42 метра и 211 тонн: новый танковоз завода МЗКТ

Ни для кого не секрет, что основная доля продукции Минского завода колесных тягачей приходится на военную технику. Обычно она сходит с конвейера в цвете хаки, однако время от времени на площадке готовой продукции появляется военная техника, окрашенная вовсе не в зеленые, а в песочно-желтые тона. Как несложно догадаться, эти машины – экспортные, предназначенные для заказчиков из регионов с пустынной местностью. Вот и новый танковозный автопоезд с длиннющим названием МЗКТ-741351+999421+837211 окрашен именно так, поскольку построен для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов!

МЗКТ-741351+999421+837211
МЗКТ-741351+999421+837211

Впрочем, сотрудничество арабских военных с Минским заводом колесных тягачей имеет очень давнюю историю, о которой мы подготовили ОТДЕЛЬНЫЙ ПОСТ. Если вкратце, то еще в 2004 году МЗКТ заключил контракт на поставку крупной партии трехзвенных танковозных автопоездов, которые и были отгружены в период 2005-2007 годов.

Серийный МЗКТ-74135 капотной компоновки из поставки 2005 года
Серийный МЗКТ-74135 капотной компоновки из поставки 2005 года

Спустя десятилетие арабские военные задумались о необходимости постепенного обновления парка танковозов и сформировали актуальные тактико-технические требования, на основании которых минчане в 2016 году построили новый образец трехзвенного автопоезда. После проведения необходимых испытаний арабы безо всяких тендеров оформили новый заказ на поставку 22 таких автопоездов в 2019 году.

2019 год, на площадке готовой продукции завода – новая партия танковозов для ОАЭ
2019 год, на площадке готовой продукции завода – новая партия танковозов для ОАЭ

Теперь давайте познакомимся поближе с устройством минского танковоза образца 2019 года. Название тягача – МЗКТ-741351 – недвусмысленно намекает на прямую связь с прежними танковозами, однако концепция всего автопоезда сильно поменялась. И прицеп, и полуприцеп теперь получили прямые грузовые платформы (для возможности сквозного проезда без расцепки) и ходовую часть с 6 осями, став существенно длиннее. По этой причине от капота внушительных габаритов пришлось отказаться: практически та же самая 4-дверная каркасно-панельная кабина теперь сделана бескапотной и установлена перед двигателем. Разумеется, в ней предусмотрены места под размещение экипировки и оружия, а из интересного – заказчик потребовал поставить холодильник и круглый люк в крыше под размещение пулеметной турели.

Интересно, что на разных тягачах МЗКТ-741351 на площадке были установлены разные шины: тот, что на этой фотографии, был обут в «Белшину», но по соседству обнаружился и экземпляр на китайских шинах Advance!
Интересно, что на разных тягачах МЗКТ-741351 на площадке были установлены разные шины: тот, что на этой фотографии, был обут в «Белшину», но по соседству обнаружился и экземпляр на китайских шинах Advance!

Силовой агрегат также поменялся. Теперь он полностью американский: рядная «шестерка» Caterpillar C18 мощностью 812 л.с. работает в паре с новым 6-ступенчатым «автоматом» Allison, имеющим электронное управление. А вот схема трансмиссии – практически такая же, как была еще у «прадедушки» МАЗ-535. После коробки передач крутящий момент уходит на 2-ступенчатую раздаточную коробку с блокируемым межтележечным дифференциалом, а от нее – на два блокируемых межосевых дифференциала, которые встроены в проходные редукторы центральных мостов. Сами мосты, к слову – разрезного типа, с блокировками межколесных дифференциалов.

У МЗКТ-74151 позади кабины – целых три лебедки: две основные с т яговым усилием по 25 тонн для затаскивания поврежденной техники на платформу и еще одна – вспомогательная, для подъема тяжеленного запасного колеса
У МЗКТ-74151 позади кабины – целых три лебедки: две основные с т яговым усилием по 25 тонн для затаскивания поврежденной техники на платформу и еще одна – вспомогательная, для подъема тяжеленного запасного колеса

Подвеска всех колес тягача – независимая, но выполнена по разным схемам. Каждое из колес передней тележки подвешено на паре поперечных рычагов с продольными торсионами, а вот задняя тележка имеет рессорно-балансирную подвеску, но без какой-либо связи между колесами левой и правой стороны.

Подвеска передней тележки тягача – независимая, торсионная
Подвеска передней тележки тягача – независимая, торсионная
В задней тележке мосты тоже разрезные, но подвеска сделана рессорно-балансирной: то есть в ней связь между собой имеют только колеса одной стороны
В задней тележке мосты тоже разрезные, но подвеска сделана рессорно-балансирной: то есть в ней связь между собой имеют только колеса одной стороны

Полностью скомплектованный автопоезд имеет длину 42 метра и с полной нагрузкой весит почти 211 тонн. Максимальная скорость такой сцепки составляет 60 км/ч, а тягач с одним полуприцепом может разогнаться и до 70-ти. Расход топлива, правда, под стать весу, поэтому объем баков внушительный: 1550 л! На шоссе этого количества солярки автопоезду хватает на 800 км в трехзвенном варианте и на 1000 км в двухзвенном.

Запас топлива у танковоза больше, чем у магистральной фуры: 1550 литров
Запас топлива у танковоза больше, чем у магистральной фуры: 1550 литров

Ну и нельзя не сказать нескольких слов и про прицепные звенья, входящие в состав танковоза, тем более что их конструкция не менее интересная, чем у самого тягача! Например, на полуприцепе МЗКТ-999421 установлена дорогущая гидробалансирная подвеска и автоматическая система смазки, а для обеспечения должной маневренности и уменьшения износа шин колеса 3, 4, 5 и 6 осей сделаны управляемыми. При этом все колеса, как и на тягаче, оснащены системой централизованной подкачки и сигнализацией об аварийном падении давления. Для привода компрессора системы подкачки и гидронасоса, который нужен для работы подвески и поворота колес, на полуприцеп даже потребовалось ставить автономный дизель Caterpillar C1.5 – его расположили на гуське.

Полуприцеп МЗКТ-999421 и загруженный поверх него частично разобранный прицеп МЗКТ-83721 без передней подкатной тележки. На гуське хорошо виден кожух, в котором установлен автономный дизельный двигатель
Полуприцеп МЗКТ-999421 и загруженный поверх него частично разобранный прицеп МЗКТ-83721 без передней подкатной тележки. На гуське хорошо виден кожух, в котором установлен автономный дизельный двигатель

Полуприцепа МЗКТ-999421 весит 28 тонн и способен перевезти на себе еще 76 тонн груза. Длина его платформы– 16,3 м, ширина – 3,65 м, а если воспользоваться боковыми уширителями – то и все 4,65 м. Причем возить на платформе можно не только всевозможную технику, но и стандартные морские контейнеры, для крепления которых предусмотрены фитинги.

Подвеска всех колес на полуприцепе и задних осей на прицепе – гидробалансирная
Подвеска всех колес на полуприцепе и задних осей на прицепе – гидробалансирная

Прицеп МЗКТ-837211 тоже имеет 6 осей, автоматическую систему смазки, централизованную подкачку всех колес и тоже может возить контейнеры, но сам по себе заметно компактнее (длина платформы – 10,3 м) и легче: весит всего 18 тонн при полезной нагрузке в 60 тонн. Первая пара осей у него представляет собой поворотную подкатную тележку с рессорно-балансирной подвеской. А вот задняя тележка уже оснащена гидробалансирной подвеской, причем две последние оси в ней сделаны поворотными самоустанавливающимися.

Прицепы МЗКТ-837211 со временными транспортными колесами
Прицепы МЗКТ-837211 со временными транспортными колесами
А вот так выглядит полностью комплектный прицеп
А вот так выглядит полностью комплектный прицеп
Все информационные таблички на автопоезде – с арабской вязью
Все информационные таблички на автопоезде – с арабской вязью

На этом о танковозном автопоезде у нас все, но скоро ждите на канале «МАШИНА» рассказ о других новинках завода МЗКТ, а также немного личных впечатлений от управления этими автомобилями!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector