Если бы вы только видели глаза инструктора, отвечающего за прокат машин на заводском полигоне, когда он понял, что следующей за рулем его ракетовоза поедет ДАМОЧКА, то есть я. До сих пор не знаю, чего в его взгляде было больше: удивления или ужаса )) Первое, что он спросил после минуты молчания, а точно ли у меня есть права. Видимо, в этот момент инструктор пожалел, что разработчики не предусмотрели в машине ремни безопасности. Напомнив мне на всякий случай, где тормоз, инструктор крепко схватился за поручень и, прямо как Гагарин, скомандовал: «Поехали»…
Итак, первым в моем послужном списке значилось колесное шасси МЗКТ-7930. На «растерзание» журналистам был предоставлен вариант с механической коробкой передач.
Нет, я люблю, конечно, большие машины и даже регулярно отбираю у мужа полноприводный «Соболь», чтоб в булочную съездить. Но тут-то аж 12,5 метров за спиной и 3 метра ширины! Чтоб поправить правое зеркало, целый турпоход нужно совершить по кабине, причем с препятствиями, ведь место водителя частично отгорожено от пассажирских мест. Размер руля — под стать машине, зато спицы у него совсем тонкие и не загораживают приборы.
Зато как этот «крокодил» глотает большие кочки! Мелкие неровности подвеска, рассчитанная на 24 тонны груза, пропускает: в кабине на них заметно потряхивает. Но как только встречаются ямки посерьезнее, ты понимаешь, что у МЗКТ-7930 на самом деле просто потрясающая плавность хода: на ухабах уже не подпрыгиваешь, а скорее «плывешь» под бодрящее завывание 500-сильного турбодизеля ТМЗ. А с ракетой на закорках, видимо, на такой машине любой проселок и вовсе превращается в автомагистраль )) Секрет такого поведения — полностью независимая торсионная подвеска всех колес в паре с подрессоренными сиденьями в кабине: этому тандему чем хуже дорога — тем плавней ход.
По техническим характеристикам из руководства по эксплуатации МЗКТ-7930 может разгоняться до 70 км/ч. Однако у меня с проверкой его скоростных качеств неожиданно вышел «облом-с». На автомобиле оказалась ну оооочень тугая педаль газа (хотя тут должна признать, что от коллег-мужчин жалоб на этот счет не поступало), и чтобы ее продавить, мне приходилось чуть ли не привставать с кресла. Соответственно, о гонках даже и мечтать не пришлось. Хорошо хоть, двигатель уверенно тянул прямо с холостых оборотов, причем на любой передаче. А вот руль оказался не таким тяжелым, как можно было подумать со стороны, хоть и поворачиваются им колеса сразу двух передних осей.
Зато в грузовике МЗКТ-600103 проблемы с нажатием на газ не было и в помине: педалька тут электронная — практически невесомая, как на легковушке. А педали сцепления и вовсе не было, ведь машина была укомплектована «автоматом» Allison с традиционным для коробок этой марки кнопочным пультом управления.
Поскольку МЗКТ-600301 — продукт экспортоориентированный (такие покупает Саудовская Аравия), то и дизель у него тоже импортный: под кабиной прячется 13-литровая «шестерка» Caterpillar мощностью 440 л.с. Вроде не рекордный показатель, но благодаря расторопному «автомату» разгоняться на этой машине получается так же резво, как на легковом автомобиле. А ведь весит она целых 16 тонн! Без груза! Много? Зато сразу понятно, каков здесь запас прочности.
Кроме динамики, в этом грузовике меня удивили еще две вещи. Во-первых, внутри его кабина оказалась совсем не такой просторной, как казалось снаружи. Внутри всего два сиденья, а посередине между ними возвышается гигантский кожух моторного отсека. Дело в том, что ради максимального снижения габаритной высоты и высоты центра тяжести кабина посажена на раму так низко, как только возможно.
А вторая удивительная вещь — … Что я там писала про МЗКТ-7930 — хорошая плавность хода? Нет, ребята: то была не плавность. Плавность тут!!! Причем вкупе с какой-то удивительной энергоемкостью. Тут точно не подвеска от каких-нибудь «дакаровских» спортивных грузовиков? Оказалось, еще круче: тут полностью независимая гидропневматическая подвеска, обеспечивающая колесам какую-то просто фантастическую величину хода. В общем, проверено: по лесным колеям на этом грузовике можно спокойно разгоняться километров эдак до 70 в час, ведя непринужденную беседу о погоде ))
Ну и последним в списке опробованных мною автомобилей стал МЗКТ-69221. На вид — некая совершенно непонятная приземистая конструкция, совсем скромной высоты, на относительно маленьких колесах. Зато ширины внушительной: 4 метра по зеркалам — это больше, чем у МЗКТ-7930! Оттого за руль сажусь с некоей робостью.
А внутри удивляюсь еще целых три раза подряд. Первый раз — отсутствию привычной панели приборов: перед водителем — два монитора, на которые можно вывести хоть кучу стрелочных указателей, хоть картинку с камеры заднего вида. Удобно! Второй раз удивляюсь, когда на очередном повороте позади меня раздался женский голос, сообщивший о недостаточном уровне топлива в баках. Оборачиваюсь: «Кто здесь?!» Оказывается, это бдит система диагностики, которая извещает водителя обо всех нештатных ситуациях на борту.
Ну и, обернувшись, удивляюсь в третий раз: с улицы этого было не видно, однако кабина-то тут на самом деле не однорядная, а… двухкомнатная, да еще и с коридором! Сразу позади крайних сидений в кабине сделаны здоровенные кожухи, скрывающие под собой колесные арки. Проход между ними как раз и получается коридором. А дальше — ширмочка, позади которой еще реально целая комната с креслами! Именно там будет размещена целая куча грозных кнопочек и рукояточек, когда наше шасси обретет положенную ему надстройку и превратится в пусковую установку зенитно-ракетного комплекса «Бук-М2».
Уже выехав на полигон, я поняла: вовсе не ширины надо было бояться за рулем МЗКТ-69221! К габаритам-то привыкаешь быстро. В отличие от первых двух машин, здесь меня нещадно трясло. Видимо, параметры подвески выбраны с тем расчетом, что порожней эта машина вообще никогда не работает. Вес же ракетной установки, которая должна сюда монтироваться — 14 тонн. И без этой нагрузки подвеска мало что амортизирует. Вдобавок ко всему кресла в кабине не имеют подрессоривания, а потому… Бедные мои «большие глаза»: теперь я хорошо понимаю, почему военными машинами традиционно управляют мужчины! ))
Ну, а что в остальном можно сказать о ходовых качествах МЗКТ-69221? Руль тут нетяжелый, коробка тоже автоматическая, но уже не американская, а белорусская: ее на МЗКТ делают самостоятельно. Управляется она джойстиком, имеет возможность ручного переключения передач, но по настройкам сильно отличается от «аллисоновской» коробки. Она более вальяжная, если можно так выразиться, и в ней только 5 передач. Ярославский дизель ЯМЗ-6585 развивает 420 л.с., но динамика уже не удивляет: набор скорости происходит плавно, а характеристики подвески разогнаться быстро на лесном проселке все равно не позволяют. Впрочем, у этой машины и задачи совсем другие, нежели у МЗКТ-600103.
А еще на МЗКТ-69221 пару раз за время движения по грунтовой дороге полигона приходилось пользоваться блокировками: корпус у этой машины жесткий, скручиваниям не подвержен, а потому небольшие колеса на неровностях дороги довольно легко вывешиваются и начинают проскальзывать. Но в режиме «всё включено» она, конечно, превращается в танк, который будет ползти до тех пор, пока хватает клиренса.