Содержание
- 1 Ремонт вентилятора охлаждения двигателя
- 2 Устройство автомобилей
- 3 Тест электровентиляторов охлаждения
- 4 Как выбрать вентилятор системы охлаждения
- 5 Вентилятор радиатора — создатель ветра под капотом автомобиля – Автомобили и люди
- 6 Aвтомобильные вентиляторы. Spal, Kormas, Ebmpapst. Вентиляторы отопителя, радиатора, кондиционера
- 7 Вентилятор для охлаждения двигателя: назначение, устройство, диагностика, ремонт
- 8 Какими бывают и для чего нужны вентиляторы охлаждения в автомобиле
Ремонт вентилятора охлаждения двигателя
Наш сайт поможет быстро найти опытного исполнителя для заказа любых услуг. Разместите заявку и проверенные специалисты предложат вам свои услуги и цены.
Частные мастера и представители специализированных салонов, зарегистрированные на сайте Юду, недорого и в кратчайшие сроки осуществят ремонт вентилятора охлаждения двигателя. Используя профессиональное оборудование, специалисты Юду выполнят диагностику датчика температуры, проверят частоту вращения, а также выяснят, почему термостат перестал правильно функционировать.
Автомеханики, предлагающие услуги на Юду, имеют большой опыт и профильное образование. Они разбираются в принципе работы электрики автомобиля, поэтому смогут профессионально отремонтировать датчик выключения или авто-печь.
Ремонт двигателя вентилятора охлаждения от профессионалов Юду не займет много времени. Специалисты предлагают комплекс услуг, а также смогут организовать эвакуацию автомобиля в мастерскую.
Сколько стоят услуги опытных профессионалов Юду
Квалифицированные специалисты, публикующие объявления на Юду, недорого выполнят ремонт вентилятора охлаждения двигателя. Мастера по доступной цене осуществят электронную и механическую диагностику всех регуляторов и датчиков температуры, после чего отремонтируют систему автомобиля.
Стоимость ремонта любой системы охлаждения зависит от таких показателей:
- срочность и сложность работы
- тип вентилятора (например, электронный, с вискомуфтой или температурным выключателем)
- модель и марка автомобиля
- вид машины (легковое или грузовое авто)
- тип поломки системы охлаждения (трещины в вентиляторе или повреждения двигателя, разгерметизация трубок, вмятины в бачке)
Также на цену на комплексный ремонт системы охлаждения повлияет необходимость предоставления дополнительных услуг, к ним относятся:
- электронная и механическая диагностика двигателя
- замена блока управления
- проверка правильности работы электроники
- профессиональная оценка состояния машины перед продажей
- проточка коленвала
- установка ГБЦ
Указать приемлемую стоимость устранения неисправности вентилятора охлаждения вы сможете при заполнении заявки на сайте. Данная цена должна соответствовать средним расценкам на диагностику двигателя и установку новой системы охлаждения.
Виды работ от исполнителей Юду
Квалифицированные специалисты и частные мастера, предлагающие услуги на Юду, смогут аккуратно снять вентиляторы, регуляторы и приборы для измерения температуры. Они эффективно выполнят проверку двигателя и системы охлаждения, благодаря чему точно обнаружат причину поломки термостата.
Профессионалы Юду профессионально отремонтируют вентиляторы, как в иномарках, так и отечественных авто. Устранение неисправности они сделают аккуратно и с учетом рекомендаций производителя.
Этапы починки вентиляторов охлаждения:
- электронная и механическая диагностика вентиляторов (специалисты точно определят, почему происходят сбои в работе электрики)
- демонтаж сломанного вентилятора (перед тем как снять деталь мастер аккуратно открутит все гайки и болты, которые крепили систему к двигателю)
- устранение неисправности вентилятора (замена датчика температуры, контактов, термостата или капитальное восстановление электропроводки)
- установка отремонтированного вентилятора
- проверка правильности работы системы
Во время диагностики специалисты, зарегистрированные на Юду, тщательно проверят все электрические провода, контакты и контроллер. Они качественно оценят правильность работы системы, благодаря чему с легкостью определят, неисправна охлаждающая система или на самом деле сломался электродвигатель.
Если отремонтировать вентиляторы нет возможности, мастера Юду профессионально установят новый прибор. Для замены специалисты предложат надежную и недорогую охлаждающую систему от производителя. Стоимость вентиляторов профессионалы Юду оговорят с вами заранее.
Почему стоит заказать услуги мастеров через Юду
На Юду вы в короткие сроки найдете специалиста, который профессионально и с гарантией устранит любую неисправность охлаждающей системы. Чтобы заказать услугу мастера, необходимо заполнить заявку на сайте, указав в ней такую информацию:
- удобное время диагностики и починки
- приемлемую стоимость
- марку и модель машины
- какие проблемы в работе системы (опишите «симптомы» неисправности: перепады температуры, перегрев)
- требуются ли дополнительные услуги (эвакуация транспорта, замена подшипников, датчиков и другие ремонтные работы, не связанные с охлаждающей системой)
На Юду услуги могут предлагать только зарегистрированные автомеханики. В профиле профессионала Юду вы сможете ознакомиться с такой информацией:
- уровень квалификации
- отзывы от предыдущих заказчиков
- ориентировочные цены на работу (итоговая стоимость будет известна после диагностики машины)
- портфолио
Опытные представители специализированных центров и частные мастера, публикующие объявления на Юду, работают с авто всех марок. Они найдут подход к любой машине и устранят сложные неполадки в самый короткий срок.
Преимущества ремонтных работ от профессионалов Юду
Квалифицированные мастера Юду предлагают конкурентоспособные цены на устранение неисправности охлаждающей системы. Они выполнят диагностику на современном оборудовании, а также быстро определят, почему сломался электродвигатель или вышел из строя предохранитель.
Преимущества заказа услуг автомехаников, зарегистрированных на Юду:
- специалисты гарантируют индивидуальный подход и высокое качество работы, во время устранения неисправности они всегда используют долговечные детали, качественные смазки и щадящие растворы для очистки двигателей
- мастера Юду разбираются в устройстве машин, они оперативно устранят поломки охлаждающей системы, а все работы выполнят аккуратно, не повредив при этом корпус авто и внутренние элементы транспорта
- устранение неисправности вентиляторов от профессионалов Юду стоит недорого, цена формируется исходя из стоимости оригинальных запчастей и марки машины
Обратившись к мастерам Юду, вы будете уверены в том, что во время ремонтных работ используются детали от производителей, а не дешевые аналоги.
Автомеханики, предлагающие услуги на Юду, выполнят ремонт вентилятора охлаждения двигателя быстро и с применением сертифицированного оборудования.
Устройство автомобилей
Вентилятор служит для увеличения потока воздуха через сердцевину радиатора. Как правило, он устанавливается непосредственно за радиатором по ходу движения автомобиля. Такое размещение исключает попадание в вентилятор крупных частиц и предметов, задерживаемых сотами радиатора.
Для увеличения эффективности работы вентилятора его размещают в направляющем кожухе – диффузоре.
Для работы вентилятора расходуется значительная доля мощности, развиваемой двигателем – до 5 % (для сравнения – жидкостный насос отнимает у двигателя до 1 % мощности).
Тем не менее, без этого элемента системы охлаждения не обойтись – отказавшись от вентилятора, конструкторам пришлось бы существенно увеличить теплообменную площадь радиатора.
А это повлекло бы за собой увеличение габаритов радиатора, его материалоемкость, дополнительный объем охлаждающей жидкости в системе и, как следствие – повышение производительности жидкостного насоса и расходуемой им мощности двигателя.
Как видите, благодаря применению вентилятора можно избавиться от многих проблем технического и экономического характера.
Наибольшее распространение получили осевые вентиляторы (направляющие воздух вдоль оси своего вращения) с числом лопастей от четырех до восьми.
Лопасти вентилятора изготавливают литьем, выполняя их совместно со ступицей, или штамповкой, соединяя их со ступицей при помощи клепаного соединения.
Литые лопасти изготавливают из синтетических материалов (пластмасс), а штампованные – из стали или алюминиевых сплавов. Литые вентиляторы имеют более высокий КПД по сравнению со штампованными, но последние проще в изготовлении.
Повысить производительность осевого вентилятора можно несколькими способами – увеличением длины и количества лопастей, а также повышением частоты вращения.
Увеличение длины лопастей неизбежно приводит к увеличению динамических нагрузок, особенно при высокой или переменной частоте вращения вентилятора. Динамическими перегрузками ограничивается и максимальная частота вращения вентилятора.
Увеличение количества лопастей приводит к повышению уровня шума, вызываемого работой вентилятора.
По этим причинам конструкторам, при проектировании, приходится решать ряд комплексных взаимосвязанных задач по определению оптимальных параметров вентиляторов и их приводов.
Некоторые конструкции систем охлаждения двигателей включают два вентилятора, которые устанавливаются за радиатором рядом. Такая конструкция позволяет снизить высоту или ширину радиатора, а также более гибко использовать возможности автоматических приводов, включая вентиляторы раздельно, совместно, или выключая их.
Для снижения уровня шума при работе вентилятора их лопасти размещают вокруг ступицы неравномерно, с переменным шагом. Подобное конструктивное решение требует тщательной балансировки вентилятора при помощи специальных грузиков и перераспределения масс.
***
Типы приводов вентиляторов
Существуют следующие приводы вентиляторов:
- клиноременные (наиболее распространенные);
- зубчатые (от зубчатого колеса ГРМ);
- фрикционные;
- электрические;
- электромагнитные;
- гидравлические.
Электрический привод устроен относительно просто, и включает в себя электродвигатель, который включается и выключается автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, контролируемой термодатчиком. Непосредственно на валу электродвигателя размещают вентилятор.
При использовании резисторного температурного датчика (изменяющего напряжение и ток в зависимости от температуры двигателя) появляется возможность изменения интенсивности потока воздуха, создаваемого вентилятором.
Однако такие конструкции широкого применения не нашли, поскольку вентилятор при этом почти постоянно работает, создавая ненужный шум.
Электромагнитный привод имеет электромагнитную муфту (рис. 2), совмещенную с жидкостным насосом. Она состоит из электромагнита 6, установленного вместе со шкивом 1 на ступице 5 насоса и ступицы 3 вентилятора, соединенной пластинчатой пружиной с якорем, свободно вращающимся вместе со ступицей на двух шарикоподшипниках.
Катушка электромагнита соединена с тепловым реле, датчик которого расположен в верхнем бачке радиатора.
При температуре охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора 85…90 ˚С тепловое реле подает ток в катушку электромагнита.
Якорь притягивается к электромагниту, и ступица вместе с лопастями вентилятора начинает вращаться.
Когда температура снизится до 80 ˚С, контакты реле разомкнутся и вентилятор отключится.
Гидравлический привод реализуется посредством гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
На рис. 3 изображена конструкция гидропривода вентилятора двигателя КамАЗ-740.
Передняя крышка 1 и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 шкива и шкив 11 соединены между собой болтами и составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шарикоподшипниках 8 и 19.
Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой валик 7.
Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4 и 13.
Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17 и 20.
На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомого колеса гидромуфты зависит от частоты вращения ведущего колеса и от количества масла, поступающего в рабочую полость гидромуфты.
Масло поступает через выключатель (рис. 4), который управляет работой гидромуфты вентилятора. Выключатель имеет три фиксированных положения, обеспечивающих различные режимы работы вентилятора.
Положение «В» (рис. 4,а) – автоматический режим, при котором поддерживается температура 80…95 ˚С.
При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик 15, активная масса, находящаяся в баллончике датчика, начинает плавиться и увеличивается в объеме, при этом шток датчика и золотник 5 перемещаются.
Золотник при температуре 85…90 ˚С открывает масляный канал в корпусе 2 выключателя. Масло из главной магистрали смазочной системы двигателя по каналам в корпусе выключателя, блока и его передней крышке, трубке 5 (рис. 3) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты.
При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя.
Положение «О» (рис. 4) – вентилятор отключен. Масло в гидромуфту не подается при любой температуре. Вентилятор может вращаться с небольшой частотой, увлекаемый трением в подшипниках и набегающим встречным потоком воздуха при движении автомобиля.
Этот режим может применяться при эксплуатации автомобиля в период низких температур, когда двигатель не прогревается до оптимального режима работы.
Особенно актуальна возможность принудительного отключения вентиляторов при низких температурах окружающей среды для дизельных двигателей, которые обычно нагреваются медленнее, чем бензиновые двигатели.
Положение «П» – вентилятор включен постоянно. В гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры двигателя. Такой режим работы гидромуфты используется при работе двигателя в жаркую погоду, когда необходимо его эффективное охлаждение.
Некоторой разновидностью гидравлического привода вентиляторов системы охлаждения является вязкостная муфта, принцип работы которой основан на снижении вязкости некоторых жидкостей при нагревании и повышении вязкости при охлаждении.
Вязкостные муфты в автоматическом режиме включают или выключают вентилятор в зависимости от температуры двигателя и изменении вязкости жидкости в рабочем объеме муфты.
Кроме того, при использовании таких муфт вентилятор может работать с разной эффективностью, опять же, в зависимости от вязкости рабочей жидкости.
***
Преимущества и недостатки автоматических приводов вентилятора
Как показывает практика, во время работы автомобильного двигателя применение вентилятора для повышения эффективности системы охлаждения требуется далеко не всегда.
Он необходим лишь при жаркой погоде и движении в напряженном режиме нагрузок, например, движении в городском потоке машин, на длительных подъемах, при полностью загруженном автомобиле и т. п.
В других условиях вентилятор выгоднее отключить, поскольку он не только отнимает полезную мощность у двигателя, но и создает шум.
Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы вентилятора, в отличие от механического (ременного или зубчатого) привода, обеспечивают более выгодный температурный режим двигателя.
Их применение позволяет избежать охлаждения непрогретого двигателя вентилятором, а также уменьшить потери мощности из-за рационального использования вентилятора, благодаря чему снижается расход топлива.
Кроме того, использование автоматических приводов делает управление автомобилем более комфортным, поскольку отпадает необходимость в применении жалюзи для регулировки воздушного потока через радиатор.
Использование автоматического привода вентилятора позволяет добиться снижения уровня шума при движении в оптимальном режиме, что особенно актуально для легковых автомобилей.
Еще одно немаловажное достоинство электрического, электромагнитного и гидравлического привода вентилятора – исключение значительных динамических нагрузок на лопасти, имеющее место при использовании прямых механических приводов от коленчатого вала в периоды резкого изменения частоты вращения.
Тем не менее, автоматика не лишена и некоторых недостатков, из которых наиболее существенным является усложнение конструкции привода вентилятора, что приводит к увеличению его стоимости и снижению надежности.
Применение температурных датчиков и клапанов не всегда позволяет включать и отключать вентилятор точно при достижении заданной температуры в связи с некоторой погрешностью их работы, однако этот недостаток в большинстве конструкций автомобильных двигателей существенным не является.
Кроме того, электрический привод управления вентилятором имеет еще один недостаток – включение электродвигателя привода вентилятора при помощи управляющего датчика возможно даже при заглушенном двигателе, если температура охлаждающей жидкости не снизилась до оптимальной величины.
Это, в свою очередь, требует от водителя внимательности при техническом обслуживании двигателя – осуществлять ремонт и регулировки вблизи вентилятора можно лишь убедившись в том, что двигатель остыл. Электромагнитный и гидравлический приводы этого недостатка не имеют.
Применение гидравлического привода вентилятора влечет за собой некоторое увеличение объема смазочной системы двигателя за счет использования масла для работы гидромуфты.
Тем не менее, преимущества автоматических приводов вентиляторов значительно перекрывают их недостатки, и в настоящее время они практически полностью вытеснили механические приводы, особенно в конструкциях систем охлаждения двигателей легковых автомобилей.
***
Назначение, устройство и работа термостата
Главная страница
Специальности
Учебные дисциплины
Олимпиады и тесты
Тест электровентиляторов охлаждения
С наступлением лета некоторые автомобилисты сталкиваются с необходимостью замены электровентилятора охлаждения. Как не ошибиться с выбором такого важного узла, от которого зачастую зависит вопрос «выживания» двигателя в пробке и в жаркую погоду?
Электровентилятор производства Калужского завода автомобильного электрооборудования (КЗАЭ) модели 70.3730 на самом деле имеет куда более широкое применение. Его можно устанавливать на двигатели практически всех отечественных автомобилей (ЗАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ГАЗ и ЗиЛ).
Главное, чтобы подходили его параметры — 110 Вт и 2600 мин-1, о чем свидетельствуют соответствующая надпись на упаковке и установочный чертеж. КЗАЭ мод. 70.3730 имеет 8-лопастную крыльчатку без обода, в отличие от конкурентов по тесту. Он упакован в картонную коробку.
Однако, кроме электровентилятора, в ней больше ничего обнаружить не удалось. Неизвестными оказались и гарантии завода-изготовителя.
Прежде чем приступить к испытаниям электовентилятора, мы замерили диаметр крыльчатки (см. таблицу в конце статьи).
Следующим шагом стало измерение энергопотребления и частоты вращения крыльчатки. Замер проводился в двух режимах: в момент пуска и при установившейся работе. По результатам замеров выяснилось, что испытуемый оказался наиболее «экономным» среди конкурентов, однако частота вращения крыльчатки оказалась самой маленькой.
Выполнив замеры, мы приступили к разборке вентилятора. Крыльчатка электровентилятора КЗАЭ имеет одинаковое крепление с PEKAR и Kraft, и они могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, которые вставляются в сквозное отверстие на валу электродвига те ля.Закрепляется крыльчатка обычной гайкой с гровер-шайбой.
Электродвигатель КЗАЭ является разборным в отличие от вентилятора LUZAR.
Он конструктивно выполнен двухопорным: с одной стороны вал опирается на шарикоподшипник, с другой — на втулку (см. фото). Такая разборная конструкция является более предпочтительной с точки зрения ремонтопригодности. Щетки электродвигателя имеют сечение 6,5х6,5 мм при длине 11 мм.
Соединение щеточных узлов выполнено с помощью проводов. При этом была обнаружена посредственная пайка.
Электровентилятор питерской компании «Топливные системы» производителя автозапчастей PEKAR куда более конкретен, поскольку имеет адресный посыл в виде каталожного номера 2103- 1308008.
Он также имеет 8-лопасную крыльчатку и обод для уменьшения вибрации и шумности.
Помимо упаковки в картонную коробку был вложен технический паспорт и крепеж для монтажа электровентилятора. Гарантия завода-изготовителя — два года.
Выполнив замеры как и у предыдущего испытуемого, мы разобрали вентилятор.
Крыльчатка электровентилятора PEKAR, уже отмечалось, имеет одинаковое крепление с КЗАЭ и Kraft и также могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, вставленных в сквозное отверстие на валу электродвигателя.
Закрепляется крыльчатка при помощи гайки с нижним зубчатым ободом. Электродвигатель так же конструктивно выполнен двухо порным.
Сечение щеток 6,5х6,0 мм, длина — 11 мм. Соединяются щеточные узлы с помощью проводов, как и у КЗАЭ, но пайка проводов выполнена на более технологичном уровне. Электровентилятор под немецкой торговой маркой Kraft (КТ 104500) как две капли похож на питерский. При этом мы испытали некое чувство дежавю. Точно такая же крыльчатка и габариты двигателя.
На этом, правда, сходство и заканчивается: ни паспорта, ни крепежа, да и гарантия всего лишь один год.
Замерив диаметр крыльчатки (заметим, что для вентиляторов, имеющих обод, диаметр крыльчатки замерялся по внутреннему ободу), а также энергопотребление и частоту вращения крыльчатки, мы приступили к разбору этого вентилятора и обнаружили полное сходство с электровентилятором PEKAR.
Электровентилятор LUZAR разительно отличается от своих собратьев восемью профильными лопастями, объединенными единым ободом. В картонной коробке кроме вентилятора мы нашли технический паспорт и крепеж.
Гарантия на данный электровентилятор составляет два года. По результатам замеров энергопотребления и частоты вращения крыльчатки вентилятор оказался в «золотой середине».
При этом у него зафиксирована самая большая частота вращения крыльчатки.
Разбор показал, что крыльчатка электровентилятора LUZAR удерживается за счет проточки на валу электродвигателя и фиксируется с помощью гайки с левосторонней резьбой, имеющей нижний зубчатый обод. Помимо этого, гайка закрепляется фиксатором резьбы. За счет этого крыльчатка электровентилятора LUZAR является невзаимозаменяемой с другими электровентиляторами.
Электродвигатель LUZAR также выполнен по двухопорной схеме, как и предыдущие испытуемые, но на двух шарикоподшипниках. Из этого следует, что разборные конструкции являются более предпочтительными с точки зрения ремонтопригодности, в то же время два подшипника на валу делают конструкцию более надежной и долговечной. Переходим к щеточному узлу.
В электродвигателе вентилятора LUZAR использованы искрогасящие дроссели (витая медная проволока). Подобная конструкция существенно продлевает ресурс изделия. Сечение щеток — 7,0х8,0 мм при длине 20 мм. Соединительные провода щеток также имеют большее сечение (способствуют снижению нагрева).
Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (по всей вероятности, это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву).
При осмотре всех четырех роторов в электродвигателе вентилятора LUZAR была обнаружена двойная обмотка ротора. Ее применение как раз и приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же размерах.
Как выбрать вентилятор системы охлаждения
Вентилятор охлаждения двигателя – это устройство, которое обдувает радиатор, а также нагретый мотор двигателя воздухом из атмосферы. Как вам наверняка известно, автомобильное охлаждение делится на 2 типа: жидкостное и воздушное. За последнее как раз отвечает вентилятор.
По сути, во всей системе охлаждения является гибридным. Однако в большинстве случаев вентилятор не активен. Его активная работа начинается только в случае сильного нагрева ДВС.
Разберемся же с тем, как работает вентилятор, как выбрать его в случае нужды и какие вещи могут указать водителю на скорую поломку устройства.
Зачем это нужно
Система охлаждения двигателя нужна для того, что отводить тепло от сильного нагретых узлов автомобиля в атмосферу. Основным компонентом системы является радиатор.
По внутренним полостям радиатора движется охлаждающая жидкость, тепло от которой движется через стенки радиатора и отдается в окружающую среду с сопутствующим уменьшением температуры самой жидкости.
Поскольку мотор при эксплуатации в жестких условиях имеет высокую теплопроизводительность, обычного водяного охлаждения здесь недостаточно. Помогает интенсифицировать теплообмен установка вентилятора.
Из каких элементов состоит вентилятор
Конструкция вентилятора предельна проста:
Крыльчатка вентилятора с приводом располагается в центре кожуха, который нужен для формирования однонаправленного воздушного потока. При этом кожух является очень важным элементом. Поскольку радиатора из-за своих габаритов является препятствием для потока воздуха, последний надо направлять так, чтобы он не обходил радиатор стороной.
Типы приводов
Одним из важнейших элементов автомобильного вентилятора охлаждения является привод. Он может быть следующим:
- Механический;
- Гидромеханический;
- Электрический.
В случае использования механического привода сила для вращения лопастей отбирается от коленчатого вала, с которым вентилятор соединен ремнем.
Конструкция проста и надежна, однако имеет один существенный минус: во время работы устройство отбирает мощность непосредственно от двигателя. Затраты мощности только на вентилятор не слишком велики, однако от работы двигателя также зависят, к примеру, насосы.
Получается, что на двигатель «цепляют» много потребителей, которые работают серьезно уменьшают показатели мощности;
Гидромеханические привода являются разновидностью вязкостной муфты, которая также имеет привод от коленвала. Такая муфта состоит из корпуса с находящимися внутри плоскими фрикционными дисками. Диски делятся на два типа, которые соответствующим образом соединяются с ведомым и ведущим валом. Ведущая деталь чередуется с ведомой.
Полость корпуса заполнена силиконовым гелем в объеме от 30 до 50 мл. При увеличении скорости вращения одного колеса начинает перемешиваться и гель. При этом возрастает его температура. С ростом температуры в сторону увеличения изменяется и показатель вязкости.
Если разность скоростей велика, гель становится настолько вязким, что обеспечивает блокировку вискомуфты с максимально эффективной реализацией передаваемого крутящего момента. При этом на высоких оборотах муфта непременно бы сломалась.
Инженеры признают такое конструктивное решение неэффективным только потому, что с ним система завязана на частоте оборотов: не более того показателя, при котором отвод тепла минимально эффективен.
В случае электрического привода вентилятор оборудован собственным электродвигателем и работает в тандеме с системой управления. При этом система, в которой используется электровентилятор, отличается сложностью.
Она оборудована вот такими элементами: ДТОЖ, ЭБУ, электродвигатель, реле включения, ДЧВК, ДМРВ. Основными здесь являются ЭБУ, ДТОЖ и электродвигатель, т.к.
последний является исполнительным элементом, а первые два отвечают за первичную оценку работы двигателя и выбор соответствующего режима работы исполнителя.
Какой же привод лучше
Самыми перспективными уже не первый год считаются электрические вентиляторы. Дело в том, что современный автомобиль включает в себя целый ряд электрических устройств, самыми важными из которых являются датчики.
Если датчики и блок управления работают правильно, блок, получающий и анализирующий электрические сигналы, может отрегулировать работы исполнительных элементов так, чтобы они работали с максимальной эффективностью и минимальным энергопотреблением в конкретный момент времени.
Если автомобиль оборудован тягово-сцепным устройством или же климат-контролем, в нем имеется два вентилятора. Каждый из них имеет реле включения. Разберемся же подробнее с тем, из чего состоит наиболее востребованный электрический вентилятор.
Предпочтительно использование вязкостной муфты только на внедорожниках. К примеру, в автомобилях УАЗ, приспособленных под форсирование водных преград, электроника бы вышла из строя после контакта с водой.
Как работают вентиляторы с электрическим приводом
Как вы уже поняли, вентилятор состоит из следующих блоков: система управления, электрический двигатель. Здесь датчики нужны в первую очередь для слежения за температурой. Электродвигатель подключен к блоку управления. Вот как выглядит эта схема:
Схема работы имеет такой вид: блок управления получает сигналы со всех датчиков, анализирует их, отдает команду на регулятор. В самых современных автомобилях реле заменено на отдельный управляющий блок.
Диктуется такое решение тем, что более сложный управляющий элемент работает точнее и позволяет системе охлаждения работать с большей эффективностью.
К тому же, он следит за углом расположения самого вентилятора, определяет момент отключения, регистрирует направления воздуха.
Основные неисправности и как их диагности
Вот какие неисправности могут отметить водители:
- Устройство при прогреве двигателя не включается вовсе;
- Устройство включается раньше положенного;
- Работа ведется постоянно, без отключения в положенное время.
Разберемся с тем, почему вентилятор или не работает совсем, или работает неправильно:
- Пришел в негодность датчик температуры;
- Оборвалась проводка;
- Неисправен регулятор;
- Перегорел предохранитель;
- Датчик температуры не имеет контакта с системой.
Продиагностировать систему можно как на СТО, так и у себя в гараже. Предупредим лишь, что самому найти причину может быть сложно. Если же вы решились начать поиски, вам нужно сделать вот что:
- Снять вентилятор и подключить его к аккумулятору. При неисправности привода вентилятор не начинает работать;
- Проверить проводку, контакты. Проводка может обрываться, контакты покрываются окисью или припекают к своим местам. Поэтому отключайте все электрические компоненты с большой осторожностью, дабы ничего не повредить;
- Проверьте тестером предохранитель;
- Проверьте реле, сравнив его с работоспособным (самый сложный момент, поскольку такую проверку нужно проводить на специальном оборудовании, которое есть на СТО);
- Переходите к датчику. Если его обесточить, вентилятор будет запускаться контролером на постоянный обдув в аварийном режиме. Отсоедините провода датчика и попробуйте замкнуть их между собой. Если вентилятор после замыкания проводов включается и начинает работать, говорят о необходимости замены датчика.
Как показывает практика, вентилятор чаще всего не работает вследствие неисправности предохранителя или реле. К примеру, вентилятор может работать постоянно при «залипании» регулятора. Но устройство также может не отключаться при неисправностях термостата.
К списку неисправностей можно отнести чисто механические повреждения, износ щеток и подшипников. Во время проверки обращайте внимание и на смежные с вентилятором узлы. Если температура охлаждающей жидкости была постоянно высокой, могли разрушиться резиновые детали-уплотнители, патрубки и шланги. В редких случаях разрушаются отдельные элементы поршневой группы.
О перспективе ремонта
Далеко не всегда вентилятор охлаждения с электрическим приводом нуждается в полной замене. Большую часть неисправностей помогает выявить визуальный осмотр. Вот какие меры, возможно, надо будет принять:
Отметим лишь, что выше мы изложили основные моменты. Более широкий спектр работ может провести только мастер на СТО. В случае неисправности электровентилятора лучше отправиться в автосервис.
Рекомендованная скорость, при которой не наступает быстрый перегрев, равна 60 км/ч. Имеет смысл задействовать отопитель салона – так будет отводиться часть теплоты от контура охлаждения двигателя.
В случае перегрева нужно скорее остановиться, заглушить мотор и открыть капот.
Как выбирать новое устройство
Подобрать вентилятор охлаждения двигателя проще всего по VIN-коду транспорта. Так вы найдете и оригинал, и ближайшие к нему аналоги. Цена устройства на современные иномарки может быть достаточно высокой.
Часто практикуют покупку недорогих аналогов, которые затем дорабатываются: подгибаются контакты, стачиваются выступающие элементы.
Важно чтобы совпадали крепление, иначе поставить новый вентилятор не получится или же крепежные детали будут со временем отходить.
Полной работоспособности в случае установки, скажем, неоригинала отечественного производства гарантировать никто не может. В теории, поставить можно любой вентилятор. Важна здесь его производительность, которая может быть даже большей, чем у штатного устройства, но ни в коем случае не меньшей.
При выборе обращайте внимание на параметры изделия (мощность, диаметр крыльчатки, крепления), а также учитывайте марку своего автомобиля, модель, параметры двигателя.
Обычно вентиляторы продают в сборе с кожухом или отдельно от него: только электромотор + крыльчатка, просто электромотор. Отдельно продаются реле, фишки, крыльчатка. Ориентируйтесь на те элементы, которые уже вышли из строя.
Экскурс по брендам
Большинство автомобилистов отдают предпочтения неоригинальным вентиляторам двигателя следующих фирм:
Еще более доступные в ценовом плане аналоги предлагают следующие фирмы:
- JP Group (Дания);
- Polcar (Польша);
- Termal (Тайвань).
Советуем покупать более дорогой аналог европейского или азиатского производства, поскольку он прослужит вам дольше. Отечественные радиаторы брать тоже можно – лишь бы они подходили по характеристикам и имели подходящую геометрию.
Вывод
Вентилятор охлаждения радиатора двигателя – важный элемент системы автомобильного охлаждения, с которым водитель может смело эксплуатировать транспортное средство практически в любых условиях.
В случае поломки возникает риск перегрева деталей мотора, что уже чревато, поскольку дело может дойти до ремонта поршневой группы. По этой причине следите за работоспособностью вентилятора.
Непрерывная его работа, несвоевременные включения и отключения, повышенная шумность и многое другое укажут вам на возникшую проблему.
Поскольку устройство можно как отремонтировать, так и заменить на недорогой аналог, у вас всегда есть несколько решений. Советуем не ломать себе голову над ремонтом, а продиагностироваться на СТО и провести замену старого вентилятора на аналог или оригинал.
Вентилятор радиатора — создатель ветра под капотом автомобиля – Автомобили и люди
Если из-под капота Вашего автомобиля периодически доносится странный монотонный шум, то это не обязательно говорит о какой-то неприятности – возможно, это просто включается вентилятор радиатора. Друзья, в этой статье мы уделим внимание именно ему, ведь данный узел играет не последнюю роль в процедуре охлаждения двигателя машины.
Вентилятор системы охлаждения: зачем и для чего?
Для начала давайте вспомним, для чего вообще нужен этот вентилятор. Данный элемент является частью системы охлаждения двигателя автомобиля, принцип работы который мы сейчас кратенько рассмотрим.
Подавляющее большинство современных легковых авто оборудованы жидкостной системой охлаждения. Это значит, что теплоносителем в ней выступает специальная жидкость – дистиллированная вода или антифриз.
Для этого в ключевых частях силового агрегата проделаны каналы, по которым бежит та самая жидкость. Имея отличную теплопроводность она отбирает ненужное тепло, нагреваясь сама. Понятное дело, что на ходу подливать холодной водички в систему никто не будет, поэтому, прежде чем она вновь поступит к мотору, её температуру необходимо понизить.
Для этого система содержит насос, качающий жидкость, расширительный бачок, термостат, поддерживающий определённый уровень нагрева, необходимый для нормальной работы двигателя, радиатор – основной элемент для понижения температуры жидкости и, собственно, вентилятор радиатора.
На последнем лежит функция по улучшению эффективности охлаждения – он увеличивает поток набегающего воздуха, благодаря чему жидкость, проходящая через радиатор, остывает качественнее. Обычно, вентилятор работает непостоянно — блок управления двигателя включает его только тогда, когда датчик температуры мотора или антифриза сигнализирует о перегреве, но бывают и исключения. О них далее…
Сам по себе вентилятор охлаждения радиатора не является чем-то оригинальным. Конструктивно он такой же, как и бытовой вентилятор, спасающий нас с Вами от жары – крыльчатка, нагнетающая воздух, и её привод. В автомобильном мире крыльчатка может раскручиваться по-разному. Существуют такие способы:
- механический;
- электрический;
- гидравлический или гидромеханический.
Первый способ довольно архаичен, встретить его на современном легковом автомобиле практически невозможно, а вот на грузовиках и тракторах ещё вполне реально. Главная фишка механического привода – прямая связь с коленчатым валом двигателя, что влечёт за собой хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.
Ещё один нюанс – вентилятор вращается постоянно, пока работает мотор. Это и есть то исключение, о котором мы упомянули выше.
Наиболее распространён электрический вентилятор радиатора. В его основе лежит обычный электромотор, запитанный от бортовой сети. Удобство такой схемы налицо.
Во-первых, им можно легко управлять – включается обдув автоматически электроникой, когда она обнаруживает превышение температуры. Как правило, такое случается во время длительной стоянки, когда нет набегающего потока воздуха.
Во-вторых, дешевизна — электромоторы не дефицит, и всю конструкцию легко заменить.
Гидравлические варианты встречаются под капотами и грузовых, и легковых машин, но, правда, не так часто, как электрические. Подобные вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как имеют привод от коленвала мотора, но в их случае вращение передаётся через вязкостные или гидравлические муфты, что позволяет поддерживать стабильные обороты крыльчатки.
Как оказалось, коллеги-автолюбители, даже о такой простой вещице, как вентилятор радиатора, нашлось что рассказать. До встречи на страницах нашего блога, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие и интересные статьи!
Aвтомобильные вентиляторы. Spal, Kormas, Ebmpapst. Вентиляторы отопителя, радиатора, кондиционера
ООО «ВентЭл» уже не первый год реализует в России автомобильные вентиляторы для грузовиков, автобусов, прицепов и комплектующие к ним, все комплектующие соответствуют всем последним нормативным документам, имеют сертификаты соответствия РФ, разрешение на применение. Мы реализуем электровентиляторы, вентиляторы отопителя, вентиляторы радиатора, вентиляторы охлаждения, крыльчатки вентиляторов и многие другие комплектующие для современных легковых и грузовых автомобилей.
Автомобильный вентилятор – как устройство
Автомобильный вентилятор – как устройство, увеличивающее циркуляцию воздуха, проходящего через радиатор отопления и охлаждения, тем самым повышая эффективность его работы.
Представленные в нашем магазине вентиляторы таких мировых имен как Spal, Ebmpast, Kormas смогут удовлетворить любой запрос по энергосбережению, производительности, шуму и вместе с тем обладают приемлемыми ценами.
Особое строение крыльчатки позволяет добиться очень высокого кпд и свести шум на нет.
Производительность и энергоэффективность – наши слагаемые успеха, давно зарекомендовавшие нас во всем мире.
На данном этапе мы поставляем автомобильные вентиляторы легковых и грузовых автомобилей, а так же для автобусов и прицепов.
Продукция Spal или Ebmpapst в том или ином виде уже присутствует во многих системах современных автомобилей от системы кондиционирования салона до системы охлаждения двигателя.
Вы этого еще не знаете, а Spal уже стоит в вашем авто!
Транспортный вентилятор Ebmpapst.
Радиальный автомобильный вентилятор Spal
Осевой вентилятор кондиционера Kormas
Подбор автомобильного венитлятора
Наши высококлассные специалисты подберут для вас нужные комплектующие и помогут в таких вопросах как:
- покупка вентилятора охлаждения;
- ценовая категория вентиляторов радиатора;
- управление вентилятором охлаждения;
- электродвигатель вентилятора охлаждения;
- замена вентилятора охлаждения;
- электродвигатель вентилятора системы охлаждения;
- резистор вентилятора охлаждения;
- схема подключения вентилятора охлаждения;
- вентилятор принудительного охлаждения;
- покупка вентилятора радиатора;
- каталоги вентиляторов радиатора;
Особое место в работе двигателя занимает его охлаждение, несвоевременный отвод тепла или повышенное охлаждение могут привести к необратимым последствиям- таким как выгорание масла, перегрев или конденсация влаги и топлива на стенках двигателя. Это чревато быстрым износом двигателя, снижению мощности и надежности, что и приводит к быстрой поломке.
Поэтому автоматические системы регулировки охлаждения двигателей Spal , Kormas поставляемые почти на все современные автомобили и обеспечивающие стабильную рабочую температуру, являются лучшим решением проблем (слежением за оборотами двигателя и автоматическая регулировка температуры).
Представленная нами система охлаждения на практике показала отличные результаты на холостых режимах работы двигателя(при отсутствии внешнего охлаждения.)
Наши специалисты проведут консультации по таким вопросам как:
- датчики вентилятора охлаждения;
- вентиляторы охлаждения на инжектор;
- вентиляторы системы охлаждения двигателя;
- установка дополнительного вентилятора охлаждения;
- ценовая стоимость вентиляторов охлаждения на «Ваз»;
- покупка вентиляторов охлаждения;
- резисторы вентилятора охлаждения;
- схема подключения вентилятора охлаждения;
- вентиляторы принудительного охлаждения;
- реле включения вентилятора охлаждения;
- блоки управления вентилятором системы охлаждения;
- электронное реле включения вентилятора охлаждения;
- блоки управления вентилятором охлаждения;
Успешно реализуем вентиляторы Spal, Kormas, Ebmpapst
Сегодня мы успешно продаем в России и за рубежом системы охлаждения и вентиляторы охлаждения самых различных автомобилей и систем. Вся продукция сертифицирована и на гарантии. Автомобильный сектор лишь малая доля применения высокотехнологичного оборудования Spal, Ebmpapst.
Вентилятор для охлаждения двигателя: назначение, устройство, диагностика, ремонт
Для корректной работы мотора автомобиля ему необходимо постоянно охлаждаться до нормальной температуры. Чтобы решить данную проблему конструкторы разработали систему охлаждения двигателя, главную роль в которой исполняет вентилятор охлаждения двигателя. Это приспособление призвано обеспечивать перегретый мотор и радиатор машины обдувом.
Конструкция вентилятора
Идея конструкции столь полезного приспособления довольна проста. Она состоит из шкива и четырех прикрепленных к нему лопастей. Установку последних производят с расчетом получения определенного угла, способствующего максимальной интенсивности прогона воздушных масс.
Помимо шкива, у конструкции механизма присутствует привод. Тип этой составляющей может быть либо электрическим, либо гидромеханическим, либо просто механическим. Самым редким вариантом является устройство с гидромеханическим приводом.
От описанных ранее конструкций это устройство отличается тем, что оно представлено в виде специальной гидравлической или вязкостной муфты, которую приводит в движение коленчатый вал автомобиля.
В момент достижения температуры в муфте предельного максимума происходит частичная либо полная ее блокировка.
В комплектацию такого устройства входит две составляющих – система управления, а также электродвигатель для самого вентилятора. Отслеживанием температуры занимается система управления мотора автомобиля. Благодаря этой системе и осуществляется работа механизма охлаждения. Все данные о работе устройства выводятся на бортовой компьютер в салоне, к которому подключен электромотор.
Принцип работы
Работа вентилятора охлаждения, имеющего электрический привод, не отличается замысловатым принципом. Датчики устройства собирают всю необходимую информацию и передают ее на блок управления. В свою очередь, в блоке управления происходит их обработка и полный анализ.
Если полученные и проанализированные данные свидетельствуют об активации работы вентилятора, то это происходит при помощи запуска регулятора. Большинство недавно сошедших с конвейера автомобилей не получили регулятора в конструкцию устройства вентилятора охлаждения.
На месте регулятора в таких моделях расположен отдельный блок управления, который отвечает за включение и отключение системы охлаждения.
Использование отдельного блока в конструкции устройства является более рациональным подходом в автомобилестроении, потому что благодаря ему охладительная система мотора будет в целом работать с большим эффектом и с большей экономией.
Происходит это по причине того, что блок может взять на себя контроль над несколькими параметрами, среди которых определение момента отключения вентилятора, угол его расположения и направление движения воздуха из него.
Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
Обеспечить защиту системы охлаждения от неисправностей на сто процентов не в состоянии даже самые ультрасовременные обладающие большой мощностью электрические моторы вместе с надежными и умными блоками управления.
Если работа вентилятора не корректна, то есть воздух дует не в том направлении, или лопасти устройства и вовсе не вращаются, то в скором времени двигатель перегреется. Естественно, такое событие не обрадует ни одного водителя. Поэтому стоит уделять время вопросу качественной работы вентилятора охлаждения.
Тем более, что провести диагностику под силу любому автолюбителю. Достаточно просто выполнять некоторые простые рекомендации.
Начинать работу по диагностике вентилятора охлаждения следует с проверки датчика температурного режима. Но для этого необходимо сперва произвести снятие его штекерного разъема. Когда в конструкции используется одинарный датчик, надо найти кусочек обыкновенной проволоки и с ее помощью сделать замыкание клемм на штекере.
При корректной работе вентилятора системы охлаждения двигателя, блок управления или реле произведет подачу команды, по которой устройство активируется за счет замыкания.
Если вентилятор не придет в движение, то есть полном отсутствии реакции на произведенные действия, это свидетельствует о том, что приспособление вышло из строя и ему требуется ремонт или же полная замена.
Куда дует вентилятор охлаждения?
Если на практике воздушный поток поступает на радиатор машины, а не на ее мотор, то, скорее всего, после проведения диагностики или ремонтных работ подключение вентилятора было произведено неверно. Его необходимо вернуть в свое корректное положение.
Какими бывают и для чего нужны вентиляторы охлаждения в автомобиле
Содержание статьи:
В каждом автомобиле есть вентилятор охлаждения двигателя. Для чего он нужен?
Роль вентилятора в работе автомобиля
Вентилятор охлаждения двигателя выполняет функцию принудительного обдува радиатора и двигателя в момент, когда заведенный автомобиль не движется. Изначально при производстве машин было разработано два пути охлаждения двигателя:
При жидкостной системе для охлаждения используется жидкость, но также играет немаловажную роль и обдув, поэтому вентиляторы применяются в обоих случаях. Главная роль, что возлагается на вентилятор, заключается в равномерном отводе теплого воздуха от радиатора и горячего двигателя.
Классификация вентиляторов охлаждения двигателя
Существует всего два типа вентиляторов автомобильной системы охлаждения:
- механический вентилятор;
- электрический вентилятор.
Первый вид вентилятора приводится в движение благодаря специальному ремню, что соединяет вентилятор с приводом коленчатого вала. Чтобы лопасти не рассыпались от большой скорости при высоких оборотах двигателя, крыльчатка вентилятора присоединяется к шкиву коленчатого вала при помощи термомуфты или гидромуфты. Это специальный гидромеханический привод, являющийся разновидностью вискомуфты.
На высоких оборотах привод притормаживает вращение крыльчатки. Муфта устроена таким образом, что позволяет вращаться вентилятору на такой скорости, на какой это необходимо. Благодаря этому, производиться необходимый отвод тепла от двигателя.
Вентилятор, работающий от электрического привода, быстро завоевал свою популярность. Такой вентилятор работает на основе показателей датчиков температуры. Благодаря этому работа вентилятора стала более равномерной и эффективной.
Как устроены вентиляторы охлаждения двигателя
Механические вентиляторы
Поскольку электрические вентиляторы значительно эффективнее, то использование вентиляторов с вискомуфтой практически сошло на нет. Сегодня такие вентиляторы изредка применяют в некоторых моделях внедорожников. Это связано с тем, что электроника очень боится воды, а вот вискомуфта надежно защищена от любого попадания воды.
Вентилятор с электронным блоком управления
На основе показателей датчиков температуры, что чаще всего устанавливают в патрубке на выходе из радиатора и патрубке на выходе из двигателя, а также данных о работе двигателей электронный блок управления принимает решение о включении и выключении вентилятора, а также скорости вращения.
Вентилятор с термовыключателем
Термовыключатель установлен на определенные показатели температуры, например 70 и 85 градусов. При достижении нижней или верхней границы вентилятор включается или выключается.
Такие вентиляторы применялись в более старых моделях. Сейчас профессионалы рекомендуют электровентиляторы охлаждения купить для своего автомобиля, так как их работа эффективнее.
Но при поломке электровентилятора придется обратиться к специалистам.