Содержание
- 1 Зачем нужны стойки и почему они так важны
- 2 Стойки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля
- 2.1 Для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости?
- 2.2 Стойка стабилизатора, ее назначение
- 2.3 Конструктивные особенности передних стоек
- 2.4 Задние стойки
- 2.5 Неисправности стабилизатора, их признаки, проверка состояния
- 2.6 Видео: Стуки в передней подвеске самая частая причина
- 2.7 Замена стоек на разных авто
- 2.8 Видео: Замена стойки стабилизатора поперечной устойчивости
- 3 Простой способ продлить срок службы подвески
- 3.1 Возможные последствия езды с нецелыми пыльниками
- 3.2 Какие детали лучше выбрать?
- 3.3 Самостоятельная работа или обращение в сервис?
- 3.4 Необходимый инструмент для замены
- 3.5 Способы самостоятельного выполнения замены
- 3.6 Порядок проведения работ
- 3.7 Что нужно сделать после окончания работ?
- 3.8 Дополнительная полезная информация
- 4 Тяга стабилизатора передней подвески
- 5 Как определить, что стойки стабилизатора пора менять
- 6 Стойки стабилизатора: как увеличить их ресурс – Автоцентр.ua
Зачем нужны стойки и почему они так важны
Перед тем, как отвечать на вопрос «на что влияют», нужно в первую очередь полностью разобраться в назначении данного элемента и почему он так жизненно необходим водителю.
В первую очередь нужно отметить, что сами по себе стойки являются очень простым элементом стабилизатора поперечной устойчивости.
Именно с ними водитель заморачивается при ремонте, так как всю нагрузку при стабилизации движения стойки берут на себя.
Стойки стабилизатора
Важно: Сам элемент по внешнему виду напоминает железную трубу с шарнирами по краям. Самая примитивная деталь автомобиля, которая легкая в замене, даже не нужно обращаться за помощью к механикам. В движении машина может совершать разные маневры, поэтому часто создает крен, который заносит автомобиль в разные стороны по случаю.
Подвеска и стабилизатор отвечают за безопасность водителя на дороге, поэтому стараются устранить крен путем подъёма кузова, или же наоборот его опускают.
Вот только проблема в том, что подвеска и стабилизатор между собой никак не соединены, а работают они в тандеме. В этот момент появляется стойка, которая выполняет эту функцию.
В момент движения она чувствует каждый крен, поэтому изнашивается.
Подвеска, стабилизатор задний
Стойка стабилизатора нужна по разным причинам:
- соединяет стабилизатор и рычаг подвески;
- участвует в стабилизации кренов в поворотах;
- делает движение уверенным и плавным.
Стабилизатор и рычаг подвески
Всего три основных причины, по которым стойка так важна для автомобиля. Она бывает как передняя, так и задняя.
Крен сам по себе появляется не в конкретном месте, а поражает всю машину при заносах, поэтому гармонично распределяется между стабилизаторами в обоих её частях.
Без стойки нельзя было бы представить синхронную работу двух важных элементов, которые отвечают за плавность хода. Стабилизатор дает сигнал подвеске поднять и опустить кузов и проходит всё это действие через стойку, которая их связывает.
Крен
Кроме всего этого, стойка ещё и переживает все проблемы, которые сам себе создает водитель.
Если заниматься экстремальным вождением, не замечать неровности и горбы на дорогах, данный элемент всегда переживает каждую яму, поэтому так быстро изнашивается.
Если перед поворотом значительно снизить скорость, срок службы стойки может увеличиться. Если она уже почти износилась, водитель рискует случайно заехать в какой-нибудь сугроб, поэтому потребуется крепче держать руль.
Экстремальное вождение
Плавность хода ощущается только при появлении кренов. Если водитель едет прямо по ровной дороге, элемент не выполняет свои функции, а просто свободно ждёт своего часа. Стоит только быстро повернуть, новая стойка свободно переживет это и водитель практически не почувствует заноса.
Влияние стоек стабилизатора на движение
Из всех вышеперечисленных особенностей можно свободно сказать на что влияют стойки стабилизатора. Водитель в первую очередь должен понимать как нужно вести себя на поворотах и в целом правильно ездить.
Подвеска автомобиля
Стойки стабилизатора влияют на следующие моменты:
- передвижение автомобиля в целом;
- без них невозможно эксплуатировать машину;
- есть риск попасть в аварию;
- постоянный шум.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Если стойки изношены, машина не сможет сама себя защитить от заносов, так как шарниры по концам не будут выполнять свои функции. Водитель постепенно начинает чувствовать менее плавное движение, будет ощущение езды на гладильной доске.
Оно в последствии настолько будет казаться нестабильным, что автолюбитель станет бояться садиться за руль.
Быстро изношенные запчасти — признак халатного отношения к вождению, а когда стойки уже почти изношены, нужно ещё с большей уверенностью держать руль, чем тогда, когда стойки ещё были в нормальном состоянии.
Рычаг подвески
Кроме всего этого, не стоит забывать, что они ещё и связывают стабилизатор поперечной устойчивости с рычагом подвески, поэтому вообще поездить без стоек просто не получится. Они имеют довольно невысокую цену на рынке и как правило одной такой вполне хватает на полгода езды. В любом случае, должен быть элемент, который позволяет выполнить то, что дает стабилизатор поперечной устойчивости.
Занос в сугроб
Не стоит забывать о риске, который несет водитель. С изношенными элементами как спереди, так и сзади, можно ездить, но не свободно. При этом, сидящий за рулем сам несет ответственность за свои действия. Вероятность того, что машина въедет в какой-то столб многократно повышается, а зимой практически каждый водитель сможет посетить хотя бы один сугроб.
Когда погибает любой элемент автомобиля, он дает об знать, издавая звук. Когда водителю задают вопрос «на что влияют стойки стабилизатора», каждый свободно отвечает — «стойки издают гремящий звук».
Стук в передней подвеске
Важно: Если человек испытывает дискомфорт при вождении и его зачастую заносит, при этом слышит грохот — однозначно нужно менять данный элемент. Причем гремят они как спереди так и сзади, ведь стойки чаще всего изнашиваются сразу обе.
Как проверить изношенность стоек?
Когда уже известно на что влияет стойка стабилизатора передняя и задняя и зная, что данная запчасть может шуметь, звук нужно воспринимать как некий сигнал к действию.
Изношенность можно проверить и другим путем — просто покрутив руль до упора и прикоснувшись к ней рукой. Это могут сделать только два товарища. Также часто откручивают элемент и проверяют смазку.
Если под пыльником собралась грязь, перемешанная со смазкой, элемент нужно менять.
Характерные признаки износа стойки
Мы рассказали вам всё, что знали сами. Если у вас есть свой личный опыт в работе со стойками, поделитесь им, рассказав свою историю в комментариях.
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля
При совершении маневров при резком старте или экстренном торможении кузов автомобиля начинает крениться – менять свое положение относительно дорожного полотна. При вхождении в повороты возникают поперечные крены, когда кузов получает боковой наклон, а при старте и торможении – продольный крен, когда задок или передок задирает вверх.
Все эти крены могут значительно сказаться на управляемости. Разнонаправленные силы, которые действуют на кузов, приводят к ухудшению управляемости автомобиля, снижению сцепных свойств колес с дорожным покрытием.
Да и вхождение в поворот на большой скорости обеспечивает значительный крен, который негативно влияет на психику водителя. Человек начинает терять уверенность в том, что полноценно контролирует поведение автомобиля.
Для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости?
Для борьбы с этими кренами в конструкцию подвески включен стабилизатор поперечной устойчивости. Он выглядит как гнутый П-образной формы прут, изготовленный из пружинистой стали. Концы его соединены с элементами подвески, в центральной же части он прикручивается к кузову автомобиля.
Его функционирование сводится к тому, что при возникновении кренов, происходит скручивание стабилизатора, из-за чего возникает противодействующее крену усилие, поскольку пружинистая стать при скручивании стремиться принять первоначальное положение. То есть, этот элемент подвески не может исключить возникновение кренов, он всего лишь уменьшает его.
Стабилизатор применим только на подвесках независимого типа. Поэтому на большинстве автомобилей используется только один стабилизатор – в передней подвеске.
Такая конструкция, к примеру, используется на всех автомобилях семейства ВАЗ, начиная от модели ВАЗ-2101. Не так давно начали устанавливать стабилизатор и в задней подвеске на авто, у которых используется независимый вид.
Применяется задний стабилизатор на таких зарубежных авто – Ford Focus 2 и выше, Mitsubishi Lancer 9, Nissan Primera и др.
Стойка стабилизатора, ее назначение
- 5 — стабилизатор 6 — втулки стабилизатора
- 3 — стойки стабилизатора
Теперь по поводу крепления стабилизатора. К кузову или подрамнику он крепиться с помощью металлических скоб. Чтобы исключить появление стуков в месте соединения, используются резиновые втулки, которые одеваются на прут в месте крепления.
На многих автомобилях концы стабилизатора поперечной устойчивости соединяются непосредственно с элементами подвески, зачастую с нижним рычагом. К примеру, на ВАЗ-2106 на нижнем рычаге имеется специальный выступ, которому стабилизатор крепиться скобой через резиновую втулку.
Такой способ крепежа – очень простой и не требует дополнительных элементов. Но такое крепление обеспечивает слабое скручивание стабилизатора в нормальном положении кузова.
Из-за этого слабого преднатяга, амплитуда скручивания прута больше, то есть он в меньшей мере противодействует крену.
Чтобы увеличить преднатяг, то есть сделать стабилизатор более жестки, в конструкцию подвески добавлен дополнительные элементы – стойки стабилизатора (они же тяги или линки). На отечественных авто они начали использоваться начиная с модели ВАЗ-2108.
Эта стойка выполняет одновременно две задачи – обеспечивает нежесткое подвижное крепление концов стабилизатора к элементам подвески и обеспечивает преднатяг прута. То есть, в собранном состоянии стабилизатор уже немного скручен, что повышает его жесткость, в результате он борется с кренами более эффективно.
Конструктивные особенности передних стоек
Передняя стойка стабилизатора Форд Фокус 2
Передние стойки выпускаются разных видов, но конструктивно они сходны. Представляют они собой металлический прут длиной от 5 до 25 см с крепежными элементами на концах.
На той же «Восьмерке» он сделан в виде небольшого прута длиной 5 см, на конце которого имеются проушины с установленными в них резиновыми втулками. В одну проушину – верхнюю, входит конец стабилизатора.
Второй же проушиной – нижней, выполняется крепление стойки к рычагу подвески.
А вот на Форд Фокус стойка имеет значительную длину, а на концах ее установлены шаровые шарниры, причем разнонаправленные. С одной стороны палец шарнира развернут на 180 град. относительно установленного элемента с другого конца.
Но необязательно все стойки на зарубежных авто такие. Стойки с шарнирами на концах могут отличаться не только по длине, но и положению шарниров. Они могут быть и не разнонаправленными, а иметь параллельное положение, или же быть установлены под некоторым углом относительно друг друга.
Крепление к подвеске стойки тоже может отличаться. Не всегда она соединяется с рычагами, встречаются авто, у которых она соединена с поворотным кулаком или ступицей колеса. В том же Ford Focus стойка стабилизатора крепиться к амортизационной стойке, для чего на ней есть специальная посадочная площадка.
Задние стойки
На тех авто, где есть независимая задняя подвеска тоже есть стойки, причем разной формы. К примеру, на Ford Focus она представляет собой обычный болт с гайкой, на которые надеты резиновые втулки.
Этот болт устанавливается в задний нижний рычаг. Крепление стабилизатора осуществляется посредством проушины, проделанной на его конце.
Чтобы исключить появление стуков и передачу вибрации между этими элементами и нужны демпферные втулки.
На некоторых авто используется задние стойки, имеющие Г-образный вид (Mazda 3). В общем, конструкция стойки и ее форма напрямую зависят от компоновки самой подвески и положения стабилизатора в ней. Причем неважно передняя это или задняя подвеска.
Примечательно, что на некоторых автомобилях используются невзаимозаменяемые стойки, то есть, к примеру, правый элемент невозможно установить на левую сторону. Но есть и универсальные, и такая стойка может устанавливаться с любой стороны.
То есть, стойки стабилизаторов имеют самую разную форму, габаритные параметры, места крепления, но все они выполняют одни и те же задачи.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Неисправности стабилизатора, их признаки, проверка состояния
Видео: Стуки в передней подвеске самая частая причина
Но стойки стабилизатора– дополнительные элементы в подвески, причем не простой конструкции. Поэтому они являются дополнительным местом, где могут возникнуть неисправности.
Если посмотреть на элемент ВАЗ-2108, то в конструкции используются резиновые втулки. В процессе эксплуатации резина подвергается разным негативным воздействиям, что приводит к ее «старению» (снижение вибрационных свойств, усадка, появление трещин).
На тех же стойках, где используются шаровые шарниры, именно они и являются слабым местом. Со временем появляется выработка между шаровым пальцем и корпусом шарнира, из-за чего образуется зазор между ними.
Все эти неисправности имеют явные признаки:
Проверить состояние стоек стабилизаторов не сложно, причем не важно, какой он конструкции. Для этого нужно только наличие монтировки и смотровой ямы. Если проверять на ВАЗ-2108, то достаточно пораскачивать монтировкой стабилизатор возле стойки. Значительная его амплитуда колебаний, стуки, указывают на сильный износ и потребность в замене.
Что касается проверки на Фокус 2, то раскачивать необходимо саму стойку. Легкость хода, стуки в шарнирах будут являться сигналом сильного их износа. А вот сзади на этом авто раскачивать нужно сам стабилизатор.
Замена стоек на разных авто
Видео: Замена стойки стабилизатора поперечной устойчивости
Одним из положительных качеств стоек стабилизаторов, помимо их основных задач, является простота замены, да и стоят они не дорого. Отметим, что меняются эти элементы парно, с обеих сторон сразу.
Заменить этот элемент на ВАЗ-2108 очень просто, имея только базовый комплект инструментов – набор ключей и домкрат. Вся операция делается так:
Несложно поменять эти элементы и на Форд Фокус 2. Инструменты используются те же, но дополнительно потребуется наличие набора шестигранников. Замены выполняется так:
- вывешиваем и снимаем колесо, что обеспечит доступ к опоре;
- откручиваем гайки ее крепления – вначале от амортизационной стойки, а затем – от стабилизатора;
- создаем домкратом усилие на подвеску (поднимаем ее), чтобы извлечь изношенный элемент;
- ставим новую опору, накручиваем и затягиваем гайки;
- делаем замену с другой стороны;
Последней рассмотрим замену задней Г-образной опоры, которая используется на Мазда 3:
Заменить стойки стабилизатора, где бы они не были установлены и какую бы форму не имели, не сложно. И лучше потратить немного времени на оценку состояния этих элементов и замену, чем испытывать дискомфорт при прохождении поворотов из-за сильного крена авто и стуков со стороны подвески.
Простой способ продлить срок службы подвески
Пыльник стойки, на первый взгляд, является незначимым элементом, Его повреждения обладатели автомобилей нередко оставляют без внимания. Они недооценивают возможные последствия езды на таком автомобиле. Главным аргументом служит цена этих деталей. Она значительно уступает стоимости работ по их замене в автосервисе. В статье пойдет речь о замене пыльников стоек.
П
ыльник служит защитным элементом, прикрывающим уязвимые места амортизатора от попадания абразивных частиц и грязи с водой. В результате их воздействия сальник штока теряет герметичность и через него выходит вещество, обеспечивающее работу (масло или газ).
В условиях нашей страны резиновые элементы подергаются серьезным нагрузкам во время зимнего и переходных сезонов. На пыльники намерзает вода, а низкие температуры делают их материал менее эластичным. Поэтому желательно регулярно проверять их состояние наряду с остальными деталями передней и задней подвески.
Возможные последствия езды с нецелыми пыльниками
Цена экономии времени и средств рискует оказаться весьма высокой. Незащищенные амортизаторы быстро выйдут из строя, а управляемость на неисправных стойках оставит желать лучшего. Езда на машине станет небезопасной, особенно на высоких скоростях или во время гололеда.
Другим последствием станет полная утрата комфорта при езде. Автомобиль будет сильно раскачиваться на каждой кочке. Это вызовет дополнительную нагрузку на все рычаги передней и задней подвески.
По этим причинам, каждая трещина на пыльнике стойки должна стать веским основанием для их замены. При откладывании работ, возможная цена восстановления подвески автомобиля будет лишь расти.
Какие детали лучше выбрать?
Автовладелец встанет перед выбором между оригинальными пыльниками с маркировкой производителя машины, заменителями и универсальными ремкомплектами.
Плюсами выбора брендированных запчастей служит гарантируемое качество состава резины и уверенность в том, что пыльник идеально подойдет. Отрицательной стороной выступает их сравнительно высокая цена. Сумма, потраченная на такие пыльники может превышать расходы на аналоги в несколько раз.
Если приобретается универсальный комплект, то стоит опасаться проблем во время смены. Пыльники могут не подойти к отдельно взятой модели. Невысокая стоимость не станет преимуществом, потому что придется срочно искать другие защитные элементы.
На многие марки автомобилей существуют детали, произведенные сторонними компаниями. Среди них можно найти и соответствующие по качеству оригинальным.
Если владелец машины разбирается в их изготовителях, то ему будет просто подобрать надежный, недорогой вариант. Проверить качество резины удастся просто.
Чем меньше пыльник издает шума при нажиме, тем из более эластичного материала он выполнен.
Самостоятельная работа или обращение в сервис?
Если собственник машины не уверен в своих навыках, лучше доверить работу профессионалам и проконтролировать результат.
Иначе велик риск некачественного ремонта и повреждения смежных узлов подвески и тормозной системы. Это поможет сэкономить значительное количество времени.
Минусом использования услуг мастеров служит высокая цена работ, потому что она редко обходится без снятия каждого амортизатора с пружиной.
Для самостоятельной работы понадобится подходящее помещение. Подойдет гараж или бокс. В нем важен простор для удобства осуществления каждой операции.
Другим обязательным условием для смены своими руками являются минимальные знания об устройстве автомобиля. Хорошей подмогой станет книга с описанием устройства конкретной модели или описания работ на одном из тематических форумов. Наличие четких и понятных иллюстраций, либо фотографий значительно упростит восприятие информации.
Необходимый инструмент для замены
Для работы потребуется значительное количество приспособлений.
- Домкрат для снятия колес и подставки.
- Штатный ключ для откручивания колесных гаек.
- Стяжки для пружин.
- Универсальный набор инструмента. Желательно наличие рожковых и накидных ключей. Также полезны будут головки с трещеткой и другими приводящими приспособлениями. Некоторые модели автомобилей потребуют использования шестигранников. Его цена может быть велика, но она окупится при других работах.
Это основной набор инструментов. В отдельных случаях могут понадобиться другие приспособления. Также желательно иметь перчатки и одежду, подходящую для ремонтных работ.
Способы самостоятельного выполнения замены
Отличают 2 варианта выполнения работ: со снятием стойки и без такового. При помощи первого способа можно обслужить любой автомобиль. Избежать демонтажа получится не в каждом случае. Ряд автомобилей обладают настолько плотной компоновкой передней и задней подвески, что использование инструмента будет сильно затруднено.
Информация о том, возможно ли заменить пыльники амортизаторов, не снимая стойки, обычно представлена на форуме владельцев отдельных моделей. Все операции нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не повредить другие детали или краску на автомобиле. Это предъявляет повышенные требования к навыкам владельца машины. Иначе, цена устранения таких повреждений окажется высокой.
Преимуществом способа, связанного с демонтажем амортизаторов, служит удобство. У владельца будет достаточно пространства для работы с инструментом и правильное положение нового пыльника удастся четко проконтролировать.
Это руководство носит универсальный характер, поэтому подробно будет рассмотрена смена, предусматривающая снятие стойки.
Порядок проведения работ
- Начать следует со снятия колеса. Для большей устойчивости автомобиля лучше использовать деревянную подставку, не оставляя машину висеть на штатном домкрате. Снимать колеса лучше по одному.
- Далее понадобится отсоединить тормозной шланг от корпуса стойки. Действовать следует аккуратно, не повреждая его инструментом.
- На следующем этапе понадобится отсоединить стойку от поворотного механизма. Важно запомнить весь порядок действий, чтобы без затруднений закрепить эти части обратно при сборке.
- Убедившись в том, что все необходимые болты откручены, можно переходить к работе в подкапотном пространстве. По краям, ближе к ветровому стеклу, расположены «чашки». Понадобится открутить 4 гайки на них. Если работа выполняется без помощника, поддерживающего мортер со стороны колеса, на место его предполагаемого падения потребуется подложить мягкий предмет. Это необходимо для предотвращения повреждения корпуса с расположенным внутри штоком. Иначе в стоимость ремонта войдет цена новой стойки. Попутно можно проверить состояние опорных подшипников.
- Теперь стойка откручена и к пружине нужно прикрепить стяжки. С их помощью нужно добиться максимального сжатия.
- После этого откручивается большая гайка на штоке. Доступ к ней может потребовать снятия заглушки. Далее с него демонтируются все шайбы и направляющие, вплоть до пыльника. Затем производится его замена. Важно убедиться в том, что пыльник установлен ровно и шток стойки будет надежно защищен.
- Далее необходимо выполнить все действия в обратном порядке. Следует внимательно отнестись к прочности затяжки всех соединений.
Все указанные этапы относятся к передней подвеске. Установка новых элементов на задних стойках имеет ряд особенностей.
- На ряде автомобилей амортизатор и пружина не интегрированы и располагаются отдельно друг от друга. В этом случае владельцу машины не понадобится проводить операцию по замене пыльников.
- В задней подвеске отсутствуют поворотные механизмы и стойка крепится к рычагам подвески или к балке. При работе также потребуется внимательно запомнить порядок необходимых действий и удостовериться в прочном соединении амортизатора при сборке после смены.
- Верхние точки крепления стоек (аналоги «чашек» под капотом), как правило, расположены под обшивкой задней части салона. Обычно на этих местах расположены специальные крышки. Через них становятся доступны крепежные гайки.
В остальном, процесс замены пыльников стоек сзади схож с аналогичной операцией спереди.
Что нужно сделать после окончания работ?
Когда все амортизаторы установлены и колеса прикручен стоит аккуратно проехать на машине и прислушаться к возможным посторонним стукам и другим шумам. Если они внезапно проявились, потребуется дополнительно проконтролировать затяжку всех болтов и гаек. Только после этого автомобиль можно будет эксплуатировать в обычном режиме.
Другим важным моментом служит регулировка развала-схождения. При демонтаже стоек предыдущие настройки сбиваются и потребуется визит в автосервис. Это делается для того, чтобы автомобиль не изнашивал покрышки слишком быстро.
Многие сторонники смены без снятия амортизаторов обосновывают свой выбор тем, что после работ им не понадобится регулировать развал-схождение. По их мнению это помогает сэкономить на оплате услуг автосервиса.
Цена работ находится в районе 1000 рублей. Такое мнение является спорным. Состояние дорог в нашей стране таково, что после езды по ним в течение сезона требуется регулярная корректировка параметров развала-схождения.
Поэтому снятие стоек при замене помогает продлить ресурс резины.
Дополнительная полезная информация
В «Интернете» доступна информация о замене таких деталей на стойках всех основных моделей автомобилей. Это не только фотоотчеты владельцев машин, но и видеозаписи. Они обладают большей наглядностью. Примером служит ролик с заменой этой части на Мазда 626.
- И о замене задних пыльников:
- Выполнить самостоятельную замену пыльников на стойках сможет большинство рядовых автолюбителей. Слагаемыми успеха станут:
- Предварительное изучение материалов.
- Правильно подобранный инструмент.
- Аккуратность и терпение во время работы.
Тяга стабилизатора передней подвески
Подвеска легкового автомобиля – сложная многосоставная конструкция, требующая к себе особенного внимания. Без периодического обслуживания подвеска не сможет обеспечивать безопасного и комфортного движения автомобиля.
Различные элементы данной конструкции имеют свой собственный ресурс и после определенного срока эксплуатации подлежат замене. Каждому ответственному водителю необходимо владеть минимальными знаниями о конструкции подвески, ее основных элементах, возможных неисправностях и сроке замены основных деталей.
Даже если обслуживание своего авто вы доверяете автомастерам, такие знания не будут для вас лишними.
Одной из основных частей подвески практически любого легкового автомобиля является стабилизатор поперечной устойчивости, который отвечает за устойчивость автомобиля при динамических нагрузках, таких как разгон, торможение или выполнения маневра. Разберем подробнее один из элементов этого узла – а именно передние стойки стабилизатора.
Для чего нужны стойки стабилизатора
Чтобы разобраться, на что влияет стойка стабилизатора, необходимо понять, какую функцию выполняет сам стабилизатор. Его предназначение кроется в самом его названии – стабилизация автомобиля.
При выполнении поворотов на автомобиль начинает действовать центробежная сила, которая создает определенный крен, то есть наклоняет машину относительно горизонта. В такие моменты подвеска автомобиля испытывает большие нагрузки.
Причем нагрузки эти распределены неравномерно: внешняя сторона подвески при повороте нагружается намного больше внутренней. Здесь в дело вступает стабилизатор. Он распределяет эти нагрузки на обе стороны, чтобы они нагружались равномерно.
Вот как выглядит стойка стабилизатора передней подвески:
Передняя стойка стабилизатора автомобиля
Стойка (тяга) стабилизатора служит элементом кинематической связи кузова автомобиля и подвески, то есть обеспечивает подвижную фиксацию стабилизатора. Сколько же стоек стабилизатора в передней подвеске? Как правило – 2 (на левую и правую полуось).
Принцип работы
Для того, чтобы понять принцип работы этого элемента подвески, необходимо обратиться к его конструкции. На подавляющем большинстве автомобилей тяга стабилизатора представляет собой шток размером от 5 до 25 см на концах которого выполнены шарнирные крепления (на некоторых моделях стойки выполняются с бесшарнирными креплениями).
Если разобраться в конструкции стойки и ее назначении, принцип работы этого элемента становится очевидным.
Своим ходом тяга обеспечивает ограниченную подвижность связи стабилизатора и остальных элементов конструкции подвески.
Тяги работают совместно со стабилизатором: благодаря своей конструкции они либо прижимают, либо вывешивают колесо. Таким образом происходит уменьшение угла крена автомобиля. Вот для чего нужна стойка стабилизатора.
Длина элемента составляет от 5 до 25 см, в зависимости от типа автомобиля и его подвески.
Обращаем внимание, что конструкция стойки не бывает цельной. Крепление шарнира производится с помощью сварки, а в месте крепления образуется так называемая «шейка». Такое ухищрение необходимо для того, чтобы при критической нагрузке на стойку было известно место ее перелома, в противном же случае стойка могла бы повредить днище.
Типы стоек стабилизатора
Во-первых, стойки стабилизатора разделяют на передние и задние, в зависимости от осей, на которых они расположены. На задних осях автомобилей стабилизаторы имеются не всегда, в то время как передними стабилизаторами оснащены практически все современные автомобили.
Во-вторых, различают системы активной и пассивной стабилизации. Если в случае с пассивным стабилизатором все понятно (классическая цельнометаллическая конструкция с постоянной жесткостью), то в случае с активным стабилизатором все немного интереснее.
Современные технологии позволяют менять жесткость стабилизации в зависимости от типа дорожного покрытия и скорости движения (максимальная жесткость для поворотов на больших скоростях, средняя – на грунтовых дорогах, при езде по бездорожью стабилизатор может вообще отключаться). Существует несколько способов достижения различной жесткости:
- применение гидроцилиндров вместо стоек;
- применение активного привода;
- и применение гидроцилиндров вместо втулок.
Элементы стойки стабилизатора
Проверка износа стоек стабилизатора
Существуют определенные «симптомы», по которым автовладелец может понять, что пришло время менять стойки стабилизатора. К ним можно отнести:
- уход машины с курса при свободном рулевом управлении (если убрать руки с руля), но это также может говорить и о других неисправностях автомобиля;
- характерный стук при езде по пересеченной местности и при поворотах;
- правая или левая сторона автомобиля выше другой (крен при стоянке или прямолинейном движении);
- раскачивание при начале движения (трогании), торможении (замедлении) или выполнении поворотов;
- значительное ухудшение управляемости машиной.
Существуют несколько способов проверки износа тяг переднего стабилизатора, чтобы убедиться в его пригодности:
- необходимо вывернуть колеса до упора, взяться рукой за тягу стабилизатора и попытаться расшатать ее из стороны в сторону. Если при этом будет слышен стук или стойка будет поддаваться – это сигнал о ее неисправности (наличие люфта – недопустимо!);
- практически аналогичную проверку можно выполнить на специальной яме, взявшись за сам стабилизатор.
Ели при движении он будет шататься или стучать – это еще один сигнал о поломке. Также последние два способа можно использовать для проверки исправности стоек сразу после их замены.
Замена стоек
Многие задают вопрос: можно ли ездить без стабилизатора передней стойки? При такой езде происходит неравномерная нагрузка элементов подвести автомобиля, а также ухудшение или даже полная потеря управляемости (может возникнуть избыточная управляемость и пр.
), крены при поворотах увеличатся, машина станет менее стабильной, поэтому эксперты настоятельно советуют осуществлять замену стоек вовремя и по регламенту, если их наличие предусмотрено конструкцией автомобиля.
Втулки и стойки переднего стабилизатора советуют менять вместе.
Процедура замены стоек переднего стабилизатора не представляет из себя ничего сверхъестественного, поэтому если вы решили не отправляться на станцию технического обслуживания, а заменить тягу самим, просто следуйте нижеизложенной инструкции.
Для начала необходимо позаботиться о технике безопасности – ведь машину придется поддомкрачивать. Необходимо установить ручной тормоз, а также противооткатные упоры перед тем, как поднимать машину. Необходимо, чтобы автомобиль имел еще какую-либо опору, кроме домкрата. Затем:
- шестигранником зафиксировать полуось от вращения (прокручивания), снять гайку крепления;
- убрать упорную шайбу, ослабить гайку штока (опытные мастера советуют провернуть гайку на пол-оборота);
- поднять с обеих сторон перед автомобиля и установить опоры;
- на креплении суппорта открутить верхний болт, затем ослабить нижний;
- отвести суппорт в сторону;
- ослабляем накидным ключом нижние гайки, болты креплений, придерживая гаечным ключом сзади;
- вытащить болты (для облегчения процесса можно несильно постукивать молотком). Освобождаем стойку от крепления. На некоторых автомобилях возникает необходимость высвобождения тормозных шлангов из креплений.
Монтаж новой стойки осуществляется ровно таким же способом, только в другом порядке. Также эксперты советуют менять передние тяги попарно для равномерной выработки ресурса.
Как выбрать стойки
Одним из основных параметров стоек стабилизатора является их размер. Необходимо выбирать новые тяги таким образом, чтобы размеры полностью совпадали. Иначе это может повлечь непредсказуемые последствия в ходе эксплуатации автомобиля.
Но даже зная необходимый размер, выбор тяг остается крайне большим.
Оригинальные запчасти иногда имеют очень высокую стоимость, рассчитаны, как правило, на условия эксплуатации, отличные от окружающих нас (к примеру, если вы владелец европейской иномарки, то очевидно, что обещанный производителем ресурс рассчитан на поездки по ровным европейским дорогам, а не по нашему отечественному бездорожью). Поэтому люди часто прибегают к покупке аналогов.
При покупке аналогов советуем обращать внимание на страну-производителя. Зачастую на детали информация о стране упаковки делается крупнее, чем о стране производителе. Это может ввести покупателя в заблуждение.
Наиболее часто на рынке встречаются предложения следующих компаний-производителей, зарекомендовавших себя: LEMFORDER (Германия), TOPRUN (Германия-Китай), STR (Южная Корея), Линкс Мастер (Россия).
Заключение
Таким образом, тяги (стойки) переднего стабилизатора являются важной и необходимой частью исправной системы подвески любого современного автомобиля. Разобравшись в их конструкции и предназначении, мы выяснили, на что влияют стойки стабилизатора в машине:
- на комфорт водителя и его пассажиров (исправные тяги обеспечивают плавный старт и торможение);
- на управляемость (уменьшаются крены при поворотах, машина становится более «послушной»;
- конечно же, на безопасность вождения.
Как определить, что стойки стабилизатора пора менять
Чтобы распределить уровень кинетического воздействия на подвеску, и не подвергать особым нагрузкам только отдельные ее элементы, в любом автомобиле используются стойки и втулки стабилизатора. Читайте далее, как проверить стойки стабилизатора, а также как правильно проводить профилактику стоек и втулок системы стабилизатора.
Чтобы добраться до стоек стабилизатора – придется снимать колесо.
Стойки стабилизатора, как правило, находятся в разных осях машины, на обоих мостах, и в исправном виде повышают устойчивость транспортного средства (особенно при совершении каких-либо маневров).
Проще говоря, именно эта сложная конструкция не даёт войти в полный крен во время поворота, или поперечный крен в случае опрокидывания. Это связующее звено между подвеской автомобиля и стабилизатором поперечной устойчивости.
Сами по себе, эти детали не слишком дорогие, однако их функциональная значимость для автомобиля крайне высока. В техническом плане, эти конструкции не «привередливые» к постоянному обхаживанию и легко поддаются профилактическому воздействию.
Однако, возникшие неисправности, даже небольшого масштаба, могут принести немало проблем водителям. Любые неисправности, связанные со стойками важно пресекать на начальной стадии возникновения, дабы предотвратить возникновению аварийных ситуаций.
Как проверить стойки стабилизатора
Из популярного стихотворения Карамзина мы помним, что «ничто не вечно», в том числе и стойки стабилизатора. Как и любая другая деталь, конструкция их подвластна поддаваться разрушительному действию времени вперемешку с внешними факторами.
Чем больше бездорожье, хуже качество и больше времени тратиться на преодоления дорог, тем быстрее изнашиваются и портятся стойки стабилизатора.
Возникает резонный вопрос «Как проверить стойки стабилизатора?» и как это сделать человеку без внушительного багажа знаний в механике, или богатому опыту ремонта транспортных средств?
Следует помнить, что базовая проверка состояния стабилизационных стоек и втулок проводится во время ежегодного технического обслуживания транспортных средств. Опытные механики знают куда, на что и как смотреть для качественной диагностики.
В случае, если у вас возникли сомнения в подобном сервисе, либо вы столкнулись с проблемами и хотите убедиться в их наличии можно использовать очень легкую и самостоятельную экспресс-проверку стоек стабилизатора (если вы не знаете, как проверить втулки стабилизатора, этот способ также отлично подойдет).
Для начала необходимо снять колесо. Когда колесная арка станет свободна, чтобы добраться до стойки, необходимо сделать максимальный поворот рулевого колеса в любую из сторон. «Оголенную» стойку, возьмите рукой в серединной трети и покачайте из стороны в сторону. При наличии проблемы, будет наблюдаться расшатанность и «люфт».
Втулка стабилизатора также требует осмотра и своевременной замены
Основные возможные неисправности стоек стабилизатора
Мы уже разобрались с возможным видом диагностических мер, которые могут помочь нам определить неисправность до возникновения непредвиденной аварийной ситуации. Но какие же ситуации могут возникнуть, и какие самые главные признаки неисправности стоек стабилизатора поджидают нас во время поездок. Самыми главными принято считать:
- неустойчивость и крен автомобиля (особенно при совершении резких маневров);
- автомобиль раскачивается при малейших поворотах руля;
- на неровной поверхности дороги, в подвеске слышится звук;
- увиливания машины, при опущенном рулевом колесе;
- «рысканье» авто, при торможении.
Если у вас наблюдается хотя бы одно из подобных состояний, не затягивайте с экспресс-диагностикой, которую мы описали чуть выше.
Если вы убеждены что стойки или втулки повреждены, а при проверке наблюдается их люфт или раскачивание – такие детали необходимо заменить на исправные.
Как никак, стойки и втулки считаются «расходуемыми материалами», а значит с умом подходите к их своевременной замене.
Профилактика стойки стабилизатора
В зависимости от модели автомобиля стабилизационная система может отличаться по структуре и составляющим её конструкции. Некоторые, при наличии первых погрешностей в работе (скрип, небольшой люфт) принимаются к продлению службы уже имеющихся расходников.
Чтобы узнать, чем смазать стойки стабилизатора, следует поинтересоваться в тех поддержке производителя вашего автомобиля, так как это данные индивидуальные для каждой модели.
Как правило, мастера домашнего ремонта используют смазку на силиконовой основе, для лучшего хождения втулок стабилизатора.
Стойки стабилизатора: как увеличить их ресурс – Автоцентр.ua
Запчасти
Согласно исследований специалистов интернет-ресурса atp-kiev.com.ua, стойки стабилизатора имеют уменьшенный ресурс в Украине по целому ряду причин. Основные из них:
Разбитые дороги – главный виновних малого ресурса стоек стабилизатора
- – плохие дороги в Украине;
- – низкое качество не оригинальных изделий;
- – агрессивный или не аккуратный стиль вождения.
Качество дорог в Украине – вне критики. Поэтому, какие бы стойки стабилизатора не были качественным, у нас они служат, порой в два-три раза меньше, чем в развитых странах с хорошими дорогами. Производители запчастей, как правило, поставляют свою продукцию в разные страны и закладывают в них вполне приличный ресурс, но с учетом эксплуатации на дорогах, сделанных в соответствии стандартов.
Использование очень жестких полиуретановых втулок стабилизатора способно сократить ресурс шарнирных стоек стабилизатора.
По опыту мастеров СТО развитых стран, «родные» стойки стабилизатора во многих машинах выхаживают и до 200 тыс. км. У нас же в зависимости от производителя авто «родные» детали ходят от 50 до 150 тыс. км.
Неоригинальные изделия, особенно родом из Поднебесной, которые не проходят в Украине сертификации, обычно ходят намного меньше – по отзывам автовладельцев иногда и 5 тыс. км. не выхаживают.
Причина столь малого ресурса банальны – очень плохое качество изготовления этих узлов.
Полиуретановые втулки стабилизатора. Как правильно выбрать?
Во время техообслуживания следует просить механиков СТО, чтобы дополнительно проконтролировали состояние пыльников стоек стабилизатора.
Влияние стиля езды автовладельца на ресурс стоек стабилизатора вполне объяснимо. Если водитель не любит объезжать дорожные неровности, не оттормаживается перед большими препятствиями, переезжает лежачих полицейских по диагонали, он подвергает стойки стабилизатора чрезмерным ударным нагрузкам. В конечном итоге, это, собственно, и приводит к преждевременному выходу из строя этих узлов.
Низкопрофильные шины не способны поглащать значительную часть энергии ударов от неровностей дороги, поэтому значительная ее часть передается на подвеску, в том числе и на стойки стабилизаторов
Также ресурс стоек стабилизатора снижается:
- при повышенном давлении в шинах и при разном давлении в колесах одной оси;
- при установке низкопрофильных шин;
- при установке тяжелых шин с жесткой боковиной (часто это шины из Поднебесной);
- при установке не «родных», более тяжелых колесных дисков и шин;
- при установке очень жестких полиуретановых втулок стабилизаторов и сайлент-блоков подвески;
- при переезде лежачих полицейских по диагонали;
- при интенсивном торможении при проезде ям;
- в случае разрыва пыльника шарнира стойки стабилизатора при езде по лесным дорогам или по другой причине.
Повышенное давление на очень разбитых дорогах помогает сохранить шину от повреждения, но при езде по дорогам с множеством мелких ям способствует износу стоек стабилизатора.
Справка: полиуретановые детали подвесок отличаются большим ресурсом, но иногда их делают очень жесткими, что негативно сказывается на ресурсе ряда узлов подвески. Поэтому при выборе полиуретановых втулок и сайлент-блоков нужно отдавать предпочтение более мягким изделиям, которые по эластичности приближены к изделиям из резины.