Содержание
Велосипеды
Манетки велосипеда
Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи.
Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения.
В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки, причём, как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний.
Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.
По конструкции можно разделить на несколько типов:
- фрикционные — устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сама манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается трением.
- индексные однорычажные — в отличие от фрикционных манеток, положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач (конечно, в случаях, когда он настроен) находится ровно напротив соответствующей звезды.
- триггерные двухрычажные — переключение осуществляется путём нажатия на рычажки. Конструктивно это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим — в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит достаточно четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения.
- типа grip-shift (вращающаяся ручка) — переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
- совмещенные с ручками тормозов (dual control) — велосипедист переключает передачи путём поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз.
Также существует система A-GE фирмы Acros, в которой одна манетка управляет и передним и задним переключателями с помощью гидравлического привода.
Совместимость манеток
8 и 9 скоростей:
- Все манетки для передних переключателей совместимы между собой (с учетом предполагаемого количества звезд системы).
- Задние манетки Shimano совместимы только с переключателями Shimano (шоссейные и горные версии совместимы между собой).
- MTB-манетки SRAM совместимы только с задними переключателями SRAM (за исключением моделей TRX, Rocket и Attack, которые совместимы с переключателями Shimano).
- Шоссейные манетки SRAM и Campagnolo совместимы только с шоссейными переключателями соответствующих фирм.
- Задний переключатель на данное число звезд совместим с манеткой на меньшее число звезд (на «восьмерной» привод можно ставить «девятерной» задний переключатель).
- Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот.
10 скоростей:
Shimano
- Шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели совместимы с горными переключателями на 9 скоростей, но полностью несовместимы с 10-скоростными горными (Dyna-Sys): разные ходы тросов и спереди, и сзади.
- 9-скоростные задние переключатели не работают с новыми 10-скоростными горными манетками, но работают со старыми 10-скоростными манетками для шоссейных гибридов. Dyna-Sys вытягивает в 2 раза больше троса за щелчок, чем старые Shimano на 9 скоростей.
- 10-скоростные горные переключатели Shimano не могут использоваться с 9-скоростными манетками Shimano, а шоссейные задники на 10 — могут.
- Задние переключатели SRAM на 9 скоростей совместимы с манетками Shimano на 10 скоростей и наоборот.
- Старые «9-скоростные» передние переключатели могут быть использованы с новыми манетками Dyna-Sys, но в сочетании с системой dyna-sys («10-скоростной») работают неоптимально.
- Старые передние переключатели и системы («9 скоростей») могут быть использованы с 10-скоростными цепями и новыми передними манетками.
- Старая («9-скоростная») передняя манетка может быть использована для работы с передним переключателем dyna-sys.
SRAM
- 3х9 и 2х10 несовместимы между собой — в частности, задние переключатели и манетки.
- Шоссейные и горные 2х10 совместимы.
Манетки для многоскоростных велосипедов
Использование большого количества передач на велосипеде, позволяет передвигаться с наименьшими затратами энергии, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей и усилия, прилагаемого к ним.
Для управления переключением передач на велосипеде, используются специальные механизмы (рычажки или ручки), называемые манетками или, иногда, шифтерами (от англ. shifter).
Типы манеток
Если заглянуть в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что раньше на всех многоскоростных велосипедах использовались одинаковые манетки с простейшей конструкцией. Теперь наблюдается значительное количество абсолютно непохожих, сложных и не очень сложных, механизмов управления переключением передач на велосипеде. Различные типы манеток представлены ниже:
- фрикционные;
- индексные однорычажные;
- триггерные двухрычажные;
- типа grip-shift (вращающаяся ручка);
- совмещенные с ручками тормозов (dual control);
Фрикционные манетки
Фрикционные манетки устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также, на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сейчас они встречаются только на старых велосипедах, или велосипедах без названия.
Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается трением.
Сами манетки могли располагаться как на раме велосипеда, что свойственно для шоссейных и полудорожных велосипедов тех лет, так и на руле, обычно на вседорожных или горных велосипедах.
Обратите внимание
Самый существенный их недостаток — невозможность быстрого четкого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении.
При слабой затяжке, передачи могут переключаться произвольно, при сильной необходимо прилагать большие усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг движется все дальше, что не удобно при расположении манеток на руле.
Индексные однорычажные манетки
Индексные однорычажные манетки устанавливались на недорогие горные и гибридные велосипеды в 90-х. Сейчас встречаются лишь на шоссейных велосипедах, хозяева которых не признают более современные манетки.
Отличие от предыдущего типа лишь в том, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач (конечно, в случаях, когда он настроен) находится ровно напротив соответствующей звезды.
Некоторые модели имели отключаемый индексный механизм. Расположение также на раме велосипеда или руле.
Четкость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их удобными никак нельзя.
До недавнего времени к этой группе относились манетки Shimano группы Tourney.
Триггерные двухрычажные манетки
На данный момент, это наиболее распространенный тип механизмов управления переключением передач для горных, гибридных и некоторых других многоскоростных велосипедов, исключая шоссейные.
Триггерная манетка — это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку, как это сделано, например, в Shimano Nexave. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим — в обратную.
После каждого переключения передач, которое происходит достаточно четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно и актуально на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.
Важно
Наиболее крупный производитель таких манеток — Shimano с линейками манеток EZ-fire plus и Rapidfire plus. SRAM также пытался производить их, но малоуспешно.
Самые простые манетки (например, Shimano Altus) позволяют переключать по 1 передаче сзади в каждую сторону, более продвинутые (например, Shimano Acera и выше) — до 3-4 передач вниз за один ход управляющего рычага.
Манетки типа grip-shift
Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуются манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону.
Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
Главный специалист по разработке и производству таких манеток — корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.
Манетки, совмещенные с тормозными ручками
Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с ручками составляет целую проблему.
Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе велосипедной рамы. Но сейчас Campagnolo в своей продукции, и Shimano в линейках шоссейного оборудования используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control).
Это довольно сложные механизмы, значительно сложнее триггерных манеток горных велосипедов. Манетки Campagnolo, при внешней схожести, обладают более продуманной в мелочах конструкцией, чем манетки Shimano.
С 2003 года Shimano решили использовать подобный принцип в оборудовании высшей группы для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960 внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком.
Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз.
Другие манетки
Для управления внутренним переключением передач (планетарными втулками) могут использоваться как оригинальные манетки, так и обычные. В приводах SRAM DualDrive используются специальные манетки одноименной системы.
Внешне это манетка на правой стороне руля, комбинация из вращающейся ручки и триггерной манетки.
Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями. / О горном велосипеде / Twentysix
Продолжая курс статей про групп-сеты от Shimano, хотелось бы поговорить о манетках. Если вы ещё не читали статью про задние переключатели, обязательно ознакомьтесь, там много интересностей.
Эта штука на руле, которая позволяет вам переключаться, называется манетка или триггер (от англ. Trigger – курок).
Что в русском, что в английском языке название немного странное и, на первый взгляд, устройству не очень подходит. Указательный палец, как на курке, мы держим на тормозной ручке, а переключаемся вверх и вниз мы с помощью большого пальца. Это вполне логично и удобно, не нужно снимать палец с тормоза.
Так почему триггер или манетка? Ответ на этот вопрос скрыт во мраке неизвестного.
Хотя, стоит сказать, что Shimano это название весьма кстати. В самых простых линейках есть «RapidFire». Эта технология позволяет переключаться вниз (при условии использования в вашем переключателе стандартной системы сброса скоростей) указательным пальцем.
В более старших линейках есть технология «2 Way Release». Она уже позволяет переключаться одним как большим пальцем или с помощью указательного пальца.
Так же хотелось бы обратить внимание на тип крепления манетки к рулю. Здесь не так сложно, как с переключателями SRAM, но запутаться можно.
Если с обычным хомутом для руля всё понятно, то с I—specдела обстоят чуть сложнее.
I—spec A – есть зацеп, крепится на хомут тормоза;
I—spec B – нет зацепа, крепится на хомут тормоза;
I—spec II – крепится под зажим тормоза.
Но вернемся к нашим баранам манеткам. Очевидно, что, как и переключатели, они делятся на групп-сеты. Само словосочетание групп-сет подразумевает под собой группу компонентов, вот в эти группы и входят манетки, переключатели, тормоза, шатуны, втулки, кассеты, цепи, роторы, и что ещё взбредет в светлую голову производителя.
Актуальная линейка манеток идентична линейке задних переключателей:
Tourney TX50
Это самый простой групп-сет. Можно встретить много вариаций манеток этой линейки, даже совмещенных с тормозными ручками, но основной является ТХ50. Индикаторы напоминают датчики приборной панели какого-то автомобиля, что выглядит забавно. Признаться, автор этих строк в далекие-далекие годы пользовался манетками ТХ30, и они оставили только самые хорошие впечатления. Свои деньги они отрабатывают по полной! + Цена $10; + Легко достать; + Вес: 220г за пару; – Устаревший дизайн; – Нет RapidFire; ± Индикация; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 6 или 7 (зависит от модели).
Altus M370
Вторая линейка от Shimano. Что забавно, в таком простом групп-сете уже есть система RapidFire. Хомут для руля – алюминиевый, в остальном манетка из пластика и стали. Модельный ряд представлен от относительно самой простой M310 на 7 скоростей: До М370 на 9: + Цена $30; + Легко достать; + Вес: 240 грамм за пару; + RapidFire; ± Индикация; – Обычный дизайн; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 7, 8 или 9 (зависит от модели).
Acera M390
Как и с задними переключателями, манетки Acera практически идентичны по внутреннему устройству, и только немного отличаются дизайном. Цена по чуть-чуть начинает расти. + Цена $60; + Легко достать; + Вес: 240 грамм за пару; + RapidFire; ± Индикация; – Обычный дизайн; Количество звезд спереди: 3; Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 8 или 9 (зависит от модели).
Deore M610
Как и с переключателями – это стартовая линейка для горных велосипедов. Не удивительно, что здесь уже есть 2 Way Release. Доступна обычная версия с креплением на руль и индикацией скоростей и версия под «I—spec A» с креплением на тормоз и без индикаторов. Многим индикаторы сильно не нравятся, так что, если хотите минималистичный дизайн, то эта версия для вас. + Легко достать; + Вес: 275 грамм за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $80; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 9 или 10 (зависит от модели).
SLX M7000
Манетки SLX уже бывают на 11 скоростей, хотя доступны варианты на 10 скоростей. Внешне они мало чем отличаются (кроме моделей с индикаторами), поэтому будьте внимательны при покупке и заказывайте правильную версию. Основные материалы – это алюминий и пластик. + Вес: 270 грамм за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $80; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 10 или 11 (зависит от модели).
Zee M640
Относительно бюджетные манетки для гравити-дисциплин, скоростного спуска и фрирайда. Бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей. + Вес: 143 грамма; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; + Цена $40; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 1; Количество звезд сзади: 10.
Saint M820
Премиум-сегмент для скоростного спуска и фрирайда. Как и в варианте с Zee бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей. Но есть и отличия, внутри манетки есть промподшипник, который позволяет переключаться вверх плавнее и легче. Композитный рычаг для переключения вверх. Также – это первая манетка, которая позволяет переключаться на 2 передачи вниз за одно нажатие. Рычаги переключения удлинены на 5мм по сравнению с линейками SLX/XT/XTR. Всякие I-Spec тоже есть, будьте внимательны. + Вес: 120 грамм; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $75; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 3; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 10.
Deore XT M8000
XT – это предтоповое решение от SHIMANO. 11 скоростей, все виды I-Spec, приятный алюминиевый рычаг для повышения передач. Причем, в этой версии количество переключения большим рычагом увеличилось на одну передачу. Даже искушенный покупатель останется доволен. + Вес: 265 грамм за пару без индикаторов; + RapidFire; + Минималистичный дизайн или дизайн с индикаторами на выбор; – Цена $150 за пару, $75 за заднюю; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 4; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 11.
XTR M9000
Премиум сегмент. Только алюминий, титан и композитные материалы. Минимальный вес, максимальная цена. Промподшипник внутри. + Вес: 224 грамма за пару; + RapidFire; + Минималистичный дизайн; – Цена $200 за пару; Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели); Количество переключений большим рычагом за раз: 4; Количество переключений малым рычагом за раз: 2; Количество звезд сзади: 11.
Di2
Манетка Di2 одинакова для моделей XT и XTR. В связке со специальным дисплеем она управляет передним и задним переключателем. В дисплее куча наворотов, вплоть до связи с навороченными велокомпьютерами Garmin или любыми-другими с технологией ANT+. Цены – космические, $120 за манетку и $160 за дисплей.
Вот и закончился парад манеток от SHIMANO. В дальнейшем мы расскажем вам про конкурентов из SRAM и поговорим на другие интересные темы, оставайтесь с нами!
Оригинальная публикация — на сайте bb30.ru
Автор поста запретил добавлять комментарии
Что такое «манетки» для велосипеда?
Популярность велосипедов растет с каждым днем. Все большее количество людей выбирает их для занятий спортом, или просто комфортного передвижения по городу. Ведь передвигаясь на велосипеде, можно легко избежать пробок и заторов, срезать путь в случае необходимости, да еще и улучшить свою физическую форму.
Соответственно росту популярности, возрастает и техническая сложность велосипедов.
Современные модели существенно отличаются от тех, на которых ездили наши родители. В связи с этим, появляется необходимость в новых знаниях.
В этой статье я хочу поделиться своим опытом использования велосипедных манеток, а также рассказать, какие их виды бывают и чем они различаются.
Что такое манетки и какими они бывают:
Многие велосипедисты используют манетки на велосипед, но далеко не все знают, что они так называются. Я и сам не знал, пока не возникла необходимость их ремонта.
На самом деле, это всего лишь орган управления переключателем скоростей, который монтируется на руль и служит для того, чтобы на ходу перекидывать цепь на звездочки разного диаметра, меняя, таким образом, скорость.
Совет
Другое название манеток — шифтеры, от английского слова «shift». Считается, что чем больше скоростей сзади на велосипеде, тем он круче.
Велосипедные манетки бывают разных типов. Основных можно выделить три: триггеры, «грипшифт» и «дуалконтрол». Об особенностях каждой из них я расскажу чуть позже, а пока скажу, что на большинстве велосипедов, которые можно купить у нас в стране, устанавливаются именно триггерные манетки.
Итак, разберем манетки по типам:
- Триггерная манетка на велосипед — это привычные всем рычажки. Смена скорости осуществляется нажатием на один из двух рычажков.
К преимуществам этого типа можно отнести интуитивную понятность и привычность, а к недостаткам — возможность переключать всего одну скорость за щелчок (на профессиональных можно и больше). Я лично всю жизнь пользуюсь триггерными манетками и менять их не собираюсь.
Для чего разбираться с анатомией велосипедного седла
- Манетки типа «грипшифт» — переключатель, похожий на ручку газа на мотоцикле. Переключение скорости происходит путем поворота велосипедной манетки вокруг оси руля.
Здесь есть один существенный плюс — возможность сразу же перескочить через несколько скоростей. Минус — непривычность конструкции и вероятность случайного переключения. Сейчас ими комплектуются только очень дешевые велосипеды, так что качеством они не блещут.
Я катался с такой манеткой всего пару раз, после триггерной она показалась мне неудобной.
- «Дуалконтрол» — изобретение компании Shinamo, которая представляет собой усовершенствованные тормозные рычаги. Передвижение рычага влево-вправо дает возможность сменить скорость.
Такие шифтеры ставят только на шоссейные велосипеды (хотя одно время выпускали и версию для горного велосипеда), поэтому сказать что-то конкретное про ее использование на практике не могу.
Выбор типа манетки полностью зависит от вас, но я бы советовал начинать с самого распространенного их типа — триггерного, а потом уже пробовать переходить на другие.
Далее полезное видео на тему: «Почему велосипед стоит так дорого? Навесное оборудование, велосипедная цепь, манетки»