говорить об уходе китайских марок с рынка России из-за повышения заградительных пошлин пока не приходится. Конечно, с повышением утилизационного сбора больше автолюбителей начнет делать выбор в пользу отечественного автопрома. Также повысится доля китайских брендов, собираемых на территории России. Но полного переворота рынка можно не ждать.
«Действительно, 2023 год был пилотным годом, когда китайские заводы присматривались к производственным мощностям в России и, скорее всего, в текущем году можно будет увидеть ряд совместных проектов. В течение 2024 – 2025 годов все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей. Государство должно собирать налоги, чтобы формировать свой бюджет. Это является одним из инструментов. По моим данным, было определено достаточно условно, какие автомобили должны попасть в перечень, на который распространяется повышение утилизационного сбора, а какие нет. Но я за то, чтобы порядок попадания в такой перечень был определен системно, а не просто каким-то решением», – резюмирует генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.
О том, насколько из-за индексации утильсбора могут подорожать китайские автомобили в России, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ