Яков Ленц – неизвестный актер, которого в лицо знала вся страна

Трудно себе представить, но этот актер, который сыграл во множестве советских популярных фильмов, первый раз женился еще при царском режиме, а его юность и молодость прошли во времена дворян, помещиков и купцов.

Яков родился в Перми в 1890 году, в семье знатного городского купца Моисея Джоленз. Матерью Якова была одна из дочерей губернского предводителя дворянства Перми. Она родила 12 детей, среди которых Яков был четвертым ребенком. В 1902 году отец перевез всё семейство в Москву, чтобы дети смогли получить достойное образование.

Яков Моисеевич позже рассказывал, что он не оправдал надежды отца, который рассчитывал, что тот пойдет по коммерческой части. Молодой человек увлёкся театром, которых в Москве было множество, влюбился в одну из актрис, и тайно обвенчавшись с нею, они в 1910 году покинули город и перебрались в Ташкент, где у молодой супруги проживали дальние родственники. Через полгода, во время неудачных родов, жена с ребенком погибли и Яков остался один в чужом городе. Он вступил в местное общество русской культуры, а через год стал одним из активистов этого собрания. Одновременно Яков выступал на сцене местного драматического театра.

Сразу после революции в Ташкенте к власти пришли большевики, и Яков, в начале не приняв новую власть, с другими членами русского культурного общества иммигрировал в глубь России в Иркутск, где тогда управлял царский адмирал Колчак. Но через два года и там был установлен новый советский порядок, а местный иркутский театр, где Яков служил актером, перешел в подчинение новой городской власти. Понимая, что эта власть пришла надолго, Яков вернулся в Москву. Его семейство к тому времени эмигрировало из страны, и он стал устраивать свою жизнь самостоятельно.

В голодные 20-е годы Якову приходилось работать в пролетарских театрах с агитационными постановками лишь за еду и проживание. Театр ездил по стране, выступали везде где придётся. Часто просто на городской площади или на улице. 1920 году он женился на молодой девушке Елене Ошриной, с которой познакомился на гастролях в Самаре, и потом всю свою жизнь они проведут вместе. Но тогда, к середине 20-х жизнь постепенно стала налаживаться, и его, как уже опытного театрального актера, пригласили сниматься в кино. Первой его картиной стал фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» вышедший в 1927 году, где он познакомился с молодым Игорем Ильинским. Позже, именно Ильинский посодействует, чтобы Ленца сняли еще в двух немых фильмах с его участием. А потом на многие годы Яков станет сугубо театральным актером.

В кино он вернулся через тридцать лет, уже после войны, когда сыграл роль колхозного бухгалтера в фильме «Дело было в Пенькове». Хотя роль была второго плана, но получилась заметной и украсила фильм. Это было началом новой кинокарьеры актера, но уже в новом амплуа – пожилого человека из народа.

"Пропало лето"   (1963)
“Пропало лето” (1963)
"Большая дорога"  (1962)
“Большая дорога” (1962)
"Память сердца"  (1958)
“Память сердца” (1958)
"Василий Суриков"   (1959)
“Василий Суриков” (1959)

Далее почти тридцать лет Яков Моисеевич снимался в 3-4 фильмах ежегодно. Его участие в таких картинах, как: «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Доживём до понедельника», «Семь стариков и одна девушка», «Белое солнце пустыни», «Двенадцать стульев», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», сделало актера узнаваемым для миллионов зрителей.

"Доживём до понедельника"   (1968)
“Доживём до понедельника” (1968)
"Дайте жалобную книгу"   (1964)
“Дайте жалобную книгу” (1964)
"Сигареты Друг, 35 копеек, с собачкой на этикетке! Я уж всем устал говорить : Беломора нет , Беломора нет..."  -   в фильме    "Берегись автомобиля"   (1966).
“Сигареты Друг, 35 копеек, с собачкой на этикетке! Я уж всем устал говорить : Беломора нет , Беломора нет…” – в фильме “Берегись автомобиля” (1966).
"Три тополя на Плющихе"   (1967)
“Три тополя на Плющихе” (1967)
"Семь стариков и одна девушка"   (1968)
“Семь стариков и одна девушка” (1968)
"Не угодно ли ? Для дамы..."  -  в фильме  "Двенадцать стульев"   (1971)
“Не угодно ли ? Для дамы…” – в фильме “Двенадцать стульев” (1971)
"А вот сейчас он будет играть на бабалайке!  Все большевики играют на бабалайке!"   - в фильме "Корона Российской империи, или Снова неуловимые"  (1971)
“А вот сейчас он будет играть на бабалайке! Все большевики играют на бабалайке!” – в фильме “Корона Российской империи, или Снова неуловимые” (1971)

В одной из передач советской «Кинопанорамы» Эльдар Рязанов сказал, что можно с уверенностью заявить, что в СССР не существует человека, который бы хоть раз не видел Якова Ленца на экране. И при этом ничтожно мало людей знают его по имени!

В советское время звание заслуженного и тем более народного артиста получить было очень сложно. Поэтому человек, которого как актера знала вся страна, и который отдал профессии больше шестидесяти лет, так и не получил никакого звания.

Яков Ленц трудился до самой смерти, и за несколько месяцев до кончины снялся в двух фильмах. 84-летнего актера не стало в самом начале 1975 года. Его провожали только родственники, по-семейному тихо, без торжественных речей.

Урна с прахом Якова Моисеевича Ленца захоронена на Хованском кладбище в Москве.

Яков Ленц – неизвестный актер, которого в лицо знала вся страна

Фотографии использованы из открытых источников.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector