Изменить или обновить некоторые законодательные нормы, легализовать рынок б/у автозапчастей, активнее развивать отрасль их восстановления – все это может помочь в трансформации системы ОСАГО, которая в настоящее время испытывает трудности, когда речь заходит о ремонтах машин, попавших в ДТП. Об этом говорилось сегодня в рамках конференции «Автострахование – 2025», которую агентство «АВТОСТАТ» и Общественный Совет по развитию такси проводят 13 – 14 ноября в Сочи.
Екатерина Гринева, начальник Управления методологии урегулирования убытков Российского Союза Автостраховщиков, напомнила участникам форума, что в целом на ОСАГО число жалоб уменьшается, но на ремонт по ОСАГО – растет. Есть несколько болевых точек, связанных с выплатами по ОСАГО, по которым в обществе продолжаются горячие дискуссии. В 2017 году была введена законодательная инициатива о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП — в натуральной форме, в виде ремонта. Доля таких случаев в первые годы составляла около 15%, но потом снизилась до 5 – 6%. В 2023 – 2024 годах стало появляться много жалоб на то, что ремонт по ОСАГО бывает недоступен. Стало сложно находить некоторые запчасти, чтобы побыстрее отремонтировать и снова начать эксплуатировать автомобиль. По некоторым маркам простои в ремонте из-за недоступности запчастей уже превышают полгода. При этом выяснилось, что часть автовладельцев хочет ремонтироваться только оригинальными запчастями, на что методика ОСАГО не был рассчитана изначально. Появились новые потребности – отменить законодательную норму, запрещающую по ОСАГО применять б/у запчасти либо активно, используя опыт других стран, на государственном уровне развивать отрасль восстановления запчастей. Некоторые сервисные центры уже перешли в ремонтах на использование аналогов запчастей, доступных по параллельному импорту. Исследование, проведенное Финансовым университетом, уже подтвердило, что около 40% автовладельцев готовы согласиться на использование при ремонтах б/у запчастей и аналогов, но 60% – не готовы.
Увеличилось число судов, которые потребители ведут со страховыми компаниями по возмещению ущерба. И когда они эти суды выигрывают, компенсации могут доходить вместо 400 тысяч до 2 млн рублей, что изначально не закладывалось в расчеты по механизму ОСАГО. Таких случаев пока немного, но становится больше, издержки ложатся на кошельки всех страхователей в целом и завтра все это приведет к удорожанию полисов. В ходе дискуссии в РСА уже появились предложения по возникшей проблеме – разрешить законодательно использование при ремонтах б/у запчастей, а категории автовладельцев, которые предпочли бы денежное возмещение, при невозможности осуществить требуемый ремонт – предложить возможность ремонтировать машину самостоятельно, но при этом дать возможность получать денежную компенсацию за вычетом износа запчастей (сегодня он может составлять около 50% стоимости запчасти). Логика: сегодня не все обращаются после ДТП в ремонт, кого-то устраивает денежная выплата, даже неполная. Формируются предложения в законодательство, которые повысят количество ремонтов, а у страхователей – повысят желание работать в этом направлении.
Также ведется диалог с государственными структурами по возможности вводить в систему использование неновых запчастей. Должна появиться сфера легального обращения таких запчастей, но, чтобы их установка была безопасной для участников дорожного движения. Пока в обществе негативно относятся к этому, но есть шанс, что в обозримом будущем и такой рынок станет легальным, выйдя из тени.
Фото: Общественный Совет по развитию такси



















































