===
В 1949 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ) началось серийное производство тяжёлых гусеничных артиллерийских тягачей «АТ-Т» (выпускался до 1980 года).
А спустя семь лет – в 1956 году, на Дмитровском экскаваторном заводе на базе тягача АТ-Т для инженерных войск Советской Армии был разработан специальный роторный экскаватор-траншеекопатель, который получил заводской индекс «изделие 409У».
Эта военная быстроходная траншейная машина (БТМ) предназначалась для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до четвёртой категории. Спецмашина выпускалась в нескольких модификациях, последняя называлась «БТМ-3».
===
===
Историческая справка:
Дмитровский экскаваторный завод находится в городе Дмитров Московской области.
Это старейший производитель землеройных машин в СССР – первый советский траншейный цепной экскаватор МК-1 был выпущен заводом в 1934 году.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году Дмитровский экскаваторный завод был эвакуирован в город Тюмень. После возвращения в Дмитров в 1946 году, завод реконструировали, и он снова начал выпускать экскаваторы.
===
===
Гусеничная машина БТМ-3 имеет сварную коробчатую раму, на которой размещены все узлы и механизмы машины.
В переднем (силовом) отделении рамы установлен дизельный 12-цилиндровый V-образный бескомпрессорный двигатель водяного охлаждения В-401Г с непосредственным впрыском топлива.
Объём двигателя составляет 39 литров, степень сжатия – 15:1, максимальная мощность – 415 лошадиных сил при 1600 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 2000 Нм при 1000 – 1200 об/мин.
===
===
Силовая передача – многодисковый главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач с уменьшителем скоростей – понижающим редуктором (девять скоростей – вперёд, из них четыре – рабочие, и одна скорость — назад), два планетарных механизма поворота и две бортовые передачи.
Максимальная транспортная скорость БТМ-3, массой 28 тонн, составляет 36 км/ч (минимальная рабочая скорость на первой передаче – 286 м/ч).
===
Ходовая часть с торсионной независимой подвеской (каждый каток – с отдельным балансиром) во многом унифицирована с танком Т-54. Гусеницы – металлические мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением. Удельное давление на грунт – 0,71 кг/см, дорожный просвет – 425 мм.
===
===
Четырёхместная металлическая кабина БТМ-3 расположена над двигателем и закрывает сверху силовое отделение.
Под сиденьями расположены ящики с ЗиП, левое и правое передние стёкла — открывающиеся. Управляется машина рычагами и педалями.
Рабочее оборудование БТМ-3 состоит из трансмиссии (уменьшитель скоростей и распределительная коробка), рабочего органа и его механизма подъёма и опускания (лебёдка, тяговые цепи и цепная передача).
===
Рабочий орган – это ротор диаметром 3,5 метра, с 8 ковшами, бортовые редукторы споперечным валом, откособразователи, метатели, рассекатели и отражатели грунта.
Размеры отрываемой БТМ-3 траншеи – до 1,5 метров в глубину и до 1.1 метра – в ширину, по верху.
===
Серийное производство быстроходной траншейной машины БТМ-3 продолжалось до 1978 года, когда на заводе начался выпуск нового экскаватора БТМ-4, созданного на базе тяжёлого тягача МТТ.