Содержание
- 1 Замена термостата ВАЗ-2110 инжектор 8 клапанов: фото и видео
- 1.1 Процесс замены термостата ВАЗ-2110
- 1.2 Инструмент
- 1.3 Алгоритм замены
- 1.4 Три случая для замены термостата
- 1.5 Клапан заклинило в закрытом состоянии
- 1.6 Как определить неисправность термостата даже с неисправным датчиком температуры двигателя
- 1.7 Как проверить работу термостата на ВАЗ-2110 после его снятия
- 1.8 Стоимость и артикулы термостата на ВАЗ-2110
- 1.9 Подгонка старого образца под новый
- 1.10 Заключение
- 2 Термостат ВАЗ 2106: принцип работы, как проверить и заменить, инструкции с фото и видео
- 2.1 Назначение термостата на ВАЗ 2106
- 2.2 Расположение термостата
- 2.3 Принцип работы
- 2.4 Виды термостатов
- 2.5 Термостат с одним клапаном
- 2.6 Электронный термостат
- 2.7 Жидкостный термостат
- 2.8 Термостат с твёрдым наполнителем
- 2.9 Какой термостат лучше
- 2.10 Признаки поломки термостата
- 2.11 Способы проверки термостата
- 2.12 Видео: проверяем термостат
- 2.13 Самостоятельно меняем термостат на ВАЗ 2106
- 2.14 Последовательность работы
- 2.15 Видео: самостоятельно меняем термостат
- 3 Замена термостата двигателя автомобиля своими руками!
- 4 Замена термостата ВАЗ 2107
- 5 Термостат ВАЗ 2110 – как произвести замену старого на новый + Видео
- 6 Замена термостата ВАЗ 2114: какой лучше, как менять своими руками + видео
- 7 Замена термостата на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
- 8 Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций
- 8.1 Назначение термостата ВАЗ-2110, конструкция и принцип действия
- 8.2 Какими двигателями комплектуется ВАЗ 2110?
- 8.3 Где установлен термостат на ВАЗ-2110?
- 8.4 Как распознать неисправность?
- 8.5 Замена термостата на ВАЗ-2110 с инжекторным 8-клапанным мотором
- 8.6 Как менять термостат на ВАЗ-2110 с инжекторным 16-клапанным мотором?
- 8.7 Как менять термостат на ВАЗ-2110 с карбюраторным 8-клапанным мотором?
- 8.8 Как проверить работает термостат на ВАЗ-2110 или нет?
- 8.9 Какие «подводные камни» возможны в процессе монтажа?
- 8.10 Термостаты ВАЗ-2110 нового и старого образца: особенности монтажа и отличия
- 8.11 В чем же особенности классического и альтернативного варианта подключения?
- 8.12 Итоги
Замена термостата ВАЗ-2110 инжектор 8 клапанов: фото и видео
Термостат является ключевой деталью в системе охлаждения ВАЗ-2110. Несмотря на свои скромные размеры, именно эта деталь защищает двигатель от перегрева, так как она позволяет охлаждающей жидкости циркулировать сначала по малому, а потом по большому кругу. Если внезапно двигатель ВАЗ-2110 начал перегреваться, возможно, что это указывает на выход из строя термостата.
Процесс замены термостата ВАЗ-2110
Расположение указано стрелочкой.
Замена одной из главных деталей системы охлаждения начинается с её демонтажа. Нужно отметить, что данную процедуру придётся осуществлять не только для замены термостата, но и для его проверки.
Инструмент
Перед началом работ нужно подготовить следующие инструменты:
Алгоритм замены
Подготовив место и инструменты, можно приступать к процедуре снятия термостата с автомобиля. Разборка происходит по следующему алгоритму:
Выдавливаем резиновые опоры из отверстий рамки радиатора.
Снимаем датчик ДМРВ с кожуха.
Убрав фильтр, получаем открытый доступ к термостату.
Крестовой отверткой ослабляем хомут на подводящем шланге.
Снимаем патрубок и сливаем тосол.
Устанавливаем новый термостат.
Во время ремонта нужно обратить внимание на состояние патрубков. Если они сильно изношены, то их лучше заменить. Так же можно заодно поменять охлаждающую жидкость и воздушный фильтр.
Далее нужно собрать воздушный фильтр и залить антифриз в систему через бачок. Перед тем, как трогаться с места, нужно завести двигатель и проверить циркуляцию ОЖ по системе. Это поможет избавиться от воздушных пробок. Если уровень антифриза в бачке упал, его следует долить.
Три случая для замены термостата
Так как термостат является достаточно простой деталью, менять его нужно только в трёх случаях:
Если в этих случаях пренебречь процедурой замены термостата, это может привести к перегреву двигателя, или даже к его заклиниванию. Двигатель на ВАЗ-2110 убить сложно, но вот такая «мелочь» способна это сделать!
Клапан заклинило в закрытом состоянии
Заклинить может старый термостат и даже новый, если изделие низкого качества.
Что касается случая, когда клапан заклинило в закрытом состоянии, то это очень опасно для двигателя.
Безусловно, каждый из водителей летом наблюдал картину, как автомобили стоят с открытым капотом, из-под которого валит пар, а под машиной растекается лужа. Эта ситуация случается из-за перегрева охлаждающей жидкости, которая расширяясь при нагреве, разрывает патрубки или радиатор.
Как определить неисправность термостата даже с неисправным датчиком температуры двигателя
Хотя многие водители жалеют лопнувший радиатор, это не самое страшное, что может случиться. Бывает так, что перегретый двигатель просто клинит, так как металл при нагревании очень сильно расширяется. Поэтому за температурой антифриза нужно следить постоянно.
Если температурный датчик вышел из строя, то опытный водитель может определить повышение температуры по поведению автомобиля. Когда двигатель перегревается, он начинает сильно «тупить», то есть медленно набирает обороты и скорость. В этом случае рекомендуется быстро прекратить движение и подождать, пока мотор не остынет.
Если же клапан термостата заклинит в открытом состоянии, то летом это можно и не заметить. Зимой эту проблему можно определить по медленному нагреву салона.
Как проверить работу термостата на ВАЗ-2110 после его снятия
Термостат проверяется в емкости с водой определенной температуры.
Если владелец автомобиля хочет определить работоспособность термостата со стопроцентной вероятностью, то его нужно демонтировать с автомобиля и проверить в воде путём нагрева. Процедура снятия будет описана ниже, а сам термостат проверяется следующим образом:
Кроме того, даже полностью рабочий термостат желательно заменить, если его корпус имеет различные сколы и трещины.
Стоимость и артикулы термостата на ВАЗ-2110
Если термостат разборный, можно заменить только верхнюю крышку с клапаном.
Что касается приобретения нового термостата на ВАЗ-2110, то особенностью данной модели является возможность замены только одного пускового элемента. Это обойдётся в два раза дешевле.
Хотя стоимость устройства в сборе тоже, как правило, невысока и колеблется в районе 1 000 рублей.
Слева 5-ти дырочный термостат, справа – 6-ти дырочный.
При покупке термостата нужно помнить, что они бывают старого и нового образца. Если на вашей машине установлена деталь старого образца, а в магазине имеются в наличии только детали нового образца, не стоит расстраиваться. При наличии смекалки и ножовки по металлу новая деталь отлично устанавливается на место детали старого образца.
Подгонка старого образца под новый
Установка 6-ти дырочного термостата.
Для этого нужно только отпилить кусок патрубка, который идёт от помпы, после чего отсоединить кусок от старой детали. После этих манипуляций термостат нового образца прекрасно впишется в систему охлаждения автомобиля.
Так как при покупке запчастей для отечественных автомобилей существует шанс приобрести бракованную деталь, перед покупкой термостата его можно проверить на герметичность. Для этого нужно просто сильно дунуть в штуцер. Если корпус герметичен, то воздух должен остаться внутри. Если воздух выходит наружу, то такую деталь приобретать не стоит.
Оригинальный термостат, который ставился на производстве, имеет артикул 2110–1306010. Стоит он недорого, но и качество его стабильностью не отличается. Большинство владельцев ВАЗ-2110 предпочитают приобретать аналоги, которые служат гораздо больше времени.
Обратите внимание
Все зарубежные аналоги значительно дороже, но установив их, владельцы лишаются головной боли, связанной с работой термостата. Спросом пользуются детали Fenox, Pekar, Finwhale, Luzar.
Термостат для ВАЗ-2110 Finwhale T111.
Заключение
Замена термостата на ВАЗ-2110 — процесс несложный. Главное делать всё аккуратно и не вырывать патрубки силой.
Термостат ВАЗ 2106: принцип работы, как проверить и заменить, инструкции с фото и видео
Если двигатель ВАЗ 2106 вдруг начал перегреваться без видимых причин, скорее всего, вышел из строя термостат. Это очень небольшое устройство, которое на первый взгляд кажется чем-то незначительным.
Но это впечатление обманчиво: если с термостатом возникли проблемы, далеко машина не уедет. И более того, двигатель, перегревшись, может просто заклинить. Можно ли избежать этих неприятностей и заменить термостат своими руками? Безусловно.
Разберёмся, как это делается.
Назначение термостата на ВАЗ 2106
Термостат должен контролировать степень нагрева охлаждающей жидкости и своевременно реагировать, когда температура антифриза станет слишком высокой или, наоборот, — слишком низкой.
Термостат поддерживает температуру теплоносителя в системе охлаждения двигателя в нужном диапазоне
Устройство может направлять охлаждающую жидкость либо по малому, либо по большому кругу охлаждения, тем самым предотвращая перегрев двигателя, или, наоборот, помогая ему быстро разогреться после длительного простоя. Всё это делает термостат важнейшим элементом системы охлаждения ВАЗ 2106.
Расположение термостата
Термостат в ВАЗ 2106 находится справа от мотора, там, где расположены патрубки для вывода охлаждающей жидкости из главного радиатора. Чтобы увидеть термостат, достаточно просто открыть капот автомобиля. Удобное расположение этой детали является большим плюсом, когда возникает необходимость её замены.
Для получения доступа к термостату ВАЗ 2106 достаточно просто открыть капот
Принцип работы
Как уже было сказано выше, главной задачей термостата является поддержание температуры двигателя в заданных пределах. Когда двигателю нужно разогреться, термостат блокирует главный радиатор до тех пор, пока мотор не выйдет на оптимальный температурный режим.
Эта простая мера позволяет значительно продлить срок службы двигателя и снизить износ его узлов. В термостате есть главный клапан.
Когда охлаждающая жидкость достигает температуры в 70 °C, клапан открывается (здесь же следует отметить, что температура открытия главного клапана может быть и выше — до 90 °C, а зависит это как от конструкции термостата, так и от термического наполнителя, который в нём используется).
По сути, термостат представляет собой обычный клапан, реагирующий на изменение температуры антифриза
Вторым важным элементом термостата является специальный компрессионный цилиндр, изготовленный из латуни, внутри которого находится небольшой кусочек технического воска.
Когда антифриз в системе разогревается до 80 °C, воск в цилиндре расплавляется. Расширяясь, он давит на длинный шток, соединённый с главным клапаном термостата. Шток выдвигается из цилиндра и открывает клапан. А когда антифриз остывает, воск в цилиндре начинает твердеть, а его коэффициент расширения снижается.
В результате давление на шток ослабевает и термостатный клапан закрывается.
Под открытием клапана здесь подразумевается смещение его створки всего лишь на 0,1 мм. Это начальная величина открытия, которая последовательно увеличивается на 0,1 мм при подъёме температуры антифриза на два-три градуса.
Когда температура охлаждающей жидкости повысится на 20 °C, клапан термостата открывается полностью.
Температура полного открытия может варьироваться в пределах от 90 до 102 °C в зависимости от производителя и конструкции термостата.
Виды термостатов
Автомобиль ВАЗ 2106 выпускался долгие годы. И за это время инженеры внесли в него ряд изменений, коснувшихся в том числе и термостатов. Рассмотрим, какие термостаты устанавливались на ВАЗ 2106 с момента выпуска первых машин до наших дней.
Термостат с одним клапаном
Одноклапанные термостаты устанавливались на самые первые «шестёрки», сошедшие с вазовского конвейера. Принцип работы этого устройства был подробно описан выше. К настоящему моменту эти устройства считаются устаревшими, а найти их в продаже не так-то просто.
На первые «шестёрки» устанавливали самые простые, одноклапанные термостаты
Электронный термостат
Электронный термостат — это самая поздняя и наиболее продвинутая модификация, пришедшая на смену одноклапанным устройствам. Его главные достоинства — высокая точность и надёжность. У электронных термостатов есть два рабочих режима: автоматический и ручной.
Электронные термостаты применяются в современных системах охлаждения и отличаются от своих предшественников высокой точностью и гораздо большей надёжностью
Жидкостный термостат
Термостаты классифицируются не только по конструкции, но и по типу наполнителей. Жидкостные термостаты появились самыми первыми. Главным узлом жидкостного термостата является небольшой цилиндр из латуни, заполненный дистиллированной водой и спиртом. Принцип работы этого устройства такой же, как и у термостатов с восковым наполнителем, о которых говорилось выше.
Термостат с твёрдым наполнителем
Наполнителем в таких термостатах выступает церезин. Это вещество, по консистенции похожее на обычный воск, которое смешивается с медной пудрой и помещается в медный баллон.
В баллоне имеется резиновая мембрана, подсоединённая к штоку, тоже выполненному из плотной резины, устойчивой к высоким температурам.
Расширившийся от нагрева церезин давит на мембрану, которая, в свою очередь, действует на шток и клапан, обеспечивая циркуляцию антифриза.
Главным элементом термостата с твёрдым наполнителем является ёмкость с церезитом и медной пудрой
Какой термостат лучше
На сегодняшний день оптимальным вариантом для ВАЗ 2106 считаются термостаты на основе твёрдых наполнителей, так как они обладают оптимальным сочетанием цены и качества. Кроме того, их можно найти в любом автомагазине в отличие от жидкостных одноклапанных, которых в продаже уже практически нет.
Признаки поломки термостата
Есть ряд признаков, однозначно указывающих на то, что термостат неисправен:
- на панели приборов постоянно горит лампочка, сигнализирующая о перегреве мотора. Обычно это происходит из-за того, что клапан термостата закрылся и его в этом положении заклинило;
- двигатель очень плохо разогревается. Это значит, что клапан термостата закрывается неплотно. В результате антифриз идёт как по малому, так и по большому кругу охлаждения и не может своевременно разогреться;
- после старта двигателя нижняя трубка термостата нагревается буквально через минуту. Проверить это можно, просто приложив к патрубку руку. Эта ситуация говорит о том, что клапан термостата заклинило в полностью отрытом положении.
При обнаружении любого из этих признаков водителю следует как можно быстрее заменить термостат. Если автовладелец проигнорирует вышеперечисленные симптомы, это неизбежно приведёт к перегреву мотора и его заклиниванию. Восстановить двигатель после такой поломки чрезвычайно сложно.
Способы проверки термостата
Есть четыре основных способа проверить работоспособность термостата. Перечислим их по возрастанию сложности:
Видео: проверяем термостат
Самостоятельно меняем термостат на ВАЗ 2106
Перед началом работы следует подобрать инструменты и расходные материалы. Для замены термостата нам потребуются:
- новый термостат;
- охлаждающая жидкость (5 литров);
- таз для слива старого антифриза;
- плоская отвёртка.
Здесь же следует отметить, что ремонту термостат не подлежит. Причина проста: внутри у него есть термоэлемент с жидкостным или твёрдым наполнителем. Именно он выходит из строя чаще всего. Но по отдельности такие элементы не продаются, так что у автовладельца остаётся только один вариант — замена всего термостата.
Последовательность работы
Перед тем как производить какие-либо манипуляции с термостатом, нужно слить охлаждающую жидкость. Без этой операции дальнейшая работа невозможна. Антифриз удобно сливать, поставив машину на смотровую яму и открутив пробку основного радиатора.
Видео: самостоятельно меняем термостат
Итак, владельцу ВАЗ 2106 для замены термостата ни к чему отправляться в ближайший автосервис. Всё можно сделать своими руками. Эта задача вполне по силам и начинающему водителю, который хотя бы раз держал в руках отвёртку. Главное — не забыть слить антифриз перед началом работы.
Замена термостата двигателя автомобиля своими руками!
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как исправить последствия неудачного ремонта. Нередко вследствие образования воздушной пробки после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель.
Поменять можно своими руками
При должной теоретической подготовке замена термостата под силу даже начинающему водителю. Но следует быть внимательным к мелочам и учитывать особенности устройства модели автомобиля.
- Покупайте только рекомендованный для вашего двигателя термостат. Все детали мотора рассчитываются на работу в определенном температурном диапазоне, поддержание которого напрямую зависит от температуры открытия термоклапана. Принудительное поднятие температуры в малом круге циркуляции ОЖ приведет к постоянной работе в режиме перегрева двигателя. Многие приверженцы такого «тюнинга» обосновывают переделку желанием увеличить производительность системы отопления салона. На самом деле печка ощутимо сильнее греть не станет, тогда как возросшая термическая нагрузка ощутимо уменьшит ресурс двигателя.
- Уточняйте комплектацию нового термостата. Для предотвращения утечек антифриза место прилегания корпуса герметизируется уплотнительной резинкой, которую при замене термостата также нужно поменять. К сожалению, не все производители включают в комплект манжет. Уплотнение после прикручивания корпуса ужимается, поэтому при повторном использовании уже не гарантирует должную степень герметичности системы. Многие водители, чтобы избежать замены уплотнителя, дополнительно используют прокладочный герметик.
- Подготовьте необходимый инструмент. Если набор отверток, торцевых головок и накидных ключей есть едва ли не у каждого автолюбителя, то головки под звездочки Torks в наборе инструментов встретить уже сложнее. А ведь с помощью их на многих иномарках привинчиваются детали навесного оборудования. Поэтому перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашей модели авто либо изучите отчеты владельцев, видео, на которых показано, как самостоятельно поменять термостат.
КАК ПРАВИЛЬНО МЕНЯТЬ
Как заменить термостат своими руками, рассмотрим на примере Opel Astra H.
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как выгнать воздушную пробку. Нередко именно после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель
Перед эксплуатацией автомобиля убедитесь в отсутствии воздушной пробки, из-за которой может плохо работать печка и перегреваться двигатель.
Установите автомобиль таким образом, чтобы бачок был как можно выше по отношению к другим элементам системы охлаждения. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата. Повысьте на 10-15 секунд обороты до 2000 тыс./мин.
, после чего кратковременно несколько раз поднимите до 3500-4000 тыс. об./мин. Увеличив скорость циркуляции ОЖ в большом круге, мы поспособствуем выходу воздушной пробки.
Важно
После выхода воздуха температура двигателя должна не подниматься выше рабочего диапазона.
На многих автомобилях в системе охлаждения имеются специальные дренажные клапаны, через которые в процессе заполнения системы выходит воздух. К примеру, на Лада Калина с Е-газом в качестве дренажа для избавления от воздушной пробки можно использовать штуцер, предназначенный для подвода антифриза к дроссельной заслонке на авто с тросиковым приводом.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- Перед установкой настоятельно рекомендуем испытать термоклапан. Проверка термостат в домашних условиях не отнимет у вас много времени.
- Чтобы не обжечься при сливе антифриза, температура двигателя должна быть на порядок ниже рабочего диапазона.
- При замене термостата с пластиковым корпусом придерживайтесь рекомендованного усилия затяжки. При необходимости используйте динамометрический ключ.
КАК ЧАСТО НУЖНО МЕНЯТЬ
Производители не регламентируют сроки замены термостата. Предполагается, что механизм крайне надежный и подлежит замене только в случае выхода из строя.
В целом такой подход более чем оправдан для владельцев авто с механическим термостатом.
Если в системе охлаждения использовалась только допустимая охлаждающая жидкость, механическому износу подлежат лишь стержень и направляющая втулка термоклапана. Случается это не ранее 125-150 тыс. км.
По-другому дело обстоит с электронными термостатами. В их конструкции предусмотрен нагревательный элемент, который может выйти из строя на пробеге до 100 тыс. км. Исключением из исправила являются отдельные модели термостатов с электронным управлением.
На ум приходят конструктивные дефекты изделий GM, которые выпили немало крови владельцев Opel, Chevrolet. Замена термостата требуется едва не каждые 30-40 тыс.км.
Поэтому владельцы рекомендуют менять штатные устройства сразу на усовершенствованные модели термоклапанов.
Симптомы неисправности
Термостат играет важнейшую роль в поддержании теплового баланса двигателя. Поэтому рекомендуем изучить, как достоверно проверить термостат при обнаружении первых признаков его неисправности. В статье описаны основные симптомы, свидетельствующие о поломке и необходимости замены. Также рекомендуем изучить устройство и принцип работы термостата.
Замена термостата ВАЗ 2107
Здравствуйте уважаемые читатели блога Autoepoch.ru! Сегодня я хочу рассказать о замене термостата ВАЗ 2107.
Описание, устройство и принцип работы
Термостат он же терморегулятор «семерки», это деталь, представляющая собой цилиндрическую емкость с тремя выходами под патрубки. В верхнем торце детали расположен входной патрубок от двигателя, в нижней части входной патрубок, идущий от радиатора, ну а третий выходной патрубок расположен сверху сбоку. Более подробно устройство термостата можно увидеть на фото ниже.
Если двигатель запущен на «холодную», антифриз проходит через блок цилиндров и насос, так называемый малый круг. Это обеспечивает быстрый прогрев мотора.
Совет
При достижении температуры 80,6 до 81,5 градусов Цельсия основной клапан термостата начинает открываться, антифриз начинает двигаться по большому кругу, через радиатор. Одновременно с этим перепускной клапан постепенно перекрывает антифриз, идущий от двигателя.
При достижении температуры в 94 градусов клапан открывается на максимальное значение, ОЖ двигается только по большому кругу.
Основные неисправности термостата ВАЗ 2107
- Перегрев двигателя – терморегулятор открывается частично или полностью не открывается.
- При первом запуске двигатель медленно греется и не набирает рабочую температуру – терморегулятор не закрывается.
Как проверить термостат, без демонтажа?
Если агрегат исправен, то после запуска «холодного двигателя», нижний патрубок, ведущий к радиатору должен нагреваться не сразу, а лишь тогда, когда температура мотора достигнет 80-88 градусов.
Также если этот патрубок вовсе не нагревается, а двигатель идет не перегрев, это свидетельствует о неисправности агрегата.
Соответственно, если при минимальных температурах нижний патрубок начинает нагреваться, это тоже свидетельствует о неисправности.
Как заменить термостат ВАЗ 2107 своими руками – пошаговая инструкция
Для замены потребуется:
- новый термостат
- крестовая отвертка
- хомуты (по необходимости)
- патрубки (по необходимости)
- охлаждающая жидкость
- герметик (по необходимости)
- загоняем машину на яму (машина должна стоять строго горизонтально!),
- рычаг подачи теплого воздуха переместите вправо,
- открутите и снимите пробку расширительного бачка,
- открутите пробку наливной горловины радиатора,
- открутите пробку сливного отверстия на блоке цилиндров (заранее установите тару под слив!),
- открутите пробку сливного отверстия радиатора (заранее установите тару под слив!),
- Остаток ОЖ можно слить, отстегнув ремень крепящий расширительный бачок и приподняв его вверх.
Советы
Это будет свидетельствовать о том, что воздух вышел, это верхняя точка ОЖ в автомобиле.
Видео
Рекомендую прочитать:
Термостат ВАЗ 2110 – как произвести замену старого на новый + Видео
Термостат ВАЗ 2110 (“родной” либо более эффективный от “Лада Гранта”) совсем несложно заменить самостоятельно в тех случаях, когда он выходит из строя.
Наверное, каждый более-менее опытный водитель знает, что термостат представляет собой устройство, которое несет ответственность за грамотное перераспределение жидкостных потоков в двигателе автомобиля.
В процессе активной эксплуатации машины данное приспособление может заклинить на малом либо на большом циркуляционном круге, что станет причиной недогрева или перегрева мотора.
Понятно, что транспортное средство с неисправной охлаждающей системой использовать нельзя, а значит, собственнику автомобиля предстоит замена устройства, вышедшего из строя.
Но перед этим следует удостовериться в том, что такая замена действительно необходима. То есть нужно проверить термостат на работоспособность.
Делается это без демонтажа двигателя таким способом: запускаем мотор и все свое внимание направляем на приборный щиток, где показывается температура жидкости для охлаждения. Главный клапан интересующего нас устройства открывается при температуре от +83 до +87 °С.
Если двигатель имеет меньший показатель температуры, жидкость перемещается по малому кругу (то есть, клапан находится в закрытом состоянии).
Обратите внимание
Установить, работает термостат или нет, можно достаточно просто – прикоснитесь к радиатору охлаждения ТС и его нижнему шлангу. Если на ощупь шланг холоднее, значит, устройство находится в закрытом положении (в радиатор нет подхода охлаждающей жидкости).
При температуре 102 градуса радиаторный клапан полностью открывается. В этом случае нижний патрубок и верхняя зона радиатора должны быть ощутимо горячими /(а вот нижняя зона – холоднее).
Если вы не чувствуете рукой нагрева, становится понятным, что термостат необходимо менять.
Как выполняется замена термостата ВАЗ 2110?
Схема выполнения процедуры следующая:
- демонтируется аккумулятор автомобиля;
- с расширительного бачка снимается пробка;
- откручивается сливная пробка, находящаяся в нижней части радиатора;
- из бачка сливается жидкость, после чего пробку можно закручивать;
- на патрубках термостата ослабляется затяжка хомутов шлангов;
- шланги демонтируется (и задний, и передний);
- отвинчиваются болты (их три штуки), которые крепят крышку термостата, и снимают ее.
Для того чтобы извлечь термостат из крышки, последнюю лучше всего установить в слесарные тиски (на них нужно будет смонтировать губки или мягкие накладки для защиты алюминиевой поверхности от царапин).
После этого отжимаем вниз фиксирующую термостат пластину (пружина будет сопротивляться, придется приложить некоторое усилие), поворачиваем ее и выводим из пазов. Теперь интересующее нас устройство легко вынимается.
А на его место можно устанавливать новое, действуя в обратном порядке.
Несколько важных советов
Перед тем как выполнять замену интересующего нас элемента, специалисты советуют дать двигателю полностью остыть после эксплуатации. А после того как старый термостат был демонтирован, обязательно следует проверить новое устройство на исправность. Делается это так:
- опускаете термостат в воду, нагретую до температуры около 80 градусов;
- поднимаете температуру воды еще градусов на 10 (при этом нужно помешивать жидкость);
- наблюдаете за «поведением» нового устройства: если замечаете, что из силиконового элемента начинается выдвижение штока, это означает, что термостат является работоспособным.
И не забудьте по окончании работ налить в охлаждающую систему (в бачок) жидкость.
Замена термостата ВАЗ 2114: какой лучше, как менять своими руками + видео
До тех пор, пока автомобиль работает исправно, автовладелец не задумывается о том, что происходит под капотом. Но в какой-то момент двигатель машины вдруг начинает перегреваться без видимых причин. Чаще всего это означает, что термостат вышел из строя. О том, что это за устройство и как произвести его замену на автомобиле ВАЗ-2114, мы и поговорим в этой статье.
Назначение устройства
Термостат для автомобиля ВАЗ-2114
По сути, термостат — это большой клапан, задача которого пропускать (или, наоборот, — не пропускать) охлаждающую жидкость в радиатор автомобиля. Когда двигатель машины только-только запустился, он некоторое время остаётся холодным, как и охлаждающая жидкость.
В этот промежуток времени клапан термостата закрыт, так что охладитель направляется по так называемому малому кругу. А когда температура двигателя достигает 90°C, клапан в устройстве автоматически открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу и поступает в радиатор.
Благодаря такой схеме работы температура двигателя держится на постоянном уровне, а его перегрев исключается.
Как уже было сказано выше, термостат — это клапан, а следовательно, он может заклинить в открытом, закрытом или промежуточном положении. Это и есть основная причина замены термостатов на ВАЗ-2114, причём каждый случай заклинивания устройства опасен по-своему.
- Если клапан термостата заклинило в закрытом положении, это приведёт к тому, что двигатель будет нагреваться очень быстро (особенно когда машина эксплуатируется летом), так как охлаждающая жидкость будет постоянно циркулировать только по малому кругу.
- Если клапан всё время открыт, возникает другая проблема: двигатель до рабочей температуры будет прогреваться очень долго. А в тридцатиградусный мороз разогреть двигатель будет практически невозможно, поскольку жидкость всё время циркулирует по большому кругу и просто не успевает прогреться до нужной температуры.
- Если клапан заклинило в промежуточном положении, это может привести к нарушениям в работе двигателя.
Диагностика неисправностей
Прежде чем менять термостат, нужно убедиться, что неисправен именно он. Способы сделать это перечислены ниже:
- Двигатель заводится и прогревается в течение 10 минут. Затем открывается капот автомобиля, и рука осторожно подносится вначале к верхнему, а затем к нижнему радиаторному патрубку. Если термостат в порядке, эти патрубки не будут обжигать руку и их температура будет приблизительно одинакова. Если же температура патрубков отличается настолько, что это ощущается простым прикосновением, значит, термостат неисправен.
- Двигатель заводится, после чего сразу же открывается капот, и рука подносится к верхнему радиаторному патрубку. Когда термостат исправен, этот патрубок остаётся холодным до тех пор, пока двигатель не выходит на рабочую температуру, то есть где-то 10-15 минут (в тёплое время года). По истечении этого времени патрубок очень быстро и ощутимо нагревается. Если этого не происходит — термостат неисправен.
- И наконец, самый трудоёмкий способ диагностики: устройство снимается, помещается в ёмкость с водой и термометром, после чего вода нагревается до тех пор, пока в термостате не щёлкнет клапан. Температура срабатывания клапана засекается и исходя из неё делаются выводы о работоспособности устройства (в исправном термостате клапан срабатывает при температуре 90-95°C).
Для ответа на этот вопрос важно понять одно: экономить на этом устройстве категорически не рекомендуется. Неисправный термостат ведёт к перегреву двигателя. А перегрев влечёт за собой массу проблем, устранение которых может обойтись очень дорого. Есть 2 проверенные годами марки термостатов для ВАЗ-2114, о качестве которых автовладельцы всегда отзываются хорошо:
- LUZAR (Луганский Завод Автомобильных Радиаторов).Термостат для ВАЗ 2114 от фирмы LUZAR
- WEEN (Польша).Польский термостат от фирмы WEEN
Настоятельно не рекомендуется покупать для ВАЗ-2114 термостаты китайского производства (в частности, BAUTLER), также стоит воздержаться от приобретения устройств фирмы ПРАМО (Россия, г. Владимир), несмотря на то, что там установлены польские термоэлементы. Оба этих бренда хотя и работают, но не отличаются долговечностью.
Необходимый инструментарий
Последовательность действий
Болт сливного отверстия на радиаторе для слива тосола
С корпуса фильтра рециркуляции убраны все шланги, термостат готов к снятию
Термостат аккуратно извлекается из гнезда
Как видно из этой статьи, поменять термостат – это задача, которая под силу даже начинающему автолюбителю. Главное, о чём следует помнить, решив заменить это устройство: экономить на нём — нельзя, так как ремонт повреждений двигателя, вызванный неисправным термостатом, обойдётся автовладельцу намного дороже.
Замена термостата на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Добро пожаловать!
Термостат – благодаря нему двигатель может очень быстро нагреваться, а так же практически и вообще не греться, всё это происходит по следующим причинам, в самом термостате есть так называемы клапан, данный клапан заполнен ещё специальным веществом благодаря которому термостат и определяет когда ему нужно будет полностью открываться и когда ему нужно будет полностью закрываться, все мы уже знаем то что при работе двигателя (Может обращали внимание), автомобиль греется очень быстро примерно до 80 c°, а после 80 градусов двигатель греется чуть меньше, а после 94 c° он вообще практически и не греется только если вы не стоит в многочасовой пробки, всё дело в том что клапан термостата пускает охлаждающую жидкость на большой круг при достижении 80 c°, а после 94 c° жидкость выходит на тот же самый круг но только циркуляция жидкости по малому кругу вообще прекращается и вследствие чего автомобиль меньше греется.
Примечание!
Для того чтобы заменить термостат на новый, вам нужно будет запастись: Отвёрткой и одним шестигранником примерно «на 5»!
Краткое содержание:
- Замена термостата
- Дополнительный видео-ролик
Где находится термостат?
Он расположен чуть пониже корпуса воздушного фильтра, увидеть его можно очень легко для этого откройте капот у вашего автомобиля, затем разыщите в подкапотном пространстве этот самый корпус воздухофильтра и после его нахождения загляните чуть ниже так скажем под него и там будет установлена тот самый термостат (Вернее его крышка, а сам данный агрегат находится внутри крышки), для примера местонахождение крышки ещё показано на фото чуть ниже:
Когда нужно менять термостат?
Он заменяется лишь в том случае если он перестал открывать клапан который выпускает охлаждающую жидкость на большой круг, а так же если он оставил клапан в открытом положение и данный клапан заклинил.
Примечание!
В первом случае если термостат не будет пускать жидкость на большой круг, то машина начнёт очень сильно греться, ни в коем случае не допускайте её перегрева и если есть возможность то в ближайшее время замените термостат, вить если двигатель вашего автомобиля будет работать в повышенных температурах, то у вас будет понемногу прогорать прокладка ГБЦ, а так же трение в двигателе вашего автомобиля так же повыситься, потому что как мы все знаем из закона физики, чем температура больше, то соответственно и метал расширяется, а чем больше становиться металл тем и больше становиться его трение, поэтому за перегревом двигателя следите очень внимательно.
Во втором случае если клапан у вас заклинит в открытом положение, хотя это бывает редко, но всё же здесь уже вы сами решаете нужна ли вам замена термостата или же нет, потому что если клапан будет в открытом положение то и двигатель практически и не будет греться, но если на дворе будет зима, то всё же лучше будет заменить данный агрегат на новый!
Как проверить термостат работает ли он или же нет?
Есть несколько способов проверки, а именно при снятом данном агрегате, а так же и на прямую его можно проверить вовсе не снимая его с автомобиля, для этого просто заведите автомобиль и прогрейте его до рабочей температуры и после прогревания выйдете из автомобиля (Кстати откройте ещё капот перед выходом) и загляните в подкапотное пространство, там разыщите нижний патрубок который идёт от термостата так вот данный патрубок хорошенько прощупайте, он должен в самом начале быть слегка тёплым, а затем постепенно нагреваться (В зависимости от температуры мотора).
Примечание!
В том случае если окажется что нижней патрубок и вовсе не нагревается а постоянно остаётся холодным, то это говорит о том что термостат пришёл в негодность и его пора заменить на новый, кстати в связи с таким течением обстоятельств двигатель будет очень сильно и быстро греется, поэтому если все симптомы на лицо, тогда это действительно пришёл в негодность термостат, да и кстати насчёт такой проверки смотрите более подробно на видео-ролике ниже:
В том случае если вы купили новый термостат или же нашли у себя в гараже старый и хотите узнать работает он или же нет, то в таком случае просмотрите чуть ниже интересный видео-ролик в котором подробно объясняется как проверить данный агрегат в отдельном состояние от двигателя:
Как заменить термостат на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Примечание!
Дадим вам один совет, данную деталь рекомендуется заменять только лишь при холодном двигателе, потому что если вы решите его заменить на горячем двигателе, то скорее всего обожжетесь так как при сильном нагреве двигателя и жидкость нагревается тоже и если она вам попадёт на кожу, то это может даже и вызвать ожоги, поэтому будьте аккуратнее!
Снятие:
1) В самом начале операции, слейте из двигателя вашего автомобиля всю охлаждающую жидкость а иначе замену термостат нормально произвести не получиться, так как от него вам придётся отсоединять патрубки в которых и находиться жидкость. (О том как слить жидкость, см. в статье под названием: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ»)
2) Затем снимите сам корпус воздушного фильтра, чтобы он не мешал дальнейшей работе. (О том как снять корпус, см. в статье: «Замена корпуса воздухофильтра»)
3) После чего когда жидкость будет слита, а корпус снят с автомобиля, возьмите в руки отвёртку или же гаечный ключ (В зависимости от того, какого типа крепятся хомуты шлангов которые подсоединены к термостату) и при помощи них ослабьте хомуты всех шлангов (Шлангов должно быть всего два, а именно шланга радиатора и шланг насоса охлаждающей жидкости) которые подсоединены к термостату и после чего отсоедините их, кстати оба этих шланга вы так же можете увидеть на фото ниже они показаны стрелками.
4) Следом возьмите в руки шестигранник и с его помощью отверните три болта, которые и крепят саму крышку термостат, а после отворачивания аккуратно снимите её.
Примечание!
Внутри данной крышки будет установлен сам термостат на фото ниже он указан красной стрелкой, так вот вы извлеките его из крышки и тем самым замените его на новый!
На крышке термостата кстати так же будет установлено уплотнительное кольцо (Указано синей стрелкой), если оно будет сильно обжато или в трещинах, или же просто повреждено сломано к примеру, то в таком случае замените данное кольцо на новое!
Установка:
Установка нового термостата и всех ранее снятых деталей, осуществляется в обратной последовательности.
Дополнительный видео-ролик:
Если вам нужны некоторые советы о том как нужно снимать термостат и немного о расширительном бачке, то в таком случае просмотрите чуть ниже видео-ролик в котором рассказываются все нюансы с которыми вы столкнётесь во время замены данного агрегата:
Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций
Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
19-10-2016, 14:08
Просмотров: 9 307
Термостат – неотъемлемый элемент системы охлаждения ВАЗ-2110, требующий внимательного ухода, контроля работоспособности и своевременной замены.
В статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Приведенной информации достаточно, чтобы своевременно выявить неисправность, определиться с дальнейшими действиями и произвести замену вышедшего из строя устройства.
Назначение термостата ВАЗ-2110, конструкция и принцип действия
Термостат – узел, установленный в системе охлаждения автомобиля и регулирующий направление охлаждающей жидкости по большому и малому кругу (в зависимости от температуры двигателя).
Узел выполняет две задачи:
Обе функции реализуются, благодаря контролю температуру и способности главного клапана менять свое положение (отрываться или закрываться под действием пускового элемента).
Конструктивно термостат ВАЗ 2110 – узел, имеющий цилиндрическое сечение и три, пять или шесть выходов в зависимости от конструкции.
Основные выходы:
- К насосу;
- От радиатора;
- От двигателя.
Работоспособность устройства обеспечивают следующие элементы:
Принцип действия:
- Внутри устройства установлен клапан со специальным веществом внутри, которое расширяется (сужается) при повышении (снижении) температуры.
- При достижении определенного температурного уровня (80,6-81,5 градуса Цельсия) упомянутое вещество давит на клапан, постепенно открывает его и направляет поток ОЖ через выходной патрубок к радиатору (большой круг). При достижении 94 градусов Цельсия главный клапан открывается на максимум (около шести миллиметров), а перепускной – закрывается.
- При небольшой температуре перепускной клапан термостат находится в открытом положении (главный – закрыт), а охлаждающая жидкость проходит по малому кругу (без участия радиатора). Благодаря этому обеспечивается быстрый прогрев мотора.
Подробнее про принцип работы термостата читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/944-princip-raboty-termostata.html.
Заклинивание или другие неисправности клапана могут привести к следующим проблемам:
- Перегрев мотора с вытекающими отсюда последствиями;
- Неспособность силового агрегата набрать требуемую температуру (актуально зимой).
Какими двигателями комплектуется ВАЗ 2110?
Автомобиль ВАЗ-2110 выпускается с 1996 года. При этом силовая часть постепенно подвергалась изменениям:
- 21100 – базовая модель 1996-2000 года выпуска. На авто устанавливался мотор с 8-ю клапанами и объемом 1,5 литра (мощность 69 л.с.);
- 21101 – модель, выпускающаяся с 2004 года. Двигатель – инжекторный, 1,6 литра, 8 клапанов;
- 21102 – 8-клапанный мотор, 1,5 литра, инжектор;
- 21103 – 16-клапанный агрегат, 1,5 литра, инжектор.
- 21103 М – 16-клапанный двигатель, 1,5 литра, инжектор (выпускалась с 2002 года);
- 21104 – 16-клапанный мотор, 1,6 литра, инжектор;
- 21104М -16-клапанный двигатель, 1,6 литра, выпуск с 2004 года;
- 21106 GTI – 16-клапанный мотор, 2,0 литра, 150 л.с.;
- 2110 «Премьер» – 16-клапанный силовой агрегат, объем -1,5 литра;
- 2110 «Консул» – лимузин, объем – 1,5-литра;
- 2110-91 – роторно-поршневой двигатель, 1,3 литра.
Где установлен термостат на ВАЗ-2110?
Вне зависимости от типа силового агрегата, термостат находится в одном месте – ниже кожуха воздушного фильтра. Там можно увидеть крышку устройства, под которой установлен требуемый элемент.
Это упрощает поиск и замену термостата на ВАЗ 2110 любой модификации.
Как распознать неисправность?
Устройство меняется в двух случаях:
- Основной клапан не открывается и не пускает охлаждающую жидкость по большому кругу. В такой ситуации двигатель быстро перегревается, что может стать причиной его выхода из строя. Если ничего не предпринимать, прогорает прокладка ГБЦ, а из-за роста температуры и расширения металла усиливается трение поршней о стенки цилиндров.
- Клапан заклинил и остался все время в открытом состоянии. При такой неисправности двигатель практически перестает греться или набирает рабочую температуру медленно. Если дело происходит зимой, то замена термостата обязательна.
Таким образом, признаки поломки клапана термостата следующие:
- Перегрев силового агрегата;
- Медленное повышение температуры, а при эксплуатации в тяжелых условиях – закипание ОЖ;
- Повышение расхода топлива.
Как правило все эти признаки проявляются одновременно.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Неисправности ВАЗ 2110 и других автомобилей серии.
Замена термостата на ВАЗ-2110 с инжекторным 8-клапанным мотором
Для замены термостаты на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2110 (инжектор) действуйте так:
Как менять термостат на ВАЗ-2110 с инжекторным 16-клапанным мотором?
При замене неисправного устройства на 2110 с 16-клапаныным двигателем требуемый инструмент и алгоритм действий практически неизменен:
Как менять термостат на ВАЗ-2110 с карбюраторным 8-клапанным мотором?
В случае выхода из строя термостата на «десятке» с карбюратором и 8-клапанным силовым агрегатом, алгоритм остается неизменным:
В остальном действия остаются аналогичными тем, что были описаны для инжекторного 8-клапанного мотора.
Как проверить работает термостат на ВАЗ-2110 или нет?
Перед заменой устройства убедитесь в его неисправности.
Выделим следующие варианты:
По нагреву (без снятия).
Дайте автомобилю остыть после поездки, беритесь за нижний патрубок и просите помощника завести мотор.
Температура патрубка должна постепенно расти (через 2-3 минуты он становится теплым). Если так и происходит, то термостат целый.
Подробнее как проверить термостат не снимая с машины читайте на этой странице https://autotopik.ru/sovet/943-kak-proverit-termostat.html.
По состоянию термоэлемента (с демонтажем).
Алгоритм действий, следующий:
- Демонтируйте термостат и доставайте из него пусковой элемент;
- Набирайте воду в металлическую емкость, устанавливайте в нее градусник (тот, что для измерения температуры воды), и нагревайте жидкость до 94 градусов Цельсия. Если термостат исправен, то из пускового узла выдвигается специальный шток (он должен начать двигаться уже при 82-84 градусах Цельсия). При отсутствии реакции менять все устройство не нужно – достаточно приобрести новый теплочувствительный элемент и заменить его. Таким же способом проверяются новые термостаты.
- По внешнему виду. Осмотрите состояние устройства. Если на корпусе имеют место сколы или трещины, то не экономьте деньги на покупку. Такое устройство с большой вероятностью скоро выйдет из строя.
Будьте внимательны и при покупке нового термостата.
Сделайте следующее:
- Проведите с ним эксперимент, описанный в пункте 2. Если при достижении 80-85 градусов Цельсия шток не начинает выдвигаться, то устройство неисправно.
- Осмотрите состояние узла на факт механических повреждений.
Какие «подводные камни» возможны в процессе монтажа?
- Чтобы избежать проблем в процессе замены детали, учтите следующее:
- Перед началом работ дайте двигателю остыть;
- Полностью сливать ОЖ не обязательно (но лучше это сделать);
- Перед заменой убедитесь, что проблема именно в термостате (используйте рекомендации выше);
- В процессе сборки меняйте хомуты, так как старые вряд ли выдержат повторную протяжку;
- Устанавливайте новую прокладку между корпусом и кузовом (даже если она выглядит нормально);
- Старый патрубок между расширительным бачком и термостатом может оказаться коротким, поэтому покупайте новый. Оптимальный вариант – покупка патрубка под 2211 (он подходит идеально).
Термостаты ВАЗ-2110 нового и старого образца: особенности монтажа и отличия
Тип используемого на ВАЗ-2110 термостата зависит от года выпуска транспортного средства.
Первоначально устанавливались такие же устройства, как на «восьмерках» и «девятках», но из-за низкой эффективности и частых поломок их пришлось заменить.
Главные отличия новой конструкции (5-дырочный термостат) – возможность разборки и замены только пускового (теплочувствительного) элемента.
Важно
На старых машинах устройство объединялось с блоком мотора с помощью короткого патрубка.
В новых моделях фиксация производится на пару шпилек. При этом между термостатом и силовым узлом расположена паронитовая прокладка, которую можно обрабатывать герметиком на силиконовой основе (такая процедура обязательна не всегда).
После 2003 года 5-дырочные термостаты постепенно меняются на 6-дырочные.
По заявлению производителей они отличаются стабильностью и обеспечивают лучшую работу при больших морозах.
Преимущества нового устройства:
После установки 6-дырочного термостата мотор с легкостью набирает рабочую температуру при 20-30-градусном морозе даже при включенном отопителе.
Также нужно знать, что байпас каналы в 5 и 6 дырочных термостатах разные. В первом это 16 мм, а в шести дырочном 11 мм.
Это влияет на то, что циркулирующий антифриз через байпас канал в 11 мм по малому кругу протекает быстрее, чем через канал в 16 мм, а значит увеличивается проток (объем) ОЖ через печку, поэтому внутри автомобиля будет теплее.
Монтаж устройства производится двумя способами:
В первом и во втором случае для выполнения работы потребуется три литра тосола, прокладка для термостата, заливной и подводящий шланги, а также новый термостат.
Кроме того, запаситесь хомутами на 15-28 мм (потребуется 5-6 штук).
Чтобы не пролить ОЖ в процессе монтажа, сбрасывайте патрубок с узла дросселя (идущий на саксофон) и сливайте постепенно антифриз до момента, пока течь прекратиться. После этого продолжайте работу.
В чем же особенности классического и альтернативного варианта подключения?
В первом случае:
- Главный клапан термостата обмывается ОЖ из основного радиатора и мотора;
- Термостат открывается для дополнительного охлаждения – в данном случае идет контроль не только за всей температурой ОЖ в системе, а и за температурой ОЖ выходящей непосредственно из двигателя, а это как известно, самая горячее место в системе охлаждения.
Штатная схема подключения шести дырочного термостата будет выглядеть так.
Пример подключения.
Во втором случае:
- Термостат дополнительно обмывается охлаждающей жидкостью из печки и байпаса.
- Устройство контролирует температуру, которая ниже температуры мотора (с выхода термостата или с байпаса). Получается, что зимой такой термостат сработает позже, чем по классической схеме подключения. Улучшается и функционирование печки, которая работает тем активнее, чем ниже температура на улице.
Схема альтернативного подключения имеет два варианта.
Что касается скорости прогрева мотора, то она остается неизменной, ведь путь протекания ОЖ до момента достижения 82 градусов Цельсия не изменился, как и теплоемкость системы.
Итоги
Замена термостата на ВАЗ-2110 – работа, которая с легкостью выполняется своими руками, без привлечения специалистов.
Главное – внимательно подходите к проверке устройства, будьте осторожны при работе на прогретом моторе, следуйте инструкциям производителя и рекомендациям в статье.
Видео – как поменять старый 5 дырочный термостат на новый 6 дырочный.
Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите “ОТПРАВИТЬ”. Спасибо.
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ: