Разновидности и установка шатунов на велосипед

Содержание

Типы шатунов велосипеда

Разновидности и установка шатунов на велосипед

Данная статья призвана помочь определить тип кривошипной (в дальнейшем слово будет опускаться) системы, установленной на вашем велосипеде, и направить на соответствующий материал, где подробно освещен процесс снятия и установки шатунов.

Определение типа системы

Шатуны — это рычаги, соединяющие педали с осью каретки. На шатунах жестко закреплены зубчатые колеса (их ещё называют звездами), которые приводят в движение цепь.

Шатуны могут сниматься для их замены, замены или чистки звезд, обслуживания подшипников каретки. За последние годы конструкции систем заметно усложнились.

Чтобы понять, как обслуживать систему, необходимо знать тип шатунов и подшипников, установленных в велосипеде.

Если вы не знаете, система какого типа у вас установлена, для определения вы можете либо просмотреть видео выше, либо воспользоваться сведениями, изложенными далее.

Самоизвлекающиеся системы

В самоизвлекающихся системах съемник эргономично встроен в шатун. В них используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники.

Однако эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси.

Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется. Самоизвлекающиеся системы могут быть как двух-, так и трехсоставными.

По теме: Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем

Двусоставные системы с прижимным соединением

Многие двусоставные системы Shimano® и некоторые системы FSA® оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.

Шатуны системы Campagnolo® Power-Torque™

В шатунах Power-Torque™ ось каретки закреплена на правом шатуне. Чтобы получить доступ к подшипникам или демонтировать шатун с правой стороны, необходимо снимать левый шатун.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Power-Torque™

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Ultra-Torque™ — проприетарный тип системы, используемый компаниями Campagnolo® и Fulcrum®. В системе данного типа как левый, так и правый шатуны объединены с половинами оси каретки, на конце каждой из которых нарезаны зубцы. Поскольку внешние чашки являются составной частью подшипников, их нельзя отнести к типу встроенных. Более того, подшипники устанавливаются на шатуны.

Со стороны левой чашечки установлена волнистая шайба. Она компенсирует различия ширины кареточного стакана в разных рамах, а также служит эффективным средством регулировки подшипника.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Шатуны трехсоставных систем

Они состоят из трех основных частей: левого и правого шатунов, а также оси каретки. Положение оси регулируется посредством установленных на раме подшипников. Для обслуживания подшипников трехсоставных систем необходимо снимать оба шатуна. И на левом, и на правом шатунах имеются стяжные болты.

В трехсоставных системах, как правило, используются два типа соединения: квадратное сечение и шлицевое.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем

Шатуны системы Campagnolo® Ultra-Torque™

Многие велосипеды для BMX и фристайла оснащены системами особого типа, имеющими 48-шлицевое соединение. Обслуживание подобных систем несколько отличается от обслуживания обычных трехсоставных систем.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем для BMX

Шатуны односоставных систем

Односоставные системы встречаются на некоторых старых велосипедах марки Schwinn®, на детских велосипедах и на велосипедах для BMX. В этих системах шатуны и ось каретки выполнены в виде единого узла.

По теме: Обслуживание односоставной каретки

Велосипедные шатуны и их особенности

Разновидности и установка шатунов на велосипед

Материал подготовили: Клочков ОлегЛиповская Юлия

Кинематика привода байка представляет собой сложный механизм, который преобразовывает возвратно-поступательное движение ног велосипедиста во вращательное движение звезд.

Велосипедные шатуны совместно с педалями служат, в данном случае, своего рода коленчатым валом, если провести аналогию с двигателем автомобиля. Соответственно, на них приходится максимальная нагрузка в сравнении с другими элементами трансмиссии.

Большая нагрузка предопределила типы конструкции шатунов и виды материала для их изготовления. Обычно их делают стальными, однако, требования к весу велосипеда заставили конструкторов искать более легкие материалы, не уступающие в прочности. Такими материалами стали: алюминий, титан и карбон.

https://www.youtube.com/watch?v=6RmE2msZtVU

Их применение позволило не только снизить общий вес велосипеда, но и улучшить его динамику — более легкая трансмиссия значительно легче раскручивается.

Кроме того, цель облегчить вес привела к появлению и различных конструкционных решений. Таким образом шатуны могут иметь не только овальную, как на бюджетных велосипедах, форму профиля, но и более сложные формы. 

Применяемость различных конструкций зависит от назначения байка и его ценовой категории. Так, обычные стальные шатуны чаще всего эксплуатируются на бюджетных и шоссейных велосипедах, а на горных байках и ВМХ-ах обычно монтируются пустотелые модели.

Обратите внимание

На дорогих велосипедах могут устанавливаться шатуны из титана и карбона или композиций — часто карбоновые шатуны имеют алюминиевую или титановую вставку.

Установка шатунов производится на вал каретки, а они в свою очередь отличаются по способу крепления к нему. Существует несколько видов:

  • Клиновидный штифт. Такое крепление было основным в конце прошлого века, поэтому чаще всего оно встречается на старых или детских велосипедах;
  • Крепление на квадратные окончания вала каретки. В настоящее время это самый распространенный тип монтажа. Квадраты имеют небольшую конусность и шатуны, притянутые торцевой гайкой, держатся прочно и без люфтов;
  • Шестигранный профиль кареточного вала — аналогичен предыдущему типу и также имеет небольшой конус;
  • Шлицевое соединение — полый вал каретки имеет 8 шлицов по наружному диаметру.

Крепление шатунов к валу осуществляется винтом, который вкручивается в отверстие в валу или гайкой, накручивающейся на его резьбовую часть.

По способу крепления к ведущей звезде велосипеда шатуны могут быть:

  • Односоставными, имеющими цельную конструкцию, включающую оба шатуна и вал каретки. Они монтируются на моделях ВМХ и детских велосипедах;
  • Двухсоставными, когда правый шатун, звезда, а также кареточный вал представляют собой единое целое, а левый шатун насаживается на другую часть вала. Не очень удобная для ремонта конструкция применялась на старых велосипедах, но использование картриджной каретки и применение подшипников большого диаметра позволило ведущим производителям к ней вернуться;
  • Трехсоставными, которые в настоящее время являются самой распространенной конструкцией. Они позволяют произвести замену любой износившейся части, что очень выгодно при замене вышедших из строя звезд.

Помимо конструкционных различий, шатуны отличаются и по размеру. При этом размер используемых шатунов определяет не только размер самого велосипеда, но и стиль езды.

Естественно, на байки для рослого человека устанавливаются более крупные шатуны. Их длина может изменяться в пределах 165-185 мм и зависеть от расстояния каретки до земли. На детские велосипеды выпускают шатуны длиной 150-177,5 мм.

Велосипедисты, предпочитающие динамичный стиль езды, могут специально выбрать укороченные шатуны, позволяющие увеличить так называемую «каденцию» — количество оборотов ведущей звезды в единицу времени.

Например, в трековых гонках велосипедисты используют короткие шатуны, позволяющие поддерживать более высокий темп движения, а поклонники «даунхилла» на свои горные велосипеды ставят максимально длинные модели.

Размеры шатунов

Разновидности и установка шатунов на велосипед

ПодробностиПросмотров: 17900

  Система шатунов со звездами является одним из основных элементов в велосипеде. Основная задача системы шатунов — передача усилий от педалей к цепи. Крепится она к раме при помощи каретки.

Конструкции шатунов велосипеда

  1. Односоставные системы шатунов — эти шатуны изготовлены цельной металлической конструкции, которая включает в себя ось, правый и левый шатуны.

Такой тип системы шатунов использовался на старых велосипедах, но и сейчас можно их встретить на некоторых дешевых моделях велосипедов, а также на детских и BMX велосипедах.

Плюсами односоставной системы шатунов можно назвать высокую прочность и надежность, а также простоту в обслуживании (по сравнению с другими видами шатунов), для их обслуживания не требуются специальные инструменты. Минусом является большой вес.

Важно

  2. Двухсоставные системы шатунов — в данной системе ось, ведущая звезда и правый шатун соединены и образуют одну целую деталь. Левый шатун является отдельной деталью и соединяется с осью при помощи клина или стяжного болта.

Двухсоставные шатуны считались достаточно устаревшим типом, однако в 2004 году компания Shimano возродила его добавив в конструкцию дополнительную каретку с внешними подшипниками большого диаметра.

Позже и другие производители стали выпускать этот тип шатунов.

  3. Трехсоставные системы шатунов — являются самым распространенным типом шатунов. Состоят из трех деталей, правый шатун со звездой (или несколькими), ось, левый шатун.

Материалы шатунов велосипеда

  Шатуны изготавливают из алюминия, стали, титана или карбона. Шатуны из стали производят как цельными, так и полыми внутри (для уменьшения веса). Прочность при этом, благодаря специальным технологиям, не изменяется. Стальные системы шатунов часто используют на BMX и горных велосипедах.

Шатуны из алюминия достаточно популярны, их производят путем горячей или холодной ковки, это дает дополнительную прочность таким системам шатунов, уменьшается вероятность поломки. Алюминиевые шатуны, также, могут быть как цельными так и полыми.

Карбоновые системы шатунов производят или полностью из карбона, или с алюминиевой или титановой вставкой внутри.

  Длина шатунов варьируется от 150 мм. до 185 мм. При подборе длины шатунов стоит руководствоваться ростом велосипедиста. Для взрослых, обычно, подходит длина 165 мм. — 177,5 мм. Однако длина может зависеть и от предпочтения велосипедиста.

От длины шатунов велосипеда зависит такой показатель как каденс (частота вращения педалей). Чем короче шатун тем больше каденс.

Короткие шатуны обычно предпочитают трековые гонщики, а на горных велосипедах используют более длинные, для снижения каденса.

 

Крепления шатунов к оси каретки

  • Клиновидный штифт — устаревший способ, в настоящее время практически не встречается.
  • С помощью насадки на квадратную коническую ось каретки.

  • С помощью насадки на гексагональную (шестигранную) коническую ось каретки.
  • Фиксирование с помощью шлицевого соединения.
  • С интегрированной осью.

    Один из шатунов вместе с осью каретки составляет одно целое. Второй крепиться одним из вышеупомянутых способов.

  •  

    Типы крепления

      1. Квадрат — этот тип крепления используется на велосипедах низкого и среднего уровня, у него не большая цена.

      2. Шлиц — это более надежный тип крепления, его используют на профессиональных велосипедах, он стоит дороже.

      Роторная система RS4X — одно из новейших изобретений, в ней шатуны расположены не на прямой линии, а со смещением на несколько градусов. Данное расположение шатунов должно обеспечивать увеличенный коэффициент полезного действия, а также снимает нагрузку с суставов велосипедиста.

    Велосипедные шатуны | Клуб велопутешественников -Статьи

    Разновидности и установка шатунов на велосипед

    Шатуны представляют собой рычаг, который соединяет педаль и каретку. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название. Почти всегда правый шатун монолитен с пауком, непосредственно на который уже и крепят звезды.

    Шатуны для велосипеда передают энергию от педалей к звездам, в связи с чем несут серьезную нагрузку. Их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. Производители выпускают полые или имеющие сложное поперечное сечение шатуны – это уменьшает вес деталей, но сохраняет их прочность.

    Два шатуна и блок передних звездочек образуют так называемую систему.

    Иногда (чаще на недорогих велосипедах) система выполнена в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при износе звездочек приходится менять всю систему целиком.

    Совет

    На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

    При покупке съемника необходимо иметь ввиду, что шатуны для велосипеда имеют три основных стандарта крепления:

    • Octalink
    • Оси квадратного сечения
    • ISIS

    Остальные стандарты имеют крайне редкое распространение и их рассматривать нет смысла.

    OCTALINK

    На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах  оси имеются  8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах.

    Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от  грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой,   и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо  применять специальный съемник.

    Каретка OCTALINK (кликните на изображение для увеличения)

    Шатуны для оси квадратного сечения

    Шатуны квадратного сечения (или традиционной формы) используются на велосипедах среднего ценового диапазона (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

    Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник. Для установки таких шатунов нужен только шестигранный ключ на 8 (лучше с длинной рукояткой).

    Шатуны для оси квадратного сечения (кликните на изображение для увеличения)

    ISIS

    Система шлицевого соединения шатунов с осью каретки, разработанная в противовес системе Octalink. В отличие от формы шлицов Octalink, запатентованной Shimano, ISIS имеет более простую и технологичную форму (сплайн) посадочных шлицов, применяемую многими производителями шатунов и кареток.

    Каретка ISIS (кликните на изображение для увеличения)

    Также существуют шатуны, притянутые болтом

    Этот тип шатунов используется на недорогих велосипедах. На каретках такого типа концы оси каретки имеют также  квадратные сечения.

    Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником.

    Для установки и снятия таких шатунов потребуется съемник и разводной гаечный ключ.

    Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании  SHIMANO (в частности, группы XTR2003 и  SAINT)  каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен  с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

    При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать  шатуны, совместимые с имеющейся кареткой.

    Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм).

      Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а  слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

    Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для регулировки или замены каретки. Нужно следить за правильной затяжкой педалей и крепления к валу каретки, ослабшее соединение может привести к срыванию резьбы или деформации гнезда под каретку.

    Типы шатунов и кареточных механизмов

    Разновидности и установка шатунов на велосипед

    Это — стандарт OCTALINK. На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона.

    Это — шатун традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения. Шатуны вместе с пыльником притягиваются винтом, который вворачивается в ось.

    Часто встречается и такая разновидность шатунов. От предыдущей конструкции отличается только тем, что винт, притягивающий шатун, находится под пробкой — пыльником.

    Эта разновидность шатунов часто используется на недорогих велосипедах. Здесь ось каретки тоже имеет квадратные сечения на концах. Но здесь шатуны притягиваются не винтом, а гайкой. Гайка обычно находится под пыльником.

    Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO ( в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки.

    Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

    Шатуны, притянутые болтом

    Этот тип шатунов используется на недорогих велосипедах.

    На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

    Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником. На этой фотографии пыльник снят.

    Инструменты, необходимые для обслуживания шатунов

    Для установки и снятия шатунов нужен шатунов потребуется вот такой съемник и разводной гаечный ключ.

    Снятие шатунов с оси каретки

    0.Сначала Если снимаем правый шатун (который со звездочками), то надо перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, и затем снять ее со звездочек.

    1. Снимаем пыльник. Его надо аккуратно выковырнуть отверткой. Под ним находится болт, притягивающий шатун к оси каретки.

    2. Вывинчиваем болт. Этот болт надо просто вывернуть, используя подходящий накидной ключ (Обычно на 14). Часто накидной ключ имеется на съемнике шатунов. Резьба — правая с обеих сторон каретки. При отворачивании надо одной рукой удерживать педали. При этом может потребоваться значительное усилие, поэтому лучше использовать ключ с длинной рукояткой.

    3. Ввинчиваем съемник. Выворачиваем полностью внутренний винт съемника. Наносим на квадратный конец оси каретки немного смазки — легче будет выворачивать. И ввинчиваем съемник в шатун до упора.

    4. Снимаем шатуны. Гаечным ключом заворачиваем внутренний винт съемника (естественно, по часовой стрелке), и наблюдаем, как шатун сползает с оси каретки. Усилие при этом может быть приличное. Вывинчиваем съемник из шатуна. Теперь самое время осмотреть ось каретки, внутреннюю поверхность шатуна на предмет повреждений, проверить каретку на люфт.

    Установка шатунов

    0. Сначала нанесем немного смазки на внутреннюю часть шатуна. Если ставим правый шатун, то не забудем надеть цепь на кареточный узел рамы.

    1. Надеваем шатун на ось. Не забудем надеть шатун правильно! (относительно противоположного шатуна) Смазываем резьбу и головку болта, и заворачиваем его до упора накидным ключом.

    3. Надеваем цепь на звездочку. Готово.

    Шатуны для оси квадратного сечения

    Этот тип шатунов используется на велосипедах среднего ценового диапазона. (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK.

    Схема шатунов SHIMANO DEORE (FC-M510) в виде файла PDF (230 kb)

    Схема шатунов SHIMANO ACERA (FC-M330) в виде файла PDF (280 kb)

    На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

    Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось.Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник.

    Инструменты, необходимые для обслуживания шатунов

    Для установки шатунов нужен только шестигранный ключ на 8 (лучше с длинной рукояткой) Для снятия шатунов потребуется еще вот такой съемник

    Как снять шатуны с велосипеда без съемника? Полезные рекомендации :

    Разновидности и установка шатунов на велосипед

    Трансмиссия велосипеда имеет свойство изнашиваться даже при правильном и своевременном уходе за ней.

    Специальных велосипедных инструментов у большинства людей, конечно же, нет, и если вы вдруг ощутили острую необходимость в замене ее компонентов, то, скорее всего, задались вопросом — как снять шатуны с велосипеда без съемника и возможно ли это сделать самому? Чтобы разобраться с этим, стоит узнать больше о самих шатунах и типах кареток.

    Немного о стандартах

    На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:

    • Стандартное крепление под квадрат – старый вид, устанавливающийся на бюджетные велосипеды.
    • Octalink, придуманный Shimano. Имеет несколько подвидов, в том числе и очень схожие по конструкции стандарты других производителей. По сути, является некой разновидностью «квадратных» кареток, но имеет переработанную конструкцию вала и видоизмененные шлицы.
    • Hallowtech II считается лучшим вариантом по соотношению жесткость/вес, но стоит дороже остальных. Также придуманный компанией Shimano.

    На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.

    Какие бывают съемники

    Ключ для шатуна велосипеда представляет собой специальный инструмент (чаще пресс), который в разы облегчает съем системы в отличие от молотка.

    Для каждого вышеперечисленного стандарта существует свой съемник. В случае с квадратным валом и Octalink – это своеобразный пресс, который вкручивается в саму головку шатуна, упирается специальной площадкой в вал каретки и путем вкручивания гайки срывает шатун. Наблюдаются случаи срыва резьбы самих шатунов, если система была запрессована очень сильно.

    Для крышки левого шатуна с Hollowtech II нужен специальный ключ в форме звездочки. Прижимный болт затягивают с силой всего 1-2 Н/м, поэтому ключ такого стандарта обычно пластиковый, неудобный, а крышка запросто выкручивается руками.

    Специальный инструмент – это хорошо, и приобрести его стоит каждому велолюбителю. Но все же перейдем к главному вопросу – как снять шатуны велосипеда без съемника?

    Ремонт без инструментов – это возможно

    У обычных пользователей вряд ли где-то завалялся съемник шатунов, особенно для Octalink, хоть и стоит он копейки. Но рано или поздно наступит момент, когда либо система, либо каретка придут в негодность и потребуют срочной замены. При наличии необходимых инструментов, замена этих запчастей осуществляется за 10-15 минут.

    Самый простой способ снять шатуны с велосипеда без съемника, как было упомянуто выше, – с помощью молотка. Актуален он как для Octalink, так и для обычного квадрата. Последующие действия выглядят таким образом:

  • Снимите заглушки с шатунов, если они присутствуют.
  • Ключом на 13 мм, выкрутите кареточные болты. Во многих каретках на сегодняшний день установлены болты под шестигранник 6 мм.
  • Если вы не хотите визуально повредить велосипедные шатуны, оберните их несколькими слоями плотной ткани, картона, скотча или возьмите сосновый брусок в несколько сантиметров толщиной. В идеале, для такой необычной задачи подойдет киянка.
  • Переверните велосипед, уперев на руль и седло.
  • Начинайте простукивать по шатуну с умеренной силой с внутренней стороны, как можно ближе к оси. Можно время от времени ударять по шатуну с внешней стороны, чтобы хоть как-то его расшевелить.
  • В случае если конструкция спрессована очень плотно, можно попробовать точечно ударять с помощью стамески или бородка, приставленного к головке шатуна.
  • Обратите внимание: используя этот метод, вы можете повредить раму, кареточный узел или сам шатун. К тому же любой удар по звездам, скорее всего, деформирует их и сделает непригодными для использования.

    Стоит сказать, что снять прикипевшие шатуны бывает проблематично, даже имея съемник. Скорее всего, таким способом вы не сможете снять прикипевший велосипедный шатун, как бы не старались. Но не стоит отчаиваться, для таких случаев придумали другие способы.

    Если спешить некуда

    Допустим, вы купили новые шатуны и хотите заменить их, но старые еще могут протянуть несколько дней. В таком случае можно попробовать следующий способ:

  • Открутите крепежные болты каретки.
  • Набрызгайте в место контакта любую проникающую смазку.
  • Отправляйтесь на велопрогулку, не вкручивая болты.
  • Есть шанс, что от частых вибраций шатуны сами сойдут с вала. Будьте осторожны, если они слетят в момент прыжка, будет крайне неприятно.

    Наименьшее количество проблем доставляет стандарт Hollowtech II. Для того чтобы снять шатуны, потребуется лишь шестигранник 5 мм, специальный ключ для этого стандарта, который запросто заменяется шестигранником на 10-11 мм, и немного усилия, если система прикипела к подшипникам. Справиться с этим под силу даже ребенку.

    Радикальный подход

    Если запчасти не прикипели, предыдущие способы помогут снять велосипедные шатуны без съемника. Как можно заметить, варианты довольно элегантные и при правильном подходе не нанесут вреда ни велосипеду, ни вам. Но случается и так, что запчасти очень сильно прикипают. Особенно часто в местах контакта алюминий/сталь или сталь/сталь.

    В таком случае поможет болгарка либо дрель. Определенный способ резки назвать сложно, поскольку конструкция рам и системы может быть самая разнообразная. На некоторых велосипедах можно просто отрезать кареточный вал, на некоторых можно попытаться высверлить максимально большое отверстие на месте резьбы, что под действием вибраций поможет разрушить соединение или поломать металл.

    Обратите внимание

    Прикипевшее соединение можно разрушить путем перепада температур. Нагрейте головку шатуна, например, горелкой, а затем резко охладите, насколько это возможно. Благодаря физическим свойствам металла есть шанс снять шатуны велосипеда без съемника, как только конструкция остынет.

    Вы можете поэкспериментировать, путем комбинирования вышеописанных способов, или же попробовать свой уникальный.

    Предотвращение коррозии

    Те, кто имели дело с прикипевшими запчастями, наверное, не хотели бы повторять это снова. Для предотвращения столь неприятных ситуаций нужно всего лишь обработать место крепления перед монтажом.

    В процессе замены шатунов нанесите немного смазки на вал каретки в месте контакта с другими запчастями, независимо от ее типа. Не стоит закладывать слишком много смазочного материала, поскольку в момент прессовки его излишек будет выдавлен из соединения и останется собирать грязь за его пределами. Перед монтажом смазывать стоит также резьбы и даже некоторые защелки.

    Как снять шатуны с велосипеда

    Разновидности и установка шатунов на велосипед

    Снятие шатунов с велосипеда. Зачем это может понадобиться?

    • чтобы их заменить (в случае поломки, например),
    • чтобы добраться до каретки (для её замены, ремонта или смазки),
    • чтобы убрать скрип (иногда песок попадает в места соединения шатуна с осью каретки).

    Хотя шатуны — одна из самых загруженных деталей велосипеда, у них простая форма, они не требуют никакой настройки и регулировки, поэтому сложностей со съёмом и установкой обычно не возникает. Полностью снимать цепь для снятия шатунов, кстати, не обязательно, достаточно скинуть её с передних звёздочек.

    Обратите внимание, что на недорогих велосипедах блок передних звёздочек может составлять единое целое с шатуном, поэтому при замене звёзд придётся менять оба шатуна. На других велосипедах звёзды и шатуны можно менять независимо друг от друга. Также важно отметить, что нельзя просто так взять и купить первый попавшийся шатун.

    Во-первых, существует несколько видов кареток, отличающихся типом оси, поэтому выбирайте совместимые. Во-вторых, шатуны выпускаются разной длины (разница ≈1,5 см).

    Чем он короче, тем сложнее будет педалировать (так как сокращается плечо рычага), а чем он длиннее, тем сложнее будет ехать по неровной дороге (педаль в нижнем положении может биться об землю).

    Как снять шатуны с креплением клином

    Для начала разберём самое примитивное крепление — клином. С ним вы наверняка знакомы с детства — на советских и российских хардтейлах типа «Десна» шатуны крепились именно так. Сейчас такой тип крепления тоже применяется, как правило, на моделях низкой ценовой категории.

    Снять с оси шатун, закреплённый клином, очень просто — просто откручиваете гайку и выбиваете клин (удары лучше наносить через дощечку, чтобы не повредить его, в противном случае лучше заменить испорченный клин на новый).

    Когда будете ставить шатун на место, то правильно его сориентируйте и закрепите достаточно жёстко (чтобы не было люфта, который будет деформировать при езде и сам клин, и ось), но без излишнего усилия, чтобы, опять же, не повредить ось и клин.

    Важно

    Как снять шатуны с помощью съемника

    Если же вы не видите никаких клиньев, это хорошо. Посмотрите на ось каретки — в том месте, где прикрепляются шатуны, вероятно, есть пластиковая или алюминиевая заглушка. Скорее всего, её нужно подковырнуть, чтобы извлечь, реже — открутить.

    Под заглушкой находится болт (или гайка), которой шатун притягивается к оси каретки. Открутите его шестигранниками (реже может понадобиться торцевой ключ). Далее вам понадобится специальный инструмент — съёмник шатунов (он же съёмник системы). Он может продаваться отдельно или входить в набор инструментов для велосипеда.

    Снятие шатунов без съёмника: сядьте на велосипед и прокатитесь на нём 200–300 метров. После этого крепление шатуна будет податливее. Есть вероятность, что шатун мог «прикипеть», особенно если он алюминиевый, поэтому — не жалейте смазки, а от нагрева, тем более горелкой, лучше воздержаться.

    В том случае, если специальный съёмник есть (именно той системы, которая у вас установлена), аккуратно вверните его в резьбу самих шатунов. Вворачивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу, она там достаточно мелкая. После этого, закручивая болт в самом съёмнике, вы постепенно стянете шатуны с оси каретки.

    Нелишним будет заметить, что, в отличие от педалей, резьба на обоих шатунах везде стандартная, правая.

    Перед тем как установить шатуны, очень важно хорошо очистить все поверхности и покрыть их густой смазкой. Благодаря смазке шатун будет легче не только установить, но и снять его в следующий раз.

    Кроме того, этим вы устраните потенциальную возможность скрипа.

    И последняя рекомендация: следите, чтобы не было люфта — установите шатун как можно глубже и затяните крепления с большим (но не чрезмерным!) усилием.

    Автор статьи Алексей Желудков

    Шатун

    Разновидности и установка шатунов на велосипед

    Шатун является сильно нагруженной и ответственной деталью механизма передачи.

    Шатун (рис. 17) представляет собой рычаг, состоящий из стержня с большой и малой головками. Большая головка правого шатуна имеет посадочное место дли ведущей зубчатки. В большой головке обоих шатунов сверлится отверстие для вала каретки.

    С боковой стороны большой головки, отступя на 8,5 мм от ее торца, сверлится отверстие диаметром 9,5 мм для клинка, который крепит шатун на валу каретки.

    Осевая линия этого отверстия совпадает с касательной к окружности отверстия вала каретки и расположена перпендикулярно оси стержня шатуна.

    Совет

    Рис. 17. Шатуны:
    а — дорожного велосипеда; б — трекового велосипеда; в — шоссейно-гоночного велосипеда

    В малой головке шатуна сверлится отверстие для оси педали, в котором нарезается специальная метрическая резьба — М14Х 1,25 мм. В отверстии малой головки правого шатуна нарезается правая резьба, в отверстии левого шатуна — левая. Отверстия раззенковывают для того, чтобы ось педали торцом большого диаметра плотно прилегала к плоскости шатуна.

    Шатуны дорожного велосипеда, стержень которых имеет овальное сечение, подвергаются сравнительно небольшой поверхностной механической обработке стержня под гальванопокрытие (хромирование).

    Шатуны легкодорожного велосипеда в отличие от дорожных шатунов имеют стержень прямоугольного сечения.

    Шатуны шоссейно-гоночного велосипеда отличаются от шатунов других конструкций посадочным местом под ведущую зубчатку на правом шатуне, которое представляет собой три небольшие рычага, отходящие от центра отверстия в большой головке шатуна под углом 120° один к другому.

    Длина каждого рычага, считая от центра отверстия для вала каретки до центра отверстия для крепления зубчатки, равняется 58 мм.

    Такое крепление ведущей зубчатки на шатунах шоссейно-гоночного велосипеда обеспечивает быструю смену зубчатки, так как иногда в силу складывающихся обстоятельств за несколько минут до начала соревнования приходится менять ведущую зубчатку на зубчатку меньшего или большего размера.

    Сменить зубчатку можно не снимая шатуна с вала каретки, что дает большую экономию времени. Наряду с шатуном описанного устройства на шоссейно-гоночных велосипедах применяются также и шатуны с креплением зубчатки пятью болтами.

    Обратите внимание

    Механическая обработка шатунов для шоссейно-гоночного велосипеда совершается с большей точностью, чем обработка шатунов для дорожного велосипеда. При механической обработке производится подгонка шатунов по весу, для чего на стержне каждого шатуна с внутренней стороны выбирается долевая канавка глубиной около 3 мм и шириной 6—7 мм.

    Шатуны трекового велосипеда имеют посадочное место под ведущую зубчатку в виде ступенчатого диска (рис. 17 б). На меньший диаметр диска надевается своим основным отверстием ведущая зубчатка. В торце диска сверлят пять отверстий для болтов, крепящих зубчатку к шатуну.

    Крепить ведущую зубчатку к шатуну пятью болтами необходимо потому, что она несет большую нагрузку во время броска, когда гонщик прикладывает максимум усилия, чтобы добиться успеха.

    Практикой установлено, что все другие виды крепления не предохраняют ведущую зубчатку от деформаций.

    Крепление шатунов на валу каретки осуществляется при помощи клинков. Клинок представляет собой калиброванный стальной палец, на одном конце которого делают эксцентричную по отношению пальца заточку под метрическую резьбу М7 X 1.

    На эту резьбу навертывают гайку, которая не дает возможности выпасть клинку из отверстия шатуна в случае, если клинок плохо расклинен с валом каретки.

    На боковой поверхности пальца профрезерована лыска, выполненная под углом 6—7° к осевой линии, проходящей вдоль клинка.

    Шатуны должны располагаться на валу каретки на одной линии (под 180°). Несоосность шатунов исправляют подгонкой лысок на клинках.

    Важно

    Лыски клинков должны всей опорной плоскостью соприкасаться с плоскостями лысок, выполненных на валу каретки, иначе будет происходить смятие рабочих поверхностей клинков, шатун через непродолжительное время начнет качаться на валу каретки и клинки придется заменить новыми.

    Главные или исходные размеры шатунов определяются их длиной, т. е. расстоянием между центрами отверстий, просверленных в большой и малой головках. Отечественная промышленность выпускает шатуны трех размеров— 165, 172 и 178 мм. Шатуны, имеющие длину 178 мм, применяются чаще всего на дорожных велосипедах, шатуны 165, 172 мм — на гоночных и легкодорожных велосипедах.

    Значение длины шатунов очень велико, но не всеми гонщиками оно учитывается. На первый взгляд кажется, что чем длинней шатуны, тем с меньшей затратой сил можно развить самую большую скорость на велосипеде. На самом деле это не так.

    При длинных шатунах легче начать вращать педали, но при вращении ноги проделывают больший путь, чем при коротких шатунах. Поэтому длинные шатуны могут быстро утомить неопытного гонщика, и приобретенная им вначале скорость быстро падает.

    Большинство гонщиков применяет шатуны одного и того же размера, считая их наиболее для себя подходящими, и не пробуют работать на шатунах других размеров.

    Однако некоторые мастера спорта, не пренебрегая такого рода экспериментами, добивались очень высоких результатов. Так, например, заслуженный мастер спорта И.

    Ипполитов, учитывая высокую частоту отработанного им педалирования, при его невысоком росте, с успехом применял шатуны 178 мм.

    Но такими экспериментами можно заниматься только после того, как гонщик освоит достаточно большую частоту оборотов. При росте гонщика 1 м 65 см — 1 м 70 см можно с успехом применять шатуны — 165 мм.

    Совет

    При росте выше 1 -м 70 см полезно использовать шатуны 172 мм Что касается шатунов длиной 178 мм, то они дают наибольший эффект при росте гонщика 1 м 80 см.

    Пользоваться такими длинными шатунами возможно и при меньшем росте, если гонщик очень хорошо владеет педалированием.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector