Вы наверняка видели этот кадр. В прежние времена строители, похоже, вообще ничего не боялись и тому есть множество фотоподтверждений. Но этот снимок, пожалуй, самый известный. Одиннадцать работяг спокойно и даже немного вальяжно устроились на балке и собираются пообедать. Одни болтают, другие курят, у кого-то уже бутылочка в руках (правда, непонятно с чем). Лица умиротворенные, и даже не верится, что мужчины расположились на балке строящегося небоскреба Рокфеллер-плаза, 30 и до земли аж 200 с лишним метров. Спрашивается: пообедать больше негде было?
Знаменитую фотографию сделали 20 сентября 1932 года за несколько месяцев до завершения строительства небоскреба. И да, это совершенно очевидно, что она постановочная. Есть еще несколько снимков с теми же работниками. На одном они отдыхают, лежа на балке, на другом – радостно машут кепками. 260-метровый небоскреб Рокфеллер-плаза, 30 был частью крупного офисного центра в Нью-Йорке, построенного в 1930-е годы на деньги семьи Рокфеллеров. Бизнес всегда нуждается в рекламе и с помощью фото, от которого дух захватывает, нужно было привлечь внимание широкой публики (и будущих арендаторов). Но съемки происходили по-настоящему, без страховки! И это впечатляет.
Казалось бы, кто в здравом уме согласится позировать на высоте в 200 метров вместе с почти дюжиной других «моделей»? Но надо не забывать, что времена стояли совсем другие. В Америке – великая депрессия, работы мало и люди хватались за любую возможность заработать. Да и к своей жизни строители относились как-то… легкомысленно что ли. Знаете, сколько в те времена было сделано фотографий на огромной высоте и без страховки! Уйма! Причем, без всякого гонорара. А за съемку на небоскребе Рокфеллер-плаза, 30 хорошо заплатили.
Одиннадцать мужчин – на самом деле обычные рабочие. Долгое время никто не знал их имен, мол, просто какие-то строители. Но спустя годы журналистам и ученым удалось выяснить личности некоторых. Оказывается, на балке небоскреба 20 сентября 1932 года сидел интернациональный состав. Были там и ирландцы, и шведы, и словак Густав Попович – крайний справа. Он, кстати, послал домой своей жене Маришке фотографию, опубликованную в газете, с запиской: «Видишь, я как всегда с бутылкой».
А напишите в комментариях, за какую сумму вы бы согласились поучаствовать в подобной фотосессии?