КрАЗ – один из тех грузовиков, которые, в общем-то, очень сложно не узнать. Хотя бы потому, что за всю историю предприятия он, по большому счету, массово выпускал всего два заметно различающихся внешне поколения грузовиков. Брутальный облик которых спутать с чем-то другим просто невозможно. Вы же не будете с этим спорить? )) Но на самом деле в разное время на КрАЗах применялось более десятка разных кабин! Причем как собственноручно разработанных, так и покупных. Ну что, посмотрим на них поподробнее?
Первые грузовики марки КрАЗ с чужими кабинами появились… уже в 1961 году, когда завод едва-едва начал строить грузовики. Это был опытный 12-тонный КрАЗ-250. При его создании вместо серийной деревометаллической каркасно-панельной кабины была использована действительно современная для того времени цельнометаллическая кабина от ЗИЛ-130, сваренная из штампованных панелей. Разумеется, это было далеко не главным новшеством того автомобиля, но сегодня же мы говорим только о кабинах.
Год спустя был собран и первый самосвал перспективного поколения: он назывался КрАЗ-251 и мог перевозить 11 тонн груза. Разумеется, он тоже был укомплектован кабиной от «сто тридцатки». Форма оперения кабины у него поменялась по сравнению с КрАЗ-250, но ни тот, ни другой вариант в серию так и не пошел.
Следующие чудные КрАЗы были собраны в том же 1962 году, что и самосвал КрАЗ-251. Ими оказались трехосные полноприводные грузовики бескапотной (!) компоновки: бортовой 8-тонный КрАЗ-253Б и седельный тягач КрАЗ-259Б. К последнему прилагался не менее экзотический активный полуприцеп КрАЗ-834 грузоподъемностью 15 тонн. Кабинами с ними поделились новейшие МАЗы пятисотого семейства. Это, впрочем, было временное решение: далее для полноприводных бескапотников на заводе разработали и изготовили собственные кабины, более легкие и технологичные.
В 1964 году на заводе сделали новые варианты самосвалов КрАЗ-251. Вместе с модернизацией самосвального оборудования на них заметно изменился и дизайн, поскольку вместо кабины от ЗИЛ-130 теперь использовалась кабина от грузовика Урал-377. В таком виде построили несколько машин, которые затем проходили опытную эксплуатацию наряду с серийными самосвалами КрАЗ-256. Но и «ураловские» кабины по ряду причин себя не оправдали, так что в 1967 году этот эксперимент был завершен.
На этом тема с использованием чужих кабин на своих грузовиках на КрАЗе надолго затихла. Вся техника, что сходила с конвейера, прекрасно расходилась и так, и никакой нужды «городить огород» как бы и не было. Вернуться к «кабинному вопросу» завод был вынужден лишь в конце 2000-х, когда стало очевидно, что капотная компоновка стала сильно проигрывать бескапотной даже в тех сферах, где еще совсем недавно грузовики марки КрАЗ чувствовали себя вполне вольготно. Первой ласточкой стала китайкая кабина Shaanxi, как две капли воды похожая на MAN F2000. Грузовик получил декоративную решетку в стиле капотных КрАЗов и накладную кразовскую эмблему на ступице руля, и на этом адаптация кабины к фирменному заводскому стилю, по большому счету, и завершилась.
В то время предприятие лелеяло надежду выпустить новую бескапотную кабину собственной разработки. Она даже была представлена в 2009 году на самосвале модели КрАЗ С20.0. Но мечты – это одно, а реальность – совсем другое. Через пару лет бесплодных попыток наладить производство своих кабин кразовцам пришлось вернуться к использованию покупных кабин для бескапотных грузовиков, выпуска которых так ждали от завода многие постоянные клиенты. Так, в 2011 году появился еще один грузовик с кабиной Shaanxi – шасси КрАЗ H23.2M. Но, немного помелькав на выставках, он исчез с радаров, так и не став серийным. А последнюю попытку использования кабины Shaanxi кразовцы предприняли в 2013 году, показав новый полноприводный грузовик. «Лаптежник» в таком исполнении, названный КрАЗ B12.2MEX, даже получил собственное имя «Сержант». Однако дальше опытного образца дело не пошло и тут, и тема с китайской кабиной типа MAN F2000 завершилась окончательно.
Чуть ранее, в 2011 году, были впервые представлены грузовики КрАЗ с кабиной… от Renault Kerax! В то время она еще являлась серийной и совсем не считалась устаревшей. Первым грузовиком, получившим французский «капитанский мостик», стало шасси КрАЗ H23.2R. Следом такую же кабину примерили и к перспективному семейству самосвалов КрАЗ C20.2R, а далее – везде, на самых разных модификациях других кременчугских грузовиков. В результате кабины Renault неплохо прижились на КрАЗах и использовались заводом вплоть до последнего времени. Причем они предлагались как в дневном, так и в спальном варианте. Это был первый и единственный успешный вариант внедрения кразовцами на производстве чужой кабины.
Французская кабина, при всех своих достоинствах, оказалась все же дороговатой. Потому в 2013 году КрАЗ снова вынужден был обратиться к кабинам из Поднебесной, попробовав построить зерновоз КрАЗ-6511C4 с новой кабиной Qixing. Несмотря на некую схожесть и официальное позиционирование «оборудован лицензионной кабиной MAN», от исходной немецкой конструкции в этой китайской кабине осталось мало. Даже «спальник» у нее был усеченного размера. Тем не менее, ценник сделал свое дело, и вариант кабины Qixing получил постоянную прописку в линейке грузовиков КрАЗ. И в конце 2013-го и начале 2014 года появились новые самосвалы КрАЗ-7511C4 и КрАЗ C26.2M. Затем появилось семейство облегченных грузовиков КрАЗ-5401H2 (4х2) для коммунального хозяйства.
С 2015 года различные варианты грузовиков КрАЗ с кабинами Qixing стали мелькать в новостях Кременчугского автозавода с завидным постоянством. В частности, их использовали для постройки шасси КрАЗ-7133H4 под 40- и 50-тонные автокраны. И да, КрАЗ даже сейчас упорно продолжает именовать данную китайскую поделку «кабиной MAN» ))
И раз уж мы заговорили об автокранах, то нужно сказать, что в 2014 году было создано специальное крановое шасси КрАЗ H27.3EX (8х8) с грузоподъемностью 27 тонн. Ввиду специфического назначения оно комплектовалось вынесенной вперед китайской кабиной Hubei RDGD пониженной высоты. Тема такого шасси виделась достаточно перспективной, и заводчане прочили новому вездеходу светлое будущее, но… увы, не сложилось.
А в 2017 году в новостных лентах вдруг замелькали пожарные МАЗы с дивной надписью «KRAZ» на решетке радиатора. Что это за чудо? По официальной версии, это специальное шасси модели КрАЗ-5401HE, созданное для монтажа пожарных надстроек и комплектующееся двухрядной кабиной МАЗ. А по неофициальной – КрАЗ просто приклеил свой шильдик на… Впрочем, какая разница? Официально это пожарная автоцистерна АЦ-4-60 на шасси КрАЗ-5401HE – а значит, так оно и есть.
Чужие кабины на КрАЗы ставил не только сам завод. Например, компания «Автомастер и К» все из того же Кременчуга когда-то поставила на поток переоборудование капотных КрАЗов в бескапотные. Причем, в отличие от самого автозавода, умельцы использовали для своих грузовиков настоящие кабины MAN, хоть и неновые.
Не могу сказать, как долго продолжался такой бизнес, но в 2016 году в каталоге продукции фирмы они точно еще присутствовали.
И напоследок – пара поделок от самих владельцев грузовиков КрАЗ. Судя по номерным знакам, на сей раз над этими «лаптежниками» поработали явно не наши соотечественники. Хотя, кто знает – ведь нашего брата во всех странах много! ))