Содержание
- 1 Почему масло в двигателе пахнет бензином: причины, видео
- 2 Причины попадания бензина в моторное масло
- 3 У моторного масла появился запах бензина?
- 3.1 Как бензин оказывается в масле?
- 3.2 Причины попадания бензина в масло
- 3.3 Топливо плохого качества
- 3.4 Неисправность форсунок
- 3.5 Повреждение в поршневой системе
- 3.6 Как определить, что бензин попал в масло?
- 3.7 Последствия попадания бензина в масло
- 3.8 Видео: замена масла после попадания бензина в масло
- 4 Бензин в масле на ВАЗ 2109 и устранение причин неисправностей
- 4.1 Как бензин попадает в систему смазки?
- 4.2 Как решить проблему?
- 4.3 Замена диафрагм бензонасоса
- 4.4 Прочистка дренажной трубки под карбюратором
- 4.5 Проверка форсунок инжекторной системы питания
- 4.6 Неисправности поршневой системы
- 4.7 Замена смазочных материалов
- 4.8 Проблема серной кислоты
- 4.9 В заключение
- 5 Двигатель автомобиля ест масло — обзор основных причин и их решение
- 6 Причины большого расхода масла в двигателе, которые нужно срочно устранить
- 7 О разжижении моторного масла топливом
- 8 Причины повышенного расхода масла
Почему масло в двигателе пахнет бензином: причины, видео
У меня при проверке уровня масла обнаружилась странная неприятность: от щупа идёт запах бензина. Вроде бы, масло в двигателе не может пахнуть бензином, это понятно всем.
На форумах пишут, что причину надо искать либо в прогоревших кольцах, либо в форсунках, которые не закрываются или закрываются неплотно. Но разве так может быть? А ещё называют третью причину – неисправность бензонасоса.
С чего начинать поиск, и есть ли другие причины?
Ответим на эти вопросы!
Запах бензина в моторном масле, откуда?
Если двигатель – инжекторный, то поломка топливного насоса отпадает сразу. Мотор без него просто не завёлся бы. А вот форсунки действительно могут замерзать, особенно если в бензине содержится вода. Причину с прогаром колец проверяют сами – достаточно будет померить компрессию.
Даже щуп пахнуть бензином не должен
На первом шаге всегда смотрят свечи. Если присутствует «чёрный нагар», причиной будет одно из двух: либо слишком богатая смесь, либо пропуски зажигания. Пробуйте отличить первое от второго: если мотор «троит», это можно услышать. К тому же, ошибку с пропусками должен диагностировать блок ЭБУ – загорается лампа Check.
То же самое, но по порядку
Допустим, лампа Check действительно загоралась. Тогда ищем ошибку 0300, 0301-0304 или 1301-1304.
Две свечи, нормальная и с нагаром
Если же все свечи обгорели одинаково, то причина, скорее всего, будет в неисправности форсунок. Они могут «замёрзнуть»: ход клапана будет ограничивать лёд, который по мере прогрева всегда тает. Совет – в этом случае смените заправку.
Известны случаи, когда форсунка не закрывалась полностью, но тогда мотор должен дымить… Ничего страшного, кстати, в этом нет – подымит и перестанет. Но масло успеет напитаться вредными испарениями.
Компрессия как причина бензинового запаха?
Маловероятен вариант, когда прогорают компрессионные, но не маслосъёмные кольца.
Три разных кольца на поршне
Поэтому есть смысл выполнить начальную диагностику:
- Пусть запах бензина в масле двигателя присутствует, но само масло не расходуется или даже «прибывает». Вывод: кольца не прогорели, компрессию проверять не надо.
- Если присутствуют оба фактора, то есть запах бензина и расход масла, то проводить любые замеры поздно – прогоревшие кольца уже дают о себе знать.
Всё же, чтобы оценить уровень проблемы, в случае 2 замеры проводят – будет обнаружено сильное отклонение от нормы.
Получается, начальный вывод делается не по результатам замеров, а только по наблюдениям за уровнем масла.
Промер компрессии, Nissan Almera
Кстати сказать, мы рассматривали только инжекторные, но не карбюраторные двигатели и не моторы с прямым впрыском.
Пример на видео: бензин в масле карбюраторного мотора
Причины попадания бензина в моторное масло
Моторное масло является смазочным материалом, основная задача которого снижать силы трения между элементами и деталями автомобильного двигателя, и тем самым обеспечивать осуществление рабочего процесса. Кроме того, качественная моторная смазка должна выполнять следующие не менее важные функции:
- снижать противозадирные свойства;
- выводить в масляный фильтр металлические частицы, образующиеся в ходе работы;
- выполнять антикоррозийного защиту элементов двигателя и производить их охлаждение;
- осуществлять вывод не сгоревшей топливной смеси.
Для выполнения указанных задач необходимо применять в двигателе автомобиля смазочное масло в соответствии с требованиями установленными компанией-производителем. Такие требования классифицируют моторную смазочную жидкость по следующим ключевым параметрам:
- допустимая температура при эксплуатации;
- тип двигателя;
- наличие определенного типа присадок в целях создания необходимых рабочих характеристик;
- вариант основы, на которой произведено масло (минеральное, синтетическое, полусинтетическое).
Использование масла в соответствии с классификацией и требованиями производителя обеспечивает надежную и долговременную работу движка. Но также важным фактором следует считать соблюдение установленного уровня смазочного материала, визуальную проверку которого необходимо выполнять хотя бы один раз в 3-7 дней эксплуатация автомобиля.
Признаки изменения моторного масла и возможные последствия
Выполнение регулярных проверок количества масла в двигателе позволяет не только своевременно обнаружить его снижение, но и заметить возможное отклонение от нормы смазочного материала. К таким переменам следует отнести:
- изменение цвета;
- повышение текучести;
- появление запаха топлива.
Кроме возникновения запаха в масле, на попадание бензина в смазку двигателя могут указывать следующие появившиеся не характерные признаки в поведении автомобиля:
- потеря мотором своей мощности;
- повышение расхода топлива;
- появление посторонних шумов в силовом агрегате особенно при работе под нагрузкой;
- возникновение сбоев в работе мотора, он периодически начинает троить и глохнуть;
- срабатывание при запуске ДВС на приборной панели специального аварийного индикатора красного цвета;
- выхлопные газы становятся густыми, приобретают серый цвет и обладают запахом горючего.
При появлении запаха бензина в моторном масле, а также указанных признаков в поведении автомобиля необходимо сразу выполнить диагностику двигателя, так как бензин в масле практически убивает все качественные характеристики данной смазочной жидкости. Самыми опасными при этом считаются следующие негативные последствия:
Основные неисправности
Большинство поломок можно разделить на две большие группы, свойства и характеристики которых отличаются от типа используемого двигателя.
Инжекторный
Такой пролив нарушает качественное образование и распыление топливной смеси, которая не сгорает полностью, а просачивается через кольца в масло.
При такой ситуации форсунки не могут плотно закрыться и в случае остановки двигателя, определенное количество топлива под остаточным давлением попадает внутрь коллектора, а затем по нему и в цилиндры. В дальнейшем при работе мотора происходит смешивание данного топлива со смазочной жидкостью.
Карбюраторный
Основной причиной его неисправности является нарушение герметичности специальной диафрагмы, отвечающей за отсутствие проникновения топливной смеси в картер мотора. В случае ее разрыва, бензин попадает внутрь картера и смешивается с моторной смазкой.
При таком дефекте происходит переполнение поплавковой камеры, сопровождающееся формированием переобогащенной топливной смеси, которая впоследствии дальнейшего неполного сгорания оседает на стенках цилиндров и через них попадает в картер двигателя.
При возникновении данной неисправности излишки горючего из карбюратора попадают внутрь цилиндров и при запуске холодного двигателя стекают в картер.
Некачественное топливо
Использование некачественного бензина также может служить причиной его наличия в моторном масле. При изготовлении поддельного топлива, для повышения октанового числа используется большое количество различных добавок и смол.
Их применение способно испортить не только сам двигатель, но и моторное масло за счет содержащегося метанола. Это вещество несовместимо с основным набором присадок применяющихся при создании смазочного материала.
Метанол разрушает такие присадки, что соответственно приводит к потере всех качественных характеристик масел.
Основными признаками заправки некачественным топливом следует считать:
- возникновение детонации;
- увеличение расхода топлива, при этом ухудшается запуск мотора;
- появление выхлопных газов черного цвета в результате неполного сгорания горючего;
- потеря мощности силового агрегата и наличие дерганья при наборе скорости.
Что делать если произошла заправка некачественным горючим. При возникновении сразу после заправки автомобиля указанных выше факторов необходимо срочно прекратить движение, так как его дальнейшая эксплуатация может привести к полной поломке двигателя, в том числе и за счет попадания бензина в масло с последующей полной потерей смазывающим материалом своих свойств.
Заключение
В случае появления признаков возможного попадания бензина в смазочную жидкость, необходимо по возможности прекратить движение автомобиля, иначе это может привести к очень негативным последствиям.
Крайне отрицательным моментом следует считать попадание бензина в смазку мотора в небольших количествах. В таком случае водитель может не замечать данного факта достаточно длительное время, в течение которого автомобиль эксплуатировался в обычном режиме, что с большой вероятностью увеличило износ мотора.
Таким образом, можно сделать вывод, что бензин является агрессивным элементом по отношению к моторному маслу. Основой негативного взаимодействия веществ является наличие большого числа химических добавок, содержащихся в топливе.
В качественном масле также содержится определенный набор присадок, который не рассчитан на взаимодействие с любым топливом.
При попадании бензина в масло происходит постепенное изменение качественных характеристик смазочного материала, что является серьезной угрозой для работоспособности, а также надежности и долговечности автомобильного двигателя.
У моторного масла появился запах бензина?
Если вы заметили, что в вашем моторном масле присутствует запах бензина, то этот момент нельзя оставлять без внимания. Если бензин попадает в масло, то это может приводить к высокому расходу топлива, а в ряде случаев и к поломке двигателя. В такой ситуации стоит прежде всего выяснить причины, из-за которых топливо попадает в масло.
Как бензин оказывается в масле?
Этот момент до конца не ясен, но специалисты полагают, что существует два пути:
Случается и так, что владелец авто не подозревает о том, что топливо попало в масло. Узнать об этом он сможет тогда, когда в масле бензин будет уже в избыточном количестве. В этом случае на приборной панели загорится лампочка аварийного давления.
Причины попадания бензина в масло
Топливо плохого качества
Одной из причин, по которым бензин может оказаться в масле, является низкое качество самого топлива. К сожалению, иногда потребителям продают бензин, смешанный с добавками: толуолом, бензолом и другими. Они по своей сущности являются вредоносными и могут быстро проникать в картер с масляным элементом.
Масло, на которое оказало влияние горючее плохого качества, может лишиться своих эксплуатационных качеств. В результате выйдет из строя топливно-распределительный механизм. Поэтому водителям стоит внимательно относиться к выбору топлива.
Неисправность форсунок
Бензин может попасть в масло и в том случае, если форсунка не плотно закрывается. Просачивание топлива в этом случае происходит в цилиндр, а после непосредственно в масляный состав через промежутки в поршне.
Появление такого эффекта можно определить по давлению в системе распределения. Его величина измеряется при помощи манометра со шлангом для высокого давления и переходником для подсоединения к топливной рампе.
Переходник подсоединяется к рампе, а манометр — к переходнику. После этого включается зажигание. После того, как бензонасос начнет работать, потребуется подождать, пока в давление в рампе не станет нормальным. Далее, необходимо будет выключить зажигание.
После этого понадобится наблюдать за показаниями монометра в течении 5-10 секунд. Если его стрелка опустилась в нижнюю сторону больше чем на треть, то, вероятно, утечка произошла в системе подачи горючего. После этого нужно будет снять топливную рампу с форсунками и расположить ее в месте, доступном для осмотра.
Каждую из форсунок необходимо будет поместить в прозрачную емкость. При этом стоит подсоединить бензопровод и электрические соединения. После этого потребуется снова включить зажигание. После того, как в системе питания давление станет нормальным, нужно будет выключить зажигание и проследить за каждой из форсунок на подтекание топлива.
Повреждение в поршневой системе
Если масло пахнет бензином, то причина этого может заключаться и в неисправной поршневой системе. Восстановление этой системы является дорогостоящим и сложным мероприятием. Если водитель использует некачественное горючее или смазочный материал, то на поршнях может образовываться нагар, а поршневые кольца могут закоксовываться.
Другими словами можно сказать, что канавки, в которых располагаются кольца, забиваются сажей, в результате чего упругость колец пропадает. Между стенками поршня и цилиндра образуется зазор, через который может теряться часть топлива.
Если поршень потерял герметичность, то выявить это можно будет очень просто. Понадобится вывернуть свечу и заткнуть отверстие при помощи пробки из бумаги. Далее понадобится провернуть двигатель стартером. Если пробка отлетит, значит, что компрессия присутствует.
Определить наличие коксования можно при помощи компрессометра. Этот прибор представляет собой манометр, который установлен на специальную трубку с обратным клапаном и резиновым наконечником. Проверку лучше производить с напарником.
На карбюраторных двигателях понадобится снять свечи. После этого нужно будет присоединить компрессометр к любому цилиндру и поворачивать двигатель стартером до того момента, пока стрелочка не завершит движение в сторону увеличения показаний.
Полученное значение будет показывать компрессию цилиндра. Данная операция повторяется на каждом из цилиндров.
Если значения будут отличаться больше чем на 10 процентов от тех, которые установил производитель, автомобилисту необходимо будет задуматься об устранении неисправности. Устранить закоксовывание в двигателеможно при помощи специальной жидкости.
При ее использовании стоит следовать рекомендациям производителя. После того, как неисправность будет устранена, потребуется заменить масло.
Как определить, что бензин попал в масло?
Сделать это можно довольно просто. Понадобится просто взять щуп со слоем масла и поднести его к пламени свечи. При этом важно соблюдать технику безопасности. Если масло чистое, в нем нет бензина, то гореть оно не будет.
Есть и ряд других симптомов, по которым можно заподозрить неладное:
При выявлении хотя бы одного из этих признаков стоит посетить автосервис.
Последствия попадания бензина в масло
Потому как бензин является агрессивной химической субстанцией, он вызывает негативные реакции, которые в определенный момент могут привести к неисправностям. Многое зависит и от того, какое количество бензина успело попасть в масло.
Если его объем небольшой, то двигатель еще какое-то время может работать. Но это все равно не убережет от появления неисправностей.
В случае, если попавший в смазку бензин имеет довольно большой объем, это может привести к поломке некоторых механизмов.
Вот некоторые последствия:
- Нарушение топливного коэффициента коррекции, вследствие чего двигатель будет периодически останавливаться.
- Снижение скорости движения. Автомобилю будет все сложнее показывать всю свою мощность.
- Появление поломок в поршневой системе.
- Появление пломок в двигателе.
Это те последствия, которые наиболее распространены. К счастью, они происходят не так часто. Но все же это не говорит о том, что можно закрывать глаза на данную проблему. Важно своевременно обращаться в автомобильный сервис. В противном случае утечка бензина может привести к длительному и затратному ремонту авто.
Видео: замена масла после попадания бензина в масло
Бензин в масле на ВАЗ 2109 и устранение причин неисправностей
Довольно часто водители на форумах жалуются на запах бензина в масле. Кому-то пахнет сильно, а кто-то ощущает только легкий запах. Но у каждого человека восприятие запаха индивидуальное, а правильно оценить ситуацию можно только с помощью специального оборудования.
Как бензин попадает в систему смазки?
Бензин может попасть в систему смазки двумя основными путями:
Чтобы избежать скапливания бензина под карбюратором, предусмотрена дренажная трубка, которая вмонтирована в коллектор. Однако, если она засорена, что случается довольно часто, излишки бензина в обязательном порядке проникают в цилиндры двигателя. Если двигатель горячий – они испарятся, однако, при холодном двигателе, бензин стекает в картер и там смешивается с маслом.
Во время работы мотора топливо может испаряться из картера, поэтому заметить его не всегда удается. Даже если слить масло их картера сразу же, после нескольких минут высокоскоростной езды, там не окажется бензина. Но, запах в картере можно отчетливо ощутить во время пуска холодного двигателя.
О присутствии бензина в системе смазки ВАЗ 2109 информируют:
- повышенный расход топлива;
- посторонние шумы, а также стук в блоке поршней;
- мощность двигателя при пуске с места и движении под гору;
- уровень и цвет смазки в поддоне двигателя;
- уровень жидкости охлаждения.
Если наблюдаются подобные признаки, специалисты рекомендуют обратиться в автосервис. Но любой водитель может решить проблему самостоятельно. Как уже было сказано выше, кроме неисправностей бензонасоса и карбюратора, причиной данной проблемы могут стать неисправности форсунок на инжекторных двигателях и поршневой системы на всех типах двигателей.
Как решить проблему?
Если бензин в масле в ВАЗ 2109 обнаружен, нужно срочно устранить причину его попадания.
Замена диафрагм бензонасоса
Если при проверке обнаружилось, что диафрагмы бензонасоса неисправны – потрескались или прохудились, их обязательно нужно заменить.
Для этого снимается верхняя часть бензонасоса, вынимается диафрагменный узел, окручивается гайка на штоке и снимаются диафрагмы. После этого устанавливаются новые, и все собирается в обратном порядке.
Прочистка дренажной трубки под карбюратором
Для устранения загрязнений мелких каналов вроде дренажной трубки подойдет емкость с жидкостью для очистки карбюратора. С его помощью стоит почистить и сам карбюратор. Категорически не рекомендуется применять для этих целей металлическую проволоку.
Проверка форсунок инжекторной системы питания
Если одна из форсунок полностью не закрывается, топливо может проникать в цилиндр, а затем через поршневые зазоры в масло. Для проверки давления в системе питания нужно использовать манометр и резиновый шланг. Верхний предел давления не должен быть ниже 6 кгс/см².
Неисправности поршневой системы
Эта неисправность является самой дорогостоящей.
Заключается она в том, что в результате использования топлива и смазочных материалов низкого качества на поршнях может образоваться нагар, а поршневые кольца закоксовываются. Канавки, в которых установлены кольца, забиваются сажей, в результате кольца теряют упругость. Из-за образовывающегося зазора между поршнем и стенками цилиндра часть поступающего топлива ускользает.
Водителю со стажем нетрудно определить подобную проблему. А для ее решения, то есть устранения закоксовывания двигателя, применяются специальные жидкости. Однако, их использование иногда способно еще больше усугубить проблему. Поэтому, применять раскоксующие жидкости нужно в строгом соответствии инструкции производителя, а после окончания процедуры полностью заменить масло.
В случае отсутствия эффекта от применения прочищающих жидкостей, придется делать полную разборку двигателя, снимать поршни и проводить их ремонт. Такой ремонт будет сложно выполнить в домашних условиях.
Замена смазочных материалов
Нужно ли менять масло при попадании в него бензина? Ответ однозначный: менять бензо-масляную смесь нужно, и делать это рекомендуется в срочном порядке. Причина в том, что в противном случае, повышается его окисление, и в результате детали поражает коррозия, снижается вязкость, образовываются шлаки, снижается температура вспышки.
Однако, самым неприятным последствием является резкое ухудшение смазочных свойств масла. В результате рабочие поверхности деталей двигателя поддаются интенсивному износу. Особенно это касается тех частей, к которым смазка поступает не под давлением, а с помощью разбрызгивания: стенок цилиндров, распределительного вала, кулачков и др.
Потеря смазочных свойств масла становится причиной перегрева двигателя. В результате из-за расширения деталей при повышенной температуре их может заклинить.
На автомобиле ВАЗ 2109 слив масла и его замена может быть проведена в домашних условиях.
Проблема серной кислоты
Во время сгорания топлива часть газов, которые расширяются, попадает в пространство под поршнем. В этих газах содержится много веществ, среди которых – пары разных кислот. В результате количество серы, которая присутствует в топливе, влияет на количество сернистой и серной кислот, проникающих в масло. Соответственно, чем больше серы в топливе, тем больше ее кислот попадает в масло.
Серная кислота способствует ускорению окисления моторного масла, сокращая, таким образом, его рабочий ресурс. В результате получается довольно простая зависимость: чем меньше в топливе содержится серы, тем дольше масло сможет работать.
Нельзя сказать ничего о содержании серы в топливе только по одному его виду. Все, что может сделать водитель, это посмотреть соответствующий документ на АЗС.
В заключение
Как можно убедиться, причины попадания топлива в масло могут быть разными. Но в любом случае, если бензин проникает в систему смазки автомобиля ВАЗ 2109 или любого другого, нужно срочно принять необходимые меры для устранения причин, а затем полностью поменять масло.
Если продолжать использовать транспортное средство в подобном состоянии, последствия могут быть самыми печальными.
Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть фото или видео состояния двигателей при окислении масла в результате попадания в него топлива.
Опытные водители-мастера, конечно же, будут решать проблему своими руками, однако, тем, кто плохо разбирается в автомобильной технике, рекомендуется обращаться в автосервисы. Это, конечно же, окажется дороже, но – надежнее.
Двигатель автомобиля ест масло — обзор основных причин и их решение
Многие автомобилисты сталкиваются с тем, что исправный двигатель ест масло, объем которого снижается с течением времени. Существует несколько распространенных причин, из-за которых это происходит.
Для определения неисправности проводят диагностику фильтров, уплотнителей, турбины, деталей цилиндропоршневой группы, а также типа самого смазочного материала, который используется на дизельном или бензиновом моторе.
Расход масла в том или ином объеме происходит на любом типе двигателя. Для большинства бензиновых и дизельных двигателей со средней степенью мощности (75-85 лошадиных сил) нормой считается такой расход, при котором уровень масла опускается с максимума до минимума на щупе каждые 8-10 тысяч километров пробега, в зависимости от типа смазочного материала.
При движении поршня на стенках цилиндров образуется маслянистая пленка, толщиной в несколько микрон. При прохождении топливно-воздушной смеси через цилиндры возрастает температура, из-за чего масло подвергается постоянному испарению. Небольшой процент расходуется через картерную вентиляцию, а также из-за постоянной смазки клапанов и подшипников.
Расход масла напрямую зависит и от режима эксплуатации автомобиля.
В умеренном городском режиме, без использования торможения двигателем, резких ускорений и других приемов, влияющих на расход масла, нормальным считается потеря на угар в среднем до 0,1 литра на каждую 1000 километров, либо 0,5-0,15 процентов от количества использованного топлива для бензиновых моторов и 0,10-0,25 процентов для дизельных агрегатов.
Поэтому при сохранении относительного баланса количества смазочного материала в двигателе серьезных проблем с различными его системами нет.
При высоком пробеге (более 200000 км) допустимо увеличение указанных норм в 2-3 раза, в такие моторы нередко приходится доливать определенное количество смазки.
Но если потери масла растут с каждым километром, значит, какие-то узлы изношены и требуют замены или появились утечки, которые мешают нормальной работе двигателя.
Среди самых распространенных причин, по которым двигатель расходует масло сверх разрешимой нормы, выделяют следующие:
- некачественное или неподходящее по типу двигателя масло;
- износ деталей цилиндропоршневой группы;
- нарушение работы маслосъемных колец;
- неисправные маслосъемные колпачки;
- проблемы с системой вентиляции картерных газов;
- неисправность турбины (при ее наличии);
- протечка масляного фильтра или прокладки поддона;
- износ прокладки или крышки блока цилиндров и др.
Смазочный материал низкого качества оставляет больше нагара, который откладывается на стенках цилиндров и постепенно коксуется.
Масла низкого качества не содержат в своем составе необходимых для нормальной работы присадок, а значит, не обеспечивается защита от повышенного трения. Чтобы избежать проблем с двигателем, используйте только тот тип смазки по марке и по вязкости, который соответствует рекомендациям производителя автомобиля, сезону и типу эксплуатации.
Поршень любого двигателя оснащается специальными компрессионными и маслосъемными кольцами. Последние не позволяют смазочной жидкости попадать в камеру сгорания.
Они трутся о стенки блока цилиндров, на которых образуется нагар, и со временем кольца коксуются и изнашиваются, что приводит к сгоранию определенного количества масла вместе с топливом.
Если вовремя не прочистить цилиндры и кольца, то они перестанут выполнять свою функцию, в результате чего прогорят клапана, цилиндры перестанут работать и двигатель больше не запустится.
Частой причиной, которая встречается преимущественно на двигателях с большим пробегом, является износ маслосъемных колпачков. Эти детали представляют собой упругие сальники, которые подвержены воздействию высоких температур.
С течением времени они теряют свои свойства и перестают очищать клапаны от смазки, что приводит к существенному увеличению расхода. Ресурс таких сальников напрямую зависит от режима и условий эксплуатации двигателя автомобиля.
Износ или разрыв прокладки блока цилиндров, которая находится между цилиндрами и рабочими отверстиями системы охлаждения, – одна из самых распространенных причин ухода масла в бензиновых двигателях. В результате потери упругости происходит попадание масла в антифриз, и расход смазки, в зависимости от типа протечки, увеличивается в геометрической прогрессии.
Если двигатель длительное время эксплуатируется на некачественном или отработанном, грязном материале, образуется нагар на поверхности маслоотбойника, из-за чего снижается эффективность работы системы вентиляции картера. Увеличение количества паров смазочной жидкости внутри приводит к повышению давления, и она попросту выдавливается через различные уплотнения, особенно «страдают» сальники коленчатого и распределительного валов.
Если была проведена диагностика, которая показала, что с цилиндрами, уплотнениями, поршнями, кольцами и другими деталями все в порядке, выхлоп не дымит, вы используете качественное и соответствующее всем необходимым параметрам масло, а уровень его постепенно снижается, причина может быть в протечке масляного фильтра, пробоине в картере или износ прокладки поддона двигателя, через которые оно и уходит.
На использование некачественного или несоответствующего нужной вязкости смазочного материала указывает нагар на колпачке горловины и быстрое загрязнение жидкости по щупу.
Параллельно происходит увеличение расхода топлива и снижение компрессии мотора.
Чтобы избежать неприятных последствий для работы цилиндров и поршней, необходимо выполнить комплексную промывку двигателя, поменять фильтр и залить новое масло, рекомендованное производителем для конкретной модели авто.
На износ деталей ЦПГ указывает снижение компрессии и сизый, густой дым, который идет из выхлопной трубы, особенно при подгазовках и увеличении скорости. Тянуть с диагностикой и ремонтом при обнаружении таких признаков не рекомендуется, со временем это приведет к закоксовыванию колец и перекачке жидкости с топливной смесью в камеру сгорания.
При неисправности маслосъемных сальников и колпачков из трубы выходит слишком густой дым синеватого оттенка, при этом можно наблюдать увеличение компрессии на определенных скоростях, существенное повышение расхода топлива, и несоответствие уровней утечки, машина по-разному ведет себя в городском режиме и на трассе. Решить эту проблему можно только заменой колец, а иногда и направляющих с клапанами или после полной капиталки мотора.
На проблемы с прокладкой ГБЦ указывает либо следы утечки непосредственно в месте ее крепления, что заметно при визуальном осмотре, либо появление масляных сгустков в антифризе или излишняя пенистость смазки. Появление масляных пятен под капотом авто, в большинстве случае указывает на проблемы с масляным фильтром, пробой картера или протечку сальника на поддоне.
Турбированные моторы могут “кушать” масло по причине неисправности уплотнения на подшипнике компрессора.
В этом случае следы масла обнаруживаются в выхлопной трубе, особенно при работе двигателя на холостом ходу. Часто из строя выходит катализатор и сама турбина (при сильных нагрузках).
Решить проблему на раннем этапе можно заменой сальника, при нарушении работы турбины только ее качественным ремонтом.
Причины большого расхода масла в двигателе, которые нужно срочно устранить
Подробности
Одни из сценариев фильма ужасов “куда уходит масло” отнюдь не смертельные и заканчиваются хэппи-эндом. Другие же фактически фатальные и являются четкими признаками необходимости ремонта или, если такое невозможно, замены двигателя.
Начнем с легкоустранимых причин. Одна из них – не вполне подходящее масло, при использовании которого наблюдается повышенный угар.
Подобный пример есть в нашей личной практике: немолодой Volvo с исправной “турбопятеркой” (ровная компрессия во всех цилиндрах, турбонагнетатель в добром здравии, отсутствие течей через сальники) расходовал явно выше нормы и, как говорится, на ровном месте – при спокойной манере езды.
Удивляло то, что своим параметрам оно соответствовало рекомендациям производителя. Переход на масло с увеличенной высокотемпературной вязкостью полностью решило проблему.
В порядке эксперимента выбор пал на продукцию другого, более известного и хорошо зарекомендовавшего себя бренда.
Впрочем, исключать вероятность снижение угара масла на продукции прежней марки, но с более высокой вязкостью, не станем.
Еще одна причина “поджирания” масла, имеющая сравнительно легкое решение, может скрываться в изношенных маслосъемных колпачках, которые находятся на клапанах и препятствуют попаданию масла в камеру сгорания.
Со временем сальники “дубеют”, то есть, теряют эластичность и начинают пропускать смазку. В замене нет ничего страшного – колпачки по сути являются расходным материалом.
Со временем масло может начать сочиться через уплотнения, например, покидать двигатель, найдя лазейки в переднем сальнике коленвала. Подобное может происходить из-за самых разных причин.
Например, при большом пробеге автомобиля, когда из-за вибраций коленвала происходит износ внутренней части сальника, длительном простое машины и, как следствие, пересохшей или “задубевшей” детали, либо ее низком качестве или неправильной установке.
Потекший сальник может вывести из строя ремень ГРМ и подлежит замене. Течь может задний сальник коленвала или распредвалов, а также сочиться из-под клапанной крышки или прокладки поддона двигателя. Следует помнить, что в месте течи гарантированно будет скапливаться пыль и грязь, делая ее источник заметным, либо после стоянки вы увидите масляные капли или даже лужу на асфальте после стоянки.
Одна из частых причин не только “ужора” масла, но и всяких неприятных проблем, – загрязненная система вентиляции картерных газов. В поддоне двигателя находится гремучая смесь – пары несгоревшего топлива, газы, частицы воды и масляный туман.
Все это самым негативным образом влияет на кондицию смазочных материалов.
Система вентиляции картерных газов, удаляющая избыток всякой дряни, не только продлевает срок службы масла, но также уменьшает давление в картере, которое может выдавливать масло, и снижает токсичность выхлопа.
Если она перестает выполнять свои функции, то возрастающее давление в картере может выдавить масляный щуп с вполне предсказуемыми последствиями. Сюрпризы преподносит подклинивающий или забитый клапан, который регулирует давление подающихся во впуск газов и провоцирует масляный аппетит.
Система наддува – вещь! Современные установки, как это нынче водится, делают характер агрегата эластичным – “полка” крутящего момента достигается в достаточно широком диапазоне оборотов, что удобно для езды.
Но вместе с тем сложная конструкция работает в сверхэкстремальных температурных режимах, предъявляет свои требования к маслу, и сама по себе может потреблять его в силу конструктивных особенностей и при неисправностях. Подшипники смазываются маслом двигателя, а, значит, весьма болезненно относятся к падению его уровня.
При снижении объема смазочного материала подшипники турбонагнетателя начинают работать “на сухую” и наддув рискует выйти из строя.
Существенный расход масла может наблюдаться при неисправностях “улитки”, а, именно, при износе валов и втулок, которые подогнаны друг к другу очень плотно, дабы не пропускать смазочный материал.
Но при увеличении зазора масло будет уходить через “холодную” компрессорную часть турбины на впуск.
Причиной непомерного аппетита может быть повышенное разрежение на впуске, которое будет засасывать масло из турбины.
Выше мы перечислили некоторые неприятные, хотя и не смертельные причины повышенного потребления смазочных материалов. Главное – не запускать. А теперь сценарии более серьезные и драматичные. Например, попадание масла в систему охлаждения.
Пятна на поверхности антифриза в расширительном бачке должны не на шутку встревожить: охлаждающая жидкость и масло находятся в разных системах и смешивание означает нарушение герметичности, которое с высокой вероятностью может означать дальнейший выход двигателя из строя.
Почему это произошло? Вероятно, из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров, повреждения головки блока цилиндров, неисправности помпы системы охлаждения или, скажем, масляного радиатора.
Дым коромыслом из выпускной системы под нагрузкой частенько намекает на критический износ колец в двигателе – они уже не могут снимать масло со стенок цилиндров, и оно прорывается в камеру сгорания, где сжигается вместе с топливно-воздушной смесью.
К другим симптомам относится снижение мощности, увеличение расхода топлива и почерневшие свечи зажигания. В данном случае – только ремонт.
На десерт коснемся темы, которая снится в самых страшных кошмарах не только адептам Porsche Cayenne и Mercedes-Benz S600 Biturbo, но и другим автомобилистам, например, владельцам Hyundai и Kia с наддувным бензиновым двигателем G4KD. Поверхность цилиндров с задирами-бороздками гарантированно означает высокий расход масло и “попадание” на крупный и затратный ремонт с гильзовкой или вовсе заменой блока цилиндров.
Спусковым крючком для появления задиров выступает отсутствие масляной пленки на стенках цилиндров и трение метала по металлу. Другой вопрос, почему это происходит. Причины могут быть разные, например, масляное голодание, сниженное давление масла, “спортивный” стиль езды, некачественное или несоответствующее по своим характеристикам масло, либо утратившее свои свойства.
О разжижении моторного масла топливом
Причины высокого содержания топлива в масле: неполное сгорание топлива из-за неточных регулировок двигателя, плохая работа впрыска, неправильное зажигание, неправильная регулировка клапанов, дефектные распылители, изношенные поршневые кольца, неисправный топливный насос и т. д.
Попадание топлива в масло, помимо снижения вязкости, резко ухудшает его противоизносные свойства, ускоряет образование нагара и лака на поршнях.
Низкая вязкость приводит к падению давления в главной магистрали, изменению толщины масляной пленки, нарушению режима смазки узлов трения, задиру деталей цилиндро-поршневой группы, износу подшипников, поломке коленчатого вала и даже взрывам в картере.
Из-за закоксовывания свечи зажигания, отложения на электродах топливных присадок, дефектов форсунки не сгоревшее топливо стекает в картер, смывая с поверхности цилиндров масло, что приводит к износу (рис. 1).
Наиболее полное представление о разжижении масла и его работоспособности дает постоянный анализ вязкости, по изменению которой можно судить о степени разжижения масла, а также его окисления или разрушения загущающей присадки.
Для определения работоспособности моторного масла достаточно определить вязкость при температуре 40 и 100 °C, рассчитать индекс вязкости и сравнить с исходным показателем.
Из нашей практики достаточно определить вязкости при комнатной температуре и при 40 °C и по вязкостно-температурному показателю определить содержание топлива (подробно об этом – в книге Р. Г. Нигматуллина «Диагностика ДВС по анализу работающего масла»).
Так как бензин и дизельное топливо имеют высокий индекс вязкости, то по увеличению индекса вязкости можно выявить попадание в масло топлива, а значит, косвенно и показатель температуры вспышки масла, который прежде всего характеризует пожароопасность масла, о которой судят по низкой температуре вспышки. Температура вспышки моторного масла при попадании топлива резко падает (рис. 2).
В свежих и незначительно окисленных маслах между вязкостью и температурой вспышки существует линейная зависимость. При повышенной скорости старения масла и при разжижении масла тяжелым топливом эта зависимость нарушается: вязкость масла изменяется незначительно, а температура вспышки резко падает.
Рис. 3. Пробоотборник-вискозиметр
Предельное значение температур вспышки для работавших масел составляет в среднем 170…180 °C. Для высоковязких масел с высокой температурой вспышки предельным считают снижение температуры вспышки на 40…50 °C.
В ООО «Химмотолог» разработаны вискозиметры, которые позволяют установить разжижение моторных масел, а также косвенно температуру вспышки за короткое время. На рис. 3 пробоотборник-вискозиметр, определяющий вязкость масла по времени заполнения емкости.
На рис. 4 фото мультимаслотестера.
На рис. 5 фото вискозиметра В‑200.
Эти вискозиметры использовались для определения разжижения моторного масла в нижеследующих примерах из практики.
Случай с разжижением моторного масла автомобиля Land Cruiser. Водитель во время командировки заправил автомобиль бензином АИ‑95 на трассе, доехал до гаража и передал ключи руководителю предприятия.
После заправки бензином водитель почувствовал падение мощности автомобиля, снизилась разгонная динамика и скорость машины на подъемах, повысился расход топлива, так доехал автомобиль до гаража. Утром руководитель предприятия не смог завести автомобиль и вызвал водителя. Водитель тоже не смог завести автомобиль.
Так как машина на гарантии, то вызвали дилера, доставили автомобиль на СТО. Отвернули свечи, провели визуальный осмотр, на изоляторе свечи обнаружены токопроводящий налет красного цвета, токовые дорожки пробоя (рис. 6).
Так как автомобиль, пробег которого составляет 8230 км, на гарантии, то владелец автомобиля отобрал пробу моторного масла и бензина на анализ. Вязкость масла при 100 °С составила 5,4 сСт, что составляет 46,9% от свежего (11,5 сСт). Продукты износа составили: железа – 78 ррм; хрома – 14 ррм; алюминия – 34 ррм.
Содержание присадок ниже допустимого количества: кальция – 1100 ррм; фосфора – 54 ррм; цинка – 160 ррм. В бензине обнаружены ферроцены в количестве 52 ррм.
Причины выхода из строя автомобиля: попадание некачественного бензина, содержащего 52 ррм ферроцена, в моторное масло автомобиля с продуктами неполного сгорания топлива с прорывными газами из-за ферроценов на электродах свечей при работающем двигателе; утром при попытке завести двигатель катушка зажигания вышла из строя, так как между слоями ее изоляции возник пробой, спровоцированный повышением напряжения разряда в зазоре между электродами свечи из-за работы на бензине с ферроценом. Известно, что пробои в зажигании могут привести к остановке даже прогретого мотора, не говоря уже о холодном. Хорошо, что утром двигатель не завелся, так как в картере большое содержание бензина, который попал туда из-за свечей, нерегулярно воспламеняющих горючую смесь при езде и отсутствии искры при попытке завести двигатель утром. Присутствие бензина в картере могло привести к загоранию или взрыву от искры газовоздушной среды. Определение вязкости моторного масла и выявление ферроцена в бензине позволили установить причину и устранить и предотвратить выход из строя автомобиля. Моторное масло и свечи заменили, двигатель сохранил свое работоспособное состояние, на его спидометре сегодня 137 тыс. км пробега.
Рис. 5. Вискозиметр В-200
Другой пример. При тестировании автомобиля Opel, пробег 54 тыс. км, в картере была обнаружена «гремучая смесь» масла с бензином. Используя вискозиметр, установили снижение вязкости моторного масла на 3,8 сСт, или на 33% от вязкости свежего масла, обнаружены продукты износа, видимые глазом.
Рис. 6. Свеча зажигания с красным токопроводящим налетом
Как бензин попал в картер? За три дня до диагностики автомобиль был на мойке. Двигатель мыли струей воды под давлением.
Несмотря на то что свечи зажигания герметизированы, в их шахтах после мойки скопилась вода, из-за чего свечи не давали полноценной искры. Топливо из камеры сгорания по стенкам цилиндров стекало в картер.
Воду из свечных шахт удалили, через два дня вязкость масла составила 10,0 сСт, что является нормальным для класса вязкости 5W‑40. Масляное пятно показало удовлетворительное состояние масла, износ прекратился.
Казалось бы, все просто: бензин испарился, и масло практически восстановило свою вязкость. На самом деле все намного сложнее. Бензин полностью не испаряется, тяжелая часть остается в масле.
Поэтому, если бензин постоянно попадает в картер, масло разжижается за счет его неиспарившейся части. В этом примере опытный водитель вовремя обратился к нам.
Выяснили и устранили причину, автомобиль в работоспособном состоянии.
Еще один пример, где избежать ремонта не удалось – автомобиль Isuzu с турбодизелем, пробег 45 тыс. км. Мультимаслотестер показал снижение вязкости масла на 32% от исходного. Из-за попадания топлива уровень масла в картере увеличился.
Топливно-масляную смесь засосало в систему отвода картерных газов, далее в воздушную магистраль и через турбину – во входной коллектор вместо воздуха. Прогорел четвертый цилиндр, разрушилась турбина, выявлено большое количество продуктов износа в масле.
Топливо попадало через разрушившиеся уплотнения форсунки и через шток топливного насоса. Со слов водителя, машина начала капризничать за два месяца до произошедшего случая (плохо заводился, увеличился расход топлива, начал дымить и т. д.).
В отличие от бензина, легкая часть дизельного топлива испаряется медленнее, поэтому аварийное разжижение масла длилось два месяца и стало причиной выхода из строя ДВС.
С переходом двигателей на маловязкие масла их разжижение становиться более актуальной проблемой. Перед очередным ТО владелец обнаружил в двигателе повышенный уровень масла SAE0W‑20, которое к тому же имело сильный запах бензина и превышало верхнюю отметку на щупе примерно на 8 мм.
Компьютерная диагностика дефекты не выявила, мастер СТО откачал излишки масла на 5 мм ниже верхней отметки по щупу и сказал, если будет расти уровень масла, то приехать к ним, будем думать.
Уровень масла после откачки и до окончания наблюдения в течение трех месяцев перестал расти и резко уменьшился (масло стало угорать) выше допустимой нормы для двигателя (в среднем 1,5 л на 1000 км вместо 0,8 л!). Вязкость масла при 100 °C составила 5,1 сСт, значение снизилось на 32% от исходного. Причина оказалась в дефекте топливного насоса.
Своевременный анализ вязкости масла позволил установить причину и избежать дорогостоящего ремонта. Для современного маловязкого энергосберегающего моторного масла SAE0W‑20 есть рекомендации производителя менять через 12 тыс. км для нормальных условий эксплуатации, через 8 тыс. км – для тяжелых условий эксплуатации.
Еще опаснее попадание в моторное масло обводненного топлива. Присутствие в дизельном топливе свободной воды даже в небольших количествах ведет к неравномерному его распылению, изменяет поверхностное натяжение капель топлива, что вызывает значительное увеличение их размеров.
Присутствие воды отрицательно влияет на процесс испарения топлива в камере сгорания, снижая температуру и уменьшая давление паров топлива; повреждаются распылители инжекторов, форсунки, плунжерная пара и т. д., но это уже отдельная тема выходящая за рамки настоящей публикации.
Вывод: пользуясь вискозиметром, можно на ранней стадии выявить разжижение моторного масла топливом и устранить причину, избежать поломки двигателя.
Ришат Нигматуллин, директор ООО «Химмотолог», д-р техн. наук, профессор
Причины повышенного расхода масла
Как ни совершенствуются двигатели внутреннего сгорания, а повышенный расход масла продолжает беспокоить автовладельцев.
Но что считать повышенным расходом? Некоторые автовладельцы начинают бить тревогу, когда за полный интервал замены на щупе оказывается пол уровня, других не беспокоит доливка пары-тройки литров за тот же пробег.
Обычно, инструкция на автомобиль дает четкое определение повышенного расхода, когда уже пора отправляться на сервис для диагностики или ремонта. Практически все автопроизводители допускают нормальный расход масла не более литра на тысячу километров пробега, важное условие: для скоростного пробега по трассе.
Как правильно контролировать уровень масла? Автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя должно пройти не менее пяти минут, для того, чтобы максимальное количество масла стекло в поддон.
Следует вынуть щуп и протереть его салфеткой, затем снова вставить его в канал до упора и снова вынуть, держа вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения. Уровень масла должен находиться между отметками max и min. Доливать масло следует небольшими порциями, примерно по 100 мл с постоянным контролем уровня.
При полной смене масла, свежее масло следует сначала долить до минимальной отметки, запустить двигатель и дождаться заполнения магистрали, при этом контрольная лампа давления должна погаснуть. После этого следует довести уровень масла до максимума. На большинстве двигателей от отметки min до max умещается примерно литр масла.
В справочной литературе, указывая объем масляной системы, не всегда указывают емкость масляного фильтра, поэтому на его объем следует сделать поправку.
Нормой расчета расхода масла для большинства современных силовых агрегатов является допустимый расход моторного масла от 0,05 до 0,6% от сгоревшего топлива.
Например, если на 1000 км пробега употребляется 100 литров бензина или солярки – значит, нормы расхода масел будут составлять максимум 600 мл.
Для мощного форсированного дизельного двигателя нормальным потреблением может считаться от 1 до 3% из-за наличия турбины. В любом случае этот параметр указывается в технической документации.
Конечно, здесь перечислены не все причины повышенного расхода масла, но дана информация о наиболее частых случаях. Если проблема проявилась недавно и не носит застарелого характера, то, скорее всего, поможет использование присадок в масло и в топливо.
Подобрать масло